Разгадка еврейского исторического феномена-8

                8. Историческая   миссия  Моисея.
              Законы Моисея – программа-минимум   культурной   
                эволюции человечества.

 
По прошествии шести  столетий после Авраама,   его потомки и соплеменники,  потомки бывших беженцев из  Шумера, частично расселились в Ханаане, и большей частью   стали рабами в Египте.  Для дальнейшей реализации проекта  шумерских богов потребовался исполнитель, наделенный соответствующими духовными качествами.

 Прежде всего  будет   к  месту вспомнить библейскую историю о  том,  каким  образом потомки Авраама оказались   в   Египте. Если кратко,  дело   обстояло таким  образом: После того, как внук Авраама Иаков решил оставить в наследство своему любимому сыну Иосифу город Шхем,  его братья, возревновав,  продали  его в  египетское рабство.

Прошло   много лет, случился  голод, который,   как  известно не  тетка, и  эти братья оказались в  сытном Египте. А   за это время  наделенный провидческим   даром Иосиф  и благодаря этому  спасший Египет  от голода, был  назначен фараоном на  высокую должность  визиря.

 Братья, не зная,  с   кем  имеют дело, предстали пред   его очи и, когда он открыл свое имя, они испугались, что Иосиф станет мстить им. Но он ответил, что «случилось то, что было предначертано Богом», в том  числе  и  продажа  в   рабство.
 
Вопрос заключается в следующем: случились бы все эти революционные (как с исторической, так и с религиозной точки зрения) события, если бы братья не продали Иосифа в рабство в Египет?

Это надо   понимать   так,  что  все произошедшее, как   можно предположить, - часть Божественного плана — послать его в Египет, создать условия, при   которых он смог проявить выдающиеся  способности, благодаря чему  стать правителем этой земли.

 И план этот не мог осуществиться, если бы в преддверии приближающегося голода,  ему, благодаря своему дару предвидения, не удалось  собрать зерновые запасы,  Это позволило спасти  не только египтян,  но  своего отца и всех его родственников.

Когда братья Иосифа вернулись в Ханаан и передали своему отцу Иакову слова Иосифа о том, что им нужно перебираться в Египет, Иаков колебался. Но ему в «видении ночном» явился Бог и сказал:

Не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно». Успокоившись, Иаков вместе со всей своей родней отправился в Египет, а когда пришло время, его потомки были выведены из Египта — как и было обещано.
 
Итак, выясняется,  что Иосиф, человек незаурядный, наделенный провидческим даром, оказался еще одним еврейским патриархом,  который неслучайным  образом, оказался в нужный момент и  в   нужном   месте, - значит, это кому-то было  нужно, цепочка неслучайных совпадений  о  чем-то говорит – сыграл  свою особую роль в   формировании еврейской нации.

В Книге Исхода перечисляются имена сыновей Иакова, которые вместе с ним переселились в Египет, и сообщается, что «всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте». (Всего их тогда было 72 человека).

Причина  переселения, по свидетельству Библии, голод, последовавший за семью годами изобилия, охватил весь Ближний Восток, и люди «из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа». И Иаков «…сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет».

В Египте израильтяне мирно жили  и множились  на протяжении четырех столетий, пока фараон, «который не знал Иосифа», не начал притеснять их, обратив в рабство — именно с этого началась череда событий, приведших к Исходу.

Иаков считается  основателем   нации: он был   отцом  двенадцати сыновей, от  которых произошли двенадцать колен израилевых. Это название произошло от второго имени Якова-Израиль, означающего в   переводе «помощь Бога» (Эзра-Эль ).

 Именно с   этим именем  связано формирование понятия общенационального  Бога, осознание   своей национальной сущности. Принятие  Иаковом  нового  имени  пишет П.Джонсон:

 «Знаменует момент,  когда Бог  Авраама укореняется  в  Земле Ханаанской  и  идентифицируется  с  израильтянами-потомками  Иакова,  после   чего ему  вскоре  предстоит  стать  всемогущим  Яхве,   монотеистическим   богом...

Совершенно  очевидно, что  еще до миграции    в   Египет, во  времена Иакова,   многие   из хабиру (ибриим-евреи),  переходили  к оседлой  жизни   в   Ханаане, частично   захватывая  территории  силой».  К  числу  зазваченных   семьей  Иакова территорий относится  и  город Шхем. 

 Ясно,  что   Шхем  не просто был захвачен   семьей   Иакова, но  и  оставался в     руках  ее потомков все то время, когда основная их  часть находилась в Египте.    Как об этом повествует Библия,  на   своем   смертном  одре  Иаков   завещал  город   своему сыну  Иосифу:  «Я  даю  тебе  преимущественно  перед братьями  твоими,  один   участок,  который   я  взял  из  рук  Амореев,   мечом   моим   и  луком  моим».

Хотя, согласно распространенному  представлению,  все израильтяне перекочевали в Египет, очевидно, что  в  Ханаане осталась значительная  их  часть, чему существуют  подтверждения египетскими документами.

 В  некотрых  из  них упоминается  еврей  по  имени  Лабайя (человек-лев),   который возглавлял  небольшое  царство вокруг Шхема и  которое  унаследовали   его сыновья.

Этот город находился  под  контролем  израильтян  на  протяжении всего   времени пребывания их  сородичей в Египте.


Достоверно  известно,  что  проникновение     семитов, в том  числе шумерских мигрантов - хабиру в дельту  Нила   началось еще в конце  третьего  тысячелетия  до   н.э.

Если иметь  ввиду  колоссальную  катастрофу, постигшую Шумер в этот период, то становится  очевидным, что здесь  речь идет о беженцах-мигрантах, вынужденных покинуть свою разоренную родину.

Существуют  убедительные   свидетельства жестокого   египетского    угнетения, имевшего  место в средине второго  тысячелетия  до н.э.,   которое привело  к  восстанию  и   бегству израильтян. 

При  этом следует  хорошо себе   представить,  «что  речь  идет о   единственном  в  Древнем  Мире случае  успешного  восстания  и  побега  целого порабощенного народа». (П.Джонсон).

Как  это  можно объяснить,  если не исходить из библейских  свидетельств  о  Божьей помощи, т.е. помощи и  опеки,  которые были обещаны  Аврааму его народу.

В Книге Исхода  читаем:  «И  поставил   над  ними  начальников   работ,   чтобы изнуряли   его   тяжелыми   работами.  И  они построили фараону Пифом и  Рамсес,  города   для запасов».

Какова же была цель исхода?  Ведь здесь речь идет не   о   стихийном побеге людей,  доведенных до  крайности,  такая акция могла быть успешно осуществлена  лишь при  условии, если она   была кем-то организована, тщательно спланирована и проведена.

К  тому  же  имеются  все данные на   то,  что  побег израильтян не был  вызван лишь  голодом.   Экономически  жизнь  в Египте в    рассматриваемый период  была более  сносной, чем   в   любой другой   части  Ближнего  Востока.

Для исхода имелись более   веские   основания, и  здесь складывается особая ситуация, типичная для всех прочих  «исходов», или  изгнаний  народа Израилева, происходящих  в   разные   периоды   его  истории.
 
Согласно П.Джонсону «В   Египте  израильтяне  представляли   значительное  и   довольно   неудобное меньшинство,   к  тому   же  растущее   численно.  В  самом  начале   книги   Исхода приводятся  слова  фараона, обращенные   к  «своему  народу»  о том,  что  «народ  сынов  Израилевых многочисленнее и  сильнее нас. Перехитрим   же   его,  чтобы  он   не   размножился». (Кн. Исход).
 
Значит, «собака зарыта» и весь фокус в том, что более сильный и многочисленный народ не  устраивал фараона, и, следовательно, вопрос стоял о   жизни  и  смерти этого народа.    Для начала фараон издал указание повивальным бабкам об убийстве всех   еврейских   младенцев мужского пола.

Здесь мы  чуть не  проскочили по инерции один  важный момент, на    который  почему-то  никто  не  обращает  внимания:  Почему это  народ сынов Израилевых, ведущий свое   происхождение из шумерских  беженцев, превращенный в  рабов, оказывается    сильнее  коренного народа Египетского, стабильно существующего здесь   не одно  тысячелетие  до  прихода израильтян?

Мы  не сделаем  открытия Америки, ответ лежит   на  поверхности,  вернее,   он    существует в  предыдущих  текстах. Ранее говорилось   о существовании  в доисторический период,     как было доказано   учеными, некой элитной группы,  названной арменоидами, наделенной специфическими антропологическими признаками (наиболее характерные - это вытянутые черепа) и  выполнявшей повсеместно роль поводырей культурной эволюции.

Естественно, в   рассматриваемый исторический период, да и   в наше время должны  сохраниться  их  потомки, и  поскольку как  современные армяне, так и евреи, так и  некоторые другие народы наделены признаками  арменоидности  и  причисляются к  соответствующей  расовой  группе, естественно считать,  что  они являются  потомкам и древних арменоидов.

Очевидно,  что в  силу  своего  происхождения,  обитавший в Египте и  начавшийся формироваться народ Израилев  был наделен теми качествами, которые и вызвали  беспокойство  фараона   и   его  попытку  путем  убийства младенцев  предотвратить становление этого  народа. Это, по  сути, было зловещим   предвосхищением  гитлеровского Холокоста.

Здесь, в историческом   плане,  напрашиваются параллели со многими  другими  этапами вынужденного существования евреев  среди других народов,  когда властители руководствовались принципом: поскольку евреи  сильнее,  или умнее нас, - конечно, прямо   это не утверждалось, проще   было  сказать,  что «они паразитируют на   нашем   народе» -  надо   от   них избавляться. 

Наиболее распространенный способ – изгнание - «исход», принуждение к  эмиграции  как  следствие дискриминации, наветов и  кровавых погромов.
Здесь налицо все признаки комплекса неполноценности  уязвленной успешностью «малого», лишенного родины,    народа, наделенной непомерным  гонором коренной  нации, многократно усиленного отсутствием нравственных критериев.

 И, как следствие,  сваливание  причин всех своих  неудач  и бед на  голову несчастных инородцев, так сказать, с  больной головы - на  здоровую. Это – один из способов бездарной власти – вспомним хотя-бы царскую Россию - поднять свой рейтинг,  оправдать  свою  бездарность.

Отрицательные последствия для самого  «коренного» народа от   такого рода «изгнаний»  никогда  не просчитывались.   А  они, зачастую,  были  колоссальными, если   не  сказать, катастрофическими. В этой связи красноречивым подтверждением   являются последствия вынужденного, фактически, равнозначного  геноциду, «исхода»  евреев из царской России,   а  затем  и  Советского Союза.

Но все же, наиболее красноречивый пример – гитлеровская Германия, в  которой,  возбудившая  зависть повсеместная успешность евреев значительно превосходила коренное население, что  и явилось основной причиной, вызвавшей положительный отклик пропаганды ненависти и последующего  Холокоста.

Все эти  страшные перипетии еврейского существования не укладываются  в  голове с  позиции обычной логики  и  здравого смысла: на протяжении всей истории непрерывной чередой идут гонения,  погромы, изгнания, насильственные крещения и ассимиляция, геноцид.
Без   такого рода исторического геноцида  еврейский народ,  по  подсчетам  специалистов, мог   бы  насчитывать несколько сотен миллионов человек со  столь  же пропорциональным масштабом  количества  талантов и  даже гениев.

Но должно же  быть этому  какое-то объяснение,  наделено каким-то скрытым смыслом? Если исходить  из  альтернативного подхода  к  историческому процессу, напрашивается своего  рода мистическое  толкование.

Исходя   из всей логики нашего подхода к  феномену еврейской истории, напрашивается представление,  согласно которому все эти трагические эпизоды  как-то  связаны с предначертанной свыше исторической  миссией еврейского народа. 

Здесь не будет открытием Америки утверждение, согласно которому  любые общественные проявления в направлении прогрессивного развития  всегда становится поперек   горла для мракобесных  сил. Простой и наглядный пример: ненависть реакционной России - как старой,  так и   нынешней -   к немногочисленной, либеральной  части общества, которую обычно индетифицирют с  евреями. 

Поэтому, как показывает исторический опыт, такие действия неизбежно  сопровождаются противодействием  реакционной и, как правило, более многочисленной части общества, вплоть до попыток окончательного решения.
 
Вернувшись конкретно к   рассматриваемому эпизоду еврейской   истории,  а именно, Исходу из Египта,  мы полагаем вполне резонным оценивать   это событие на основе изложенных ранее   соображений   по   поводу замышленного с   дальним   прицелом проекта «избранного народа», Завета Бога с Авраамом.    Ситуацию с  Исходом вполне логично можно представить как  продолжение реализации  именно этого проекта.

По словам самого библейского Бога, одна из целей Завета состояла   в    том, чтобы выполнить данное Аврааму, Исааку и Иакову обещание и даровать их потомкам Землю обетованную…   «... землю Ханаанскую и к Ливану» (Второзаконие 1:7)…

Человек, на   кого могла  быть возложена   миссия по  реализации  этой  задачи, должен быть тем самым пассионарием, под водительством которого зарождающийся еврейский этнос мог  совершить исторический скачок  на более  высокую  ступень эволюции и тем  самым повлиять на общечеловеческий  прогресс.

Но, даже обладал бы этот пассионарий самыми выдающимися способностями, единолично противостоять фараону   он никак  не смог бы.  Ясно,  что без сторонней  помощи неких «могущественных  сил»  толпа угнетенных рабов  была   бы мигом раздавлена  внушительной армией  фараона.

Итак, на   арену библейской истории, той  ее части,   которая именуется  «Исход», как   по заказу, выступает  та  самая личность, не только  наделенная означенными  качествами,  но,   что здесь  самое существенное, избранная    богом  Яхве для  претворения   в  жизнь   поставленной цели. 

Речь идет о Пророке  Моисее (Моше Авейну).  Еврейский мальчик, младенец,  которого  мать с целью спасения от исполнения  приказа фараона,  на плотике отправила по   течению Нила. Он был  подобран дочерью фараона и воспитывался как член царской семьи,   получил высокое жреческое образование.

Считавшийся приемным сыном дочери  фараона, он имел высокий вельможный статус, но вынужден был бежать  на Синай после того, как убил египтянина, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами.

Здесь, когда он пас стада овец   в окрестностях «горы Элогим»- («Божьей   горы»),  услышал глас Божий, приказывавший ему увести израильтян из рабства в землю, которая была обещана потомкам Авраама.

 Итак, выбор, очевидно, неслучайный,  пал на интуитивно чувствовавшего свои национальные корни бывшего  египетского вельможу, а  ныне пастуха.  Перед ним была поставлена, казалось бы, невыполнимая для  простого смертного задача.  И с  этой задачей  Моисей успешно справился, что ознаменовало один   из великих поворотных  моментов не  только   в  истории  израильского народа,   но   всего человечества.

Это дало  основание  историку П.Джонсону  утверждать:  «Моисей   был   ключевой  фигурой еврейской   истории,  осью,  вокруг   которой  все   вращалось.  Если    Авраам был  праотцом   нации,  то  Моисей   был   созидательной  силой, формировавшей  ее.

Именно под   его руководством  и   благодаря  ему,   они   окончательно  выделились  в  качестве  народа,  у   которого  имеется   будущее».   И  далее: «Моисей  был  не   только  наиболее  влиятельным   евреем   в  дохристианские  времена,  он  был   к  тому   же   единственным   из  них,  кто  оставил   существенный  след     в  Древнем   Мире. 

Греки   почитали   его наравне   со  своим  богам  и героями, особенно Гермесом,   его   заслугой  считали   изобретение   еврейской   письменности, которая  явилась  предшественником  Финикийского   письма, соответственно, греческого…

По  мнению   Аристобула, Гомер  и Гесиод  черпали  свое   вдохновение  из его  произведений,  и  многие  древние   авторы  разделяли   точку    зрения,   что  человечество  в   целом  и   греческая  цивилизация   в  особенности, очень  многим   обязано  его  идеям.

Неудивительно,  что  древнееврейские   писатели    отстаивали  мнение,  что   Моисей  -  ведущий  созидатель   античной   культуры.  Иосиф  Флавий говорил,   что  именно  он  изобрел  слово   закон»,   доселе  неизвестное   в   греческом   языке,  и  был  первым   законодателем  всемирной истории.

Филон  обвинял  философов и законодателей  в   заимствовании  и  даже  присвоении  его идей,  считая   главными  плагиаторами  Гераклита  и Платона».

 Во время Исхода сынам Израиля были дарованы   Десять Заповедей и был построен Ковчег Завета, где хранились Скрижали Закона.    Их суть в  изложении  Моисея в следующем: Не  поклоняться другим богам. Не  сотворить себе   кумира (идола). Не употреблять всуе имя Бога. Чтить  субботу. Почитать  своего  отца и  мать.  Не убивай.  Не  прелюбодействуй. Не  кради. Не  лжесвидетельствуй. Не  желай  чужого.

Казалось бы, элементарные общеизвестные вещи, невидаль какая – но это, если исходить   из позиции современного  человека. Но для   своего времени это был для  всего человечества   скачок на более  высокий уровень прогрессивного развития.

Хотя   некоторые  из   этих  правил  были  присущи   и  некоторым другим   ближневосточным  этносам,  однако,  во  всем  античном  мире,  не  было ничего, что  могло  хотя бы отдаленно сравниться   с  этим  сводом морально-этических законов.

И дело не  только в  самих правилах, хотя и, казалось бы,   элементарных, но исключительно важных для цивилизованного существования общества. Дело  в том, как этим правилам могли относиться люди,  находящиеся на   начальном этапе культурного развития.
Израильтяне, ведомые Моисеем, по  велению Бога  были направлены на  землю обетованную, заселенную ханаанеями. Как  можно  предположить, кроме означенных  выше целей, Бог,  или боги  стремились завершить  наказание греховного народа силами  избранного народа.
Они  сочли, что жестокая кара, состоящая в уничтожении шестью столетиями ранее пяти ханаанских городов в долине Сидом,  оказалась недостаточной. Жители Ханаана оставались все   такими же грешными,  чье поведение,  с  точки зрения богов, как об  этом повествует Ветхий Завет, было мерзопакостным.

Но,  кроме того, преследовалась и  чисто практическая цель:  по  версии З.Ситчина,  восточные боги  стремились  с   помощью избранного народа  защитить от клана Мардука  и подвластных ему ханаанцев  Иерусалим, где   находился их   Центр Управления Миссией.

При этом, видимо, имелись веские основания  на   то, что из-за опасения за свой  «избранный» народ в его стойкости перед языческими соблазнами при переселении  его  в землю обетованную, ему был   дано предостережение  не  «поступать по делам земли Ханаанской» и «не делать мерзостей», которым предавались Ханаане (Лев. 18:24, 26, 27).

Так,  или иначе, при  заселении, точнее  сказать, завоевании  Ханаана,  местное население изгонялось, либо ассимилировалось с теми или иными израильскими племенами. Как правило, покоренное,  преимущественно, семитоязычное население Ханаана,  с  течением времени принимало Израильский религиозный культ и ассимилировалось.

Однако, ассимиляция монотеистическим сообществом  языческих   племен – процесс весьма  сложный  и   содержащий немало негативного. Неспроста  речь шла о  неких языческих  «мерзостях», и  это,   как следует   из   Библии,  являлось  одной   из причин «гнева Божьего»? 

В  связи с уничтожением грешных городов Содома  и Гоморры,  произошедшем за  600  лет до Исхода, об  этих «мерзостях»  уже  достаточно убедительно говорилось   ранее. Но, судя по некоторым публикациям,  этот момент истории по поводу особой греховности Ханаана, даже некоторыми авторами, публикующиеся по  тематике альтернативной истории, оспаривается.

Обратимся  к библейским свидетельствам. Библия рисует потомков  Хама от его сына Ханаана (Евеи, Iевусеи, Аморреи, Гергесеи и Хеттеи )  как   воплощение идолопоклонства и распутства.

Все началось  с  того,   что, как  повествует  Пятикнижие (Чис. 23:23; Втор. 7:1 и другие),  Хам увидел наготу своего опьяневшего отца Ноя и рассказал об этом братьям, за что Ной произнес проклятие:

«Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24–25).  Но это,  кажется,  не такая уж  «мерзость», к тому же, такого рода «библейские мифы»  по поводу «мерзостей» могут   восприниматься  с  недоверием.

Однако, на этот счет  имеется  немало веских научных аргументов. Как  свидетельствуют исторические источники, жители древней Палестины исповедовали культ Ваала – предположительно, это иное имя Мардука – заклятого врага восточных богов, или  его креатура.

А.Опарин пишет в   своей монографии: «Ваал (Баал, Бэл) - библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. Религиозный культ Ваала состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственного возбуждения.
 
Внешним символом его служил фаллос, в виде колонны с усечённой вершиной. При храмах Ваала жили священные блудники и блудницы, которые зарабатывали для храма деньги сакральной проституцией».
 
Как  свидетельствует Библия,  имея ввиду «мерзости»  жителей   уничтоженных городов долины Сидом, даже    по  прошествии  столетий в    этом царстве греха  ничего  не  изменилось.  Не зря  Бог запрещает  израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам.
 
«…Не  поклоняйся   богам  их, и  не служи  им, и  не  подражай  делам   их,  но   сокруши  их …». (Исход: 23: 23-31).   «Не  вступай  в  союз  с   жителями  той  земли,  ибо,  когда  они  будут   блудодействовать,…не пригласили  и тебя,  и  ты  не  вкусил  бы  жертвы  их, и  не  бери  из  дочерей их  жен  сынам  своим, дабы дочери  их,  блудодействуя  вослед  богов  своим, не   ввели  и сынов  твоих  в заблуждение…».

«Объяви  всем сынам   Израилевым  и  скажи им,  когда  перейдете  через  Иордан  в   землю  Ханаанскую,  то  погоните  от  себя  всех  жителей  земли  и  истребите  их  изображения их,  и  всех  литых  идолов истреби те,  все  высоты  их разорвите,  и  возьмите  во  владения  землю,  и поселитесь  на  ней…» (Числа:33:  51-53).

«Я  изгоняю  от  лица  твоего  Амореев,  Хананеев, Хеттеев, Ферезееев,  Евеев, Иевусеев…  Жертвенники   их  разрушьте, столбы  их  сокрушите,  вырубите  священные   рощи  их, ибо   ты   не   должен  поклоняться   богу   иному,  кроме   Господа».
 
Итак, из всего вышесказанного   можно  понять, что   «избранность» еврейского народа – это многоцелевая функция.  И, как показала история, эти   цели,  в  определенной мере,  были   достигнуты.

Была восстановлена  попранная справедливость:  земля, изначально предназначенная  потомкам Сима, была ими заселена. Нарушители «конвенции», злостно нарушавшие принципы праведности, являвшиеся идолопоклонниками, хамито-ханаанские этносы  в конечном итоге были рассеяны и   исчезли.

Духовное наследие  Шумера в виде устной передачи традиций,  а также   священных книг  иудаизма  было сохранено для человечества.
 
Вопрос в   том, не  слишком ли дорогой ценой все это   было достигнуто? Фактически, именем Бога Яхве, по  его велению осуществлялся геноцид ханаанских народностей.

Казалось  бы, прав А.Скляров,  который считает, что «мерзости», творимые ими, какие бы они не были, не  могут служить причиной их   уничтожения. Действительно, если видеть причину  только  лишь в этом.

Но, так,  или  иначе, представляется  ошибочной     точка   зрения  ученого,   состоящая в   том, что наставления библейского Бога израильтянам («евреям»)   по поводу ханаанских мерзостей,   идолопоклонства,  вплоть до   полного искоренения, основаны лишь на стремлении  путем  устранения  богов-конкурентов, в  первую очередь, Ваала,  укрепить  свою   власть:

«Яхве – первый монотеистический бог,   то есть первый бог, который требует поклонения только себе и никому иному. Яхве выступает даже не столько против «многобожия» вообще, сколько против поклонения вполне конкретным богам – богам, которым поклонялись перечисленные в Ветхом Завете народы, жившие на территории Земли Обетованной.

И главным среди этих богов был Ваал – бог, негативное отношение к которому сохранилось в христианской традиции вплоть до наших дней».
Естественно, нельзя  игнорировать  фактор борьбы за  власть между  кланами богов, включающий жестокие войны  и уничтожение многих городов и даже  государств.


Но речь то   идет не   просто о  борьбе  Яхве с   Ваалом, или,   в   более широком аспекте, борьбе клана  шумерских/восточных   богов во главе с  Сином,  с кланом  египетских/ханаанских,  во  главе  с Мардуком.


Фактически, борьба шла с многобожием,  идолопоклонством, с  мерзостями язычества, которые являлись серьезным препятствием  перехода  человечества  от состояния   языческой дикости к  механизму культурной эволюции, каким в  рассматриваемый исторический период мог быть  монотеизм.



 А.Скляровым и его единомышленниками игнорируется   чрезвычайная важность борьбы с этими явлениями, и   создается   впечатление,  что им    недооценивается  тот   факт,  что  отказ от   борьбы с   ними, их  сохранение,     означало бы  тупиковый путь развития  человечества.


 К тому   же, с   его точки зрения,   эти  «мерзости»  в  Библии сильно преувеличены: «Вся «вина» народов, против которых должен был быть развязан беспощадный геноцид, заключается в поклонении этих народов их богам, которое называется «мерзостью».


Но,  во-первых, как свидетельствуют ранее  приведенные  цитаты из исторических источников, эти  «мерзости» не  настолько невинны, чтобы   их игнорировать.


Во-вторых, события,   происходящие в  глубокой древности   нельзя оценивать – речь  идет о жестокости Яхве и его народа - по  современным меркам, с   позиции современной морали.
 

 Не секрет,  что   в те  далекие времена  были распространенным  явлением  войны и  геноцид. Даже  не в  столь далекие  времена, когда в  мире уже были  известны моральные критерии, имел   место  геноцид ряда этносов. 


Вспомним хотя - бы  Крестовые походы, когда  происходило беспощадное уничтожение  населения Палестины, или уничтожение Хазарского Каганата и  его населения в результате нашествия  Киевской Руси.


Имеются и более «свежие» случаи жесточайшего геноцида. Фактически, Богдан Хмельницкий на три века упредив Гитлера, физически уничтожив пятую часть мирового еврейства, что на помешало считать его великим национальным героем Украины.


По разным свидетельствам летописцев, число евреев, погибших в 1648–1658 гг., составляло от 200 до 500 тысяч человек... (в то время мировое еврейство насчитывало не более полутора миллионов человек). Полному разгрому подверглось около семисот еврейских общин, то есть почти всё еврейское население Малороссии.


Или взять такой  красноречивый  факт: с 1897 г. по наши дни численность еврейского населения России уменьшилась с 5,2 до 0,16 миллиона человек — более, чем в 30 раз (!).

Это и   есть геноцид в   чистом  виде,- причем, надо включить  сюда и полный культурный  геноцид, - хотя здесь речь  не  идет  об уничтожении народа в  буквальном  смысле   этого слова.
 

Во  всяком   случае, доля нации, уничтоженной  буквально – и не только в  результате гитлеровского Холокоста, за который ответственен и сталинский режим – значительна.

Однако, вернемся к нашей конкретной проблеме. Сопоставляя рассматриваемый исторический период, когда в  мире царило многобожие,  язычество и  идолопоклонство, с  более поздними и не очень пуританскими,  порой  людоедскими  временами,   чистейшим фарисейством  представляется   оценка  этих событий, как это делают А.Скляров и другие авторы, с   позиции  современных «моральных   критериев».

Начала  современной  морали как  раз  и были заложены Законом Моисея, десятью заповедями, данному ему  Яхве.   При этом,  важной и необходимой составляющей   этого Закона была жестокая борьба с  язычеством,   и выбора здесь  не было.

Но для  того,  чтобы  человечество  могло перейти в  состояние, в котором оно подпадало бы под   действие Божьих заповедей, необходимо  было  обновиться, поверить в   высшие духовные ценности, олицетворяемые Единым и Всемогущим Богом.

Иначе   говоря,  перед народом   Израиля ставилась задача создания  монотеистической  религии, которая  могла быть передана другим  народам.

А для этого  было необходимо любыми способами, вплоть до  самых жестоких, избавиться от языческих   мерзостей  и  пройти довольно сложный период становления монотеистических религий.

 И, хотя монотеистические  религии сыграли  свою прогрессивную роль, как выясняется, и на  современном этапе, когда, зачастую,  под   покровом религий, или без  оного,  творятся   безобразия и  даже  преступления  вопреки закону Божию,  эти религии также не  являются панацеей.
 

В  первую очередь, это  относится к радикальным направлениям,   более умеренные  направления, по-видимому, продолжают  играть свою положительную роль в  цивилизационном   процессе. Очевидно,  что процесс «очеловечения» человечества бесконечен и другого  пути нет.

Вернемся  к разговору  о  язычестве, о так называемых «мерзостях» идолопоклонства. А что   же ему предшествовало, в   чем состояло проклинаемое   Библейским Богом идолопоклонство? Вот что по  этому    поводу  говорит  в своей статье игумен Арсений (Соколов).
 
Зависимый от капризов природы скотовод молился на своего “кормильца” и даже выводил от “общего дикого предка” свою родословную.

Подражание ему доходило до откровенного “ скотского” образа жизни, включая групповой секс, кровосмесительство (Ваал, согласно мифу, состоял в связи с сестрой), содомию (есть изображение полового акта Ваала с телкой).

В периоды сильных многолетних засух нередки были и жертвоприношения детей. Еще археологическая экспедиция Макалистера (Палестинский исследовательский фонд), раскопавшая в 1904–1909 гг. немало высот, посвященных Ваалу и Астарте, обнаружила в их развалинах множество культовых столбов и кувшинов с останками детских костей, целое детское кладбище. 

Ваала “кормили” и человечиной, главным образом младенцами. Детей возлагали на раскаленные ладони опущенных книзу рук медной статуи, стоящей над пылавшим костром. И сгорая, младенцы своими жизнями “вымаливали” у Ваала хорошую погоду, урожай, прирост мальчиков (будущих воинов, почему и жгли в основном девочек) и удачу в войне.

Останки детей, принесенных в жертву Ваалу, найдены не только на высотах. Обычай замуровывать в стену новопостроенного дома убитого предварительно младенца был весьма распространенным явлением в Ханаане. Замурованные детские кости найдены в Газере, Мегиддо и других местах.

Протоиерей А. Мень, после ярких описаний ханаанейских сельскохозяйственных культов, приходит к выводу, с которым трудно не согласиться: израильтяне «явились как бы очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную атмосферу суеверий и извращений».

Но и   израильтяне  в    переходный период от язычества к   монотеизму   не  были и  не  могли  быть святыми. Потребовалась  не одна сотня  лет, а  не только  сорокалетний периода  блуждания по Синаю.

Этот  переходный период включает  в  себя  и начальный этап освоения Ханаана,  с   естественным влиянием обычаев  окружающих этносов,   чтобы  постепенно,  потомки Авраама  перешли от  идолопоклонства  к  монотеизму.

«В домонархическую эпоху, - отмечает  в своей статье игумен Арсений (Соколов), - израильтяне в массе своей не почитали иных богов, кроме Яхве. Однако чистая вера и чистый культ народа, прошедшего через Синай, испытывали мощное влияние языческой религиозности. Израиль оказался перед опасностью двоеверия, ваализации истинной веры.

Колена Израилевы, войдя в землю Ханаана, вступили в многовековую борьбу с представлениями ее обитателей. Эти представления всегда стремились пустить свои корни в сознании евреев.

Даже простой факт, что израильтяне сделали местами своих богослужений древнейшие святилища обитателей Палестины, говорит о том, что они восприняли некоторые местные религиозные традиции.

Вот что по  этому поводу мы можем   прочитать в Библии:  «А после распада державы на два царства двенадцатый правитель Иудеи Ахаз (примерно 743-728 гг. до н.э.) провозгласил культ Ваала официальной религией.


По свидетельству Библии, Ахаз разбил священные сосуды в Иерусалимском храме, поставил внутри храма “истукана Астарты” (матери Ваала), а снаружи учредил “дома блудилищные” и “установил жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным, устроил высоты для каждения богам иным” (2 Пар., 28:24-25).

 

В юго-восточной части “долины Енномовой”, в местечке Тофет Ахаз совершал человеческие жертвоприношения Ваалу. Чтобы заглушить вопли сжигаемых, он распорядился ввести в обряд аутодафе громкое музыкальное сопровождение. Не пощадил даже собственных сыновей - “провел их через огонь”.


Только правнук Ахаза, царь Иосия, “начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и резных и литых кумиров. И жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними, изломал, и разбил в прах”. (21 Пар., 34:3-4).

После смерти Иосии остальные иудейские цари (сажаемые на трон то царями Египта, то Вавилона) вновь “впали в Ваалово идолопоклонство” и, по словам пророка Иеремии, “устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу” (Иер., 19:5).

«Единственной возможностью избежать этих духовных сетей,- пишет  Арсений  соколов, - могло бы быть полное уничтожение носителей языческой духовности, что и было заповедано Богом». Но в одночасье этого не  могло  произойти – и духовная борьба за чистоту богооткровенной веры растянулась на многие века, почти на целое тысячелетие.

Еврейские пророки грозно клеймили  идолопоклонников из   своего народа. «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете». Иер. 7, 9

«Так говорит Господь: остановитесь на путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем." Иер. 6, 16.
 
"И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали". Ос.2:16

"Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?" Иер.23:27

"Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото:
превосходя их силою они снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти самим себе не в силах помочь.

Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги." Посл Иер 1, 56-58. 

Наиболее важным из  всех предназначений было образование  монотеистической  религии. С высоты современности понятно, что это  был  способ   перехода на более высокую ступень культурной эволюции человечества, поводырем которой было предназначено быть «избранному для   этой цели  народу.


Ситуация с выполнением морально-этических норм,   которых   в  языческий период  практически не  существовало, или, возможно, властными лицами сообщались   в   виде рекомендаций,  хорошо  известна.


Совсем  другое дело,  если  эти  нормы, правила  общественных отношений  были   провозглашены  обязательными   к  исполнению  на  все  времена от  имени  наивысшего   авторитета, перед которым люди должны  были   испытывать благоговение и страх - Бога Всемогущего.


Согласно  Книге Исхода,  Бог  предупреждает  народ  Израиля:  «Вы  видели,  что  Я  сделал   с  египтянами,   и  как   Я   носил   вас  как  бы  на  орлиных   крыльях,  и  принес  вас   к   себе. 
 

Итак,   если   вы  будете  слушаться   Гласа  моего   и  соблюдать   завет  Мой,   то  будете   Моим  уделом из всех  народов:   ибо Моя   вся  земля,   а   вы будете   у  Меня  царством   священников  и   народом   святым».


Получается удивительная  история:  на самом  начальном этапе, в   процессе  этногенеза и  взросления,  израильтяне, представляющие собой  толпу беженцев из Египта, явно не по  своей воле, неосознанно, понуждаемые и стимулируемые непререкаемым авторитетом   Бога Всевышнего, чья  воля    передается  посредством  Пророка, получает, хотя и с   отступлением и   отклонениями, духовное наполнение и понимание высшего   смысл своего  существования.


В   этом  процессе, независимо от  того, что толпа, отдельные ее индивидуумы  единственно, чего   хотели,  это   спокойной и  сытой  жизни, объективно, по   большому   счету,  израильтяне действовали  не  только  во  имя  себя, но  во имя будущего всего  человечества.


Что    может означать для человечества  в   реальности монотеизм,  вера  в единого всемогущего Бога?   Не  что   иное,  как происходящее  впервые в истории формирование  гуманных   этических   принципов,  обязательных для исполнения  каждым верующим  человеком.


А  это, фактически,  невзирая на   все  минусы   монотеистических  религий, в   частности, ортодоксальный консерватизм и  радикализм, означал  в    период  их становления подъем на   более  высокую ступень культурной эволюции.


Иногда  в  некоторых публикациях  можно  встретить  высказывания,  (к примеру, все  тот же  ранее упомянутый А. Скляров), что  Моисей  ничего нового не дал  миру, он,  якобы, почерпнул  эти  принципы и  даже  монотеизм в  Египте.


Такого рода   утверждения  означают непонимание того факта, что почерпнуть свое учение в Египте Моисей  не  мог принципиально,  поскольку, как считают  историки,  египетский взгляд на  мир  был в  корне антагонистичен зарождающемуся иудаизму  и всегда  отвергался израильтянами.


«Их (египтян Г.Р.)  верования были   ближе   к  циклическим  и  анимистическим  религиям   Востока   и  Африки,  чем   к  тому,  что  мы привыкли  называть   религией   Запада…
 

Характерным   для  этого  статичного общества   было  отсутствие   понятия   безличного,  неперсонифицированного   закона,  а  потому  там  отсутствовали  понятия   кодексов   законов,  не  говоря   уже   про  их письменную  форму.  Фараон   считался  источником  и   господином   законов, и     его  судьи   собирались  по  его   желанию,  дабы   претворить  в   жизнь   его  произвольные  суждения». (П.Джонсон).


Совсем   другое  дело Месопотамия – Шумер, являвшийся  прародиной Авраама и  всех  евреев,  чье культурное и   духовное  наследие  они, покинув эту страну после ее  гибели, унаследовали.


Мы  говорили о  том,  что  Еврейская  Библия  в  некоторой  степени  индетифицируется  с древним шумеро-аккадским эпосом, который мог  сохраниться  в народной  памяти.


Естественно, не  могла  не существовать   преемственность   между  сводом законов Моисея  и  законодательным  творчеством древнего Шумера/Аккада.   Наряду с   другими,  сохранился   и  хранится  в  Музее  Древнего  Востока  в   Стамбуле, датируемый  21-м  веком  до н.э.,  кодекс законов  «царя Шумера и  Аккада»  Третьей династии  Ура  Ур-Намму.


Любопытно, что этот   царь, наверно,  не  без помощи  бога Сина, кроме законодательного кодекса, впервые в   мире учредил   Систему  мер и весов.


Существенно,  что Ур-Намму  был избран на царство  богом  Ура  Сином,  который, как об   этом говорилось ранее,  в предвидении серьезных угроз для Шумера, отправил  Авраама   с  ответственным поручением  в  Ханаан  и  Египет.  Разумеется, Авраам,   имеющий высокий  жреческий статус, должен   был  быть знаком  с  этим кодексом и  другими достижениями  Шумера.


При  всем  том, что  свод законов Моисея является   в  некотором смысле продолжением ближневосточной  традиции,  все  же он коренным  образом отличается    от этих древних кодексов и, фактически, воспринимается  как  нечто совершенно   новое.

Кодексы – предшественники,  несмотря на  утверждения, что  были выпущены Богом,   все же они преподносились  от имени конкретных  царей и,   следова- тельно, могли  видоизменяться и  произвольно  трактоваться  людьми.

Завет  Моисея  уникален, поскольку,  в  отличие от   любых прочих договоренностей,   речь  идет  о  договоре  между  богом  и его  избранным   народом  и  охватывает  все   сферы жизни   этого народа. 

 «Фактически, это  союз,  в  результате   которого   произошло   слияние  интересов  израильского  общества  и  Бога, которого   в  обмен  на   защиту  и  процветание,   это   общество  восприняло   в   качестве   тоталитарного  правителя, чьи  желания  определяют  все  стороны  жизни   этого   общества» (П.Джонсон).

Законы,  изложенные  в   Пятикнижии,   провозглашаются  от  имени самого Бога Всевышнего  на  все   времена,  и  не  один смертный, вплоть до самого царя, не  мог  вносить  даже малейшее изменение.  Фактически,  цари  Израиля  не  могли издавать и не издавали   собственных сводов законов.

Роль пророков,  считавшимися посредниками между   Богом  и   людьми, в   данном   случае Моисея, а   впоследствии Езекиля, продолжившего законодательные  реформы,  состояла  не   в творении законов, а в их трактовке,  их   передаче.

Десять  Заповедей  Моисея  явились  основой  полного  свода  законов   Торы, т.е.  данных Богом,  числом  613, из  которых  248  предписаний и  365 запретов.

Именно  поэтому   Кодекс  Моисея  это - свод  законов (мицвот), представляющий  собой единство   религиозных  и светских законов, гражданских, уголовных, законов нравственности.  Любые их нарушения  греховны,  т.к. оскорбляют  Бога и в то    же  время являются преступлениями.

Его провозглашение  означало переход  на   более  высокий   уровень социальных отношений  в   обществе.  По мнению некоторых историков,  кодекс в   определенном смысле - это не  что  иное,  как  простейшая декларация  равенства.

«…Причем,  это  равенство  не  отвлеченно-умозрительное.  Оно  реально  в   вполне  практическом  смысле: все израильтяне  равны  перед   Богом,  а  потому  равны  и перед  законом. Справедливость  существует для  всех,  какие  бы  ни  существовали формы  неравенства». (П.Джонсон). 

Н.Бердяев:  «… идея социальной справедливости была внесена в человеческое сознание главным образом еврейством, "арийцы" Греции,   величайшие философы не подымались до осуждения рабства. Древнееврейские пророки были первыми, требовавшими правды, справедливости в социальных отношениях людей, они защищали бедных и угнетенных».

Уникальность  ситуации  еврейского  этногенеза  состояла в   том, что израильтяне, одновременно в этом  процессе создавали новый  тип  общества,  в  котором  верховенство Бога означает верховенство закона, перед которым,   как  и  перед Богом все  равны. 

Для  своего  времени  это был исторически  значимый  прогресс в  общественном  развитии,  и  не зря Филон  Александрийский  назвал это «демократией»,  хотя  под демократией   он понимал не власть всего  народа, а   определял  ее  как   форму  правления, которая  «уважает   равенство  и   имеет закон   и   справедливость  для  правящих».

Наличие относительной  демократичности  израильского общества  подтверждается  конкретными фактами из жизни  народа эпохи зарождения государства. Книга  Судей  рассказывает   о  харизматических  героях низкого  происхождения, которые   выдвинулись  благодаря  собственной энергии.

Мы узнаем  о главной роли  в  управлении обществом домонархического  периода  пророков и  судей,  которые пользовались  как народным доверием,  так и божественным  покровительством.

К  монархической  форме  правления  на  определенном  этапе завоевания  Ханаана  израильтяне   были  вынуждены  перейти  вследствие военных неудач. Пророку- судье  Самуилу пришлось играть роль высшего авторитета,  передатчика  воли  Бога в  решении вопроса   быть,  или  не  быть  монархии.

Первая Книга Судей описывает  конституционные  дебаты,  развернувшиеся по   этому  вопросу. Очевидным  кандидатом   был  Саул -  воинский  командир из   племени Веньямина,  выдвинувшийся  из   народа,  благодаря  своей доблести и пассионарности.

Самуил, прежде,  чем  помазать Саула на  царствование,  напомнил   израильтянам,  что  прежде   у  них   не  было  царя, -  роль  народных  управленцев  выполняли   пророки  и судьи - и  что  переход  к   царскому   правлению  равносилен  отказу  от  божественного  правления.

Он  говорил   народу  обо  всех  минусах  царского  правления, и, несмотря на   народное  волеизъявление, долго колебался.  Но,  в   конце  концов, сдался, ссылаясь  волю Бога:  «И  сказал  Господь   Самуилу: послушай голоса их,   и  поставь  им   царя».

Еще  более  поразительна карьера  царя  Давида:  первоначально он был простым  пастухом,  произошедшим  от  маовитянки  по  имени  Руфь.  Будучи  на  воинской  службе, совершил   подвиг, убив  пращой филистимлянского  богатыря  Голиафа, и, благодаря своей  силе  и  благочестию, совершив немало иных подвигов, после  смерти Саула  был помазан на царство.

Несмотря на  свое  происхождение, Давид  стал  великим царем. Будучи  глубоко  религиозным  человеком,  он  соединил  власть государственную и духовную, т.е. власть   от имени  закона Моисея.

Власть в одном  лице царя  и  священника  производила  впечатление благословенной  свыше, чем  можно  объяснить его выдающие успехи в  разгроме  филистимлян,  в  создании в завоеванном Иерусалиме национальной  и   религиозной  столицы.

При  этом, вопреки бытовавшей традиции, Давид, проявив  себя  мудрым  дальновидным политиком, не стал  ни  уничтожать,  ни изгонять жителей,  он  сделал  все, чтобы  превратить  их   в  своих   верных  союзников.
 
  Кодексом Моисея евреи  руководствовались  не  только в  период  существования  древнего  еврейского  государства,  но и в  последовавшие  затем  многие столетия  проживания в  рассеянии,   без собственного  государства. 

Вынужденные   жить изолированными общинами, в гетто,  они,   в  отличие  от окружающих  народов, находящихся под  «опекой» государственных   структур,   были  в   этом   плане независимы  от государства,  вооружены  своеобразной   конституцией  и  системой   самоуправления,  включающей  суд,  медицинское  обслуживание,   образование, социальное обеспечение.

 Кстати, система  социального обеспечения еврейских  общин, состоящая  в  помощи остро нуждающимся  за счет сбора средств от  состоятельных   членов  общин,  в течение длительного периода  было единственной   в   Мире.

 В приверженности и  неуклонном следовании законам  Торы, в противодействующем ассимиляции общинном существовании  может  состоять одна  из разгадок феноменальной   долговечности еврейского  народа.

Устойчивость еврейских  общин  косвенным  образом была  связана  с  прочностью религиозных   еврейских   семей, -  а таких в  старые времена было подавляющее большинство, -  что  можно  объяснить  строгостью  законов Торы в сексуальных   вопросах.

 Строго запрещены все  внебрачные формы  секса, кроме   того,  под запретом  были брачные узы между  родственниками  первого уровня,  например,   сестер     с  родными братьями,  что   широко  практиковалось   в  древности.

Особенно  впечатляет   это  то,  что  большинство  правил  Кодекса  Моисея  базируются  на  отвечающей современным  требованиям  научной  основе. Особая строгость и  требовательность   предъявляется   к  системе питания,  основанная на   так называемом  кашруте.

Животные  были  разделены  на  чистые (кошерные) – годные в пищу, и   нечистые (некошерные) – непригодные  для  употребления. К  чистым относились в  основном травоядные, употребление  хищников как  нечистых,  запрещалось. Свиньи также  находились под запретом  как   носители  паразитов  и   представляли опасность для  здоровья.

Современная наука доказала, что наличие  остатков  крови в  потребляемом  мясе  может  вредно  отразиться  на  здоровье из-за  наличия адреналина, образовавшегося из-за огромного стресса при  забое. Но как раз  иудейским ритуалом предусмотрен  способ забоя с  минимальным стрессом, а, кроме  того, было обязательным тщательное обескровливание туши  животного.

Запрет совмещения мясной и  молочной пищи в современную эпоху научно  обоснован раздельной системой питания.

Немалая  роль  в   столь  длительном  сохранении  еврейского народа  и   его  противодействии  ассимиляции  принадлежит  ритуалу  обрезания,  являвшемуся  частью завета  Авраама   и  служившему  символом  преданности народа  Израиля своему  Богу.

Но  с   другой  стороны, этот  ритуал уже наши  дни   получил научное обоснование  как одного из   факторов  предупреждения некоторых заболеваний,   и   об  этом  даже  российские профессора   в  одной из передач говорили на центральном  телевидении.

Одним из великих  вкладов евреев в  мировую цивилизацию является введение  еженедельного дня  отдыха. Как  об   этом   говорится в книгах Исхода  и  Второзакония смысл   Субботы   в  том,  чтобы увековечить  день отдыха Бога  после  шести дней отдыха.   

Само еврейское название  этого  дня – «шаббат»  однокоренное  со  словом «шева» - семь.  Практически, по   воспоминаниям   о египетском рабстве,  в  этот  день   давалась  народу Израиля, в том числе и израильским рабам  и  даже рабочей  скотине периодическая передышка.

Но  не менее важным было  то  обстоятельство,  что  этот  выходной   день  был  установлен  как   святой  день, духовный праздник,  подчеркивающий  отличие  евреев  от  других  народов,  их  особую   близость  с Богом.

«Дал им   также  субботы  мои, чтобы  они   были  знаменем  между   Мною  и  ими,  чтобы  знали,  что  Я -  Господь,  освящающий   их». В  этот  день в  еврейских домах зажигались и зажигаются субботние свечи,  накрывается праздничный стол с  белой скатертью, и подаются  традиционные  еврейские блюда.

Но  есть здесь  и   другая  сторона  медали. Кому  из  окружающих может  понравиться  подчеркивание своей «избранности»,   близости к  Богу, воспринимавшееся  как  высокомерное  отношение к  остальному  человечеству.

 И  это, в  числе   прочих причин,   сыграло  свою роль  в  формировании негативного отношения к  евреям.  Этим был заложен кирпичик в   фундамент  антисемитизма, нашедшего свою почву среди   нравственно ущербных, духовно  незрелых  людей,  злобных завистников, которым даже в голову не   приходит,   что постыдно и низко  ненавидеть какой бы то  ни  было народ.

Однако,   невзирая на  негативное отношение  к евреям,  выходным   днем,  введенным  иудейской религией, остальные народы, правда, по   прошествии полутора   тысяч  лет,  с распространением христианства, не  преминули  воспользоваться.

Христианство при своем возникновении было иудейской сектой, первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, как и  сам Иисус, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники, соблюдать   иудейские обряды, в  том  числе  обрезание.

Перенятый христианством иудейский  праздник  Пейсах,   хотя и приобрел иное значение  как праздник «воскресения Христова",  фактически,  сохранил  ветхозаветное название  и был более или менее близок по времени празднования освобождения   от египетского рабства.
 Другой большой  христианский  праздник - «Троицын день»   произошел от иудейского  праздника пятидесятницы (Шавуот).  Христианский  праздник  Сретение празднуется в  честь принесение в Храм младенца Христа его родителями.
  Это принесение,  в  соответствии с  иудейскими  традициями, состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после обряда Обрезания. Сретение, по  мнению одного христианского епископа, символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов: не было   бы  Ветхого Завета, т.е. иудаизма,  не  могло  бы возникнуть и  христианство.
Процесс  распространения монотеизма  в  мире был  весьма длительным  и сложным. Возможно, языческие народы и не были удовлетворены своим образом жизни и своей верой, но пока они не узнали из Библии о едином   Б-ге, они, по их собственному свидетельству, ходили во тьме.

“Евреи, - признает Ницше в книге “По ту сторону добра и зла”, - произвели тот фокус выворачивания ценностей наизнанку, благодаря которому жизнь на земле получила на несколько тысячелетий новую и опасную привлекательность…”

Но даже по прошествии времени,  когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианские ритуалы во  многом, с определенными изменениями,  продолжают иудейские. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели,  то Иисус воскрес из мертвых в первый день недели,  названный «воскресением».
 
И  только в  4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах.

До сих  пор  мы  говорили  об  огромной  практической  роли  учения  Моисея, Торы  как инструкции в повседневной  жизни  еврейского  народа. Но  есть  в   ней  не  менее  важная  духовная  составляющая,  иначе  говоря, инструкция в  духовной   жизни.

Всем  знакомы  такие понятия  как  духовный мир   человека,  духовность  нации.  Обычно здесь речь  идет  об   этих  понятиях как  о  нравственной  категории, но  существует  и  расширенное  толкование, включающие  сферу  трансцендентного.

Здесь  имеется ввиду  бессмертная  душа  человека,  или, его информационная субстанция,   и  ее  развитие  под  влиянием  жизни  человеческого  существа в  материальном  мире. В  этом  плане мы  должны, прежде всего,  задаться  вопросом,  в чем  смысл  человеческого существования,  для  чего  он приходит  в   этот  мир? 

И   для  чего  создан  наш мир – а  ведь  наука,  астрофизика  неопровержимо доказала,  что  наша  Вселенная была именно создана, возникла из  вакуума,  из  бесконечно  малой точечной области в  результате  так называемого Большого Взрыва  примерно  14 миллиардов лет  назад - на  этот вопрос ответ   дает Тора.

О  том,  что  ряд  выдающихся  ученых, как российских,  так  и иностранных, работающих в  области  квантовой механики, пришли  к  пониманию существования,   кроме  нашего материального, или  феноменального мира,  мира ноуменального,  или  Мира Высшей реальности – это разговор особый.

Мы  исходим из  того,  что миропонимание, которое присутствует в Торе, и этому есть   немало подтверждений,   не  расходится  современными  научными представлениями.

 Это  относится и  к  утверждению  Торы,   что  мир  сотворен,   в  полном  согласии с   ее  законами, «основная цель  которых – духовное  возвышение  человека  до  уровня  возвышения  человека   над  нашим материальным  для  соединения с  Создателем».

 Но для  чего и кому это нужно?    «Создан этот  мир, где  в   борьбе  с  самим  собой,  с  собственным эгоизмом  зарабатывает  человек сам  свой  будущий  мир». (М. Лайтман. Кабала). Иначе и  проще говоря  словами поэта: «Душа   обязана  трудиться и  день, и  ночь,  не позволяй душе лениться, чтоб в  ступе воду не толочь…».

И  в  этом   плане Тора, в  которой   наличествуют  два вида  законов: обязанности человека к  человеку и  обязанности  человека  относительно  Создателя – это,   фактически, для  правоверного иудея -  инструкция на  все  случаи жизни,  и  в   то  же время – инструкция для  духовного    самосовершенствования.

На идее завета, основана  этическая  концепция пророков,  возлагающих  на Израиль ответственность и требующих от него не только соблюдения ритуальных предписаний, но и высокой нравственности, как  составляющей духовности.

В иудейских учениях  как мерило духовного совершенства  существует особое понятие -  «праведность», «справедливость» – которое считается одним  из главных принципов, на которых стоит весь мир.

Это понятие, на  иврите - "цдака" - происходит  от корня слова "Цади-Далет-Коф", которое обозначает праведность, справедливость и чистоту.  Справедливость предписывала раввинам выносить судебные решения, основываясь на всестороннем изучении ситуации, чтобы человек не понес слишком мягкое или жесткое наказание.

 По отношению к людям они должны были руководствоваться милосердием. Это главный принцип, на основе которого Бог общается с людьми.

Неудивительно, одна  из важных заповедей - заповедь благотворительности, она обозначается этим же  словом – «цдака».  Согласно этой заповеди, евреи, придерживающиеся традиций, отдают, по меньшей мере, десять процентов своих доходов на благотворительные цели.

При этом польза для дающего,  в   духовном   плане, ничуть   не  меньше,  чем   материальная   польза  для   получающего, так что  цдака здесь  двусторонняя. Следует понимать,  что в иудаизме пожертвования бедным не считаются  как деяние,   заслуживающее  особой похвальбы, проявление особой   щедрости.   Являясь признаком праведности, оно рассматривается как  выполнение долга, как  должное и  никогда не  рекламируется.

В  более широком плане  праведность — в значительной мере и правовое понятие, и   этическое,  и   духовное.   Праведность требует не только простого воздержания от злодеяния, но и постоянного стремления к справедливости и совершения благих поступков.

Путь к  праведности, к благочестию - это не только   формальное  следование всех  предписаний Торы, но  и  то,   как это  делается. Каждое, в том  числе бытовое деяние в   этом   плане должно  быть наполнено высшим духовным смыслом  богослужения.

Так, от подлинно благочестивого человека требуется, чтобы он принимал еду и питье не с тем, чтобы наслаждаться ими, а чтобы иметь силы для служения Богу. То же относится и ко всякой другой деятельности, которая должна совершаться ради небес, а не для собственного благополучия.

К примеру, каждый, следующий заповедям Торы иудей, должен накормить и приютить гостя, помочь бедному, поддерживать еврейские благотворительные институты, помогать нуждающимся евреям во всем мире, а также возвращать найденные вещи и навещать больных.

Если резюмировать  весь смысл  всех 613 заповедей Торы, о   котором говорили еврейские мудрецы и который Иисус взял  за   основу своего учения,  он  сводятся  к  одному  мудрому, но трудному для исполнения,  правилу:  «Возлюби другого, как  самого себя».

Но это,  конечно,  немного утрированно, упрощенно. В  обобщенном  виде, основное требование, которое предъявляет   Тора   народу Израиля  – это чистота  и  святость.  Святость, согласно еврейским мудрецам, – это основание мира. Ее можно определить как совершенство, чистоту, отсутствие всякой мерзости, духовной нечистоты, эгоизма, похоти.

Народ Израиля   должен усердно работать над тем, чтобы святость наполнила сердце: «Иди к народу и освяти их» (Шемот 19:10).  С  точки   зрения толкователей Торы,  через заповеди Израиль становится святее, ради чего Б-г и вывел его из Египта. «Помните и храните все Мои заповеди, и будьте святы вашему Б-гу» (Бемитбар 15:40).

В Ваийкра (11:44–45) мы читаем: «Ибо Я    Г-дь, ваш  Б-г, и поскольку Я свят, вы тоже должны стать святы и оставаться освященными. Поэтому не оскверняйте свои души…».

Вот определение святости: «отделение от мерзостей, нечистоты и зверств мира и прикрепление к чистоте, духовности, добру и ярму Неба с целью возвыситься и освятиться».

Так,  например, ограничения в пище служат очищению и освящению человека, учат его обуздывать стремление  неумеренно кушать  и получать неумеренное удовольствие от пищи.  К  употреблению пищи следует относиться как  процессу  духовному. 

 Что касается отношений в браке, в сексуальных   вопросах,  Б-г особо выделил важность святости. Непосредственно перед разделом, посвященным прелюбодеянию, звучит повеление: «Вы должны освятить себя и быть святы» (Ваийкра 20:7)

Это надо понимать так, что допускаются  сексуальные отношения только ради продолжения рода и только в рамках брачных отношений, любое нарушение установленных рамок вполне могло считаться и считалось «мерзостью».

Очевидно, с  этим связан факт  наибольшей прочности еврейских  семей в  прошлые времена, а  в  наше время это в  максимальной  степени  относится к  религиозным  семьям.

По сути,  заповеди защищают от безнравственности и животных поступков, оскверняющих душу. Если уж  народ избран, то  он должен  как-то  соответствовать  Тому,   кто его  избрал. Как иначе можно воздействовать на  мир, на  другие народы, если избранный народ  не  будет хоть в  малой степени образцовым?

Именно об   этом  говорит следующая цитата:  «Теперь, если вы исполните Мои заповеди, тогда вы станете Моим особым сокровищем среди всех народов, хотя мир и так Мой. Вы станете царством священников и святым народом Мне» (Шемот 19:5–6).

Фактически,  заповеди открывают для человека путь к духовности.   Они  предназначены,  чтобы очищать   тело и душу  человека, чтобы   он умел   различать   между добром и злом, святостью и нечистотой.

Вроде бы   бесспорные с   точки   зрения психологии истины: чем более человек свят и чист, тем чище его чувства и тем лучше он умеет отличать истину от лжи. Грех, напротив, делает человека духовно бесчувственным, огрубляет душу и чувства.

Загрязненная форма, т.е. тело,  загрязняет и содержание – душу, что вполне согласуется  с  данными науки  о биополе,  или ауре человека, его положительной и  отрицательной  энергетике. И все это,  что в  наше время стало вполне очевидным  и   научно доказанным, не  может не сказаться на  здоровье человека, как в   положительном,   так и  в  отрицательном  смысле.

Но существовали и  существуют    более фанатичные   представления  о соблюдении предписаний Торы, об  истинной праведности и  благочестии. Из истории известна  группа еврейских  секстантов, которая,  исходя из своих  представлений  о невозможности полного соблюдения мицвот в обычной суетной жизни,  для   достижения  истинной праведности и  благочестия  предпочла полностью  удалиться  от «скверны повседневной жизни» и поселиться в  пещерах в  районе  Мертвого моря.

Здесь мы  не будем  касаться   некоторых проявлений  современного иудаизма, которые с   фанатизмом,  достойным  лучшего  применения,  трактуя  предписания Торы с архаической  позиции, игнорируя современные веяния жизни, подчас,  становятся тормозом   развития израильского  общества.

Речь идет о  секте ессеев, которые образовали обособленное и замкнутое братство, считавшее себя единственно истинным Израилем.  Члены этой секты   стремились  к достижению высшей степени благочестия и следовали  строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, изложенным как законы  общины ессеев в одном из обнаруженных Свитков Мертвого Моря.

Члены общины занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим; все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129)

Примечательно,   что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов, а сам факт существования дохристианских общин монашеского типа проливает свет на   истоки христианского учения.

В  этой  связи, имея   ввиду  роль и  значение иудаизма как  базисную  основу христианства, нелишне напомнить, что еврейские Пророки  учили, что соблюдение нравственного кодекса  Торы должно привести не только к избавлению Израиля, но и к спасению всего человечества (Ис. 2:3–4) и преображению мира (Ис. 66:22).

А это,  в  свою  очередь, согласуется  с заложенной в  основу Завета концепцией «избранного  народа», его  роли священника среди   других  народов.

Как проницательно  писал  великий философ  и  Человек с   большой буквы  Н.Бердяев: «Евреи народ особой, исключительной религиозной судьбы. Избранный народ Божий, из которого вышел Мессия и который отверг Мессию, не может иметь исторической судьбы, похожей на судьбу других народов.

Этот народ скреплен и на века объединен не теми свойствами, которые обыкновенно скрепляют и объединяют народы, а исключительностью своей религиозной судьбы. Христиане принуждены признать богоизбранность еврейского народа, этого требует христианское вероучение, они это делают неохотно и часто забывают об этом».

Вне всякого сомнения,  Израиль как народ, пройдя свой исключительно тернистый исторический   путь, безусловно,  достиг значительных    духовных высот, что подтверждается   реальными фактами его феноменальных  достижений за   последние десятилетия.   Хотя, до  идеала нам  еще  весьма  далеко, но не об  этом здесь  речь.

Мы  говорим о  повсеместной феноменальной успешности,  еврейском историческом  феномене, проявляющем  себя на  протяжении многих  столетий,  и  в  этом  плане, безусловно,  немаловажная роль принадлежит духовному состоянию народа, упрощенно сказать – силе   его духа, энергетическому потенциалу, пассионарности.

В этой  связи можно   говорить  о  сравнительно высокой  гуманистической направленности современного израильского общества. Здесь  речь идет о такого рода  фактах,   как,  например, исключительно малые   потери, по сравнению с   другими странами, среди  мирного населения противника во всех израильских  войнах.

Или, примеру, такие неординарные факты, как лечение в  израильских больницах сотен раненых вражеского государства,  курортные условия содержания  с  возможностью  получить  высшее образование террористов  с   кровью  на  руках в  израильских тюрьмах.

При этом, не будем забывать,  что  за  все время существования государства  не  было ни  одного смертного приговора (за  исключение экстраординарного случая  Эйхмана), террористам-серийным убийцам.

Наконец, нельзя  не  упомянуть, что  маленький  Израиль  неизменно, одним из  первых включался в  спасательные операции  по  борьбе с  последствиями природных катастроф, постигших те,  или иные  страны.

Об отрицательных явлениях нашей реальности мы не   будем  здесь распространяться – без них никак не обойтись, живем ведь  не  на облаке,  а  на  грешной земле -  но  вот многое со знаком плюс,   как выясняется,  будто  изначально и  преднамеренно  было  заложено, запрограммировано в учении Моисея, Торе – великой Книге книг, народом которой признан еврейский народ.


Рецензии