Пятнадцатый вопрос. Что такое счастье?

Мы сегодня пришли к Сереже в школу на классное собрание. В холле на четвертом этаже висят стенгазеты шестых классов. Замечательные стенгазеты: яркие, талантливые, с выдумкой! А на той, что выпустил Сережин класс, вместо подписей обведенные отпечатки рук одноклассников. Вот смотрим мы с мамой на эти руки и оба одновременно замечаем, что все отпечатки от левых рук!
– Сережа, посмотри-ка на вашу стенгазету. Ты ничего не замечаешь странного?
– Да вроде ничего не замечаю… А что странного?
– А почему все руки – левые?
– Правда… А потому что их же обводят правой рукой! Которой пишут.
– А почему пишут правой?
– Потому что так нам в школе говорят! Писать левой неправильно!
– А почему неправильно? Ты же можешь и правой и левой рукой хорошо писать и рисовать!
– Я могу. А в школе не могу. Меня за это ругают. А правда, мама, почему всех в школе отучают пользоваться левой рукой?
– Знаешь, Сережа, это очень хороший вопрос. Поиграем?
– Поиграем!
Мы все втроем идем от школы домой и не торопимся: вместе ищем ответ на интересный вопрос. Мама достает из сумки большой апельсин и надрезает его кожицу ножом. Получаются четыре больших дольки. Две дольки рядом она очищает, а две пока нет.
– У человеческого мозга много секретов. Представь, Сережа, что апельсин – это подкорка, а шкурка – кора головного мозга. Вот один из таких секретов: левая половина тела, когда движется, развивает правое полушарие (то есть половинку) мозга, а правая половина – левое полушарие. Ученые давно установили, что левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое – за эмоции и творчество.
– А что значит – отвечает?
– Это значит: делает те действия и решает те задачи, которые к нему относятся. Либо логические, либо эмоциональные.
– А воображение – в каком полушарии? В правом?
– Конечно! Ведь воображение – это образы и эмоции.
– Получается, что, в школе развивают в основном логику? Чтобы не воображали?
– Пожалуй, что так.
– А я знаю! Ведь мое сознание как раз все время анализирует и оценивает, значит, эта его часть как раз и живет в левом полушарии!
– Но, Сережа, воображение и интуиция – это ведь тоже функции твоего сознания, правда?
– Правда. Значит, они живут у меня в правом полушарии! Там, где я радуюсь и мечтаю… Мама, а зачем все в школе так устроено? Разве это хорошо, когда логика развивается, а воображение – нет? Лучше развивать сразу и то и другое, и левую руку и правую!
– А все дело в том, Сережа, кого готовит школа.
– Что значит «готовит»? Для кого готовит?
– Для того, кто заказчик такой системы образования.
– Для государства?
– Да нет, главный заказчик в любом государстве в мире нищеты – это Рынок.
– Какой рынок? Базар?
– Рынок, сынок, это система отношений людей, при которой один всегда покупатель, а другой – продавец. А если на Рынке не будет покупателей, то и рынка не будет.
– Значит, Рынку нужны покупатели?
– Не просто покупатели, а потребители. Люди, главное свойство которых для Рынка – постоянно потреблять. Ему неважно, что ты за человек, какие у тебя таланты и способности, кроме одной. Способности и желания постоянно потреблять. А когда потребитель не может потреблять, то он становится несчастным.
– Потому что чувствует унижение? А при чем же здесь логика и анализ?
– А вот при чем. Логика и анализ нужны для получения знаний. В школе, да и в ВУЗе, образование дает человеку знания (на уроках, лекциях и семинарах) и привычки (на практических занятиях и разных тренингах). А вот навыков-то как раз и не дает!
– Потому что ни в школе, ни в институте нет игры!
– Конечно! Игра как раз и развивает воображение и интуицию! А значит, без навыков человек становится простым исполнителем заданий, которые ему дают начальники. И получается, что заниматься он в жизни будет не любимым делом, а таким, которое даст ему возможность быть потребителем.
– Но ведь есть же такие люди, которые занимаются бизнесом и работают сами на себя?
– Вот как раз эти-то люди и играют в новые игры, развиваются и получают новые навыки, потому что им это нравится. Но делают они все это вопреки тому, чему их обучали в школе и ВУЗе. И таких людей меньшинство.
– А как же это все у Рынка получается?
– А вот как. Левое и правое полушария мозга работают, как радиостанции, на разных частотах. На разных вибрациях. Левому полушарию надо все время оценивать и анализировать все, что происходит, оно «работает» медленно. Говорят еще, что на низкой частоте. А правому полушарию оценивать ничего не надо, как подсознанию, оно «работает» быстро, на высокой частоте, ее еще называют «альфа-частота».
– На этой частоте работает подсознание – даже во сне?
– Правильно!
– Мама, я не понимаю. Воображает же сознание – значит, оно это делает медленно? Ленится?
– Воображение – это свойство и сознания и подсознания. На низкой частоте сознание решает и задает программу воображению на высокой частоте. А подсознание, тоже на высокой частоте «альфа», воспринимает мечту как реальность, в том числе и во сне.
– Понятно…
– Наверное, еще не очень. Вот посмотри на этот апельсин. Корка, которая на нем еще осталась, пусть будет корой головного мозга. Вот эта четвертинка корки слева на апельсине – левое полушарие коры. Здесь живет та часть сознания, которая как раз и отвечает за логику и анализ.
– А что эта часть делает? Решает?
– Прежде всего. Представь, что у корки апельсина есть слои. Вот, видишь: белый, желтый и оранжевый. Так вот, самый нижний слой, который, наверное, в коре появился первым, это и есть слой воли. Воли, которая принимает решения.
– На ведь, чтобы принять решение, сознанию надо подумать?
– Верно. Но сначала оно не думало – просто решало на основе инстинктов и памяти о тех ситуациях, в которых решения уже приходилось принимать. Память – это второй слой сознания. А потом над слоем воли появились новые слои. Слой восприятия и слой мышления.
– А что такое восприятие?
– Восприятие – это прием от органов чувств сигналов и их сопоставление со старым опытом. То есть опять анализ.
– Ну, с мышлением понятно…
– Наверное, еще не до конца. Дело в том, что одна функция мышления находится в левом полушарии, а другая – уже в правом.
– Оно что, мышление, разным бывает?
– Вот именно. Логическая функция мышления называется дедукцией.
– А, я знаю! Это метод Шерлока Холмса!
– Да, но не его одного. Дедукция – это способность логически анализировать доступные факты (общее) и приходить к выводу (частное). «От общего к частному».
– Ну вот, как раз анализ!
– А есть другое мышление. Оно-то как раз и происходит в первом слое правого полушария.
– «От частного к общему»?
– Да. Оно называется индуктивным мышлением. И благодаря такому мышлению создаются новые теории и проекты, делаются научные открытия, пишется музыка…
– Мама, а раз это уже не анализ, то как это называется?
– Синтез. Когда создается что-то новое, чего еще не было. И, наконец, два последних слоя сознания, которые тоже живут в правом полушарии: интуиция и воображение. С ними мы попозже познакомимся ближе.
– Что же получается, мамочка? – Сережа задумчиво дожевывает апельсин, помахивая четвертушкой корки от «правого полушария». – Когда меня кто-то провоцирует все время анализировать и вообще писать правой рукой, то этому кому-то на меня наплевать? Из меня готовят простого потребителя?
– Получается так…
– А разве я тогда смогу быть счастливым?
– А ты помнишь, Сережа, что такое счастье?
– Да я и не забывал никогда! Счастье – это игра! А теперь я еще знаю, что это не просто игра, а когда мое сознание играет в новые игры!
– А что надо, чтобы всегда быть в игре?
– Надо просто один раз решить и все время воображать и делать что-то новое! Вместо анализа делать синтез!
– А зачем для этой новой игры тебе обязательно нужен синтез?
– Чтобы развивались мои творчество, интуиция и воображение!
– Осталось только в ответной тетради записать ответ.
И мы записали:

Пятнадцатый вопрос:

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Ответ:

ЭТО КОГДА МОЕ СОЗНАНИЕ ИГРАЕТ ТОЛЬКО В НОВЫЕ ИГРЫ!

А зачем?

ЧТОБЫ РАЗВИВАЛИСЬ ТВОРЧЕСТВО, ИНТУИЦИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ!
 
Новая игра   Что такое счастье?
Это когда мое сознание играет только в новые игры!

Казалось бы, в чем разница? И семь лет назад Сережа нашел ответ на этот вопрос: «Счастье – это игра», и сегодня ответ – почти такой же. А на самом деле разница огромная! Подсознание-то только в игры и играет, для него разницы нет между игрой и работой. А вот сознание только тогда играет и делает Сережу счастливым, когда что-то создает. Что-то новое и даже небывалое. Воображает, прислушивается к своей интуиции или просто открывает что-то новое в привычных вещах.

– А что если нам вместе открыть какой-нибудь новый закон, Сережа? 
– Так это, наверное, сложно?
– Сложно все то, о чем ты решишь, что это сложно.
–  Тогда я готов! Поиграем в новую игру!
– Мы с тобой сейчас будем изобретать способ…, как отличить счастливого человека от несчастливого! Какие есть мысли на этот счет?
– Надо его спросить: счастлив он или нет?
– Это способ как раз логический, никакого воображения для него не нужно. И интуиции тоже не нужно.
– Тогда… Надо сделать такой прибор, который измеряет волны счастья! Если вокруг человека такие волны, значит, он счастливый!
– Это уже не способ, а устройство. А способ – это просто комбинация того, что мы уже умеем, в необычном сочетании.
– А как же тогда?
– Может быть, надо вспомнить, что человек делает, когда он счастлив?
– Он смеется! Хотя не всегда… Он всем хочет помочь… А, я знаю! Такой человек от радости поет, даже если петь не умеет!
– Вот это способ замечательный! Молодец, Сережа! И вправду, когда  человек в данный момент не очень счастлив, он редко поет, тем более веселые песни. Он думает – ищет решение, как свои неприятности убрать.
– А счастливый от одной только новой игры радость чувствует! Вот у него душа и поет веселые песни!
Отличную игру мы с Сережей придумали! И решили сегодня считать всех, кто идет нам навстречу и что-то напевает или громко поет.
Правда, нам совсем немного счастливых людей встретилось сегодня. Но ничего! Завтра встретим еще больше!

Вот мы и изобрели новый способ находить счастливых людей. А заодно и хорошую привычку начали получать: с таким людьми сразу же знакомиться. Чтобы счастливых людей на Земле стало еще больше!

_____________________________

1. Джон Ассараф, Мюррей Смит. «Ответ. Как преуспеть в бизнесе, обрести финансовую свободу и жить счастливо». http://libes.ru/362836.read?page=19.
2. Андрей Коробейщиков, «Альфа-бизнес. Серия «Городской охотник»», http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4381350.
 


Рецензии