Африканский тюльпан

Опубликовано в сборнике «Душенька», Брисбен, Австралия 2006 г.
В журнале "Жемчужина" № 26., Брисбен, 2006 г. На личном сайте автора -
            "Африканский тюльпан" или "Не пожелай дерева твоего соседа"

     Австралия, это – невероятный край, где, помимо множества чудес, до сих пор существуют дивные птицы, деревья и, не менее дивные соседи.
     Эти три понятия перечислены в таком порядке неспроста...
     Представьте себе, что по утрам вы просыпаетесь не под сухой треск будильника, не под грохот автобусов или вой сирен полиции, или гудки и стук колёс поездов, а под настоящий, живой крик попугаев. Да, да, зелёно-красных с жёлтой грудкой или оранжево-синих попугаев. Они стайками пролетают мимо ваших окон, они садятся на перила вашей веранды, что выходит в заросший сад; а если вы на заре, едва забрезжит рассвет, спуститесь во двор, да ещё ко всему и зазеваетесь, то попугаи, с весёлым пронзительным криком, стремглав пронесутся над вашей головой. Нет, нет, речь идёт не о каком-нибудь заповеднике в глуши австралийского буша, простите, леса... Всё это происходит во дворе нашего дома, который находится в чистеньком, уютном районе приветливого, культурного Брисбена, всего лишь в 6 км от центра Брисбена. Просто Австралия, это – экзотика, и наш Брисбен – тем более. И обитают попугаи в наших местах по той простой причине, что предусмотрительные австралийцы насаждают в своих садах их любимые кусты и деревья.
     Одно из таких деревьев называется «Африканский тюльпан». Дерево это замечательно тем, что его ярко-оранжевые цветы - в виде большой тройной чашки, с ладонь размером каждая - похожи на огонь. В самом деле, глядя на цветы со стороны, создаётся впечатление, что ветки дерева охвачены языками пламени, что они пылают, точно факелы. Неудивительно, что попугаи так его любят. А до того, что корни этого дерева забивают людям водопроводные трубы и ломают цементные дорожки, попугаям нет никакого дела. Поэтому много их, «Африканских тюльпанов», в нашем районе растёт.
     Когда мы с мужем и детьми переехали в свой новый дом, я тоже решила посадить во дворе это дерево. «Пусть себе пылает, - думала я, - нравится мне это. Не всё же на чужие деревья смотреть!»
     Соседка, которая живёт через дорогу от нас, увидев, чем я занялась, сейчас же пришла предупредить меня о коварстве тюльпановых корней. Дескать, когда-то прежние хозяева дома посадили на этом же самом месте это же самое дерево, и замучились: трубы у них лопнули, пришлось двор копать. Делать нечего, пришлось «тюльпан» убрать. Только странное дело: прошло немного времени, и на этом месте незаметно опять показался и начал расти «Африканский тюльпан» - вот так, сам по себе! Мы с мужем снова его убрали. После того, как этот фокус повторился ещё два-три раза, мы махнули рукой: хочет, пусть растёт, - значит, так надо!
     И дерево выросло, большое, красивое. Мужу оно тоже нравилось. И потому он даже особенно не нарекал, когда «тюльпану» раза три приходилось подрубать корни, которые очень скоро умудрились «приподнять» соседу, что живёт справа, дорожку. Ну, что ж, рубил честно, старательно. Казалось бы, и дело с концом. Но не тут-то было...
     История, о которой я хочу рассказать, произошла 2 года тому назад, в пятницу, 30 января, в день рождения старшего внука. Муж находился тогда в отъезде, по работе. Почти всю неделю, пока я была одна дома, не прекращались дожди, несколько раз даже была гроза и наш район оказывался без света. Но в ту пятницу не походило, что может разразиться буря. Правда, небо хмурилось с утра и после полудня начало моросить.
     И вдруг часам к 5 пошёл настоящий тропический ливень. Несмотря ни на что, я всё-таки решила отправиться поздравлять внука. Села в машину, поехала, но по дороге разразилась страшная буря. Дождь бил в ветровое стекло с такой силой, что ничего не было видно и я вынуждена была остановиться и переждать. Молния разрывала небо, ветер хлестал и гнул деревья, и так трепал провода над головой, что мне стало не по себе. С трудом разглядела сквозь боковые мокрые стёкла, что на дороге уже валяются поломанные ветки. «А что если, - со страхом думала я, - что если с очередным порывом ветра, ветка, падая, зацепит и оборвёт провода?» Всякое бывает. В таком месте лучше не стоять. А вот мысль, что, в случае чего, нельзя выходить из машины… даже в голову не приходила.
     Я решила ехать дальше. И хорошо сделала. Потому что буря прошла так же скоро, как и налетела – через каких-то 15-20 минут ветер утих, дождь прекратился, небо прояснилось. Когда я остановилась возле дома дочери, от бури осталось уже одно воспоминание.
     Через 2 часа я возвращалась обратно. Начинало темнеть. Почти на каждой улице от бури остались какие-то следы, а на дороге, где я стояла, пережидая ливень, теперь валялась масса поломанных веток, словно Мамай прошёл. Но вот, я подъезжаю к дому и - ничего понять не могу: там, где был въезд к нам во двор, во всю ширину ворот лежит гора буйной зелени. Почти что выше роста человека. Сплошь покрытая ярко-оранжевыми цветами. Не сразу сообразила я, что это лежит на боку мой любимый, несчастный «Африканский тюльпан». Трудно было поверить, что порыв ветра мог с корнем вырвать и повалить такую экзотику! Но с другой стороны, нам же приходилось спасать соседскую дорожку… и потому бедняге нечем было удержаться в земле…
     Крона упавшего дерева так плотно забила въезд, что, куда там машина! – я и сама не могла протиснуться, войти во двор. А сумерки сгущались. Что делать? - одна, в доме опять нет света, да и не попадёшь, в дом-то. Я оглянулась: не ловко, точно мальчишка, лезть через забор... соседям на потеху! А тут, как на грех, и в самом деле народ собрался – стоят трое, напротив, через дорогу от нашего дома, и вполголоса обсуждают происшествие, советуются между собой: дескать, когда будем убирать дерево – сейчас, или завтра утром, когда достанем электрическую пилу? Я смутилась...
     - Муж, - говорю, - Ник... он скоро вернётся и мы вместе всё сделаем. Не беспокойтесь...
     Но соседи не слушали:
     - Ник-то, Ник... да вот на улице уже порядком стемнело... Придём утром.
     Всё-таки в этот вечер мне пришлось перелезать через кирпичный забор. А куда денешься?! Дома зажгла свечу, потом позвонила мужу в Ньюкастл, где он работал, и рассказала, что произошло. Он утешил меня, просил передать соседям, что в воскресенье он уже вернётся и всё сделает.
     Со свечкой же, я пошла вниз, чтобы передать его слова. И опять - через забор! Соседи всё ещё на улице. Только теперь их уже не трое, а человек шесть-семь. Скоро из боковых улиц к ним подошли ещё двое и деловито, не спеша, стали советовать остальным, как лучше справиться с работой, предложили свои грузовички с прицепом. Бесполезно было передавать соседям слова мужа: они вошли в спортивный азарт и не обращали на меня никакого внимания, будто и дерево-то не моё. Понять надо: в их спокойной, размеренной жизни явилось событие, которое разом поставило перед ними некую цель и развеяло скуку; кроме того, они - СОСЕДИ, а в Австралии это превыше всего.
     На следующее утро, - это была суббота, - ни свет, ни заря, я услышала во дворе шорохи. Сбежала вниз, а там... Дерево распилено. И несколько человек - вот этих-то соседей я и в жизни не видела! - складывают поленья в прицепы. Огромный корень - неподалёку, его даже корчевать не пришлось. Но вот, все вместе собрались, поднатужились, и - взвалили его на телегу! Раза три-четыре ездили соседи на свалку, увозили бренные останки моего красавца-тюльпана. Потом аккуратно заровняли место, яму, откуда ветром вывернуло дерево; кто-то начал было собирать щёткой сор - во дворе, с дороги. Но этого я уже не могла им позволить, и поскорее стала сама всё убирать...
     Когда всё было закончено, соседи собрались во дворе – стоят довольные, смеются:
     - Интересно, заметит Ник, что дерево куда-то исчезло, или нет?
     Никогда не думала, что так трудно будет благодарить соседей-австралийцев. Впечатление было, что я их чем-то смутила.
     - Так это же наш соседский долг, - застенчиво оправдывались они, - всего-навсего ДОЛГ.
     Долг или не долг, но я пригласила их всех, вместе с жёнами, в воскресенье на ланч.
     - Завтра Ник приедет, - говорю. - Приходите: бифштексы поджарю, пивца холодного поставлю, праздновать будем...
     Но и тут возникла проблема: в один голос соседи заявили, что я ничего не должна для них устраивать, что у соседей так положено - все должны приходить друг другу на выручку. Долго стесняясь, отказывались. Кто-то даже ускользнул домой, так что я потом ходила, искала этого человека.
     А в воскресенье утром я съездила в магазин, и к полудню у меня всё было готово. Однако, хорошо, что я догадалась соседям напомнить ещё раз - очевидно, они никак не думали, что моё приглашение «всерьёз»...
     Хорошей получилась встреча. И Ник подоспел вовремя, как раз, когда все собрались. Бифштексы тоже удались на славу. Жмуря глаза от удовольствия, соседи с сожалением говорили:
     - Мы так изолированно живём… редко вот так встречаемся! Надо бы почаще...
     - Как жаль, что у вас нет больше поваленных деревьев!


              © Тамара Малеевская. 2006 г.


Рецензии
Уважаемая Тамара!
Спасибо за возможность побывать в далекой Австралии - стране попугаев, диковинных деревьев, добрых соседей, приходящих на выручку в трудную минуту.
Рассказ о русском гостеприимстве так далеко от России.
Понравилось!
С уважением,

Ирина Арапова   02.05.2018 14:38     Заявить о нарушении
Очень рада Вашему визиту, дорогая Ирина! А эта история... - началась жутковато, а закончилась весело.

Тамара Малеевская   03.05.2018 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.