Ещё надеюсь сделать памятник Христу

Вячеслав Михайлович Клыков - скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, глава Всероссийского соборного движения, главный редактор журнала "Держава", член редколлегии журнала "Наш современник" и газеты "Русский вестник". Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина, народный художник России, заслуженный деятель искусств РФ, обладатель золотой медали академии художеств России и гран-при международной выставки скульптуры в Белграде, академик, лауреат многих российских орденов, провозглашался человеком года (1997 и 1998 гг.).
Родился 19 октября 1939 г. в д. Мармыжи Курской области. Автор монумента Победы на Прохоровском поле в Белгородской области, памятников святым Кириллу и Мефодию, святому преподобному Сергию Радонежскому, святому преподобному Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме, двух памятников Василию Макаровичу Шукшину в Сростках и многих других.



- Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! На фотографиях в Интернете нередко Вы в казачьей форме. Наверное, Ваше родословное древо имеет казачьи корни, хотя родились Вы, как известно в Курской области? Что Вам известно о Ваших предках?

- Я крестьянский сын, и о предках достаточно определенно осведомлен только начиная от своего деда. С казачеством меня связывает, во-первых, идеология, а, во-вторых, место моего рождения. Курская губерния в прежние времена была порубежьем, заслоном земель центральной России от набегов степняков. И в книге о происхождении фамилий, я прочитал о сотнике Клыкове, который был послан в XVII веке царем Алексеем Михайловичем на юго-восток Курской области для основания крепостей, чтобы защищать Россию от степных кочевников. Вполне вероятно, что сотник Клыков был моим предком, поскольку в моем селе Мармыжи, которому, наверное, 300 – 400 лет от основания, всегда жило множество семей Клыковых. Жили там хуторами, и уклад был по сути дела казачий: те же песни, тот же говор, те же обычаи. До революции Мармыжи были большим селом в 920 домов, а сейчас после советских экспериментов над крестьянством там остались 12 домов с доживающими свой век старухами. На сельском кладбище остались лежать поколения Клыковых, да еще Трубниковых, Кудрявцевых и Болотских.
Сельский храм Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенный в хрущевское время, ныне мной был заново построен. Прежние чертежи, конечно, не сохранились, поэтому это уже новый храм. Может, если Бог даст с него начнет возрождаться наше село.


- Расскажите о Вашей семье.

Отец мой родился в зажиточной крестьянской семье, а мать из бедноты. Поженились они очень рано, матери было только 17 лет, отцу 19. Жизнь они прожили в мире и согласии, родили двух сыновей и дочь. Я был средним. Брат мой живет в Харькове, сестра – в Ульяновской области, а я в Москве. Мне, слава Богу, довелось родиться в селе, и с ранних лет меня окружали работящие, совестливые люди, и воспитывали меня в крепких народных традициях.
Дети у меня уже взрослые – четверо сыновей, а от них семь внуков. Они нашли свое место в жизни в разных сферах: и в медицине, и в искусстве, и в бизнесе.


- Вы автор целого ряда памятников знаковым фигурам русской истории и культуры, среди которых святая княгиня Ольга и святой князь Владимир, Петр Первый и святой князь Дмитрий Донской, Петр Столыпин, святой мученик царь Николай Второй, адмирал Колчак и маршал Жуков, святой Георгий, святой Николай и святая Елизавета. В прессе даже появилось сообщение, что Вы планируете создать памятник Иисусу Христу в Севастополе высотой в сто метров. Это, кажется больше, чем памятник Христу в Рио-де-Жанейро?

- Да такая идея действительно обсуждалась, и я бы сделал этот памятник, если бы к этому были готовы крымские власти. Мы выбрали хорошее место для него недалеко от Севастополя, на высоте над морем, вблизи от руин Херсонеса Таврического, того города, откуда началось Православие на Руси. Там был крещен князь Владимир византийскими священниками, и фундамент древней базилики сохранился до наших дней, и даже купель. Я тогда даже сделал эскиз, рассчитал техническую часть. Предполагалось, на самом деле, что высота памятника составит около 50 метров. А памятник Христу в Рио-де-Жанейро, если я не ошибаюсь – 37-метровый. Но в решающий момент выяснилось, что у заказчиков не хватает средств и воли. Когда есть воля, средства, как правило, находятся. В этом я не раз убеждался. Эту работу я бы выполнил с удовольствием, и у меня еще не угасла надежда на то, что этот проект когда-нибудь будет реализован.

- Какими своими работами как скульптора Вы особенно довольны? Какие памятники предполагаете создать в будущем?

Это трудный вопрос, потому что, когда делаешь памятник, то стараешься делать так, как будто это последняя работа в жизни. И эта работа становится самой любимой в процессе творчества. Но когда памятник создан, он начинает жить своей жизнью, он становится частью общественного сознания людей. Я думаю, что наиболее удачно, а что менее – это не мне судить. Это время рассудит и история. А мое дело честно выполнить свою работу, выполнив и свои профессиональные и гражданские обязательства.
А сейчас интересный проект у меня задуман. В этом году исполняются годовщины целого ряда важнейших событий в русской истории. И в том числе – 1040 лет разгрома Хазарского каганата русским князем Святославом Храбрым. С 965 года Киевская Русь стала независимым государством, а до этого она платила дань хазарам. Это одно из главных событий в нашей истории, без которого не было бы и самой России. Хазарский каганат был паразитическим государством, центром работорговли и пороков, составляли которое, в основном, тюркские племена с иудейской религией. Поэтому я и взялся за создание памятника князю Святославу, чтобы установить его, где-нибудь в исторических местах той победы. Проект я сделал.

- Первые христиане называли язычество религией статуй. В византийском и русском православии скульптура не получила сколько-нибудь широкого распространения. Откуда Вы как православный художник черпаете вдохновение в своих трудах? И насколько продуктивно переложение иконописных традиций в объемы камня и бронзы?

Скульптура – это один из древнейших видов искусства, гораздо древнее, чем живопись, та же иконопись. Это вид человеческой деятельности, как ремесло, музыка и слово. Я в свое время очень внимательно изучал древнюю пластику, начиная с древнейших наскальных изображений. А начетчикам от Православия я хочу сказать, что самое древнее чудотворное изображение Христа было скульптурным изображением, его сделала одна женщина еще при Его жизни. И раннее христианское искусство все построено на скульптуре. Одни из древнейших русских икон были рельефные. А северная деревянная русская скульптура? Это и Параскева Пятница, Никола Можайский, Христос в темнице, Бог Саваоф и так далее. Православная скульптурная традиция огромная, но в XVII веке во время церковного раскола скульптура преследовалась и многое было уничтожено. И уцелела она только на окраинных землях России: на Севере, в Перми, за Уралом. И в этих скульптурах гораздо больше общего с иконописными образами, чем различий.  И само искусство скульптуры гораздо более универсально, чем живопись или графика, пластика ацтеков сходна со статуэтками этрусков, шумерские скульптурные изображения с работами древних китайцев. Все это нужно видеть непредвзятым взглядом, не скованным никакими догмами.
А православный канон распространяется и на живопись и на скульптуру.  И в рамках канона художник волен проявлять свою творческую индивидуальность. Есть тысячи икон Троицы, но Рублевская только одна. Есть сотни изображений Георгия Победоносца, в Архангельской резьбе, но только два из них – настоящие шедевры.

- Памятниками Владимиру Ленину в нашей стране можно заселить небольшой город. Есть ли среди них те, что необходимо сохранить для будущих поколений?

Мне трудно говорить об этом, потому что я сам памятников революционным вождям никогда в жизни не делал. Просто, наверное, Господь Бог берег меня. Хотя за это хорошие деньги платили в советские времена, а после учебы нуждался я очень сильно. Но, тем не менее, никогда не польстился. А подлинное содержание скульптуры – это образ вечности. Если в скульптуре пульсирует вечность, если пульсирует жизнь в этой форме – значит работа удалась. А что касается памятников Ленину, то я думаю, что нельзя ставить памятники губителям, разрушителям России. Ведь в начале двадцатого века Россия огромными темпами шла к мировому лидерству на основе своих православных ценностей, а Ленин был, по сути, исполнителем международного, всемирного террористического акта против нашей страны.

- Вы известны не только как выдающийся скульптор, но и как активный общественный деятель. Расскажите об этой стороне своей жизни.

- И искусство и общественная работа для меня это нераздельные стороны жизни. Нормальный человек со здоровой психикой не может не интересоваться жизнью своей страны, как и жизнью своего дома, своей семьи. Нам же интересно чем занимаются наши близкие, наши дети: что читают, каково их здоровье, что едят, как одеваются. Также и в своем государстве. Жизнь своей страны, своего народа должна интересовать каждого гражданина Отечества. И я, конечно, интересуюсь и политикой, и экономикой в стране и в мире. 18 лет назад мы учредили Славянский фонд письменности и культуры, и до сих пор он успешно работает. Когда мы начинали свою работу в маленьком бастионе в центре Москвы, нас многие считали чуть ли не сумасшедшими. В те годы монархические идеи, идеи Православного возрождения России, людям, воспитанным на советских догмах, воспринимались как дикость какая-то. А сейчас эти идеи обсуждаются уже свободно. Также и с введением Закона Божьего в программы общеобразовательных школ. И мы добились того, чтобы этот вопрос внедрился в массовое сознание, многие уже понимают необходимость этого. Я знаю области, где распоряжениями губернаторов Закон Божий введен в школьные программы. Это Курская и Белгородская область, на подходе к этому Краснодарский край. Много и других наших дел принесли пользу стране.

- Каким Вы видите ближайшее и отдаленное будущее России?

- Я не хочу гадать или пророчить. Но я знаю, что судьба России – это восстановление законной российской государственности. Во главе православного народа должен стоять православный царь. Православие, Самодержавие, Народность – вот те три столпа, на которых только и может надежно и крепко стоять Россия.

- Часто ли Вы бываете на Алтае? Что связывает Вас с Алтайским краем в первую очередь?

- Я много раз бывал на Алтае. И даже был в числе организаторов первых Шукшинских чтений, в составе группы писателей и художников. Мы тогда положили первые традиции празднования на горе Пикет.  Я всего Шукшина читал и даже изучал, и, по моему мнению, Шукшин о народе знал все. В его произведениях такая глубина, там вся судьба русского народа. Сам он был живым воплощением народа, не только по духу, но даже физически. Поэтому, когда я делал памятник Василию Макаровичу на Пикет, то помимо внешнего сходства мне хотелось создать памятник просто русскому мужику, русскому человеку. Любовь к творческому наследию Шушина у меня все сильнее, жалко, конечно, что не был я с ним лично знаком. И поэтому к Алтаю у меня самые теплые, самые нежные отношения, во многом благодаря Василию Макаровичу Шукшину. Образ этого человека определяет свою землю, одушевляет ее. 

- Ваше мнение о Шукшинских чтениях на Алтае последних лет?

- В прошлом году на Пикете было огромное количество народа, просто яблочку негде было упасть.  Год от года дни памяти Шукшина проводятся на Алтае все более масштабно. Помню что, когда начинались чтения в середине 70-ых годов, я привез памятник Василию Макаровичу и мы поставили его прямо в огороде у дома матери Шукшина. Потом я бывал на чтениях не каждый год, дела иной раз не позволяли, но вижу, что дело это продолжают люди, хранящие в сердцах своих любовь к Василию Макаровичу.
В конце января или в начале февраля я планирую опять посетить Алтай, чтобы обсудить с представителями администрации края по созданию Шукшинской охранной зоны. Мы задумали на кладбище в Сростках поставить часовенку памяти святого Василия Великого. Чтобы и помолиться можно было за Василия Макаровича, и за земляков его.

- До встречи на Алтайской земле, Вячеслав Михайлович! И благодарю Вас за интересный разговор.

- До свидания!

Беседу вел Константин Филатов

Февраль 2005 года


Рецензии