Первый день в первом классе

   1 сентября. Мама ведёт меня в 1-й класс. Погода прохладная, уральская, жалко, что нельзя идти раздетой, и я расстёгиваю своё пальтишко, чтобы все видели мою замечательную школьную форму с белым нарядным фартучком. В одной руке – новенький школьный портфель, в другой – букет флоксов, сорванных братом накануне на клумбе в городском сквере. Обе руки заняты и за маму я не держусь, она идёт рядом. А я уже школьница, вполне самостоятельный человек! Всего дня 3-4 мама будет провожать меня в школу (старший брат учится в другой, где параллельно получает основы специальности радиомастера, и нам с ним не по пути). Вскоре в школу и обратно я буду ходить сама. Это недалеко – один квартал, но надо переходить оживлённый проспект. Конечно, поток машин в то время (начало 60-х) сравнительно невелик, а я давно знаю все сигналы светофора, ещё  в детском саду выучив полезный стишок:
Мы учили курицу как ходить по улице:
Если красный свет, то дороги нет,
Если жёлтый – подожди,
А зелёный – проходи.
Мы, дети, в то время были более самостоятельными, а наши родители более занятыми и не привыкшими постоянно контролировать и опекать детей. Мы росли на улицах и во дворах, рано узнавая реальную жизнь, но это не помешало большинству из нас вырасти хорошими людьми.
  И вот она – школа! Двухэтажное здание из красного кирпича с большими полукруглыми окнами и нарядным фасадом. До революции оно было специально построено для детского приюта, а сейчас здесь обычная городская средняя школа. Знакомство с первой учительницей… Торжественная линейка… Экскурсия по школе… Наша классная комната подавляет меня своими размерами, высоченным потолком, огромными окнами. В классе три ряда тёмных деревянных парт с откидывающимися крышками и углублениями для чернильниц и ручек. Мы, тридцать первоклассников, сидим за партами: девочки в коричневых школьных платьицах с белыми фартучками и бантами, мальчики в мешковатой серой форме, похожей на солдатскую (курточки перепоясаны ремнём с блестящей пряжкой). Все слегка испуганы и напряжены…
  Учительница в тёмном костюме с белой блузкой и забранными в пучок волосами кажется старой и строгой (хотя, судя по общей фотографии, сделанной в конце 1 класса, ей было лет 40-45). Она рассказывает школьные правила, затем проверяет, у всех ли есть учебники и тетради – мы с удовольствием раскрываем наши замечательные новые портфели и вытаскиваем на парты все свои школьные сокровища: книжки, тетрадки, пеналы, коробки карандашей… Я ревниво оглядываюсь – у меня всё так же как у других? Всё ли есть, что надо? И успокаиваюсь – у всех такие же копеечные тетрадки в синих обложках, деревянные пенальчики (почти у всех одинаковые, особого выбора в магазинах нет), обычные деревянные ручки-вставочки и маленькие коробочки цветных карандашей. Всё как и у меня.
  Оборачиваюсь и  наталкиваюсь взглядом на совершенно обалденную картинку –  на чьей-то парте лежат настоящие сокровища: огромная коробка цветных карандашей (не 6 штук, как у всех нас, а в 2 или 3 раза больше!), какой-то совсем непривычный прозрачный пенал (видимо, из редкой тогда пластмассы), учебники в красивых обложках, ручка не простая деревянная, а, видимо, тоже пластмассовая… Чьё это? Во все глаза разглядываю хозяйку этих удивительных вещей – симпатичную темноволосую девочку с косами, свернутыми крендельком и украшенными широкими белыми капроновыми бантами… Ладно, капроновый бант у меня тоже есть, косичка, правда, одна и та куцая, но ничего, вырастет. Но фартук! Какой на ней фартук! Я не думала, что такие могут быть. Из белого капрона, с красивыми складками, крылышки и грудка как-то по особому вырезаны и украшены вышивкой белыми шёлковыми нитками… Какой кудесник сотворил такую красоту? И почему она досталась именно этой девочке? Я очарована, ошеломлена, подавлена … Мой замечательный новый сатиновый  фартучек с широкими крылышками совершенно померк на фоне этого великолепия. Я с трудом отрываю глаза от девочки, но они невольно возвращаются к ней снова и снова…
  На следующий день все мы пришли уже в повседневных чёрных фартучках. У этой девочки он тоже оказался не простым, магазинским, а был сшит из тонкой чёрной шерсти, но по фасону напоминал наши и моё воображение уже не поражал. Имени девочки не помню, т.к. через год школа переехала в другое здание (типовое, только что построенное), но оно было далековато от моего дома, и  во 2-й класс я уже пошла в другую школу, которая стояла лишь на квартал дальше. В ней и проучилась все свои остальные школьные годы. А девочка  оказалась тихой, застенчивой, хорошо училась, но больше не запомнилась ничем. Думаю, что была она не из простой семьи, судя по тому, какие дефицитные вещи были в её портфеле. Кстати, необычной прозрачной ручкой учительница ей писать в школе запретила, и она выводила палочки и крючочки такой же, как у всех нас, деревянной крашеной. Но её замечательный фартук я запомнила на всю жизнь!
  Первый школьный день закончился походом в Горьковский сад с мамой и поеданием вкуснющего мороженого на открытой веранде летнего кафе. Завтра меня уже ждал обычный учебный день. Так началась моя школьная жизнь.


На фото моя первая школа. Пермь
Фото класса взято из интернета.


Рецензии