Четырнадцатый вопрос. Что такое унижение?

Недавно Сережа подружился в школе с Алешей. Алеша приехал из Бразилии, где они жили несколько лет, потому что его папа работал там по контракту. И, конечно, много чего повидал Алеша в этой далекой стране. Но он совсем не зазнается, а наоборот, хочет поскорее научиться всему тому, чему в Бразилии не научишься. Например, на лыжах кататься. Хотя зима уже кончилась, но Алеша вовсю гоняет на роликовых лыжах, чтобы зимой бегать по снегу на лыжах со всеми вместе.
А сегодня вышел у ребят конфликт.
– Представляешь, мама, оказывается, для некоторых этикетка важнее человека! – с порога возбужденно кричит Сережа.
Немного погодя он успокаивается и уже связно, хотя и возмущенно рассказывает.
Несколько ребят в классе давно держатся особняком, потому что считают себя элитой. Главное требование «элиты»: все у тебя должно быть только первоклассных фирм – и одежда, и обувь, и компьютер, и телефон. А если нет – значит, ты из другого класса общества. И даже когда среди «своих» кто-то из них вдруг замешкался и не переменил вовремя какую-то немодную уже вещь, значит, из «элиты» этот кто-то вылетает.
– А у Алеши же всё из Бразилии: и одежда, и кроссовки, и планшет. Удобные, классные, но не фирменные. Вот мажоры над ним сегодня и стали потешаться: что же вы, жили-жили за границей, а на хорошие шмотки и заработать не смогли? А зачем тогда ездили? Конечно, Алеше обидно стало – и за себя, и за папу!
– А тебе, сынок?
– А мне еще и за Алешу! Я его стал защищать, тут и мне досталось! Ну скажи, мама, разве я хуже становлюсь, если на мне джинсы не самой крутой фирмы надеты? Как ты думаешь?
– Я думаю, что человек просто обязан выглядеть хорошо и стильно, но это вовсе не значит, что ему к лицу может быть только дорогая фирменная вещь. Главное – стиль, вкус и красота!
– А вот для них главное – этикетка!
– А если у мажора нет подходящей этикетки?
– Тогда… Тогда он чувствует унижение!
– Вот как? А что такое унижение, ты помнишь?
– Помню, конечно! Это когда передо мной препятствие, а я как будто ниже его.
– А какое же здесь препятствие? Ну нет этикетки и не надо!
– А правда – какое?
– Ты знаешь, Сережа, раньше было совсем по-другому, чем сейчас. Никаких фирменных вещей у нас в стране практически и не было. И даже самые обычные вещи надо было с трудом доставать, стоять в очередях, много дней отмечаться в списках.
– Вот, наверное, когда все чувствовали настоящее унижение!
– Как раз наоборот. У всех все было одинаково, и завидовать было некому. А вот лет тридцать назад все изменилось, и купить стало можно практически все – были бы деньги. Тут-то у многих и начались настоящие унижения.
– Как это? Не понимаю! Наоборот, раз появились возможности, унижения должны были кончиться! Что же тогда такое унижение?
– Поищем хороший ответ?
– Поищем!
– Послушай одну историю. В начале прошлого века в Америке придумали конвейер. Это случилось на заводах Форда, и первой продукцией конвейеров стали автомобили. Причем надежные, долговечные. И очень быстро почти в каждой американской, а потом и европейской семье появился свой автомобиль, который мог служить хозяевам десятки лет. Рынок, как говорится, насытился, а конвейер продолжал работать. Куда же девать новые машины?
– Наверное, на экспорт…
– Но конвейеры один за другим открывались и в Европе, и в Японии – и все производили новые машины. И вот тогда возник один из самых хитрых приемов рынка.
– Реклама?
– Точно! Но не простая реклама, а особая. Которая действует прямо на подсознание. Эта реклама начала внушать человеку, что если он ездит на автомобиле, которому больше трех лет, значит, он человек второго сорта. Или третьего. И с помощью такой рекламы рынок начал формировать для людей совершенно другие ценности.
– А я знаю! Рынок начал людьми манипулировать! Подменять людям их цели на свои!
– И под влиянием манипуляций такой рекламой люди что стали чувствовать?
– Унижение! Унижение и чувство вины перед своими близкими, что они не такие, как все.
– А где же здесь препятствие?
– А препятствие – это как будто забор между «элитой» и остальными, теми, у кого машины крутые, и теми, у кого старые.
– И не только машины, но и одежда, вещи, жилье, отдых, образование… И поэтому люди часто мечтают купить не то, что им по-настоящему нужно, а то, что имеют и носят другие.
– Значит, поэтому люди часто и идут в магазины не за нужной, а за престижной вещью!
– А кому это выгодно, когда уже пришло время изобилия?
– Кому? Вот Рынку и выгодно! Рынку выгодно, чтобы человек постоянно испытывал унижение от невозможности иметь какие-то вещи.
– Правильно! Для рынка человек не личность, не творец, а потребитель: кишечник, вешалка для одежды, публика…
– Мама! Получается, что такая «элита», для которой главное – фирменные вещи, она как будто на службе у Рынка?
– На службе не на службе, но роль агента точно выполняет.
– Значит, получается, что унижение – это когда я чувствую непреодолимое препятствие на пути не к своей, а навязанной мне цели! А навязывает мне такие цели Рынок!
– А зачем навязывает?
– Чтобы я был покорным потребителем и забыл, что я творец!
Тут и очередь ответной тетради пришла:

Четырнадцатый вопрос:

ЧТО ТАКОЕ УНИЖЕНИЕ?

Ответ:

 ЭТО КОГДА Я ЧУВСТВУЮ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ НЕ К СВОЕЙ, А НАВЯЗАННОЙ МНЕ ЦЕЛИ!

А зачем мне ее навязывают?

ЧТОБЫ Я БЫЛ ПОТРЕБИТЕЛЕМ, А НЕ ТВОРЦОМ!
 
Новая игра Что такое унижение?
Это когда я чувствую препятствие
 на пути не к своей, а навязанной мне цели!

Конечно, когда на этот вопрос Сережа нашел ответ в семь лет, речь шла о любых препятствиях на пути к его собственной цели. И когда такое препятствие не можешь обойти, то тоже поначалу приходит унижение. Но ведь привычку преодолевать такие унижения Сережа уже приобрел. А сейчас речь о другом.

– Сережа, представь, вот ты идешь-идешь, а перед тобою вдруг встает длинный забор. И неизвестно, нужно тебе за него, или он просто какой-то двор огораживает. Например, где какая-нибудь «элита» живет. Как быть?
– Надо узнать: а что там за ним?
– И как же ты узнаешь? А когда узнаешь, что он на твоем пути стоит, как через него пройдешь?
– Возьму топор и сломаю пару досок!
– Это первый способ. Любое унижение легко преодолеть сильным потрясением: например, ради того, чтобы победить унижение, босиком по углям пройти. Или зимой в прорубь окунуться. А еще как можно?
– Еще? Найти в заборе калитку!
– А она заперта!
– Тогда найти или подобрать от замка ключ!
– Это второй способ. Первый называется шоковым, второй – эзотерическим. А еще?
– Можно лестницу найти или на ходули встать!
– Отлично! Это третий способ. Но ты же не будешь повсюду с собой ходули или лестницу таскать?
– Тогда мне надо самому подрасти! И через любые заборы заглядывать и потом просто их перешагивать.
– То есть – как подрасти? В каком смысле?
– А-а, я знаю! Надо расширить мой круг влияния, чтобы можно было любые унижения распознавать! Они на пути к моей цели или к чьей-то чужой? Значит, надо такие привычки и навыки вырабатывать!

И теперь Сережа каждый день играет в новую игру, вырабатывая привычку. Как свою цель отличить от чужой? Очень просто! Своя цель радует, а от чужой только чувство вины и оправдываться хочется. И растет Сережа прямо на глазах!

   ______________

1. Генри Форд, «Моя жизнь. Мои достижения»,
 http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/ford.txt.
2. Шмитт Берндт, «Эмпирический маркетинг»,



Рецензии