Из жизни старателей. Слава приехал!

ИЗ  ЖИЗНИ  СТАРАТЕЛЕЙ.       СЛАВА  ПРИЕХАЛ!
    Я  долго   мечтал   об  этом.  Мне  даже  не  раз  снились  сны  о  его  приезде.   В  зиму,  в  туманные  морозы  он  приехал   без  напоминаний   о  себе. Одет  был  так,  как  считают  в  Канаде,  что  именно  так   надо одеваться  на  севере.  На нём  была   волчья   шуба  ниже  колен  с  песцовым  воротником,  на  голове   норковая  шапка  похожего  фасона  на   русскую  ушанку,  но  необъяснимо  чем  то отличающаяся,  широкий   и  длинный  шарф  закрывал  лицо  и  опутывал   его    спиралью, витками,  а  под  шарфом  шотландский  свитер,  тёплые   овчиные  штаны  заправлены  в   разрисованные   короткие  валенки.  Он  стряхнул  с  рук  рукавицы  и  они  повисли  на  резинках  из  рукавов  -  в  точности  как  мы  носили  варежки  детьми. 
-    Давай же  обниматься – целоваться  по  сибирски!  -   Завопил  Слава.  -  Ну,  подходи,  подходи!  Где  твоё   гостеприимство!  Где  твоё хлебосольство!
-    Будет,  будет тебе   гостеприимство   и  какао  с  чаем.  -    хотел  я  отшутится,  поражённый  его    одеждой  и рассматривая  придирчиво  увиденное.
   А  он  замялся.  Потом  сказал:
-   Пожалей   меня,  мой  давний  друг.  Не  требуй  объяснений.  -  произнёс  он   жалобным  и  приниженно – просящим   голосом.
-    Но к  чему  же  всё  это?  -  удивился   я,  указывая   на  его  одеяние.  -  Ты  увидишь  ,  что  северяне   обходятся  вполне  без  такого  шика.  И  это  здесь  вполне  и  вполне.  А  ты словно  в  космический  холод  собрался.
-   Экий   ты,  право!  -   с  неудовольствием   возразил  Слава.   -   Разве  плохи  эти  тёплые  вещи.  А вы,  русские,  отказываетесь  от  них,  ничего о них  не    
зная.  Куда  вы   торопитесь?  Познайте!  Мой   подарок  познайте!
-   Ну,  хорошо,  -  сказал  я,  давно  догадавшись  о  судьбе  этого  наряда,  охотно  сдаваясь  Славиному  напору.  -   Но  всё  же,  кто  тебя  надоумил  на  такой  подарок?  И  вообще  на  подарок?

   Всё  это   значит,  что  Слава  Розенбаум  у  меня  в  гостях  и   хочет   познакомиться  с  русской   охотой   на  медведя.   Зимой?  Когда  медведи   спят  по  своим   берлогам?  Нет,  Слава,  такая охота,  описанная   где  то  в  классике,  когда  охотники   поднимали  медведя  из  берлоги   и  будили   от  спячки,   в  России    давно  забыта.  И  лучшие   охотники  сейчас   не  поднимут  медведя  -    не  умеют.  И  некому  учить, и  всё  забыто.
-   Давай  ка,  Слава,  лучше  набьём  куропаток.  И  что  тогда  мы  имеем?  Куропатки,  баночная,  значит  из  консервных банок,  красная,  уточняю  -  зернистая  икра,  водка  «крещенская»  и  старательской  выпечки  чудесный  хлеб  и  чудесное  сливочное  масло  «вологодское».  И  для  желудка   вода  «ессентуки».  Но  я  после  нашей  официальной  встречи  обещаю  тебе  свозить   к  якутам  в  селение  Марха, что  под   Якутском,  где  у  меня  есть  приятель,   что  бы  ты  познакомился  с  якутской   жеребятиной.  Это,  я  думаю,   впечатлит   тебя  и  компенсирует  недостаток  моего  гостеприимства. 
    Сочувственная  улыбка  озарила  лицо  Славы.  Он  увидел,  что  дело.  как  всегда,  в  его  руках,  и   он  благосклонно  кивал  мне  на  все  мои  предложения.  Он  был  согласен  на  всё,  лишь  бы   я   познакомил  его  воочию  с  настоящими  якутскими  морозами  и  позволил  ему  переночевать  хоть  ночь  в  старательской   тардохе.
    С   дороги   Слава   погрелся   в  моей  бане,  мы   приняли  на  грудь,  как  всегда  поговорили  и  не  договорили  о  многом  и  он  попросил  меня  свозить  его  на  участок   артели,  где  добытое  золото  приобретает  окончательный  товарный вид.  А  то,  что  зимний  вид  участка  не  правильно  отобразит  настоящее  его  предназначение,  его  не  остановило  и,  главное,  не  испугало.  Он и  хотел  это  узнать  -  ощутить  мороз   своим нутром  и  хоть  отдалённо   увидеть  старание,  как  вид   производства   человеческой  деятельности.
    Мы  добрались  до участка  Улахан – Мелемкён  к  вечеру.  Мороз  крепчал. Тардоха,  где  обитали   дежурившие  на   участке   старатели,  Стручков  Виктор,  геолог   участка,  и   будьдозерист   по  прозвищу   Леший,  ожидали  нас,  приготовив  нехитрую  еду,  называемую  жаркое  из  свинины   и  картофеля. Ели  с  удовольствием  и  поблагодарив  хозяев   тардохи,  вышли  на   мороз.  Мы  со  Славой   подошли   близко  к   занесённому  снегом  берегу   реки   и  долго  стояли  созерцая  грустное  очарование.  Воздух  был  неподвижен  и  наполнен  какой  то  чуткой   морозной   густотой,  не нарушаемый  ни  одним  звуком ,  как  буд  то  застывший    в  ожидании   чего  то  не  разгаданного,  отчего  может  содрогнуться  эта  морозная  ночь,  зазвенит  как   разбитым  стеклом   и  всё  содрогнётся   кругом  и   застонет,  словно  женщина   в  оргазме.  А   мороз  всё  крепчал.
    Внезапно  слёзы   появились  на  глазах  Славы  и  горло    сжалось  спазмами.  От  отвернул  своё  лицо   от  меня  и   слеза со  щеки  в  центробежной  силе  сорвалась  и  перелетела  на  мою  щёку.  Он этого  не  заметил,  он  отошёл  от  меня  на  пару  шагов  и  простоял  так,  повернувшись  лицом  к  реке.  Я  взглянул  на  него  и  с  изумлением  заметил,  что  его  лицо  уже  стало  другим,  чего  я   только  что  не  замечал,  что  черты  лица  стали  рыхлыми,  какими  то  размякшими   и  превратились  в  лицо  сентиментального  человека,  глядевшего  в   безжизненное  пространство  с   любовной   приниженностью.
-   Что  же  это,  -   произнёс он  растроганно,   -  до  чего  чувствителен   этот   вид  безжизненности   на  земле.  И  до  чего   всё  прекрасно,  чёрт  возьми!
И  всё  в  белом   -  как  девственница   в  ожидании  замерла   и  ждёт  первого  соития.  Вот  за  что  тебе  спасибо,  дорогой   друг  да  за  эти  слёзы  мои  совсем  некстати  и  нежданные.  В  Канаде  я  этого  не  видел,  в  Канаде  такой   первозданности   нет.  Спасибо  и  пойдём  пить  чай по-старательски.
   Их  заждался  в  тепле   Виктор.  Усадил  за  стол,  указал  на  большой  чайник  на плите  печки:   Вот  крутой  кипяток  для  чая,  сахар  и  карамель  в  мисках  -  на  выбор,  кто  как  и  с  чем  пьёт.  А  я  пойду  за   куропатками.
-   Как  это?   -  удивился  Слава.
-    А  ну  расскажи   гостю,  удиви  гостя.
-   Нет.  Нужно  предметно  смотреть.  Может  такой  приём  и  в  Канаде  есть.
Не  хотите   присоединится?
    Все  вышли  на  мороз.  Из  гремящего  стеклом  рюкзака  Виктор    вынимал  стеклянную  банку,  бросал  в  неё  ягодку  и  ставил  в  снег,  поясняя:  куропатка   увидит   красную  ягодку   и  протиснется  в  банку,  а   обратно  выйти  из  неё  не  сможет.  А  ночной  мороз  заморозит  её.  А  утро  мы  придём  и    как  урожай  всех  их,  замёрзших  соберём.  Слава   был  в  восторге.
    А  наутро,  взяв  краткосроный  отпуск,     я   отправился  провожать    Славу.
               


Рецензии