Анна Ивановна

Как часто, мучаясь бессонницей,перелистываю я книгу своей жизни и совсем по-другому оцениваю те или другие события и людей,которые встречались на моём пути.Интересные были времена,интересные люди.Грустные и весёлые эпизоды,как картинки в калейдоскопе ,пробегают перед глазами,счастливые времена моей студенческой юности.Были мы не так сыты,не так нарядно одеты,как теперешняя молодёжь,но всегда энергичны,веселы и изобретательны на всякие выдумки .Была совсем другая жизнь и другие ценности.Как хотели мы скорее стать самостоятельными ,набивая шишки на пути к этой самостоятельности и делая массу глупостей.В связи с этим вспоминаю я свои первые смешные шаги ,мой первый опыт  приобщения к этой самостоятельности.Родители мои к этому времени перебрались на Украину,или,как теперь говорят ,в Украину,на родину отца,а мы с бабушкой остались в Питере.Бедные,любимые наши бабушки.Безмерно любя своих внуков и внучек,они балуют нас,потакают нашим причудам,не имея сил противостоять любимым существам.Решив однажды,что бабушка несколько ограничивает мою свободу,я решила попробовать самостоятельной жизни и,после долгих уговоров,слёз бабушка согласилась отпустить меня в свободное плавание,выставив определённые условия.Добрые знакомые порекомендовали мне "хозяйку",и вот я уже "на свободе",на чужой территории,самостоятельная с массой идей и планов.Сказать,что я была в шоке от увиденного "жилья" значит ничего не сказать.Маневренный фонд на улице Гороховой,где кантовались бедолаги в ожидании своего отремонтированного родного жилья.Продуваемое всеми ветрами полуподвальное помещение,под полом которого гуляли крысы,устраивающие иногда по ночам концерты,и окна которого находились на уровне асфальта,но и это не остановило меня.Квартира была двухкомнатная и,помимо меня ,обитали в ней ещё две девчонки-студентки,такие же искательницы приключений на свою задницу ,как и я.Хозяйку нашу звали Анна Ивановна.Это была высокая пожилая женщина,мощного телосложения,круглолицая с весёлыми голубыми глазами.Внешний вид слегка портил единственный громадный зуб,выступавший вперёд,как утес из бездны.Но ,присмотревшись, со временем мы перестали его замечать.Была Анна Ивановна родом из Ярославской губернии,из самой её глубинки.Речь её с приятным   Ярославском "оканьем" лилась легко и свободно,пересыпаемая шутками,прибаутками ,обилием не нормативной лексики,которая ,казалось,словно была предназначена для связки,смазки,украшения сказанного.При этом Анна Ивановна утверждала,что в их деревне матерятся все от мала до велика,едва научившись говорить."А что тут плохого?"-недоумевала она совершенно искренне.Вскоре и мы перестали замечать её "перлы".Будучи весёлого нрава  всем нам она сразу дала клички.Ленка-"тощая коленка",Галка-"из забора палка.   "Девка-утверждала Анна Ивановна-обязательно должна быть в теле"
Я же удостоилась стиха: Лариса Петровна поехала по брёвна,брёвна не достала...Дальше продолжать я не решаюсь,и,если у девчонок клички менялись,то я стабильно ездила по брёвна.Своим знакомым она рассказывала,что живут у неё полторы еврейки.Видно где-то она услышала это выражение и оно ей понравилось.Истина заключалась в том ,что обе девчонки были полукровки,меня за непонятность фамилии она причислила туда же.Разубеждать её было бесполезно ,так и фигурировали мы, как полторы еврейки с улицы Гороховой.К молодёжи Анна Ивановна относилась трепетно.Работая гардеробщицей в институте,она постоянно находилась в студенческой среде и Казалось,сама молодела среди них.На работу она ходила в неизменном своём чёрном халате,который из последних сил сдерживал её могучую плоть,не стеснённую такой "гадостью",как бюстгальтер и однажды дал трещину в самый неподходящий момент,о чём она со смехом нам поведала.Любимый халат стал домашним и из протёртых мест игриво выглядывали,а то и выпадали определённые части тела,которые Анна Ивановна прятать не спешила.Большим огорчением для неё стала потеря единственного зуба."Чем же кусать то я буду,девки?"-страдала она.Мы цокали языками,качали головами искренне ей сочувствуя,не чувствуя подвоха,но придя вечером из института,обнаружили этот сувенир от хозяйки,лежащим на газовой плите "для устрашения девок".Жили мы с нашей хозяйкой мирно,обладая уживчивым характером,она не докучала нам,не лезла с разговорами,если мы были заняты,а когда вечером после занятий мы собирались у топившейся "буржуйки".учила она нас "дурёх" премудростям жизни.Потрескивал огонь,было тепло и уютно.Речь лилась в Ярославской манере и,если мы от её рассказов хохотали до слёз,она ,глядя на нас,добродушно говорила:"ну девки,ну б....,ржут кобылы,весело им",чем только подливала масла в огонь.Завершала нашу компанию кошка Сильва,называемая Анной Ивановной не иначе,как проституткой за свою любвиобильность.Ободранная,тощая Сильва пользовалась исключительной популярностью у противоположного пола.На лестнице постоянно дежурил очередной красавец котище.Все они писали Сильве под дверь большие жидкие любовные письма,от которых у обывателя щипало в носу и слезились глаза ,и бедной Анне Ивановне доставалось от соседей ,Убирала она шумно,используя весь набор соответствующих выражений,какие знала.Каждые три месяца Сильва производила на свет 3-4 котёнка,которых непонятно почему сжирала.Такого я в кошачей среде никогда не знала до знакомства с нашей Сильвой.И всё же выгнать кошку Анна Ивановна не желала.Свой кусок хлеба Сильва отрабатывала честно.Жилище было полуподвальным, и по ночам мы иногда слышали жестокие бои,которые вела Сильва с крысами,неизменно выходя победительницей с трофеем,который она выкладывала на середине кухни.Картина маслом!Собрав в кучу все "прелести"  нашего жилища,окрестили мы себя "детьми подземелья".Чтобы не испытывать дополнительных отрицательных эмоций в подъезде,приспособились мы заходить в жилище через окно.Было оно на уровне асфальта,задвижка легко открывалась через форточку,небольшой прыжок и мы на месте.Красть у нас было нечего,а всякую попытку украсить её интерьер Анна Ивановна пресекала,искренне удивляясь-"Зачем?"В остальном был у нас полный консенсус.Лишь однажды у нас чуть было не произошла размолвка.Готовясь к зачёту ,два дня я стояла над чертежом,уходя ,забыла снять его со стола.Вернувшись в свою каморку,я лишилась дара речи от увиденного.На моём чертеже красовалась огромная ,грязная кастрюля.Выдержка изменила мне и случилась самая настоящая истерика.Крупному разговору помешало лишь то ,что Анна Ивановна горько плакала вместе со мной,кляня себя последними словами ,и утешать её пришлось уже мне.Впервые я подумала о собственном выборе.Так прошли десять месяцев моей самостоятельной жизни,которая закончилась с приездом родителей,пришедших в шоковое состояние от моего "свободного полёта".Расставались мы с Анной Ивановной очень тепло и сейчас,вспоминая тот отрезок жизни,который нынешней молодёжи показался бы концом света,катастрофой,я ловлю себя на том,что улыбаюсь,вспоминая эту смешную практику самостоятельности.   
.


Рецензии