Лекция 1. Былое и суть... Любомудрие

               

                Первое занятие было посвящено общим вопросам, содержанию курса
                и взаимному знакомству...
Лекция 1.

   Добрый день!  Ровно в 10.оо мы начинаем работу при неполном составе, но будем надеяться, что участники нашего курса привыкнут ко времени начала и будут без опозданий приходить...
   Как уже высказывался, надеюсь, что нас ожидает не стандартный курс, а учебно-исследовательский... И меня ободряет Ваша реакция на это моё приглашение во время нашего взаимного знакомства, которое в прошлый раз состоялось. Будем надеяться, что мы осуществим эту нашу надежду. Как говорится, надежда умирает последней, а то и вовсе не умирает до конца самой жизни... Вот, в такой надежде, я решил записать наш курс на пленку, тем более такого курса, более-менее подходящего, пока что нет. И нам придется пользоваться разными курсами и учебными пособиями...

   Попытки создания таких курсов уже предпринимались и всегда была надежда на создание более содержательного и подробного.  В прошлом году тоже был курс, но в итоге, относясь с самокритичностью, я не могу признать его удачным и надеюсь, что на основе продвижения всех участников и критического анализа накопленного опыта всех предшествующих курсов и исправления недостатков; и что меня особенно ободряет, Вашего живого отклика и интереса к нашему курсу – вселяет надежду, что предыдущий год окажется последним в котором еще чувствовалось для студентов, аспирантов, соискателей определенное противостояние к  философии и социально-экономическим дисциплинам...
    Философия как Учение о всеобщем имеет, конечно, социально-экономический подтекст... В Тезисах к конференции «Русская идея» (каждый желающий из Вас может принять в ней участие) , в одном из тезисов, я написал, что трудно себе представить нечто более разрушительное для духовного мира, нежели предательство идеалов, привлекающих и вдохновляющих на дела и подвиги искренних и честных людей и использование знамён этих идеалов для самых неблаговидных дел политических... Увы, такое случилось в нашей с Вами истории и привело к  кажущемуся кризису социалистического идеала...

   В подлинном социалистическом идеале отражается вековечная мечта людей о социальной справедливости и защищенности; обеспечении возможности для развития каждому члену общества в сочетании с выполнении каждым членом социалистического общества своих гражданских обязанностей.  Вот, эта подлинная социалистическая идея не затронута и не могла быть затронута дискредитацией.
   Социализм в нашей стране так и не был построен до конца, не смотря на мощный импульс, данный Октябрьской революцией; завоеваний и продвижений в этом направлении. Но именно благодаря предательству, Советского народа, социализм так и не достроен до конца, а Октябрьская революция тоже оказалась парадоксальной.
   Выдвинув глубоко справедливые лозунги: заводы и фабрики  - рабочим; землю – крестьянам;  мир – народам,  и с самого начала осуществив эти лозунги, с другой стороны, стала на глубоко ошибочный, а далее и  преступный путь. Борьба и изменение общественного строя, борьба класса и общества не была отделена от борьбы людей. Так, стало быть, свержение капитализма оказалось свержением и репрессиями, изгнанием всех тех, к которым без разбора причисляют не только капиталистов, но и  зажиточных крестьян, которые своим трудом создавали себе благосостояние...
   Передали заводы и фабрики рабочим, но как ими управлять без опыта, без квалификации... Вот и оказалось, что каждому пришлось переходить на командные методы. Опять таки, с неквалифицированными, преступными кадрами....
   Преступления эти хорошо известны. Особенно в эпоху Ленинизма и Сталинизма. Таким образом был построен госмонополизм, как теперь это стали назвать. Не общественная,  а именно, госмонополистическая собственность, то есть такая форма собственности, которую Маркс квалифицировал, как «всеобщую частную собственность». Вот в этом смысле, имеющаяся  у нас сейчас и идущая в будущую структуру реставрации капитализма собственность, проявляется  в самых диких разнузданно-мафиозных формах, которую, может быть, не знала история...

   Закончилась наша перестройка, направленная по своему замыслу, на совершенствование социализма, откат госмонополизма и построение подлинного социализма. Никто пока глубоко не осмыслил полную политическую модель развития общества. Отдельные попытки в этом направлении имеются, но социалистическая идея еще ждет своего глубокого и подлинного конструктивного осмысления, и конструктивной реализации.

   Я совершенно не против социализации, как исторического явления и научной категории. Тем более не против социалистического общества цивилизованных кооператоров, по известному Ленинскому определению. Но, вот, такой-то социализм как раз и не был построен. Актуальным становится создание подлинно общественной собственности, собственником которой является трудящийся и притом все трудящиеся...

   Именно строй цивилизованных кооператоров мог бы стать подлинно социалистическим обществом.
   Если бы революция началась не с репрессий против бывших капиталистов и буржуазии, а, просто, с сохранением всех на своих местах, как однажды выразился известный француз, политический деятель, Жескар дэ Стен: «прогресса без потрясений»,  то все люди,  желающие продвигаться по пути общественного развития, по пути создания обществом равных возможностей, социальной защищенности, могли бы оставаться на своих местах, преобразуясь из собственников в работников, получающих зарплату за свой труд... Вот тогда бы и не было тех потрясений, не было бы тех преступлений... Но, увы, горький опыт истории может научить только тех, кто желает учиться и мыслить самостоятельно. Ну, а для всех тех, которые искренне или преступно выдвигали некие идеи, которые, быть может им действительно казались истинами, либо сознательно использовав их для  прикрытия преступных замыслов и дел, стремились поведать эти идеи всем... лишь бы добиться своих целей...  Для них Законы истории были и есть – они сами. Они стремились подвергать народ  массированной идеологической обработке, а кто не поддавался этому - и массовому истреблению.

   Этим богата и наша история государства Российского с незапамятных времён. Всем известна феодальная раздробленность, благодаря которой Россия попала под власть татаро-монгольского ига...
   Эпоха Ивана Грозного противоречива и своими прогрессами, и своими Жестокостями... Петр 1...
   Как оценивать все эти эпохи? Было в них больше прогрессивного или смутного, жестокого, приводящего к страданиям людей?..

   И, вот, социалистическое... С одной стороны, в смысле устремлений и ряда продвижений, без кавычек, и  социалистическое, в кавычках, с негативной, преступной стороны, приведшее к многомиллионным жертвам...
   Вся Российская история побуждает к тому, чтобы жить своим умом. Борис Поршнев в своей книге о начале человеческой истории, в своей последней фразе говорит о том, что возникает множество максим, признаний, пословиц и поговорок, говорящих о том как жить и как действовать... И на всё есть соответствующее предписание, надо только выбирать среди этих пословиц и жить не думая своим умом... Но, ведь, выбирать! А как можно выбирать, не живя, не думая своим умом?! Вот, эта задачка, представляется куда как более трудной...
   Исторический опыт приводит к проблемам, когда такой выбор становится неизбежным. Такова методология выбора.
   Это одна из  тем нашего с Вами курса. Тема - «Методология выбора» и методология выдвижения перспектив, реализуемых прогрессивных идей и их осуществления...

...Начиная  такой курс, я хотел бы пригласить Вас к более углубленной работе с литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями и так далее... Мы будем уделять самое большое внимание работе со словами, ибо именно в словах зафиксирована и обозначена вся история человеческой мысли. От рождения до нынешнего дня и сегодня, язык, являясь средством общения между людьми, играет несколько ролей. Роль аккумулятивную, знаково опредмеченной формы; знаково накопления и сохранения знаний; экспрессивную, выражающую эмоции, стремления человека к собственному внутреннему и внешнему миру...
   Главное, конечно, это средство общения, средство передачи накопленных знаний. Средство, с одной стороны, главное, а с другой стороны очень не совершенное...
   Мы будем уделять внимание словам и языку осознавая сложности и несовершенства языка, работя во всех этих трех ипостасях – экспрессивного, коммуникативного , аккумулятивного средства общения, с тем, чтобы научиться как можно более точно понимать друг-друга, современников, людей прошлого и наиболее точно оставлять и фиксировать результаты своего духовного продукта для последующих поколений, что является одной из главных задач ученого.

...Проблема понимания и взаимопонимания также будет стоять в числе основных нашего курса. Вот в этом ключе, я принес книгу и обещаю впредь приносить книги, к которым мы будем обращаться в процессе наших занятий. А принес я «Словарь иностранных слов», издание 12, стереотипное....
    Когда-то со словарями не было особых проблем. В 1948-1949 году я купил предиздание этого словаря, изданное полумиллионным, если не больше тиражом. Ну, а 1985-ом тираж оказался всего 
100.ооо экземпляров. И как-то, один из друзей, увидел в Калуге два экземпляра этого словаря,, где-то на прилавке, или под прилавком, купил, и, вот, теперь у меня есть новое издание.
   Я прочту, для начала два слова из него.

«Этимология» - указание на происхождение слов;  из какого-то иностранного языка
 данное слово заимствовано; «этимология» (греч.), происходит от греческого слова «этимон» - истинное, основное значение слова. Дальше идет  краткое пояснение значения слова: 1. Происхождение слова и его родственное отношение к другим словам. «. Раздел языкознания, исследующий происхождение слов в разных языках.

«Этимон» - происходит от; образовано от греч. «этимон» - истина, основное значение слова, скобка закрывается, тире. Исходное слово, основа или морфема, далее курсивом – что означает, можно в этом же словаре посмотреть слово «морфема».

     Ну, вот, полезно обращаться к тем словам, которые выделены в тексте. И не только полезно, но и увлекательно. Я Вам рассказывал. что моей первой книгой, которую я прочитал, когда научился читать, был "Словарь иностранных слов", оставил Н.Галкинъ (товарный знак). Вот так я увлекся этими отсылками. Здесь мы конечно не сможем чрезмерно придаваться таким занятиям, но будем обращаться к различным словарям и справочникам...
      И, вот, если в данном случае обратиться и прочесть слово "морфема", то получится, что оно происходит от греческоого "морфа", тоже лингвистический термин, "минимально значимия часть слова - приставки, корни, суффиусы, окончания". Например, в слове "полетели" - семь морфем и каждая выражает аналитическое и лексическое значение...
      Я посоветовал бы каждому из Вас дружить со словарями. Взять дома или в библиотеки этот "Словарь иностранных слов" и посмотреть, хотя бы разок, все эти слова для более глубокого осмысления и понимания...
      Ну, а сейчас мы посмотрели слово "морфема" для более точного понимания различия и связи Лингвистики  как Этимологии и  Морфемологии. Эти понятия иногда рассматриваются как тождественные...

      Некоторое время назад, в конце пршлого (19 - ред.), начале нынешнего веков, в учебниках по русскому языку вместо морфологии указывались разделы этимологии, то есть морфология отождествлялась с этимологией. Правда такое отождествление не вполне точно. Сейчас более точное подразделение в русском языке и грамматике на морфлологию и синтаксис. "ЭТИМОЛОГИЯ" - это раздел Лингвистики, изучающий происхождение слов и раздел лингвистики и языкознания по смыслу. "МОРФОЛОГИЯ" - наука о структуре слова, его составе, модификаций, а так же происхождение слов, словообразовании. Но в отличии от этимологии морфемология изучает не только строение слова, но и словообразование по форме.
      Стало быть, этимология и морфемология пересекаются в системе происхождения слов... Таким образом мы будем, производя анализ слов, уделять внимание и морфемологии, и обращать внимание на этимологию.

      Читаем дальше... "МОРФОЛОГИЯ" - наука (комплекс наук), изучающий природу,  строение животных и растительных организмов. К морфологии животных , человека обычно относят: анатомию, эмбриологию, тестологию, цитологию и палеозоологию...

     "ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ термины" - раздел граматики, изучающий структуру слова и выражение и выражение граматических значений в пределах слова, множества слов и т.д.
      Мы не будем к ним сейчас обращаться. Последнее слово. которое мы прочитаем, это "ГРАММАТИКА" - греч., раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения...

      Ну, вот, если обратиться к слову "ФИЛОСОФИЯ", то Вы знаете, что это слово греческого происхождения. Происходит от двух греческих корней "ФИЛО" или "ФИЛЕО" - "люблю" или "любовь" и "СОФИЯ" - "мудрость". У кого жена София, то она мудрая. Любовь плюс мудрость или "любовь к мудрости".

  ...Не увлекайтесь, пожалуйста, подробным текстом, это отвлекает от главной задачи нашего сотрудничества, но, тем не менее, то что на доске надо записывать. Вам позволено будет воспользоваться этим на экзамене...

      Но а если передать смысл слова "философия" одним словом - "любомудрие". Это слово не прижилось в русском языке, но были на Руси люди, которые пытались внедрить слово "любомудрие". Были славянофилы, которые называли себя "любомудры". Даже существовало такое общество. Сейчас тоже расцвет разных обществ. Многие стали легальными с самыми разными выплесками во все стороны...
      Если обратиться к философскому словарю Фролова, 1991г., то время "любомудрых" существовало в первой половине 19 века. Здесь говорится - Любомудры, члены тайного философского кружка существовали в Москве в 1823-1825г. В философии они ориентировались на немецкий идеализм. Они издавали альманах и книги, где печатались философские и художественные произведения. В альманахах принимали участие Пушкин, Грибоедов, председательствовал Одоевский.
      В связи с восстанием декабристов кружок был закрыт. По инициативе Одоевского все бумаги кружка были сожжены. Радикальные позиции занимали декабристы. В кружок входили также Хомяков, Шевелев...

      Вот, в то время слово "любомудрие" активно употреблялось, но не прижилось... А, вот, переводя слово "философия" одним русским словом "любомудрие" мы осуществляем СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Именно такая операция точного перевода  слова с одного языка на другой ПУТЕМ ПЕРЕДАЧИ МОРФЕМ - называется морфологическим копированием.
      Для копирования чертежей  применяется калька. Так, вот, КАЛЬКА это и есть перевод слова с одного языка на другой путём передачи морфем-корней. Одно время я неплохо знал английский, сейчас подзабыл:
    1.Калька - прозрачная высококачественная бумага, пропитанная раствором жиров, воском. Применяется для копирования чертежей.
    2.Слово или выражение, построенное на переводе с иностранного языка слов путём передачи морфемами родного языка.

  ...Ну что касается содержания "любви к мудрости", то его мы начнем рассматривать во второй части занятия, на семинаре.
      Основной метод ведения занятий - это ДИАЛОГ. С Вашим участием, допустимостью и необходимостью Ваших высказываний, привлечением самых различных материалов.
      Содержательно мы начали наш лекционный отрезок с анализа понятий, знаний и значений соответствующих слов. Врят ли мы успеем это сделать сегодня, пленка идет полтора часа, что и будет означать время нашей работы.

     "Словознание" - тема для медитации, для подготовки нашей следующей встречи.
  "Медитация" - лат., в данном случае, - сосредоточенное размышление. К следующему разу подумайте, что каждый понимает под словом "знание". Есть толковый словарь русского языка, Ожегова; другие - Шепелева, Даля. Есть этимологические словари русского языка Преображенского и Паскера, немца, его перевод лучший на сегодняшнее время...
      Нет словаря, который был бы наиболее ценным справочником. Первая русская энциклопедия намечена к изданию. Есть украинская, белорусская, а русской нет. Ведется работа маленького коллектива с привлечением научных деятелей искусства, культуры, но у них мало сил. Дама энтузиастка ведет научную и организационную работу - Яськова Инга Борисовна и наш семинар (домашний семинар философского ощества СССР при АН СССР Ю.П.Трусова по основаниям, конструкции, эваолюции знания и человека в целом как существа чувствующего, мыслящего, действующего - ред.) в числе активных сотрудников. Издание несомненно будет полезным и новаторским. Ждать и надеятся, я добавлю и действовать...
    
      Ну, а пока тема для начала нашей будущей встречи. "Знание" - подумать, почитать в различных словарях и справочниках, в учебниках и статьях.
      С этого мы начнем и продолжим работу через неделю.
      Оставшиеся минуты до перерыва посвятим двум словам. Полемика и дискуссия. Эти слова синонимы? Полные синонимы? "Полемика" - греч., "Дискуссия" - лат. Или есть различия?
  ...Ну, разумеется, кто и как понимает. Вот, как раз, и вырисовывается проблема понимания. Ведь, значение слова у каждого своё. И когда один произносит слова, он произносит их со своим значением, а воспринимается, воспринимается оно по моему значению... Как можно достичь взаимопонимания?! Вот основная проблема понимания и взаимопонимания. Мы этой проблеме уделим самое пристальное внимание.

      Существенное значение в нашей работе имеет смысл и соотношение значений слов, понятий "полемика" и "дискуссия". У кого какие соображения? Кто-то считает их синонимами, а кто-то различает и таковыми не считает...



      


               


  © Copyright: Юрий Петрович Трусов, 2014
    Свидетельство о публикации №214051201605 
  Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
  Рецензии
  Написать рецензию

    Помню Юрия Петровича Трусова. В начале 70-тых читал лекции по философии в Московском энергетическом институте. Лекции были интересные. Тот ли самый? Прошу извинить за рецензию не по теме,вспомнилась студенческая пора

  Садовский   12.05.2014 21:01   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
  Добавить замечания

  ...80-х... Именно из МЭИ его и пригласили на кафедру философии Рос. Академии наук. Спасибо за память, мил человек. Своей памятью и его лекциями мы пытаемся отдать должное ему...

  Юрий Петрович Трусов   12.05.2014 23:03   Заявить о нарушении правил / Удалить


  © Copyright: Юрий Петрович Трусов, 2014
  Свидетельство о публикации №214051300008 
  Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить

  Рецензии
  Написать рецензию

  ...Без словознания и любомудрия не возможны ни философия, ни литература. Спасибо. Ждем продолжения.
  С искренним уважением к редакторской группе и благодарностью

  Три Шестерки   27.05.2014 21:21   •   Заявить о нарушении правил / Удалить


Рецензии