Альма матер, или байки о войне и мире

Высшее образование мне довелось получать в середине девяностых. Смутное было время. В том числе, для изрядно пошатнувшейся системы высшего образования. Правда, судя по той информации, что долетает до меня от знакомых, чьи дети сейчас проходят эту школу профессионального мастерства, в мои времена крепость высшей школы была много прочнее. Но, уже побежали трещинки. Заключались они в том, что студиозус, не желающий, или просто не имеющий из-за бестолковости возможности учиться как положено, в полном объёме, платил родному ВУЗу посильную контрибуцию и продолжал числиться, переходя с курса на курс и в итоге получая заветный диплом. Хочешь – плати  по отдельному предмету, хочешь – по всем сразу. Продавалось всё, отдельные исключения лишь подчёркивали правило. Вместе с тем, принуждения к контрибуции не было в принципе. Хочешь учиться – учись, уважение тебе и почёт при таком подходе. Стипендии всякие повышенные…Красота!
Справедливости ради, надо сказать, что система эта была лично для меня весьма комфортной, так как давала неплохой доход и сильно оптимизировала трудозатраты на учёбу. Потому, как ушлый студент (а таких подобралось немало), скрупулезно считал денежку. И выходило у него, что заказать, к примеру, курсовой мне (с натаскиванием по сдаче), раза в три дешевле, чем тупо заплатить взятку преподу. Конкурентов у меня было мало, так как, имея в кармане диплом техникума по схожей специальности и опыт работы по ней же, спецпредметы (основную головную боль вчерашних школьников) знал не намного хуже тех, кому это талмуды несли сдавать. Так что, денежка в предсессионный период у меня в кармане водилась. С девчонок же брал натурой. Нет, это совсем не то, что вы подумали (Да как вы могли?!;) ). Просто, эти прелестные, но, к моему счастью, далекие от техники создания великолепно писали рефераты и доклады по истории, философии, экономической теории и организации производства. По обществоведению всевозможному… И с большим удовольствием меняли эти труды (не побоюсь этого слова – объём был приличный! И всё - от руки!) на курсовой по какому-нибудь дифференциальному усилителю или выходному каскаду передатчика (ламповому!). Но, это по всяким курсовым, коллоквиумам и прочим РАБОТАМ. Экзамены же с зачётами давали насущный хлеб исключительно преподавателям. Особенно буднично и тривиально это происходило на военной кафедре, в просторечии «на войне». В связи с этим, самые курьёзные ситуации случались именно там. С неё и начнем.

Распродажа книг

«Война» началась на втором курсе. Приняли не всех, были и отбракованные – по здоровью, по родственникам неправильным, ещё по каким-то важным и не очень причинам. Поэтому, общей установкой начальника военной кафедры, озвученной на первом же занятии, было следующее: «Кого что-то не устраивает – до свиданья сразу. Военная кафедра необязательна, институтский диплом и так получите. Просто, послужите потом пару лет солдатами, да и всё! Кто остается – Welcome!» Вот такая обстановка.
Одной из первых изученных дисциплин была «Общая тактика». Препод нам понравился – спокойный, уравновешенный дедушка, периодически принимающийся травить байки. В отличие от самого предмета – изучение устава караульной службы и действий мотострелкового взвода в атаке и в обороне показалось нам унылым. Но – сидели и учили, насколько могли понять. Поэтому, когда на очередном занятии преподаватель произнёс «Ну, давайте повторим пройденное, а то в следующий понедельник контрольная за полсеместра!», мы загрустили окончательно. «Дедушка» же, поулыбавшись в пушистые усы, сжалился:
- Ну, что, не хотите, что ли, контрольную? Ну, ладно… Тогда так решим. Я выпустил методички… Называются «Характеристики летательных аппаратов ВВС Российской Федерации». Да, вот что-то не покупают их. Если вы все приобретёте по одной, то контрольной в следующий понедельник не будет. Тем более, вам, как будущим лётчикам такую книгу, вообще, наизусть выучить надо…
Мы, по-первости засомневались. Но, когда узнали цену – раз в десять меньше ожидаемой, согласились единогласно. Дедушка из аудитории моментально исчез и появился через несколько минут с коробкой методичек, после чего началась распродажа. Осчастливив последнего покупателя, «дедушка» принялся травить байки, пребывая в чудесном настроении. К слову сказать, книжка оказалась на редкость толковая – описаны были как стоящие на вооружении самолёты и вертолёты, так и перспективные, существующие только в виде опытных образцов. Также, приводились сравнения с самолётами стран НАТО. В общем, прочёл я её с удовольствием и кое-что, действительно, заучил.
На следующем занятии ситуация повторилась. Выяснилось, что покупка книжек гарантирует не избавление от контрольной в принципе, а лишь её перенос на неделю. Но, и цена очередной методички была весьма умеренной. Тридцать тысяч в ценах девяносто шестого года, это примерно, стоимость скромного обеда в студенческой столовой. Вторая методичка понравилась меньше – честно говоря, даже не помню, о чём она была… Но, результат был достигнут – контрольная отодвинута ещё на неделю. Потом, дедушка заболел, а преподаватель, две недели его заменявший, никаких контрольных не устраивал.
Выйдя с больничного, дед притащил увесистую коробку – не в пример предыдущим, и занятие снова началось с распродажи. Но, какой! Методички, вероятно, кончились и в ход пошли книги, явно изъятые из домашней библиотеки. Впрочем – видимо, наименее ценные экземпляры. Нам же оставалось лишь надеяться на везение. Кому-то достался (за те же тридцать тысяч) «Устав караульной службы» 1965 года издания, нескольким курсантам (на кафедре иное наименование сурово порицалось) попали книги Новикова-Прибоя (тут же переименованного неумными студентами в гномика-ковбоя), мне же вручили «Выстрел Авроры» Алексеева. Но, настоящая схватка, перешедшая в аукцион, разгорелась за книгу «Семья Ульяновых» на украинском языке. Уж больно комично выглядело жизнеописание детства Ленина на языке братского народа. В конце концов, книга ушла за полмиллиона. Контрольная отодвинулась ещё на неделю. Результатом удачной сделки стала порция баек.
На следующем же занятии, мы, став с дедушкиной помощью записными библиофилами, буквально потребовали очередную дозу печатной мудрости. Дедушка задумался. Почесав со словами «Что же мне с вами делать-то?!» голову, вышел. Вернулся снова с коробкой. На этот раз, в ход пошли чьи-то рефераты, весьма потрепанного вида. Счастливчикам доставались целые, мне же попался микст из трёх, видимо, ранее развалившихся на отдельные листы, экстренно собранные в пачку и пробитые степлером…
Контрольную мы так и не написали. Залежей рефератов дедушке хватило до конца семестра.


Продолжение здесь:
http://www.proza.ru/2014/10/27/726


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!
Любопытное у Вас тут, оказывается, пособие по бизнесу. А я все думала, прикидывала каким образом донести до читателя свои изданные в предполагаемом будущем творения))) Оказывается, надо свои произведения сделать нагрузкой к чему - нибудь путевому)))
Да, и еще приложить улыбки, полученные от прочтения Вашей занимательной истории.
С уважением,
Светлана Жданова

Жданова Светлана Лана   03.06.2019 22:00     Заявить о нарушении
Светлана, в нагрузку к служебному положению можно что угодно продать:)
Но, вообще зря Вы так о своих произведениях - они светлые и добрые, и читатели их любят.

Алексей Тихонов   04.06.2019 10:22   Заявить о нарушении
По поводу служебного положения надо подумать)))
И что мне нравится в данном творчестве, так это собирать иллюстрацию к произведению, очень занятно, особенно с возможностями интернета.)))

Жданова Светлана Лана   04.06.2019 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.