Жизнь - игра?

          ЖИЗНЬ - ИГРА?
          (К дискуссии)

          Чтобы ответить на этот вопрос положительно или отрицательно, нужно определить, о чьей жизни и о какой игре идёт речь. Что подразумевается под жизнью, а что – под игрой?
          Каждый вкладывает в эти понятия свой смысл. Игра – забава с соблюдением установленных правил (Даль), развлечение и предмет, то, чем или во что играют (Ожегов). Жизнь – особая форма существования и движения материи; физиологическое существование человека и животного; деятельность общества и человека; реальная действительность; оживление, проявление деятельности (Ожегов). Ничего общего, хотя словарь даёт множество разноплановых значений.
          Мне кажется, что такие выражения, как «котёнок играет клубком», «волны играют судёнышком», «на Пасху солнце играет», «судьба играет человеком», свидетельствуют о том, что человек наделяет человеческими свойствами живую и неживую природу, одушевляет её. Значит, для людей процесс их собственной жизни имеет очень много общего с игрой.
          А какие качества, по общему мнению, присущи игре? Игра – это несерьёзность, необязательность, в то же время это соблюдение правил, исполнение ролей. Игра – веселье и удовольствие. Всё это есть в жизни. Если относиться к ней слишком серьёзно, можно далеко зайти: «Отверг я рано праздные забавы…» Называя Моцарта «гулякой праздным», Сальери доходит до мысли: «Я избран, чтоб его остановить!» Кем избран? Подобное самообольщение – тоже своего рода игра! К сожалению, она свойственна не только литературным героям. Глупо играть своей жизнью, но надо понять и то, что чужая жизнь – тем более не игрушки!
          Притом, кто сказал, что жизнь должна идти по нашим правилам? Когда мы видим её несовпадение с нашими ожиданиями, мы говорим: «Человек предполагает, а бог располагает!», «Он – орудие в руках судьбы!», «Экзамен – всегда лотерея!» Нам это не нравится, но мы вынуждены играть по чужим правилам, приспосабливаясь к ним на ходу.
          Вспомните у Пушкина:
                Игралища таинственной игры,
                Металися смущенные народы,
                И высились и падали цари;
                И кровь людей то Славы, то Свободы,
                То Гордости багрила алтари.
                («Была пора, наш праздник молодой…». 1836).
          В основе всех войн и революций чьи-то амбиции, вызванные потребностью игры. Сейчас, в эпоху глобализации, кажется, что весь земной шар может быть отдан на откуп кучке захотевших поиграть человечков! От таких игр страшно становится! Какие уж тут радость и веселье!
          Чтобы не портить жизнь себе и людям во взрослой жизни, человек должен наиграться в детстве. Ребёнок в игре развивается, усваивает знания о мире и, кроме того, получает удовольствие, радость. Игра хороша безответственностью, но упаси бог переносить это качество в деловые отношения! «Что наша жизнь? – Игра! И кто тому виной, что я увлёкся этою игрой?!» (Остап Бендер в исполнении А.Миронова)
          Отношение к жизни как к игре – проявление детского начала в человеке. Замечательно, когда взрослый сохраняет в душе ребёнка. Это помогает ему жить полной жизнью, эмоционально откликаться на различные её проявления. Вера в сказку, в чудеса, в возможное только понарошку – эта вера двигала научно-технический прогресс: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, золотое яблочко на серебряном блюдечке вошли в жизнь каждого современного человека. Эта вера помогает человеку делать ближнего счастливым, когда она, как в детстве, окрашена светлыми, добрыми чувствами.
          Спортивная игра – реализация азарта, чувства первенства, чувства товарищества. Как это замечательно! Игра азартная, вернее болезненное пристрастие к ней, – проявление невроза, дефекта сломленной личности, которая не удовлетворена жизнью и боится её, это способ спрятаться от жизни. Здесь не может быть места ни удовольствию, ни радости, ни детской чистоте.
          Мне кажется, что прекрасным воплощением стремления к игре может быть театр, актёрство. Прожить не одну, свою, жизнь, а иметь возможность «влезать в шкуры» разных персонажей, уметь становиться на место другого, примерять на себя его характер, образ мыслей, чтобы лучше разбираться в людях, в мотивах их поступков, чтобы прикоснуться к лучшим образцам мировой драматургии, получать самому эстетическое удовольствие и дарить его публике – что может быть интереснее? Игра актёрская, на первый взгляд, – способ проникнуть в чужую душу, в чужую жизнь, то есть перестать быть собой. Но зрителю интересно! Интересна прежде всего игра, раскрывающая закономерности жизни, важные для драматурга. Актёры и режиссёр каждым спектаклем выражают своё собственное отношение к жизни. Творчество артиста, как и любое другое, создавая «вторую реальность», тем самым влияет и на саму жизнь. То есть игра становится инструментом изменения жизни.
          Иногда мы видим, что человек «играет» в жизни, старается скрыть от окружающих, и прежде всего от себя самого, своё истинное лицо, запутывается, где кончается его личность, а где начинается маска. «Она играет», – скажут о женщине, в искренность проявления чувств которой не верят. Подобные люди всё время чувствуют себя как на сцене. Я думаю: как тяжело в жизни играть чужую роль, не свойственную своей натуре!
          Но, вместе с тем, человек многогранен, и невозможно во всех ситуациях быть одинаковым. Все мы в определённые моменты выполняем какие-то функции, и окружающие ожидают от нас соответствующего ролевого поведения. Со своим ребёнком мы играем роль, например, отца – со своей матерью, наоборот, сына. В своём отделе я – начальник, а для руководства – подчинённый. В магазине – покупатель, в школе – родитель, для больных – врач и т.д. И в каждом случае мы строим по-особому своё поведение и взаимодействие с окружающими.
           Может быть, это имел в виду Шекспир, когда сказал: «Весь мир – театр, и люди в нём актёры»? Жить без игры не может никто: ни человек, ни животное, ни ребёнок, ни взрослый, ни политик, ни кокетка. Жизнь – игра! И игра – это жизнь!


Опубликовано в альманахе литературного объединения "Друза", "Друза-8", 2006.


Рецензии
Должен сказать, что автор настоящего сочинения очень смел в своих фантазиях и предположениях. Да, мы знаем знаменитое "Что наша жизнь? - Игра". Но это есть не что иное, как фигура речи, высказанная одним из литературных героев. Шекспировское "жизнь - театр, люди - актеры" есть отражение "профессионализма", так сказать, человека, к тому же гения театра, который и воспринимал жизнь человеческую сквозь призму своей жизненной страсти, призвания и божественного дарования. Мне же представляется весьма сомнительным, что в течение шеститысячелетней истории цивилизации правители держав, стран, царств, империй считали свою жизнь на тронах игрой. Думаю, что таких мыслей ни у кого из государей и их ближайших приближенных никогда не возникало. Античные мудрецы и философы, да, уважали театр, но и у них не было и в мыслях считать жизнь детской или недетской игрой, уж, по крайней мере потому, что больно много кровушки людской, которая не водица, утекло за всю историю людства. Так что, пардон, не могу согласится с такой гипотезой или даже образным сравнением автора настоящей публикации.

Вадим Бережной   22.06.2015 17:42     Заявить о нарушении
Вопрос дискуссионный, и я думаю, что у каждого есть свой ответ на него, свои аргументы, свои примеры. Этим и интересна была дискуссия.
Отлично! Благодарю за внимание и за Ваше мнение.

Наталья Ромодина   23.06.2015 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.