Капитан-директор Глава 1

 Кажется, что только вчера грузил в Ростоке на "Мусоргского" закреплённые за мной БАТы, мостоукладчики на танковой базе и прочий инвентарь инженерных войск, а сегодня уже гражданский человек с полубомжовыми перспективами. Хорошо, что ещё ТАМ - в ЗГВ наш полкан, помня добро, что ему ещё летёхе, как то давно умерший дед мой оказал, снизошел до душевной беседы и перспективы обрисовал. Весьма не радужные. По приходу в Союз, а вернее то, что из него нынче кроят (названия не запомню никак - всё ГСМ на язык просится), часть нашу расформировывают. Может для меня взвод и найдут где-либо, а может и нет, да и на довольствие взводного нынче и собаку не прокормить. Хорошо хоть жениться не успел. На "своих" общедоступных официантках не хотелось, а на Марте было нельзя.

  Особняк как пронюхал, что я в посёлке не в гаштет мотаюсь - так сразу и предупредил о последствиях, я еле отбрехался  его же  демагогией о "Дружба-Фрондшафт". Благо, что умничка моя в университет поступила, и дома появляться стала только на каникулах. Но хоть очередное звание я согласно полученному в КВИКОЛКУИВ высшему военному и гражданскому образованию через год получил, но на должности застопорился. Хотя согласись после выпуска военпредом на завод - сходу бы майорскую должность отгрёб и работку непыльную.
  Но мир перевернулся, и что майор, что старлей - стали нищетой и голодранцами бездомными, а копившиеся в Союзе на счету рубли - просто бумагой. Впору запить (многие так и поступили), но  Марта, оказывается, всерьёз любила меня и духом даже покрепче оказалась, опровергая миф о расчётливости немок. Ей было наплевать на наше будущее благосостояние - процитировав русскую поговорку "С милым и в шалаше рай". Попросив меня после дембеля вернуться на малую Родину - в Латвию, а она уж как сессию сдаст, так приедет и во всём разберётся. Поверил ей сразу - хоть училась она на факе старогерманских языков, но выросла в крестьянской семье (не в колхозно-русском понимании) и трудностей не боялась, пребывая в уверенности, что если поднапрячься, то любая преграда рухнет. И за что она меня-раздолбая полюбила только? Ведь полная ей противоположность, а может именно за это? Оставил ей поднакопившиеся марки и пфенинги - пусть на свой усмотрение купит что надо, а сам как в омут в новую жизнь приплыл на вышеупомянутом пароме.
  На от деда унаследованную нами "генеральскую" квартиру нашёлся хозяин из потомков "довоенных владельцев" и пообещал в будущую квартплату включить недополученные доходы за все оккупационные годы. Да и сам я, как экс-служащий неправильной армии даже на гражданство виды имел тухлые. Но тут я хоть родился и вырос, да и язык аборигенский знал кое-как, и друзей,  надеялся, что не растерял. А на исторической родине стал бы "латышом" сходу и на рынке труда появилась бы ещё одна неконкурентоспособная персона, да и с Мартой бы там заморочек стало на порядок больше.
  Выручил Володька, теперь прозывавшийся Валдысом, с кем аж с первого класса на одной парте сидел. Что дед его где-то в Курземе в совхозе кем-то числится, а на самом деле частный тюльпанный бизнес развернул, я знал ещё когда на каникулы мы вместе к нему поехали, и всё лето честно отбатрачили на ниве частного цветоводства. Хотя не перехрянули и мне даже понравилось, озерко лесное рядом было прям обалденным, да и всё что узнаешь - за горбом не носить. Хуторок терялся в глухих курляндских лесах, и это было лучшей защитой от ОБХСС.

  Дед своевременно умер, ибо бизнес с потерей Восточного рынка закрывался, а на Западе к 8-му марта тюльпаны не востребованы. Но некоторые суммы внучику всё же перепали, как и наследуемый крепкий хуторок. Валдыс Ригу бросать, разумеется, не захотел, а мне же предложил как доверенному лицу партнёрство на замышляемой там лесопилке. Он достанет мало-энергоёмкую шведскую ленточную пилораму в комплекте, договорится с поставкой бревна и сбытом доски, а моё дело "распилять и ни о чём кроме плана не думать". А если ещё что из оборудования достану, то, разумеется, даже соответствующую долю в предприятии получу. Только какое оборудование с бывшего военного? Благо, что я инженер в квадрате, и работе на полагающимся этим войскам передвижным пилорамам, да электростанциям (с набором плотницко-столярных станков)  обучен и знаю где они находиться должны (не так и далеко).
   Вот и поехали "компаньоны" зампотеха ближайшей части убалтывать, благо, что с ним однокашниками оказались. Что конфетно-букетный период нашей сделки сразу возможным получилось устранить. Цену он загнул дикую - аж миллион! РЕПШИКОВ! Я с Валдысом обомлели даже, я - как "дикий" от огромности суммы (помнил ведь ещё водку по четыре рубля), а Валдис наоборот - он то со шведской пилорамой сравнивал. Чтобы продавец не передумал, мой партнёр расплатился сходу кэшем (то-то я удивлялся, что он тяжёлую спортивную сумку на сделку тянет).  А вновь образовавшийся миллионер в порыве щедрости бонусом к нам в кузов велел еще пару тяжелых ящиков закинуть.
 И пока я шоферил, Валдис что-то там сложил, потом отнял, потом умножил, и выдал, что могу рассчитывать помимо заработной платы технического руководителя предприятия (весьма скромной), также на долю в бизнесе, в размере аж 8%! (только невнесённый мною вклад  будет вычитаться из жалованья до покрытия). Да плюс бесплатное проживание в разваливающемся домике, да плюс бесплатное отопление получающимся горбылём, да плюс бесплатная вода из колодца, да плюс бесплатное владение окружными полями (неубранной цветочной плантацией)  ... и много чего другого ещё бесплатного, на почти курорте вдобавок (озерко соединялось ведь с морем). Утаив, что автономная военная пилорама позволяла открывать "бизнес" уже на следующий день (опыта ведь у меня набегало на пятерых), а шведку ещё ждать пару месяцев, да электролинию под неё усиливать. Цена на солярку правда также кусаться начинала. Но Валдыс знал где "взять" и пока я с помощью трёх окрестных алгонавтов разворачивал "военно-полевой цех лесопереработки", прям на следующий день пригнал первый гружённый сосной лесовоз, приволок с ближайшего развалившегося колхоза емкость тонн на пять, а из за компанию приехавшего бензовоза тут же её заполнил.
  Выплачивать пока мне обещал как и прочей раб.силе  разумный минимум, аж по тысяче в день - мол на еду в деревне хватить должно. Ну и показав где спрятан дедов Люгер (с тремя патронами) - "если что", пожал руку и пожелав успехов в труде и личной жизни умотал бизнесменить в столицу.
 
  Контингент, мне доставшийся, в своё время в советской армии служил и мат не забыл, потому общий язык нашли сразу, и поскольку сам я руки запачкать не боялся, да и дело знал, заценили это мужики, и работа пошла.
"Норму" мне компаньон заложил, конечно, сверх эксплуататорскую, и ворочая бревна на пузе, вряд ли бы удалось её вытянуть. Но работяги стали подкидывать умные мысли, где по окрестным развалившимся колхозам и совхозам бесхозная малая механизация валяется, пока до неё охотники за металлом не добрались. Ну а где на нужную мне вещь уже хозяин определился, то решался вопрос легко всё той же бартерной доской. Оказывается, подавать полу-тонное  бревно на тележке по рельсикам совсем не то же самое, что с помощью какой то матери. Даже на так и не смонтированный в советское время, полностью укомплектованный ангар мех. мастерских сторговался  под будущее расширение производства. Пока сам перевезти смог только "железо", а стройку века затевать бюджет трещал, как временной, так и финансовый. Хотя под арки столбики фундамента заливать  время изыскивать старался (по выходным в одиночку).
 Но наибольшей удачей оказалась встреча с мастером лодочной мастерской ближайшего рыбколхоза. Коллективное предприятие в стремлении выжить также срочно стремилось избавиться от непрофильных активов и на помещение, стоящее посреди посёлка положил уже глаз местный магазинчик. Четыре находившихся там ещё довоенных станочка (но вполне исправных) по цене металлолома  выкупил у правления сам мастер Рихард, а семь лет назад завезённый из Брянской области и хорошо просушившийся изрядный запас дубовых брёвен, местные растащили бы на дрова, да такое топливо перекалило бы печи халявщиков - печник выходил дороже. Потому удалось мне сменять дрова (горбыль хвойный) на дрова (дубовый кругляк). И сразу же распустил особо ценную древесину на брус.
  Рихарду перевалило за полтинник и дерево он давно уже научился чувствовать. Так как кабеля в хутору не имелось, с компаньоном общался посредством писем, еженедельно отправляя ему отчёт. И инициатива мне пока не возбранялась. Так и в этот раз - предложил я спецу на свой страх долю в 4%, ну и "всеобщую минималку". А поскольку жил он  бобылём, то попросился третий партнёр ближе к месту работы переселиться. Чему я только рад был - ведь даже пёсика всё завести не получалось, а в домике места хватало. Прям про гриб сказка! Только наш дом-гриб мастеру не понравился, и заказал он у какого-то знакомого, чтоб тот дранку налущил - крышу требовалось перекрывать. Но дело это нескорое и побочное, а главное для нас план! Который мы по кубам хоть и отгружали, но перерасход материала из-за бартера выходил изрядный.  Потому, оставил я предприятие на нового партнёра, а сам с грузом попутного пиловочника отправился в столицу на отчёт - что бы Валдыса непонятки на мучали.

  Но застал там не только его. Моя невеста сдала сессию досрочно и рванула на каникулы ко мне! Эту радость не омрачил даже зундёж миноритарного вкладчика по поводу перерасхода оборотных средств. И заявление, что с Рихардом я делился только своей собственной долей, которую и ещё бы следовало убавить за непредусмотренные расходы и самоуправство. Так что партнёрские наши отношения начала облачность накрывать, и по всему выходило, что в этом виноват только я - мог ведь и дальше брёвна таская корячиться ( или других корячиться заставлять). Но уходить мне было некуда, а Валдысу некого на моё место ставить. Так что скоренько (отметим торжество дома) мы с Мартой отношения зарегистрировали, и вернулась на хутор уже ячейка общества. Сестра навалила мне в "приданное" оставшиеся от родителей ложки-поварёшки, одеяла - простыни (без которых семье никак нельзя). Забрал также отцов любимый трёхствольный Зауэр, и чемоданчик с припасом к нему. Батя был охотником "старой школы" - сам патроны снаряжал, и тотальным советским дефицитом приучен был и пыжи из старого валенка вырубать, и пули отливать (знавал он токарей, что форму под "особую" пулю выточат). С началом перестройки, как мама умерла и совсем с прилавков стал народ всё сметать, то не давился он в очередях что бы талон на водку отоварить, а в расположенном неподалёку магазине "Охотник", то капсулей по "старой" ещё цене прикупит, то гильз латунных. Зачем то впрок!
  Но больше всего поразило женушкино приданое. А навезла она "западных" девайсов! Мне мотопилу Штиль, с массой запасных цепей, напильников и даже специального масла. Не дождавшемуся моей свадьбы отцу - "оригинальных" винтовочных патронов (много! как только таможня пропустила?) под нарезной ствол любимого тройника. Сестре - швейную машинку навороченную. А себе-любимой (по сути - уже нам) новинку сезона - комп с принтером, электро-хлебопечку, Полароид, и ещё много разного по мелочи.
 
 Уведомив по телефону фатер унд мутер о том что по статусу она уже фрау, Марта, разумеется, пригласила родителей на торжества. Но как всегда на селе, были они крайне заняты, от любимой кобылы ожидался приплод. Хотя даже тени сомнения в том, что герр обер-ляйтенант (и генеральский внук) не сможет любимой дочери достойную жизнь  обеспечить, у нормальных европейцев не закралось. Тем более, что и нынче его сразу же приняли в деревообрабатывающую компанию техническим директором с предоставлением пакета акций и дома.  Навестить нас они пообещали, когда внука подарим (если заняты не будут), а пока ограничились денежным переводом, причём довольно приличным (нельзя ведь допустить что бы генеральская фамилия подумала, что обрела не солидных родственников).
  За моё недельное отсутствие произошли на лесопилке разительные перемены. И главным теперь было то, что больше не тарахтел дизелёк, а лязгал и дымил локомобиль. Разумеется, я его и раньше замечал среди огромной горы "мусора", что местный житель  в конце нашего "цеха", некогда бывшего то ли большим коровником, то ли амбаром, построенным ещё до войны из валунов, собранных на полях. В таком и оборону держать не сложно.
  Но вернёмся к шведскому локомобилю - не так он, оказывается, был и стар, всего то чуть за 60, причём последние 30 лет бездействовал. Дедушка Валдыса обладал характером Плюшкина и незаметно прихватизировал ставшее не нужным добро, но никто и не расстроился - и без того металлолома в стране хватало. Аппарат грамотно оказался поставлен на консервацию, так что привезенный мной из Германии подарок механиков-англичан разрушитель ржавчины WD-40, почти и не потребовался. И теперь электрогенератор вырабатывал ток для нашего гатера, не расходуя дефицитный соляр, а избавляясь от становящихся уже проблемой отходов производства.

  Теперь же моего зама и соседа одолевала идея-фикс - продовольственной независимости от внешнего мира. И он договорился со знакомым трактористом о запашке зацветшей уже дичающей тюльпанной плантации под картошку. Как на цветы собирается наехать трактор, было первое, что увидела жена, подъезжая к новому своему жилью, и первое что она тут произнесла, было решительное и очень громкое "НАЙН!". Красоту ей удалось отстоять, а трактористу (к его не удовольствию), пришлось вспахать рядом расположенный лужок. Но мужик вскоре оттаял, ибо оплату получил не доской, а маркой, и на завтра же поклялся поле забороновать и борозды разметить. Так же у него и навоз нашёлся, и посадочный материал. Только зачем нам было распахивать все три гектара? Ладно, я хомяк ненасытный, хомяк покрупнее оказался Рихард, но теперь в нашей команде появился ХОМЯЧИЩЕ с европейским мышлением, для которого слово "пустующие земли" просто не понятно.
 И КАКОЙ ЖЕ ТУТ БАНКЕТ В РАЗГАР ДЕРЕВЕНСКОЙ СТРАДЫ?
А ведь попутно то нам ещё и кубы для плана гнать требовалось. Но Его величество КЭШ легко решал вопросы во все времена. А на тюльпаны Марта налетела с Полароидом, даже не отдохнув с дороги. Пару пачек дорогущей фотобумаги извела, при этом что-то на щепках царапая и втыкая их рядом со цветами. А потом заявила, что столь разнообразную коллекцию уж она-то по осени пристроить сможет за приличную сумму, и теперь ей понятно, почему на востоке вечно на безденежье жалуются.
  В последующие дни я встречался с Мартой только в постели и, засыпая, слушал, что она то где-то пустующие  поля за смешные деньги в аренду взяла (у кого??? власти то нет!!!) и где овсом, где ячменём засеяла. Где-то зерносушилку компактную выкупила и на днях её привезут. А пока в ней доски сушить возможно, если Рихарт сумеет на дровяное отопление переделать.
  Как-то незаметно по двору стали разгуливать цыплята под предводительством квочки, а венцом нашего оселянивания явился привод рябой коровы. По уверениям Марты очень удоистой породы, причем уже осеменённой породистым быком - документы на что видела своими глазами (большая уже, а всё в сказки верит!). Разумеется, мы с Рихардом тут же оказались озадачены сколачиванием из горбыля пристройки к амбару-коровнику (по-латышски - куте) - нельзя же будущую маму помещать туда где всё грохочет.
  Затем выяснилось, что картошку любим не только мы, но и живущие в лесу кабаны и я даже ночного сна оказался лишен - добро требовалось охранять, носясь по огромному полю и объясняя зверью, что оно не право. Проще бы мне, как сапёру в недавнем прошлом, удалось бы периметр минами обложить, но это не гуманно. Марта на следующий день дула через трафарет на обрезки досок "Ахтунг!" и заставила вместо мин установить. Но я вместе с Рихардом еще установили посреди поля вышечку. Благо, что ночи становились всё светлее, а в папином "охотничьем чемоданчике" даже прибор ночного виденья обнаружился. На следующий день все мы предстали перед проблемой переработки деликатесной свинины в особо крупных размерах, а факты мародёрства более не замечались. Правда Марта всё же поинтересовалась - соответствуют ли наши действия местным законам? Я! Я! Был ответ.

 Незаметно подкрался  п.. , нет сенокос, хотя мне он показался именно полярной лисой.  Ибо Марта не успокоилась, пока не забила бездонный чердак нашей огромной куты прессованным клевером. Сокрушаясь при этом, что он не достаточен и строя планы на зиму. Я безропотно терпел, а припаханные ею латыши грозились поднять бунт, не смотря на то, что "её" работникам на полях набегало репшиков много больше, чем "моим" (и мне в том числе), брёвна ворочающим.
  Когда наш корабел при такой запарке успел ещё и по своему профилю потрудиться и весьма приличную лодку смастерить - не пойму. Разве что по ночам, благо, что они тут летом светлые.  Но он ещё у своего рыбколхоза сетей выцыганил, и в  нашем меню появились законные рыбные дни - озеро оказалось не пустым. А супруга добила меня известием о том, что на (долгожданную мною) учебу  не     поедет - академку взяла по семейным обстоятельствам. Действительно, вся наша большая и дружная "семья" без её присмотра "в траву попадала бы спать". Сама же позаботилась о доходах (подработке)    и в зимний период. Оказывается, практичная тогда ещё фройлян, древнегерманский изучала факультативно - для души, а кормящей её профессией     избрала в Ростокском универе, всегда модное среди богатеньких - малое судостроение. Причем уже весьма проявила себя практически в расчёте и шитье парусов для яхт.  Машинку швейную (ею же и подаренную, между прочим) пока у моей сестрёнки одолжит. А ткань какую-то специальную, да такие же нитки, шнуры и верёвки (простите мореманы – знаю, что не прав!) уже оплатила и скоро контейнер подвезут. Комп, оказывается, она не для антуража привезла - там у неё "выкройки", а так же прочее "по работе и учёбе". Причём весьма  доходное!        Рихард мою жену понял, а я -нет. Ну сухопутным уродился!
 
 Зарядили дожди, и одновременно наступила жатва, да к тому же приятель Рихарда для в конец протекшей крыши нашего дома дранку, наконец, подвёз, а мой босс долгожданную шведскую ленточную пилораму и барабан алюминиевого кабеля с изоляторами - энергетики грозились поторопиться.
  Всё это добро спрятали от воды в бездонной нашей куте, куда и сами переместились (кухня для приготовления кормов для скота оказалась весьма просторна). Да и из дома все имущество перетащили - чтоб не пропало. Сушилку топили круглосуточно - иначе зерно сгниёт. Но ночью ведь спать потребно, а то днём ни бревна не осилить, ни за картошкой не нагнуться. Все ходили как пьяные - качаясь. Но наконец-то закрома Родины оказались забиты зерном, а пол куты на выходные завален выложенной для просушки картошкой и тюльпанами(причём каждая луковичка при персональной бирочке!)
  Но к понедельнику безобразие требовалось с пола убрать и вновь давать кубы! Под кутой имелся просторный погреб и полез я его готовить к приёму тонн корнеплодов. В одном месте мусор мне показался даже закаменевшим и вместо лопаты взяться пришлось за кайло. Но от первого же удара, меня будто током шарахнуло. А когда очухался, то электролампочка не светила, а на лестнице играл отблеск керосиновой лампы - кто то спускался меня спасать. Хотя выбор был не велик – из-за выходных, помимо неодушевлённой живности  наличествовали в "цеху" только Рихард и Марта. Оба и спускались.
  Вместе все аккуратно разобрались, куда же я стукнул, что всем нам так настучало. Под мусором оказался камень отполированный и не холодный. Тогда то Рихард и выдал местную легенду - на этом месте когда то находилось языческое капище. Потому и в округе никто не селился - боялись. А вот предок Валдыса, вернувшись с Великой войны и поживившись на русской революции уже ни Бога и ни черта не боялся, а место понравилось - камни будто кто специально стаскивал, а вокруг лес да озеро первозданные. Деньги водились, и поляки сложили ему эту куту, да земли раскорчевали. Видно они Главного Камня не обидели, а вот я сдури ударил. И кто знает на что его древние волхвы зарядили?
Только теперь опять вокруг куты глухой лес и кроме неё (и к ней прислонённого) и деревьев больше ничего нет. Ни дома, ни дороги, ни электролинии,  ни даже колодца. Хорошо хоть озеро на старом месте, и дождик такой же моросит  - так что географического, климатического и сезонного смещения похоже нет, а в остальном разбираться следует.
  Паниковать не стоит - жратвы запасено хоть роте зимовать, лодку на зиму сюда приволокли, сети есть, ружьё есть, скотина мычит да кудахчет. Даже ток от генератора, помимо пилорамы ещё и на освещение подключить не сложно. Но начинать следует с разведки.  Посему, как самый молодой - вот тебе компас, да дуй во временах и пространствах разбираться. Но я как офицер в разведку решил более солидно подготовиться - больше спешить не следовало, убедились уже к чему она приводит. Достал из под стрехи Люгер, а из-под половой плахи ящики заветные, что мне зампотех знакомый презентовал. Как знал что потребуется! В одном были цинки с патронами, и автоматными, и пистолетными, а во втором - РПГ-7 и дюжина гранат к нему. Шутки кончились и тихариться тут больше не от кого - остались только свои. Макаркины патроны годились и для дойче пистоле, и я набил его обойму. А Рихард усмехнулся и из своей заначки вытащил МП-38, что ошибочно принято Шмайсером называть (в Курляндских лесах страшные бои шли) - эта машинка так же макаркин боеприпас скушает. Да к Зауэру, помимо штатных охотничьих патронов, на нарезной ствол ещё вкладыш на автоматную гильзу имеется, а их так же на хороший бой. Жаль народу мало (да хоть собачкой-звоночком разжиться б догадался), а так, в нашей "крепости" хоть год в осаде можно сидеть.

 Потому не стал брать автомат - если что обороняющимся он нужнее, самому же с пистолетом привычней обходиться. Если что несерьёзное встречу - хватит и его, а серьёзному и автомата мало.  Натянул болотники, одел плащ-накидку и ушел в тёмный лес, на месте которого только что дорога находилась. Ответвление на "наш" хутор в ТОМ времени отходило  от очень старой дороги, что из Риги на Пруссию, через Литву вела, так что если её не встречу, то тогда встречу динозавров, и ни ноги, ни Люгер меня не спасут. Но дорога оказалась на месте (УФФ!), правда без асфальта и даже щебёнки и канав - просто накатанная веками колея без травы,  по времени года даже больше огромную сплошную лужу напоминающая.
  И по этой грязи и воде, доходящей до щиколоток, чапало пяток насквозь промокших, скудно одетых и связанных одной верёвкой мужчин и одна женщина. По бокам их сопровождали так же пяток конников в древних солдатских мундирчиках и треуголках. Разумеется, кто и откуда они я не разобрал, да и с эпохой определился весьма приблизительно - вроде как донаполеоновская. Меня всадники увидели также и, бросив несчастных (куда они связанные и изнурённые денутся), просто зажали корпусами коней так, что будь у меня что либо колюще-режущее под плащом припрятано, особо бы я им помахать не смог. Затем один что сказал (вроде вопросительным тоном) на незнакомом мне языке, потом опять, но похоже что на немецком, по крайней мере слово "мунк" я разобрал. И действительно, капюшон накидки сходство мне со служителем культа придавал. Но, не дождавшись ответа, вопрошающий капюшон с меня скинул и вместо тонзуры, кеппи цвета хакки увидел, да и взгляд я видно не смиренный излучал. Я так же уже убедился, что это не программа "Розыгрыш!". Потому, как только замахнулся на меня вояка плёткой, из рукавного прореза накидки выглянул ствол, а промазать в так близко расположенные цели невозможно было даже слепому.  Скученные боевые кони шарахнулись, но не разбежались, даже когда лишились седоков, а я жестом подозвал пленённых и показал им что бы взяли гужевой транспорт за повода, разрезая им в процессе вервия. Ну а потом - скотину привязали к деревьям на обочине, и я показал живым, что мертвых требуется разоблачить. Сработали шустро, прям до гола, чувствовалось, что делали это с наслаждением.  А затем перекинули тела поперёк лошадей и углубились в лес - я по пути заметил небольшое болотце, где трупам было самое место. А наш сход с дороги и маскировать не требовалось - непрекращающийся дождь и от собак бы следы схоронил.


Рецензии