Немного о театре или как смотреть спектакль

«Подлинно художественное произведение должно нести зрителю радость, без которой нет вообще искусства». В.И. Немирович-Данченко

«…Возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..» В.Г. Белинский

«Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Н.В. Гоголь

Слово драма означает по-гречески быстрое движение, действие. Чем определяется это движение в пьесе? Прежде всего столкновением человеческих характеров, различных взглядов на жизнь. Значит, драматург должен вывести в пьесе такие характеры и поставить их в такие взаимоотношения, чтобы между ними возник конфликт, завязалась борьба. Но самому драматургу следует при этом остаться незамеченным. Надо, чтобы все поступки героев вытекали из их характеров, а не определялись произволом автора, лишь тогда мы поверим тем процессам, которые происходят в сознании действующих лиц и заставляют многих из них к концу пьесы в чем-то измениться.

Поэтому автор должен в первую очередь четко наметить исходную «расстановку сил» в пьесе, или, как говорят, дать экспозицию характеров. Он должен также убедить зрителя в значительности того события, которое изменило обстановку и ознаменовало собой начало борьбы (завязка). В дальнейшем же зрители должны иметь возможность убедиться в неизбежности именно того исхода, который предлагается драматургом (развязка).

Многое требуется от драматурга. Ведь он не может, как автор романов и повестей, подробно рассказать о своих героях, объяснить их поступки. Драматург должен так строить пьесу, давать героям поводы к таким высказываниям, чтобы зритель сам разобрался во всем. Талантливый драматург добивается этого, но, в свою очередь, он требует от зрителя внимания к каждой реплике, умения вдумываться в нее, угадывать душевное состояние героя даже по беглому намеку, будничной фразе.

Большое внимание, вдумчивость, умение сопоставлять различные детали человеческих характеров действующих лиц и исполнителей требуются при просмотре спектакля. Сюжет мелькнул, но случайно ли, а пропустив и не вникнув в первый раз какую-либо фразу – зритель уже не почувствует всей глубины драмы. За паузами, за будничными фразами действующих лиц зритель ощущает и глубокую боль, и чувства героев пьесы, и то, что для одного героя произошла глубочайшая драма, то для другого оказалось «так», чем-то не более значительным, чем сюжет для небольшого рассказа.

yuliyaberdnik/Юлия Бердник


Рецензии