Аритмия культур

   
          Русская культура глубоко моральна. Мы не хотим довольствоваться одной физиологией, наша душа не принимает. Уровень мышления не тот. Какую бы бесовщину не насаждали нам еще на заре советской власти, но с годами отошли от этого. Даже коммунисты понимали: чем меньше хлеба, тем качественнее должно быть зрелище. В этом принципиальное отличие от западных культурных ценностей. Сытая жизнь европейцев и американцев сыграла с ними злую шутку, они пошли по другой ветви развития, стали искать чувственное удовольствие. Очень скоро пресытились, обнаружив, что варианта всего два: мужчина и женщина (при всем богатстве разнообразия). Тут их и понесло во все тяжкие. Но ведь и там ждёт тупик. Придумали себе в оправдание какую-то толерантность. Теперь агрессивно насаждают её всем, не желая замечать, насколько поведение самих пропагандистов не соответствует заявленным критериям взаимоуважения.

          Культурные ценности нашего народа лежат в более высокой области бытия. Имена великих классиков на слуху во всем мире, и меня удивляло то обстоятельство, что читая одних авторов, в жизни мы такие разные, потом поняла: восприятие другое. Легко догадаться, почему большей популярностью на Западе пользуется Антон Павлович Чехов. Он драматург. Его пьесы принято ставить в каждом уважающем себя театре. Но и только. Когда «Три сестры» говорят фразу: «В Москву! В Москву». Тут же вывод, провинциалки рвутся в столицу. И всё. Это так понятно. Только русский человек почувствует за этими словами тоску по несостоявшейся жизни, мечту о том, что никогда не случится. Мы многоярусные, мыслим другими категориями, более возвышенными и потому сложными. В этом и кроются истоки взаимного непонимания. Когда Ирина Александровна Антонова рассказывает гостям музея имени Пушкина о фламандской живописи, она делает это, как российский искусствовед.

           Одним словом, особенности русского менталитета далеко не выдумка. И такое понятие, как кормящий ландшафт по-Гумилёву дополняется понятием культурного кормящего ландшафта. Льва Николаевича обвиняли в лженаучности,  в антисемитизме и даже попытке подвести фундамент под русский национализм. Мне думается всё это чушь. Западная пропаганда пугает всех Кремлёвской «коричневой чумой», а у себя под носом не желает замечать очевидного. 
         
          Не стоит воспринимать мои слова, как противопоставление, скорее, как пища для размышления.  Нам пока сытая жизнь не светит. Главное, не сорваться на чужое блеяние, типа: «жираф большой, ему видней».  Почему-то стесняемся причислить Владимира Семеновича Высоцкого к классикам. Автор, чьи произведения расхватали на цитаты при жизни, достоин такого высокого звания. Может быть, настырная шумиха с юбилеями несколько мешает, но это пройдёт.

          2 октября 2014 года 40 лет со дня смерти Василия Макаровича Шукшина. И вот тут случилась забавная штука. Меня поправил редактор, выдав Макаревич, нет ребята, именно, Макарович. И Макаревич подождёт, при всём уважении. А то, что у них нет в словарном запасе истинно русского отчества Макарович, жаль. Даже услужливые редакторские программы правят наши тексты под свое лекало. Не напрягайтесь, вам не хватит фантазии запрограммировать русское слово.

          Наш кормящий культурный ландшафт надо тщательно оберегать от компьютерного редактирования. Мысль русского человека невозможно оцифровать, западная поддается программированию, наша никогда. Но это не значит, что не будет попыток это сделать, что может иметь неприятные последствия. Нас, конечно, не переделать, но других ввести в заблуждение можно.

          Русские, верьте только Богу и своим классикам, они точно не подведут. Приходим к выводу, что у нас не два верных союзника: армия и флот. Круг друзей шире, что начинает радовать: Бог, армия, флот и слово классика. Под словом классика на равных понимаю не только труды писателей и поэтов, но и великие музыкальные произведения и работы выдающихся живописцев. Иначе, нет смысла считать 2014 год, годом Культуры. Что делать, без официозного пафоса не обойтись. Конечно же, это невозможно малый срок. Символичный временной промежуток и только.

          Есть еще такая история, которая мне очень нравится: стояние на реке Угре. Решил хан Большой Орды Ахмат потягаться с Великим Князем Московским Иваном-третьим. Вот где проявилась ярко русская смекалка. Пока они к нам пожаловали, небольшой летучий отряд к ним в орду нагрянул с ответным визитом. Обалдели от такой неожиданности монголы и давай домой поспешать, спасать свои жилища. На этом, говорят, татаро-монгольское иго и закончилось.

          Какое отношение сей исторический факт имеет в вопросу аритмии культур, по-моему, и объяснять не приходится. Умный мы народ, даже Орда это признала.

          У нас теперь официальная культура не всегда совпадает с истинной. К сожалению, сволочное торгашество не миновало нас. Да этому никто и не удивляется. Имена Александра Твардовского, Константина Симонова, Бориса Васильева, Василия Быкова многие помнят и будут помнить еще долго. А сейчас авторов такого масштаба нет.

          На Западе прекрасно осведомлены, что российское общество не единый монолит. Всегда можно найти желающих поживиться. И всё же для большинства из нас слово Родина не пустой звук, так было всегда. Поэтому неудивительно,  что советская власть выпестовала большое количество замечательных деятелей культуры. Таким образом, наше взаимное непонимание лежит не в области общественного устройства, а области более тонких материй.

          Российская культура увенчана лавровым венком вечности. По этой причине православие нашло в нашей земле столь благодатную почву, взаимодополняя  и обогащая друг друга. В этом наша неординарность. Люди, выжившие в суровых краях, более чисты и дружелюбны. Нас тысячелетиями вытесняли из мягких в климатическом отношении условий для существования. И мы уходили на Север, облагораживая и окультуривая великими трудами свой кормящий ландшафт. Современные технологии позволят теперь и нам создать достойный уровень жизни. Что же касается преодоления аритмии культур, то это работа длительная, требующая доброй воли с обеих сторон. Пока приходится наблюдать агрессию в отношении русского народа: события в соседнем, близком нам по этносу государстве, откровенную демонстрацию недружелюбных намерений, при широкой поддержке западного мира.
 
          Читаю книги, смотрю картины выдающихся зарубежных художников и ловлю себя на мысли, что чем ближе к нашему времени жили авторы, тем больше меркантильности в их работах, или неприкрытой физиологической чувственности, или всего хуже откровенной агрессии. Тоже сейчас насаждается и у нас. Но мы сопротивляемся. Как говорят, голосуем ногами. Не ходят зрители в такие театры, не читают книги, не посещают модерновые арт-шоу.  Даже если и попадают ненароком, введенные в заблуждение некорректной рекламой, то уходят неудовлетворенные виденным.

          Приходилось слышать, что Достоевского читать тяжело, пишет нудно и длинно рассуждает. Им нужен action. Потому и становится скучно.

          У Толстого слишком много прописных истин. Тоже верно. Только правописанием заниматься не хотят. Поэтому в большей степени утраивает  драматургия А.П.Чехова. Живые картинки  не приводят к глубинному осмыслению замысла автора, но западного зрителя это ничуть не напрягает.

          Россия – это не только недра,  кормящий ландшафт понимаем не в виде возможности прокормиться, он неразрывен с культурным наследием предков, и держится на людях. Мы - самодостаточная нация, своими достижениями способны обогатить мировое сообщество. Русский дух, то, что не возможно продать или купить ни за какие деньги. Его впитывают с молоком матери. И когда я слышу возгласы о русском национализме, то понимаю, передо мной чужой человек – аритмия культур в действии.


Рецензии