II. Власть Великого. Глава 14. Князь Сеш Лииви

         ОТРИЦАНИЕ ИМЕНИ.
               
         Часть 2.
               ВЛАСТЬ ВЕЛИКОГО.
               
         Глава 14.
               КНЯЗЬ СЕШ ЛИИВИ.


   Я двигался быстро, радуясь тому, что мои природные способности отличаются от ваших, господа из долин и с вершин. Лесик рассказывал, что дальше есть какое-то освещение. Переход разветвлялся, но я знал, где храм, и выдерживал направление. Идти-то было всего ничего. Упомянутые врождённые особенности анчу заставили меня отступить в один из узких боковых коридоров раньше, чем я услышал шаги и увидел силуэт в уже чуть освещённом проходе.
   «Ну-ну, - сказал я себе. – Наш друг Астак возвращается на работу».
   Он, едва ли не вприпрыжку, добежал до тёмного коридора, где я прятался, и тут притормозил: его кольнуло беспокойство.
   «Так-так, - пришлось констатировать мне. – Да ты волшебник, дворянин такой-сякой!»
   Конечно, запах я источал такой, что другой человек решил бы, что Астак просто меня унюхал. Но я-то знаю, как распознать волшебника по самым, казалось бы, неуловимым признакам. Запах, конечно, тоже мог сыграть свою роль.
   «Что бы мне было не помыться?» - запоздало отругал себя я.
   Ох, как велик был соблазн воспользоваться магией, скрутить Астака, выведать всё, что мне нужно! Я прямо всем существом чувствовал, что сильнее его. Но нельзя. Не в Текре. От досады я сжал кулаки и едва не вскрикнул от боли в опять воспалившемся пальце. Чего ради я не попросил у предсказателей какой-нибудь мази и чистой тряпки для повязки?
   Постояв, Астак рванул с места с ещё большей скоростью. Говорю же: он значительно слабее. Я бы не рванул в такой ситуации. Уже в раннем детстве я мастерски пользовался разведывательным заклинанием, и всегда знал, когда бабушка приближается к сараю, где мы с ребятами затевали какую-нибудь шалость.
   Где же ты шлялся всю ночь, любезный наш Астак? Смывал вонь грязного подвала в горячей ванне? Выводил вшей? Делал маникюр и угощался жареной курочкой? Ясно, почему ты до сих пор не похудел в компании предсказателей. А может, занятия Астака в эту ночь были не такими безобидными?
   Я дождался тихого шелеста закрывающейся двери, и только тогда продолжил путь. Видение жареной курочки поплыло за мной, отогнать его было невозможно. Ну почему я не перекусил чем-нибудь у предсказателей?
   Потратил бы всего несколько минут, чтобы поесть и привести себя в порядок, но, как буря, усвистел в подземный ход, даже не потолковав по душам с перепуганными насмерть товарищами.
   Вот я миновал последний поворот и встал перед лестницей. И тут, впервые за всё время пребывания на Винэе, меня взяло сомнение. А что, собственно, я собираюсь делать? Куда идти? Где искать Петрика? Как остаться незамеченным? У жрецов ведь особая одежда: белая с разноцветной окантовкой и определённым количеством кисточек, белых или цветных, которые указывают на ранг носящего форму.
   Я заколебался, не зная, как поступить. Может, спрятаться в тёмных и узких коридорах, ответвляющихся от основного, дождаться, когда мимо пройдёт служитель Косзы, оглоушить его и отобрать одежду? Но насколько велик шанс встретить кого-нибудь под землёй, в стороне от храма? Надо идти дальше и охотиться ближе к посещаемым жрецами местам.
   Поднялся на ступеньку, затем – на другую, а на третьей меня вдруг самого схватили за руку и резко вывернули её назад. Всё молча. А ведь на лестнице никого не было. Разве что кошка сидела в густой тени за колонной… Теперь её нет.
   Также молча я сопротивлялся, и победил бы, наверное, я ведь, как Петрик, тоже учился особенной борьбе кусю. Но мне к горлу приставили большой нож, и когда я увидел, чья рука его держит, потерял всякую охоту совершать резкие движения: лезвие могло быть отравленным.
   Усатый молодой тип, жених госпожи Кис, одетый теперь в подходящую мне по размеру белую форму с кисточками. Он ухмылялся мне прямо в лицо и глазами показывал, куда идти: обратно в коридоры.

   *
   Молча мы спустились с лестницы и пошли назад. Он издавал такие звуки, какие издаёт человек, с трудом сдерживающий смех. Сделали пару поворотов в одном из боковых коридоров и остановились. Тут усатый отравитель отпустил меня и, беззвучно захохотав, съехал по стеночке на пол: до того ему было весело. Он смеялся так, что из его глаз полились слёзы, и он утирал их кулаком, в котором держал нож. И мне казалось уже, что он не смеётся, а по-настоящему плачет. Поэтому у меня не поднялась на него рука с целью оглоушить и забрать себе его одежду.
   Наконец, усатый глянул на меня снизу вверх красными глазами и спросил:
   - Что же ты не пристукнул меня? Я покушался на твою жизнь.
   - Плохо покушался, - буркнул я и покрутил перед его носом кистью правой руки. – Даже благодарить тебя приходится: ты вернул подвижность пальцам, которые не действовали после истории с ядовитыми солнцами.
   - С ума сойти! – воскликнул Усатый, а я подумал, что ему, пожалуй, дальше уже сходить некуда. Ох, прав был Лесик, когда утверждал, что в храме все не своём уме.
   - Ты везунчик, Миче, - подозрительно всхлипывая, говорил этот чудик. – Добрая Наи, какой везунчик! Невозможно даже представить, чтобы кому-то так повезло. На вашей планете не известно противоядие. Один яд нейтрализовал другой?
   - Не знаю. Возможно.
   Я не стал вдаваться в подробности. Дальше мне следовало его всё-таки оглоушить и воспользоваться его одеждой. Но я что-то никак не мог приступить. И мне даже пришла в голову мысль: а не ради ли этой встречи я ринулся в переходы, не помывшись и не поев? В конце концов, потому что пауза затянулась, я вынужден был сказать:
   - Слушай, отдай без драки свой балахон. Мне нужно пройти в храм.
   - Если ты применишь магию, то уже никуда не пройдёшь, так что не рыпайся и радуйся, что встретил меня.
   - Есть шанс, что одолею тебя без магии.
   - Это вряд ли. Я-то не постесняюсь ею воспользоваться. Ты хочешь освободить Аарна Кереичиките, так?
   - Эээ… - протянул я. – Неужели, Аарн вам попался тоже?
   - Что значит, «тоже»? Именно он нам и попался. Странный какой-то вопрос.
   - Хорошо. Скажи тогда, где, по-твоему, королевич Петрик Охти?
   Усатый закатил глаза и захихикал.
   - Думаю, что не ошибусь, если предположу, что он где-то в нашем городе ждёт тебя со спасённым тобою Аарном или с известиями о нём. Где один из вас, там и второй.
   - Ну да, ну да… - я прямо даже и не знал, что сказать. И снова вспомнил Лесика Везлика. Главное, самому не спятить в храме. Интересно, какой для этого требуется срок?
   - Аарн у нас уже несколько дней, ты же знаешь, - бормотал любимый мужчина госпожи Кис. – Я предполагал, что ваша компания явится его спасать, если кому-нибудь известны особые чары поискового портала. Без тебя, конечно. Считал, что ты умер. Не задавай глупых вопросов! Мой долг велит мне убить Аарна, но я не хочу. Надеюсь, когда вы получите его обратно в свои дружеские лапы, то сумеете спрятать так, что ни одна живая душа не найдёт. Его и его сестру.
   - Зачем убивать Аарна? – схватился я за горло.
   - Живой он опасен. Наиглавнейший Ерпь хочет использовать его знания в своих целях. Ерпь сумасшедший. То есть, самый настоящий. То есть, из тех, которых лечат доктора. Он одержим странными идеями. Человек, владеющий древнейшей магией, человек, чьи предки с планеты Ви – это страшное оружие в его руках. Вы спрячете Аарна и Инару Кереичиките. Надеюсь, ненадолго. Теперь всё должно кончиться быстро. Я дам знать, что уже для них безопасно.
   - Кончиться что? Власть жрецов? Что за дела тут творятся? Переворот? Заговор? Вы с Кис-Кис заговорщики, да?
   - Не твоё дело, Миче.
   Но я уже сильно обрадовался возможности поучаствовать в заговоре против власти жрецов. Я так и сказал об этом. Хотя только что говорил своим предсказателям прямо противоположное. Просто ещё несколько минут назад я был слишком взбудоражен, и у меня не было серьёзного союзника из местных. А теперь, видимо, появился. Но Усатый не одобрил моего воодушевления. Он считал, что моё дело – сидеть в Някке и тихо колечки паять. Я говорил ему, что в Текре уже накопилось порядком людей, чью жизнь я хотел бы изменить в лучшую сторону. Да я уже чувствую себя настоящим текрцем, я возмущён здешними порядками и думаю даже, что три (с Петриком и Аарном) незарегистрированных волшебника очень могут пригодиться в борьбе с приспешниками Чёрной Нечисти. Этот человек ответил мне в таком духе: дескать, это их Текр и их собственный Косза. Они с Кис-Кис разберутся. Я настаивал, он сердился. И даже пригрозил поднять тревогу и выдать меня страже, если не угомонюсь. Я с досады высказал ему всё, что думаю о госпоже Кис и похищении Марики. Он поднялся с пола во весь свой рост и объяснил, что Марики нам не видать. Что Петрик, который, по его мнению, притащил меня в Текр спасать Марику, не прав. Что мы должны забрать Аарна и убираться в Някку.
   Что-то у Усатого концы с концами не сходились, и он не задавался вопросом, как, спасая Марику, мы узнали ещё и о том, что Петрик тоже нуждается в помощи. Правда, он считал Петрика Аарном, как и все в храме. Не знаю насчёт всех, а насчёт него я решил, что он просто в Някке не разобрался, кто из нашей компании Охти, а кто Кереичиките. Может, у него плохая память на лица. Или плохое зрение. Или у него, как я всерьёз опасался в этом храме, действительно с головой плохо. Потому что Петрик с Аарном вообще не похожи.
   - Одно могу сказать тебе, Миче. Госпожа Кис не обидит Марику. Она её любит. Если бы всё было по-другому, как в нормальной стране, можно было бы подумать о том, чтобы принять девочку в семью. Но сейчас мы сами подвергаемся опасности.
   - И подвергаете Марику! Что у вас творится? Жрецы подвергают опасности Петрика…
   - Да что ты говоришь, Миче?!
   - Ладно. Подвергают опасности Аарна, а вы подвергаете Марику. Как благородно! Тут главное: у кого какие цели.
   - Не надо так, - неожиданно устало и беспомощно попросил Усатый. И я сразу отстал. Пусть его. Поговорим о Марике в другой раз.
   - За что Кис-Кис хотела меня убить?
   - Не поверишь, Миче, наваждение нашло. Не смейся. Она была доброй и милой раньше. Но что-то изменилось, когда мы затеяли наше дело. Она приходила к тебе погадать. Переодевшись и замаскировавшись. Из твоего предсказания она сделала вывод, что ты опасен для наших планов. Что вмешаешься и всё изменишь, а это нехорошо.
   - Не помню ничего такого. Ты считаешь, я могу сказать клиенту: «Знаете, я тут подумал и решил, что когда вы приступите к воплощению своих замыслов, я приду к вам и всё испорчу»? Предсказатели чаще всего говорят иносказательно. Усатик! Где Текр и где Някка! Мне дела не было до всего, что связано с Навиной. Мне бы в голову не пришло вмешиваться. Вы сами встали на нашем с Петриком пути. Вы похитили Марику, а потом… Потом Аарна.
   - Вот ты и сам ответил на свой вопрос, - закручинился усатый.
   Я закручинился тоже: а ведь и впрямь ответил.
   - Да ну вас, - сердито буркнул я. – Заберу своего… Аарна – и домой. Но если твоя женщина снова захочет меня убить?
   - Просто не попадайся ей на глаза.
   - А если попадусь?
   - Просто убеди её не делать этого.
   - Проще некуда.
   - Она снова хорошая, Миче. Она раскаивается. Я тоже. Я не убийца. Прости. Ты представить себе не можешь, как мне было паршиво. То есть, я не могу убить человека ни за что. Если он не нападает. Тем более человека, которым восхищаюсь. Я поклялся себе расстаться с любимой женщиной, когда наши замыслы увенчаются успехом. Не смог бы с ней жить. Хотя ведь помню, что она не такая… Да и сам я... Не понимаю… Наваждение…
   - Ладно, не переживай так. Я всё знаю. Слышал ваш разговор. Мур-мур, мяу-мяу. Разрешаю вам не расставаться из-за меня.
   - Спасибо, Миче, - сказал он на полном серьёзе. – Какое счастье, что ты не умер!
   Но что же мне делать с Марикой? Скорее добыть Петрика и спросить у него! И где настоящий Аарн? Может, он уже решил эту проблему?
   - Теперь, Усатик, отдавай балахон и нарисуй, куда мне идти, чтобы найти моего… ну, в общем, Аарна.
   - Это всё ни к чему. Я помогу тебе. Проведу сам. Меня зовут Сеш.
   - Похоже на кис-кис.
   - Ладно. Князь Сеш Лииви. Смотритель этих самых переходов.
   Я воскликнул, проигнорировав титул:
   - Лииви? Да что ты! Они все погибли в нашей стране перед Мрачными временами, когда река Някка сменила русло. Да, они были родом с Навины, это всем известно, но наша собственная Чёрная Нечисть погубила всю семью.
   - Стыдно тебе говорить так, Миче. Уж ты-то должен знать, что не всю семью.
   - Почему именно я должен знать? А ты решил, значит, продолжить традицию? Продолжить борьбу на родной планете? Как это похвально! Но история говорит нам, что следование традициям не всегда рационально.
   - Заткнись, пожалуйста. И помни: ни во что не вмешивайся. Иначе я всё-таки тебя прикончу. Ты понял меня, Миче?
   - Миче понял тебя, - уныло отозвался я.
   И остался в этом коридоре ждать, когда Сеш притащит мне запасной белый балахон.

   *
   Князь задержался дольше, чем я ожидал. Что-то с ним было не так. Какой-то перекошенный вернулся Сеш Лииви.   
   - Наиглавнейший Ерпь отправляет несколько кораблей вверх по реке, - сказал он мне про какие-то храмовые дела.
   - Что это значит?
   - Не представляю. Но тревожно. Выше по течению мои владения. Толком никто ничего не знает. Вроде, какие-то волнения в городе за Поперечным ущельем. По воде добираться быстрее. Посланцев из тех мест Ерпь отправил на тех же кораблях. Им велено открыть цель похода уже в пути, а до того ни с кем не разговаривать.
   - Твой дом выше по течению?.. – пробормотал я, прислушиваясь к отклику сердца на мысли о Рики, Лале и Аарне. Это был нехороший отклик. Тревожный. Скорей, скорей добыть Петрика!
   - Вот, - кинул мне свёрток князь Сеш. – Одевайся. Посидишь у меня в комнате до благоприятного момента. Думаю, этим вечером, попозже, вы с твоим другом, можете уже быть в Някке. Видишь, как всё хорошо.
   - Всё очень скверно, Сеш, - сказал я, так и этак крутя перед собой белую шмотку.
   - Не пищи. Я помогу. Голову сюда, а эту складку вот так.
   - Вроде, почитатели Косзы ненавидят женщин, а носят женские платья. Теперь понятно, откуда ненависть. От зависти. Скверно то, Сеш, что мои предсказатели подвергаются опасности. Сегодня на нах натравили Косзу…
   - Ну что за выражения! - сквозь зубы процедил он.
   - А всё почему? Потому что расторопный Астак доложил куда следует кое-какие сведения?
   - Какие сведения, Миче? Косзу натравили, как ты говоришь, вовсе не на предсказателей. На хозяина цирка, Лесика Везлика. Папашу Аарна вашего. Он больше не нужен. Я был в отлучке, за рекой. Вот, вернулся, а тут такие новости. И такое едва ли не каждый день! А ещё мне сказали, что с хозяином цирка видели тебя. А ещё я знаю, что ищут человека, дважды применившего незарегистрированное волшебство. На Арочной аллее в первый раз, и вчера – во второй. Не пойму, почему ты ещё на свободе, Миче Аги?
   - Не поверишь, я сам удивлён больше всех.
   - Прямо мечтаю, что ваша компания уже сегодня уберётся из Текра. Прямо жду – не дождусь.
   - Значит, предсказателей оставят в покое? Косза не вернётся по их души?
   - Их не оставят в покое! Их не оставят, потому что они обязаны были умереть, раз столкнулись нос к носу с этим чучелом. Потому что ты их защищал, а это непорядок. – Голос Сеша был похож на рык. – Видишь, сколько у меня забот и без тебя Миче? Но я трачу время на тебя и дружка твоего. Не делай такую рожу!
   - Ты князь. Рвёшься к трону? Это так? Имеешь права на престол?
   - Я, может, и имею. Но есть и более достойные люди. Не приставай ко мне. Я очень расстроен. Я Доура с рождения знал. С его дочерью и с Радулом мы играли на нашем дворе. А с тобой я, дай-то Наи, не увижусь больше.
   - Ути-пути! Какие мы нежные! Как шнуруется эта верёвка?
   - Кисточки просто свисают с плеча. Как у меня.
   - А! Я думал, ты бантик забыл завязать.
   - Ты, Миче, язва. 
   - А ты – тот человек, что принесёт перемены. Я понял – это ты! Человек, имеющий высокое происхождение и положение. И ты, герой, вложил бомбу в руки Марики!
   - Далась тебе эта Марика! У неё даже бабки оказались бандитками, а им в руки никто ничего специально не вкладывал. Поторопись, Миче. Идём. Я подсунул Марике пустой и лёгкий деревянный шарик. Она сама здорово сориентировалась и подбросила его вверх. Я не убийца.
   - Заговорщик, убийца – один чёрт. Мог пострадать мой племянник.
   - Миче, взрыв – это была иллюзия. Никто пострадать не мог. Вспомни: даже осколков на площади не нашли, только щепочки.
   - Просто хотел подставить Марику. Молодец. В результате затеи она добровольно отправилась на Навину. Зачем вы с госпожой Кис мучили девчонку, внушали ей мысли о правом деле? Из хорошего ребёнка сделали монстра какого-то. Нет, я понимаю: чтобы привить необходимые качества. Нетерпимость, зависть, злобу. Рады теперь? Идиоты.
   - Это было наваждение, Миче.
   - Сплошные наваждения. Ещё скажи, что ты был против.
   - Я был против. Если ты закончил прихорашиваться, надень капюшон и  пошли.
   - Я ваших обычаев не знаю.
   - Ничего, научу. Делай, как я, если встретим кого-нибудь. Если спросят, почему так воняешь, скажу, что ты в выгребную яму свалился, а я тебя спас.
   Сеш провёл меня туда, где под землёй уже располагались храмовые помещения. Тюрьма, например. Как и рассказывал Лесик. Тут я мог не опасаться, что запах выгребной ямы вызовет подозрения у кого бы то ни было: в этих подвалах воняло ещё и похуже. Дальше начались коридоры и лестницы, ведущие в сам храм. Я считал пролёты, вспоминая рассказ хозяина цирка.
   Внутренняя отделка храма была прекрасна! Мы с Сешем двигались по анфиладе светлых залов, полных зеркал, стекла и хрустальных штучек, о которые дробился свет. Солнечные зайчики, маленькие радуги, цветные, вспыхивающие искры… Словно тут место почитания радостного Радо, создавшего магию света, а вовсе не врага его, Чёрной Нечисти. Изящные кованые решётки на окнах, мозаичные столики, резная мебель, кушеточки и пуфики, узорчатые полы… Будуар богатой дамы, а не храм Косзы. Мрачный культ злобного божества женоненавистников требовал, на мой взгляд, другого оформления. Нам встретились всего трое людей в белом, и все они поклонились Сешу. Я, следуя его примеру, не стал кланяться. Всё-таки, у нас на одежде одинаковое количество кисточек. Четвёртый, встретившийся нам человек, был обвешан ими гораздо гуще, чем мы, и поэтому Сеш сам склонил голову, и я тоже. Странно, не правда ли? Всё-таки, Лииви князь.
   - Дети Косзы выше всех, - лаконично пояснил он.
   - Но ведь и ты из них.
   - Я ему служу. А своим детям он отец.
   Косза – отец! Наверное, нежный и заботливый. Водит деток на аттракционы, по вечерам читает сказки. Я только хмыкнул. 
   Так мы с Сешем добрались до дверей из особого стекла, толстого, белого, шероховатого с одной стороны, покрытого изящной гравировкой. Я удивился: экая стеклянная громадина! По четыре мощные петли держали каждую створку. Ручки особенно привлекли меня, как мастера по металлу.
   - Не вздумай издавать звуки, - шепнул мне Сеш, открывая тяжёлую створку и протискиваясь в щель. Своевременное предупреждение. Я бы заорал непременно. Может, даже заслонил голову руками и уполз в угол. Невозможно было ожидать, что после комнат, где свет и радуги, окажешься в мире, настолько мрачном, зловещем, страшном. Я невольно присел и шатнулся к дверям. Но Сеш, не дав мне опомниться, подтолкнул вперёд, и я пошёл машинально, не сводя глаз с бронзового чудища, пронзавшего собой все этажи здания. Чудище было корявым Косзой. Он стоял, расставив ноги с когтями на пальцах, а перед ним находился плоский камень – не для жертвоприношений ли? Голова чудища глядела на нас сверху злобными глазами, разевала зубастую пасть с вывалившимся языком, не менее корявым, чем всё остальное. Косза протягивал лапы, охотясь за теми, кто проходил мимо него внизу – за нами. Он стоял внаклонку, и вздыбленные крылья (если только так можно сказать о крыльях) терялись где-то под крышей. И всё вокруг было темно, но видно, что грубые камни, из которых были сложены стены, имитируют скалы и горы. Кучи камней громоздились тут и там в обширном помещении – наверное, для пущего эффекта.
   Страх, созданный искусственно, царил здесь. Я уже научился его отличать. Понятно же, что до такой степени не может испугать обычная статуя, пусть и гигантская. Уж поверьте мне, я, как человек, близкий к искусству, всякого насмотрелся. Например, на последней выставке видел скульптурную группу: четыре мужчины с большими носами, без ртов и с закрытыми глазами, положив руки друг другу на плечи, танцуют на трёх ногах. То есть, три ноги на всех четверых. И одна набедренная повязка на всех. Что автор хотел этим сказать? По-разному извращаются современные скульпторы. Так что какой-то там Косза с крыльями, как у бабочки, впечатлил бы меня только ростом. Но в этом зале на слабой мощности где-то работала пугательная машинка.
   В зале было довольно много народу в белом. Одни шли туда, другие – сюда, кто-то поднимался по лестницам, прилепившимся к стенам, кто-то спускался. Как я позже узнал, из одной части в другую никак невозможно пройти, миновав страшный зал, поскольку храм имеет крестообразную форму. Каждый обязан не менее четырёх раз в день проходить мимо Косзы, либо просто заглядывать в помещение с целью припасть к его корявым стопам. Каждый должен был чувствовать себя подавленным и угнетённым после этой малоприятной процедуры, которую на моих глазах проделал Сеш. Каждый должен был ощущать власть и мощь Косзы. Мой провожатый зашипел на меня, и мне тоже пришлось лобызать отшлифованный до глянцевого блеска палец бронзовой ноги. Бр! После этого Сеш вывел меня через боковые двери в жилые помещения правой части храма. Уф! Словно на свободу после ста лет заточения.
   В конце светлого и приятного коридора, по которому теперь шли мы с Сешем, стеклянные двери были распахнуты прямо в сад. Перед ними, снаружи, развалилась чёрная псина. Последняя справа обычная дверь вела в помещения князя. У него была даже личная ванна. Я обрадовался ей, как чуду! И ринулся к ней, как к спасению. Сеш остановил меня:
   - Подожди. Кто сделал поисковый портал, чтобы вашей компании оказаться в Текре? Ты или твой брат? 
   Я озадачился. Наверное, если он упорно твердит, что Петрик – это Аарн, логично Аарна при Сеше называть Петриком.
   - Мой брат, - сказал я.
   - Так ты… Ну, или вы… Или он…
   - Что ты мнёшься, князь? Говори толком.
   - Можете переправить в Някку их тоже.
   - Их – это кого?
   - Ну…
   - Моих предсказателей, что ли? Лесика, раз он уцелел? Но как же семья Доура? И невеста Радула? И дочери хозяина цирка? Я слышал, что в здешних местах не церемонятся с семьями преступников. Как же собрать всех в одном месте да ещё так быстро? Вернуться за ними потом? Но ты сказал, чтобы я не вмешивался. Чтобы я не появлялся в Текре, не проявлял активность. Что ты кокнешь меня за это. А у меня, Сеш, знаешь ли, тоже семья.
   Надо было его не злить. Видно, участие в заговоре не прошло для князя даром – нервы совсем расшатались.
   - Ты трус, Миче! – пошёл он на меня с кулаками.
   - Не новость, - не дрогнул я. Он моргнул раз, другой…
   - В смысле? Почему не новость?
   - Мои родители, все четверо, тоже так считают. Я привык.
   Сеш отступил на шаг:
   - Ну нет. Не будем вдаваться в твою биографию, но даже вчерашний поступок, когда ты спас бедное маленькое существо, о многом говорит.
   - Бедное, маленькое существо!
   - Да, мне рассказали. И я не понимаю, как ты уцелел. Как ты отвёл от себя смерть, остановив колдовство?
   - О, поверь, это не я. То есть, сам не понимаю, как это случилось. Честно. Но зато крыльцо развалилось, и тумба для объявлений разлетелась в щепки. Так мне сказали.
   - То есть, ты и впрямь рисковал собою…
   - Ради бедного маленького существа, - закончили мы хором, и я кивнул.
   - Но как ты догадался, Миче?
   - Я-то догадался, Сеш, а ты знал, выходит?
   Мы с Сешем уставились друг на друга.
   - Не я напускаю ЭТО на людей, - горячо заговорил князь. – Я случайно узнал, как всё устроено. Совсем недавно узнал. Наиглавнейший Ерпь всё решает и приказывает своим ближайшим помощникам. Я к ним не отношусь. Они ловят в горах маленьких, вот таких крохотных существ. Разумных человеческих существ, Миче. Последний – этот! – стал мне другом!
   - Я был прав: оптическая иллюзия.
   - Не совсем. Сложнее.
   - Как ты живёшь, князь? – недоумевал я. – Чем так жить, всё время бояться за друзей, не иметь возможности помочь, терять их, одного за другим, наблюдать, как их мучают... Лучше уж… Ах да! Заговор!
   - Тише ты!
   - Ты ведь не ребёнок Косзы, твоя душа не отравлена с детства.
   - Ты не прав! Нет, не прав! Среди них есть очень хорошие ребята.
   - Тебе лучше знать. Но что нам делать с этими всеми людьми?
   - А знаешь что, - вдруг оживился он, - надо спросить у твоего брата Петрика.
   - А?
   - Это очень хорошее решение, на мой взгляд.
   Мой взгляд изучал князя Сеша Лииви с головы до ног. Какой он, к Чёрной Нечисти, заговорщик?! Даже я больше похож на бунтовщика, чем он. Два года назад мне это в глаза говорили мятежники Корки. Не слишком последователен князь Сеш. То я не должен вмешиваться, то должен спросить у Петрика! Надо же! В этом мы с ним единодушны! Я радостно подхватил:
   - Надо спросить у Петрика, это верно. Он умеет моментально решать все проблемы. И решения придумывает оригинальные. У него голова устроена не как у всех нас.
   - Замётано, - заулыбался Сеш. – Посмотри, на стол я положил амулет от нападения собак. Не забудь надеть его. Я однажды забыл – и до зари просидел на дереве.
   - Бедный котик!            
   - Давай, Миче, мойся, ешь и отдыхай до вечера. Мне надо идти. У меня здесь обязанности. Смотри, этот труд я закончил на днях. Впечатляет?
   Он показал здоровенную тетрадь.
   - Трактат о ядах? – предположил я. – Пособие по разведению кошек?
   - Описание и карты всех подземных переходов Текра. Я потратил на это без малого три года!
   - Да ладно!
   - Честное слово. Обязан отчитаться и предъявить.
   - Почему бы тебе при личной аудиенции не прикончить Наиглавнейшего Ерпя? Нет сумасшедшего Ерпя – нет никаких проблем.
   - Останутся его приспешники. Ерпя здорово охраняют. Я не справлюсь.
   - Давай вдвоём!
   - Ты какой-то кровожадный, Миче. Я был уверен, что ты не такой.
   - Я стану ещё кровожадней, если подольше понаблюдаю за жизнью этого милого городишки.
   - Давай оставим крайние меры на потом.
   - На потом – это на когда? Сеш, ты чёртов заговорщик, совершенно не знаешь, как они действуют. Ты ввязался в заговор, но не исполняешь своих обязанностей. Сеш, твой характер не таков, чтобы уничтожать тиранов. Ты не жесток.
   - Я очень хороший организатор. Если бы мы были с тобой дружны, ты бы знал это.
   - Нет-нет! Быть твоим другом – сомнительное удовольствие. Все твои друзья, как я понимаю, обречены.
   - Всё-таки, ты язва. Как твои друзья тебя терпят? Между прочим, я пристроил на одну важную должность своего родственника, чтобы с помощью него уменьшить отлов в горах бедных маленьких существ. И потом, уверен, вездесущий Лесик Везлик тебе рассказал о назревающем бунте.
   - Вот кто может стоять во главе – Лесик. Да, он может. Ты занимаешься подготовкой восстания, Сеш?
   - Уже сказал тебе: я очень хороший организатор. И руководитель. Это всё, что тебе следует знать.
   - Ну да, и отравитель тоже хороший.
   - Кстати! – воскликнул Сеш. – Дай больную руку.
   - Ещё чего, - испугался я, но руку дал. Пошептав над ней и поводив по ней пальцами, князь вылечил её совершенно. Больше никакого беспокойства и никаких болезненных ощущений. Правда, он заставил меня ещё выпить какое-то зелье, на вкус довольно приятное.
   Я не сознавался раньше, но на самом деле по-хорошему завидую тем, кто сумел овладеть магией исцеления. У меня к ней, как я уже говорил, способностей почти нет.
    Велев запереть дверь на замок, князь Сеш отправился по своим делам, а я бросился в ванну. И вот о чём я размышлял, блаженствуя в горячей воде: если к бедному маленькому существу привязывают пугательную машинку, почему она действует в дождь? Мне было известно от Аарна, чьи предки изобрели это своеобразное оружие, что оно боится сырости. Наверное, на Навине аппарат усовершенствовали. Или сумели придумать ему защиту от дождя. А вот причина, по которой Косза является своим жертвам в сырую погоду, не вызывала сомнения: мелкие капли и общая влажность создают благоприятные условия для оптического обмана, когда маленькое кажется огромным. Ну, плюс ещё какое-нибудь колдовство для достоверности. Здешние изобретатели очень хорошо потрудились, примиряя несовместимое: обилие влаги и то, что её боится.
   Удивление вызывало другое: как маленький человечек, заключённый в обманную оболочку, может выдерживать искусственно нагнетаемый ужас, исходящий из аппарата, привязанного к нему самому?
   Если бы не было другого выхода, я постарался бы прикончить Ерпя и всех его приспешников – вот до чего я ожесточился в этом, прОклятом Радо государстве, где мучают бедных маленьких существ и стремятся убить моих друзей. 
   Ничего, думал я, доедая оставленный Сешем обед. Сегодня добуду себе своего Петрика, и уж под его руководством мы все вместе сможем одолеть и Ерпя и прочих прихвостней Косзы. Даже если князь Лииви заставит меня поклясться не вмешиваться в дела Текра, я нарушу клятву. Он должен это понимать – и поэтому я не буду чувствовать себя клятвопреступником. Как можно допустить, чтобы и дальше от рук жрецов гибли хорошие люди, процветало сиротство и воровство, множилась грязь, путались сезоны, и, главное, чтобы мои здешние знакомцы подвергались опасности? Да я же жить не смогу от тревоги за того же Сеша! 
   - Вот ведь! – сказал я самому себе. – Права была госпожа Кис. Как-то очень верно истолковала моё предсказание. А может даже, я и сам ей любезно растолковал. Ничего не помню!
   Подкрепившись, я надел на шею амулет от нападения собак и принялся разглядывать обстановку комнаты Сеша. Собственно, с первого же взгляда было понятно, что князь химик. Самый настоящий, несмотря на его заботу о здешних тоннелях. Из тех, чьё жилище забито колбами и пробирками, и у кого на полках вместо безделушек, стоят пузырьки с разноцветными жидкостями, а любимая книга называется: «Яды, не известные на Винэе». Ладно, про яды я пошутил, конечно. Любимой книгой Сеша было что-то старинное и обгрызенное со всех сторон временем, мышами, а, возможно, и здешними настоящими чёрными щенками. Оно стояло на почётном месте, и как тут можно было удержаться от того, чтобы полистать затвердевшие, побуревшие страницы?
   Это оказалась история рода Лииви. Хотелось бы почитать, но очень уж меня клонило в сон. Я нормально не спал как-то чересчур долго. Требовалось отдохнуть, чтобы вечером быть полным сил ради спасения моего Петрика. Поэтому я действительно всего лишь пролистал эту, без сомнения, увлекательную книгу, зацепившись взглядом за некоторые иллюстрации. Это были главы, посвящённые тем Лииви, что жили в Някке, и которые погибли, когда пытались противостоять нашей собственной Чёрной Нечисти. Книга оказалась не столь древней, как можно было заключить из её внешнего вида. Заканчивалась она, как я понял, всего лишь на рождении дедушки нынешнего князя. И уж не знаю, где добыл автор такие хорошие портреты представителей упомянутой ветви рода Лииви, но выглядели они очень современно. То есть вы понимаете: нынешняя живопись и старинная очень отличаются. Хотя, подумал я, возможно, не следует судить по Винэе. Среди изображений просторов Центральной Някки, её холмов и гор, своеобразных домиков и храмов, её древних торговых судов и этих самых портретов предков Сеша, мне встретился один, и я онемел и сел мимо дивана.
   С буроватой заскорузлой страницы весёлыми глазами на меня смотрела моя Ната! Моя собственная жена!
   - Ой! – сказал я ей. – Что за ерунда такая?
   Но нет, эта женщина старше моей Наты. Одета она была в наряд богатых жительниц Поштойты. Такие платья, как я знал от мамы Лёки Мале, носили в тех краях как раз перед Мрачными временами. «Дочь Торна Лииви, Йала, в замужестве Ласси» - вот как была подписана картинка. Я схватился за сердце, потому что это фамилия Наты в девичестве. То есть, фамилия её отца и матери.
   И тут как раз объявился Сеш, открывший дверь своим ключом. Он принялся переодеваться для какой-то церемонии, названия которой я не расслышал.
   - Эй! – воскликнул князь, увидев, что у меня в руках. – А ты не знал?
   - Откуда?!
   - Ну как же? Ты что, Миче, такие вещи узнают от родных жены. Или от неё самой.
   - Но она сама не знает! Боюсь, что её родные тоже. Кто только не спрашивал у родителей, откуда у их дочерей способности управлять пресной водой! Они, правда, не знают. Сами понять не могут. Никто никогда не упоминал о родстве с Лииви. Когда Нату называли хранительницей вод, они возмущались и говорили, что это глупость.
   - Не управлять, Миче. Не управлять водой, а понимать её.
   - Да! Ната тоже так всегда говорит. У неё эти способности намного ярче, чем у сестёр.
   - Ну что ж, Миче, ты ведь знаешь, как это бывает. Кто-то был очень рад, что уцелел в той борьбе, а потом не рассказывал никому, даже детям об их происхождении. Прятались, таились, скрывались. Или родители просто не успели сообщить об этом отпрыскам, прежде чем те остались сиротами. Вот и всё. Но я всегда знал.
   - И поднял мерзкую ядовитую лапу на мужа своей родственницы! На отца твоей, можно сказать, племянницы! Я придушу тебя, Сеш!
   - Лучше поспи, пока время есть, - усмехнулся он. – Кажется, мы уже помирились. Я понял: ты звереешь от недосыпа.
   - Уйди с глаз моих, водянистая душа.
   - Горазд же ты обзываться, королевич! Всё, я ушёл. Запри дверь.   
   Я запер и заполз под плед. Ничего страшного, что Ната оказалась дальней родственницей этого чудака. Я её всё равно люблю. Мои мысли вернулись к здешним делам, и я заснул со злорадной уверенностью, что либо сам прикончу негодяя Ерпя, либо буду причастен к этому. Не могу сказать, что меня это огорчало. Я действительно озверел как никогда.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/06/05/1611


Рецензии