Шестнадцатый вопрос. Зачем мне изобилие?

Сегодня жарко. Мы с Сережиной мамой сидим на балконе и загораем на солнышке. Думать ни о чем не хочется. А все равно думается. Мама вдруг говорит:
– А тебе не кажется, что мы для ребенка слишком сложные ответы находим? Как бы он в них не запутался. Тут и взрослый-то не каждый разберется в таком изобилии информации…
– Может быть… Только я думаю, что, пока ему интересно, пока это для него игра, он не запутается, а еще и нам поможет разобраться.
– Вот про мозг, про эти слои сознания, про их расположение в левом и правом полушарии… Это же все пока наукой точно не доказано, только красивая модель. Еще начнет в школе учителя биологии поправлять.
– Хороший учитель только рад будет новой игре с хорошим учеником, а плохой…
И тут, как по заказу, на балкон выходит Сережа.
– А я как раз хотел спросить: можно учителя в школе поправлять или нет? Мы вчера по истории начали проходить теорию Карла Маркса…
– Сережа, – перебиваю его я. – Проходят только мимо чего-то, а вы, наверное, начали изучать?
– Ну да, изучать начали. И нам учитель сказал, что торговля, как открыл Маркс, зародилась потому, что всего было мало, и людям надо было меняться на то, чего у них много. Например, рыбу на хлеб, лес на железо… А сейчас-то всего много! Изобилие! И зачем тогда торговля нужна сегодня?
– Замечательный вопрос, Сережа! Такой вопрос даже не каждый ученый решается задать. Поиграем?
– Да, мне это очень интересно!
– А для тебя наши игры не слишком сложные? Ты в ответах еще не запутался?
– Папа, что ты спрашиваешь? Это же простые ответы! И у меня есть ответная тетрадь. Тем более что вопросы те же самые, что и семь лет назад! Ответы всегда можно сравнить.
– Хорошо. Тогда для начала разберемся с Марксом.
– С торговлей?
– Вообще с Рынком. Торговля – это только одна часть рыночных отношений. Маркс долго изучал эти отношения и открыл в них очень много закономерностей. Но во многом и ошибся. Например, он не смог предвидеть наступление эпохи материального изобилия, где многие законы его времени уже не действуют. А главное: в материальном изобилии постепенно исчезает понятие классов…
– Классы – это рабочие и буржуазия?
– Это основные. Но сегодня любой рабочий – немного буржуа, а буржуазии, как ее понимал Маркс, вообще нет. Но поговорим мы не об этом. А о двух главных процессах Рынка: торговле и производстве.
– А-а, я вспомнил! Там еще две формулы учитель рисовал, которые я не очень понял: Т-Д-Т; и Д-Т-Д;. Это и есть торговля и производство?
– Да, только наоборот: производство и торговля. Это два совершенно противоположных способа заработка денег на Рынке. По формуле производства Т-Д-Т; берут Т (товар), например, стройматериалы, оплачивают деньгами (Д) труд проектировщиков и рабочих и получают (производят) готовое здание Т;. А продать это здание можно гораздо дороже, чем сумма затрат на стройматериалы и сумма вложений Д на оплату труда. Поэтому Маркс говорит, что произведена прибавочная стоимость (Т; минус Т).
– Потому что эта стоимость прибавилась ко всем затратам на здание?
– Совершенно верно! Ее создали из всех материалов.
– И поэтому в мире прибавилось новых вещей! А когда их прибавляется все больше и больше, как раз и получается изобилие! Здорово!
– Это производство. А торговля, наоборот, ничего не производит. Просто торговец берет Д (деньги), может быть, кредит, покупает Т (товар) там, где его много произвели, и везет туда, где его мало. И там продает по гораздо более высокой цене Д;. Отдает обратно Д, а разницу кладет в карман – это его заработок. Причем все Д в формулах на самом деле должны быть с маленькой буквы (они и у производителя и у торговца внутри круга влияния): д-Т-д;.
– Получается, что торговец эти деньги как будто украл у того, кто их своим трудом заработал: строил дом, что-то производил.
– Да, в торговле это называется добавленная стоимость (д; минус д). Ничего не создалось, а цена вещи больше, потому что ее перевозили, выставляли в магазине… Маркс называл торговлю «кровью бизнеса»: без торговли она не попадет к потребителю.
– Но сейчас же все по-другому! Сейчас всего в изобилии: и еды, и одежды, и автомобилей…
– Вот поэтому сейчас и уходят старые рыночные отношения, а приходят новые, которые еще никто не изучал. Отношения изобилия.
– Но производство же в мире изобилия тоже есть?
– Конечно! Формула Т-Д-Т; в мире изобилия работает и воспроизводит новое изобилие. Но главная формула в мире изобилия совсем другая, о ней Маркс ничего не писал.
– А какая формула? Что же еще может быть, кроме производства и торговли? Искусство, что ли?
– Искусство тоже в мире нищеты можно свести к торговле. Хотя ты прав. Но для этого вспомни, что мы говорили о разных кругах влияния людей. На что они могут быть похожи?
– Я помню! Могут быть похожи на планеты, а могут – на звезды. Только я тогда не понял, почему?
– Сейчас поймешь. Вспомни, зимой кажется, что солнце светит в десять раз ярче, чем летом. А на самом деле мороз стоит крепкий.
– Папа, а зачем зимой нужно столько света? Ведь он же не нужен растениям, они все равно под снегом. И тепла от него нет, мороз стоит! Тогда зачем свет?
– Это хороший вопрос. Вот за полярным кругом зимой стоит полярная ночь, верно?
– Верно! Там солнышко не встает даже в полдень! Значит, можно и без света! А у нас солнце зачем светит? Когда облака, пасмурно, сильного мороза нет, тепло остается на земле. А как только звездная безоблачная ночь – значит, будет мороз. Выходит, зимой тогда тепло, когда солнышка нет? Получается все наоборот?
– А мы с тобой нарисуем картинку. И поймем, почему так получается.
И я рисую два кружочка.
 – Смотри, Сережа, у Солнца, хоть оно от нас очень далеко, его круг влияния огромный. Оно горит ярко и не может не дарить и тепло, и свет. Верно?
– Верно! Солнце очень горячее, и у него изобилие и света и тепла! Оно его и дарит.
– А кому дарит?
– Никому! Просто дарит в космос, какая планета попадется на пути, той и достанется!
– Так зачем же оно это делает?
– Затем, что не может не дарить! А ничего от своего дарения получать не собирается!
– Ну вот! А планеты дарят свет? Или тепло?
– Не дарят! У них ни света, ни тепла нет!
– А когда планета получает много света и тепла, просто избыток, что она будет делать?
– Будет греться и освещаться! Чтобы росли растения и жили животные.
– А избыток света?
– А он будет отражаться от планеты! Она будет сиять под солнцем!
– А что лучше отражает свет: черные поля и бурые скалы или белый снег?
– Конечно, белый снег! На него даже смотреть невозможно на солнце!
– Получается, что снег нужен планете не только для того, чтобы укрыть землю и реки от морозов, но еще и затем, чтобы лишний свет не разбудил растения и животных. Они проснутся от яркого света, а тепла-то и нет! И замерзнут ночью…
– А почему же свет есть, а тепла нет?
– А вот посмотри на рисунок. Видишь, там, где солнечные лучи падают прямо на Землю, там стоит жара и лето. Там и отражать Земле ничего не надо. А там, где лучи Солнца только скользят по Земле, тепло не попадает к нам, там зима. А свет от Солнца везде яркий. Почему?
– Потому что Солнце дарит его всем без разбора! Оно не знает, где зима, а где лето! Значит, иногда изобилие может быть кому-то не нужно и даже вредно?
– Но ведь, когда тебе что-то не нужно, ты тоже можешь это подарить? Вот Земля и научилась дарить лишний свет, отражая его снегом…
– Получается, что Земля в потоке света и тепла, часть их берет, а часть отражает и дарит дальше!
– А Солнце?
– А Солнце – источник этого потока!
– Вот теперь пора поговорить о том, чего Маркс не предвидел. Есть, оказывается два изобилия! Ты какого изобилия хочешь: много получать, чтобы делиться, или много создавать самому, чтобы делиться?
– Как планета или как Солнце? Конечно, как Солнце, как звезда! Чтобы самому создавать свет и тепло и их дарить!
– А где ты будешь это изобилие создавать?
– Как где? В своей голове!
– А где в голове?
– А-а, вот теперь я все понял! В своем воображении, в правом полушарии! И еще в моем подсознании!
– А зачем?
– Чтобы в мире появлялось новое, и он развивался вместе со мной! Папа, а как же можно людей отличать: кто в мире изобилия как планета, а кто – как звезда?
– Мы об этом потом обязательно поговорим подробнее, а пока просто запомни: для людей, которые делятся уже созданным изобилием, есть цели, и они, достигая эти цели, создают что-то из готовых материалов или идей. Производят по формуле Т-Д-Т;, чтобы делиться с другими. А люди, похожие на звезды, имеют только одну цель: постоянно развиваться, расширять свой круг влияния для того, чтобы еще больше дарить. Как Солнце. Тогда самые разные цели у них неизбежно становятся потребностями просто потому, что становится все больше З*П*Н.
– Значит, у таких людей развитие – единственная цель в мире изобилия!
– Точно! И формула у них будет такая: Ц-Д-П-Ц;. Цель Ц (дарить свет) переводить с помощью новых возможностей Д в потребность П и ставить новую цель Ц; (дарить еще больше)! Ну как, запишем ответ?
И мы записали:

Шестнадцатый вопрос:

ЗАЧЕМ МНЕ ИЗОБИЛИЕ?

Ответ:

 ЧТОБЫ Я САМ СОЗДАВАЛ И ДАРИЛ ДРУГИМ!

А зачем?

ЧТОБЫ В МИРЕ ПОЯВЛЯЛОСЬ НОВОЕ, И ОН РАЗВИВАЛСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ!

 
Новая игра       Зачем мне изобилие?
Чтобы самому создавать и дарить другим!

Какой получился длинный ответ на вопрос про изобилие! Но и вопрос, можно сказать, самый главный. Итак, чтобы превратить в игру все, о чем мы говорили, надо хорошо понять, что у нашего вопроса две части. Первая: изобилие нужно мне, чтобы его дарить другим. А вторая: изобилие нужно мне, чтобы самому творить в своей голове то, чего в мире еще не бывало.

– Папа, а как узнать, что я сейчас произвожу? Из своей головы или только отражаю чей-то свет и идеи?
– Очень просто, Сережа! Когда ты что-то производишь по рецепту, инструкции, алгоритму – тогда ты только отражаешь избыток изобилия. А когда фантазируешь сам – тогда это настоящее творение!
– Значит, когда мы пекли ореховый пирог по рецепту, мы творили, но нового в мир ничего не приносили?
– По большому счету, да. Но все-таки мы в этот пирог вложили свою любовь и радость, а их в рецепте не было! Когда гениальный исполнитель играет, например, Первый концерт Чайковского, он тоже вкладывает в него свою душу, и получается, хоть и по нотам, но все рано – уникальное исполнение.
– А тогда нам надо придумать из головы свой рецепт какого-нибудь блюда! Которого еще никто не готовил!
Сказано – сделано. Мы зовем на помощь Сережину сестричку Надюшу, которая как раз к нам в гости из Москвы приехала. Надюша умеет делать замечательное тесто для пирогов (это ее фирменный рецепт). А вот начинку мы начинаем фантазировать. Достаем из холодильника и буфета самые разные продукты: земляничное варенье, яблоки, бананы, лимон, мяту, корицу и еще один совершенно секретный ингредиент. И все это нарезаем, засыпаем сахаром и потом тщательно перемешиваем. А пока идет процесс, Сережа очень кстати напевает:
А ты изобрети,
А ты изобрети,
Как море переплыть,
Как гору перейти,
Как к звездам полететь
И там друзей найти
Никто не знает, как,
А ты изобрети!
Новаторы – в пути!
Тесто в форме уже ждет свою начинку, мы выкладываем ее и сверху делаем сеточку из полосок теста. Пирог печется быстро, а запах от него идет по всему дому! Наше блюдо в честь главного источника вдохновения мы называем «a’la fantasia».

И хотя наш шедевр еще не попал на верхние строчки хит-парадов самых вкусных блюд, но начало привычки творить то, чего еще никто не делал, положено! Главное – не останавливаться. И тогда можно не просто жить в мире изобилия, но и стать его источником.

   _____________
1. Карл Маркс, «Капитал»,
 http://bookmate.com/reader/i9xXtv58/Fu0qeWZa/0.
2. Игорь Зубков, «Новаторы»,


Рецензии