Встречи с Азовом

Первая встреча с Азовом

Училась я тогда в Томском университете на 2 курсе. Была ранняя осень. Нас посылали то на морковку, то на картошку. Периодически шли дожди, и мы, копаясь в мокрой земле, приобрели под ногтями стойкий черный окрас.
Наконец, дожди зарядили настолько сильные, что на картошку нас  перестали отправлять. И учебу мы не начинали, ибо руководство надеялось, что дожди скоро пройдут, и бесплатная рабочая сила вытащит из земли погибающий урожай. Дни тянулись в ожидании какого-либо решения.
В это самое время я получила письмо от мамы из далекого Узбекистана. Обливаясь слезами, она писала, что старший брат мой решил жениться, а сам еще не окончил институт. Учился он в Москве, на  5 курсе МВТУ им. Баумана, и заниматься этим делом ему предстояло еще 1,5 года, а мама, как любая мать, переживала, окончит ли ВУЗ ее любимый сын, решивший столь внезапно жениться. Мама сообщала мне, что свадьба состоится 28 сентября в г. Азове, где живет невеста брата, и что зовут ее Людмилой.
Я рассказала девчонкам по комнате, что у меня женится брат, и одна из них невинно спросила: ”А ты что, на свадьбу не поедешь? Все-таки единственный брат?”. Эта мысль застряла в моей непутевой башке. Время неумолимо приближало день свадьбы. Надо было решаться.
23 сентября я пошла в деканат и попросила отпустить меня на неделю поехать на свадьбу своего единственного брата.  Поскольку дожди не прекращались, решения руководства о возобновлении учебы не поступало, меня отпустили без особых проблем.
Денег у меня было немного, но я рассуждала так: в общем вагоне я доберусь до Москвы, приеду в общежитие Бауманского училища (однажды с мамой мы приезжали к брату), и если сейчас он занимает другую комнату, я легко выясню какую у вахтера или коменданта общежития. Найду его, и мы вместе поедем в Азов. Если же он уже в Азове, то я спрошу у его соседей по комнате, где живет девушка, на которой собирается жениться мой брат и как туда добраться. Рассуждения мои казались мне вполне логичными. Мне было 19 лет. Я училась на механико-математическом факультете, и зачет по логике стоял в моей зачетке. Увы! Я не учла самого главного – характера своего брата.
Когда я добралась до общежития Бауманского, я, действительно, без труда нашла комнату, где проживал мой брат, но жильцы ее не только не знали, где он в данный момент находится, но и слыхом не слыхивали, что тот собрался жениться. Это был первый удар по моему логическому мышлению.
Бесполезно помотавшись по общежитию в жалкой надежде найти более близких друзей брата, которые могли бы хоть чем-то помочь, я отправилась в аэропорт, ибо свадьба должна была состояться уже завтра, 28 сентября. Там я подошла к кассе и попросила дать мне билет до Азова. «А область какая?» – задали мне резонный вопрос. «Не знаю», - честно призналась я. «Вот когда узнаешь, тогда и подойдешь», - долго со мной не церемонились. Я отошла в сторону. Разумно было предположить, что город Азов стоит на Азовском море, но ведь это вовсе не обязательно. Примеров предостаточно. Самый простой: Калинин и Калининград. Но если даже он находится на Азовском море, какая там область я, убей меня, не знала. Расхаживая в раздумье по залу, я наткнулась на карту Советского тогда еще Союза и стала изучать район Азовского моря. И вот, о радость, я увидела маленький черный кружочек с надписью «Азов». Посмотрев внимательнее на карту, я убедилась, что принадлежит этот кружочек Ростовской области. Сомнений у меня почему-то не осталось: я была уверена, что мне надо именно туда. Таким образом, мне надо было лететь до Ростова-на-Дону, а оттуда каким-то образом еще добираться до Азова. Но меня это не пугало.
Я взяла билет на последний оставшийся рейс и прилетела в Ростов глубокой ночью. Все кресла в зале ожидания были заняты, а я от усталости и пережитых волнений валилась с ног. Недолго думая, я прилегла на широкий подоконник, подложив под голову свой студенческий портфель, в котором лежали туфли и голубое платье на свадьбу, и тут же уснула. Рано утром народ зашевелился, загудел, торопясь покинуть здание аэропорта, и у проходящих мимо людей я узнала, что мне надо добраться до пригородного вокзала на рейсовом автобусе, а затем до Азова на электричке.
Когда я оказалась на пригородном вокзале, выяснилось, что первая электричка уже ушла, а следующая – только в 11 часов. Может быть, где-то в Азове начиналась свадьба моего брата? Я нервничала, джинсы на мне болтались, футболка была серой - четверо суток в пути в общем вагоне, спанье на подоконнике давали о себе знать. Но делать было нечего – надо было ждать. «Хоть к концу свадьбы успею», - утешала я себя.
Сейчас, по прошествии лет, я с ужасом думаю, как я решилась на такое бездумное путешествие. Ведь я могла не просто опоздать на свадьбу, но и вообще никуда не попасть. Я была одна в незнакомом городе, не знала, куда идти, и денег на обратную дорогу у меня не было...   
В Азов я приехала около часа дня. Выйдя с электрички, я пошла прямиком по улице и в первом попавшемся мне на пути магазине купила себе новую футболку. Приезд в новый незнакомый город меня явно взбодрил. Я, как гончая, чуя след, устремилась вперед.
Энергично вышагивая по улице Зои Космодемьянской, я периодически интересовалась у встречающихся мне людей, где находится ЗАГС. Там я рассчитывала узнать адрес невесты брата, и таким образом найти своих родных.
Наконец я достигла здания по улице Московской, на 2 этаже которого в то время находилось много разных служб, в том числе и ЗАГС. Я поднялась наверх и стала заглядывать во все комнаты. В одной из комнат, далеко в глубине, мило щебетали две девушки.
«Девочки, вы не подскажете мне…» – начала было я, но одна из них меня перебила: «Нет-нет, у меня через 20 минут свадебная церемония».
«Да подожди ты! Успеешь! – оборвала ее другая, - Что вы хотите узнать?». И я сказала, что хочу узнать адрес невесты моего брата, у которых сегодня регистрация.
«Да вы что! Это невозможно! Сколько дел мне надо перелопатить, а у меня сегодня – день свадеб! Нет-нет!»
«Но мне надо обязательно узнать! Ведь я только сегодня приехала из Томска и ничего здесь не знаю!». Они посмотрели на меня с сомнением и жалостью:
«А как фамилия вашего брата?». Я назвала фамилию и добавила: «А невесту его зовут Людой».
«Боже мой! – воскликнула первая из девушек, - Да ведь Люда – моя подруга, и это у них через двадцать минут, а вернее, уже через десять  будет регистрация. Они будут здесь с минуты на минуту».
«Здорово! – обрадовалась я, - А можно здесь где-нибудь умыться и хоть футболку переодеть?» 
«Вот вам ключ! Там внизу туалет. Закройтесь и переодевайтесь, а потом приходите сюда».
Едва я успела умыться, как в дверь постучали, и вторая девушка сообщила мне, что мои родственники уже прибыли. Я быстро натянула футболку, закрыла дверь, поблагодарила девушку, отдала ей ключ и помчалась наверх.
Там я спряталась за угол и, переживая, что мама будет меня ругать за столь необдуманный поступок и излишнюю трату денег, успокаивала себя и настраивала на решительное и уверенное появление среди этой важной толпы знакомых и незнакомых мне людей. Собственно, знала я только двоих: маму и брата. Мама нервничала, брат в темном костюме был очень серьезный и торжественный, невеста рядом с ним сверкала белизной. Все остальные были незнакомы мне, но тоже очень серьезны. Они стояли перед закрытой дверью и ждали приглашения на торжественную церемонию. Все это длилось одну-две минуты, медлить больше было нельзя и я, набравшись духа, выбежала из своего укрытия. Сначала я поздравила невесту, поцеловала ее в щеку, затем аналогичным образом поздравила брата, и с чувством исполненного долга встала возле мамы. Родственники невесты ничего не поняли, а мои просто не успели удивиться – нас пригласили заходить.
Уже потом, выйдя из ЗАГСа, родители невесты узнали, что выскочившая из-за угла девчонка - вовсе не подруга их дочери, выбежавшая из спортзала, который находился в этом же здании, как они подумали вначале, а родная сестра их зятя. Мама, вопреки моим ожиданиям, меня не ругала: «Приехала – ну и хорошо». Мне показалось, что она даже рада видеть еще одно родное лицо здесь, в незнакомом ей городе. Брат  воспринял мое неожиданное появление на собственной свадьбе, как неоспоримый факт, с которым он вынужден считаться. Поэтому, после ЗАГСа меня взяли в машину жениха и невесты, предварительно высадив свидетеля, и повезли кататься. Так я впервые познакомилась с Азовом.
А потом была свадьба в ресторане гостиницы «Солнечная». И в начале октября я уже улетала на самолете в Томск.
Когда покупали билет, брат попросил мой студенческий билет. А я сказала, что я его не взяла. «Как? - удивился он, - ведь по студенческому с 1 октября – 30% скидка». «Но на поезде льготы для студентов только с 15 октября. О самолете я просто не подумала». Это был второй удар по моему логическому мышлению, а мой брат в очередной раз констатировал неоспоримый факт, что его младшая сестра как была дурой, так дурой и осталась.
Таким образом, я благополучно долетела до Томска за полную стоимость билета, деньги на который пришлось выделять моему брату. Деньги ушли и забылись, а память о той замечательной поездке весело хранится в моем сердце. Я рассказывала ее своим детям, а теперь и вам.   





Вторая встреча

Было это еще во времена существования Советского Союза. В то время я проживала в Узбекистане, работала в государственном учреждении, и меня направили на курсы по телеобработке информации, которые проходили в Минске. От Узбекистана до Белоруссии – ой-ей-ей сколько, а от Минска до Азова – совсем чуть-чуть, и поэтому мне, конечно, хотелось посетить семью своего брата, которую я не видела уже много лет. Но я сомневалась, оплатят ли мне обратную дорогу в моей организации, если я буду лететь не «Минск-Ташкент», а Минск-Ростов-Ташкент».
Два месяца учебы пролетели очень быстро, сам Минск мне чрезвычайно понравился (наверное, потому, что мой отец был белорусом), и пришла пора возвращаться домой. Все иногородние, которые учились на наших курсах, уже приобрели себе обратные билеты, а я так и не определилась, куда же мне лететь. Я успокаивала себя тем, что уж один-то билет я всегда смогу взять, тем более, что я без багажа, с одним маленьким портфельчиком. Но увы….
В аэропорт я прибыла к вечеру, закончив все дела на курсах и сдав постельное белье в общежитии.  Решила лететь в Ростов-на-Дону, а не в Ташкент, уверенная в том, что на близкие рейсы перед посадкой на самолет всегда можно взять один билет. Но таких, как я, уверенных, набралась целая очередь. Все мы ждали, сколько же свободных мест будет в самолете по прибытии. И вот, около 23 часов, прилетает самолет из Ростова, и человек в очереди передо мной забирает последнее свободное место. Я остаюсь ни с чем и судорожно думаю, что же мне делать. А в это время диктор объявляет, что желающие лететь в Краснодар могут купить билеты. Оставаться в Минске мне нельзя – жить уже негде. Лететь в Ташкент? Но очень хочется поехать к брату и увидать его уже подросших ребятишек. И я решаюсь: сначала в Краснодар, а там автобусом до Ростова. Кассир в аэрокассе меня уверяет, что автобусы курсируют этим маршрутом постоянно. Я соглашаюсь, ибо иного пути у меня нет, хотя это будет дороже.
Начинается регистрация билетов на Краснодар, но меня пока не регистрируют, пропускают основных пассажиров. Рядом  проходит регистрация на Ростов, и я с завистью смотрю на счастливцев, улетающих в нужный мне город. Наконец, регистрация на Краснодар заканчивается, и я подхожу со своим билетом. Но не тут-то было. Внезапно оказывается, что мест на Краснодар не осталось, и я лишняя. «Как же так? – говорю я, - ведь мне только что продали этот билет».
«Идите разбирайтесь к начальнику аэропорта», - равнодушно ответствуют мне, и я, сломя голову мчусь к нему, ибо понимаю, что сейчас самолет улетит, и мне придется ночевать в аэропорту. Начальник аэропорта отсылает меня в кассу сдавать билет, попутно сообщив, что я теряю 25% стоимости билета, ибо сдаю его менее чем за 3 часа до прибытия самолета. Я в отчаянии: «Но ведь я купила его только что. Мне продали этот билет в кассе полчаса назад. Почему же я должна терять еще 25%?» Начальница (это женщина) связывается с кассиром, узнает, что я, действительно, только что приобрела билет  и произносит священное слово, которое спасет меня потом от всех неприятностей: «А-а, так вы «двойник»! Ну, в этом случае вы не теряете 25%. Идите, сдавайте билет в кассу, только не забудьте сказать, что вы – «двойник»». Часть груза свалилась с моих плеч, потому что, потеряв 25%, я уже не смогла бы лететь на самолете, мне просто не хватило бы денег.
Я бегу в кассу, протягиваю билет кассиру, разъясняю, что я «двойник», что мне надо вернуть всю стоимость билета, за исключением комиссионного сбора, а она мне говорит: «А вы не хотите полететь на Ростов? Есть одно свободное место».
«Конечно, хочу! – восклицаю я, - ведь мне туда и надо. Я на Краснодар потому взяла, что на Ростов билетов не было». Кассирша удивляется такому совпадению и торопит: «Только быстрее! Посадка уже закончилась». Она выписывает мне новый билет, который стоит даже дешевле. Я не только не теряю деньги, а получаю сдачи. Пулей мчусь к месту регистрации на Ростов. Там – ни одного пассажира, но меня ждет стюардесса: «Сюда! Быстрее! Это вы «двойник»? Быстрее! Быстрее!»
Мы выскакиваем из здания, нас ждет Икарус. Садимся в пустой автобус, и он мчит нас до самолета. На самом верху трапа стоит другая стюардесса и торопит нас. Она берет у меня билет, захлопывает люк, трап отъезжает, а я сажусь в одно-единственное свободное кресло, которое ждет именно меня, задыхаясь от пережитых волнений и восторга. Ведь меня ждал самолет, как коронованную особу, и я, наконец, лечу именно туда, куда мне надо.
Когда я сейчас размышляю об этом, я не могу избавиться от ощущения, что мы игрушки в чужих руках. За какие-то полчаса я пережила целую гамму чувств: от потерянности до эйфории. Кому хотелось позабавиться надо мной? Кто подкидывал мячик моей судьбы то вверх, то вниз, посмеиваясь над моими чувствами?


Рецензии