Судьбоносец

«А когда пришло время расставаться, на порог дома вышла провожать его вся семья: и мать с отцом, и молодая красавица жена, и старый дряхлый дед. Неподалеку стояли соседи, чьи дети уже давно ушли на войну, и тихо злорадствовали, проклиная судьбу Ладека, его доселе счастливую жизнь.
-Прощай, - сказал отец. Он пытался держаться, но усы предательски подрагивали, глаза подозрительно блестели. – Пусть мысли твои опережают дела твои. Будь самым храбрым среди разумных и осторожным среди отчаянных. Помни, поддаваться настроению многих стоит только тогда, когда ты сам разбудил это настроение.
Тут один ус его пошел вверх, а другой обвис до невозможности. Он отвернулся, не желая проявлять перед сопляком истинных чувств. А мать и жена Ладека не стеснялись людской молвы. Их слабый разум был затуманен горем и отчаянием неизбежности. Они с воем повисли на его руках, словно могли изменить судьбу, удержать силой им уже не принадлежащее.
-Единственный мой, - верещала Тятка на всю округу, и от звона ее голоса дребезжали, лопались стекла в окрестных домах. – Ты уходишь, забирая часть моего сердца. Знай, пока не вернешься, будет холодно мне без ветра и одиноко среди лучших друзей. Каждый день растянется на год, а слезы никогда не высохнут на глазах.
Цитаты из недавно подаренной им же самим страдальной книжки слегка задели Ладека своей фальшивостью, но он только улыбнулся и погладил Тятку по голове. Поцеловал ее в лоб, губы, давно не мытую лебединую шею.
-Я вернусь, - сказал он любимой, - попытайся прожить это время честно.
-Обещай и мне, - просила мать, - потому что ты – это я, и нет меня без тебя.
-Обещаю. Вернусь.
-Целый и невредимый? – обернулся справившийся с собой отец.
-Даю слово. Я хозяин своей судьбы. В какую бы сторону ни пошел, путь приведет меня домой.
-Внучек, ты дал три обещания, а выполнить не способен ни одного, -  сказал старый дед, который любил Ладека больше всех и всегда говорил ему только правду.
Но Ладек не услышал его, потому что можно всегда говорить правду, но очень-очень тихо.
И сражался он яростно и безумно, забыв наставления отца, с горячностью, свойственной молодости, защищал землю и идеалы тех, кто владел его землей и идеалами и отправил на эту войну. За это был у Ладека всегда двойной паек и расположение командиров. Друзья по отряду говорили о нем как о герое. Враги называли его черным тигром или, в крайнем случае, яростным орлом.
Но судьбе не интересны людские дела, у нее своя логика. Так случилось, что весь отряд погиб, и только Ладек, сражаясь до конца, сумел выбраться живым из горящего танка. Правда он потерял руку, кровавая дорожка неотступно следовала за ним по пятам.
-Не умру, ведь я хозяин своей судьбы. Что скажет отец, если узнает, что я не выполнил своего обещания?!
Он поднял целой рукой обугленный череп товарища и прижег пульсирующий обрубок. Потом, очнувшись, пополз туда, где мерцали огни палаток союзного отряда. Не раз, теряя сознание, он готов был отказаться от жизни, но всегда говорил себе:
-Если я не вернусь, что подумает любимая? Ведь я не сдержу своего слова.
Вскоре отнялись ноги. Микросущества забирались под одежду и дальше – под кожу. Последствием бактериологического воздействия стало гниение и смрад некогда здорового тела.
И он таки добрался до передовых позиций. Потянувшись всем существом к маячившей в ночи тени часового, Ладек простонал:
-Я буду жить, потому что я…
Договорить он не сумел, мясницкий тесак – лагерь был давно захвачен вражеской армией - с одного богатырского удара перерубил шею и врезался острием в безмолвно вскрикнувшую землю.
Пока голова Ладека катилась вниз по пригорку, он еще успел увидеть грустные глаза деда и только сейчас услышал его слова. Но изменить он ничего не мог. Ни тогда, ни теперь».


Рецензии