Паспорта первоапрельские

Всё складывалось хорошо. Просто поразительно подозрительно складно. Шёл первый год последнего десятилетия прошлого века.


Встречи с партнёром из Чехии прошли успешно. Приглашения были получены. Авиабилеты от Ростова до Москвы и от Москвы до Праги удалось купить слегка переплатив знакомой кассирше. Достали консервы с дальневосточными крабами – дефицитный деликатес. Закупили по талонам водку и коньяк. Не продукцию ростовского “Самтреста” с тремя или даже пятью звёздочками на этикетке, а марочные, из Молдавии и Дагестана. Купили морской бинокль и шлифовальную машинку. Заказали паспорта в турфирме. Поменяли билеты госбанка СССР на крупные купюры.


Бывшие социалистические страны всё ещё сохраняли безвизовый въезд для граждан СССР. В паспорте заграничном стояла отметка: «Выезд разрешён до…», печать консульского отдела Министерства иностранных дел СССР, а позднее России. Да ещё небольшой штампик: «Служебная», «Туристическая». Со служебной отметкой пройти таможню было проще. Ясно ведь, человек не по своей воле едет. О том, что эти штампы примитивно покупались кооператорами и просто находчивыми людьми, таможенники делали вид, что не догадывались. Этим и пользовались много численные турфирмы.


Сергей Галинович и Вячеслав Игорев собирались в первую загранпоездку. Через сутки самолёт должен доставить их в столицу Советского Союза. Ещё через несколько часов, в пять утра, вылет в Прагу. А там четыре часа на машине – и Брно.

 
Оставалось получить загранпаспорта в турагенстве. Теперь в этом здании областная прокуратура. А два десятилетия назад руководство забытого ныне проектного института лихо сдавало практически все помещения кооперативам и малым предприятиям. На первом этаже, размахнувшись на две крошечные комнатушки, трудились деятели от туризма.


Паспорта были оплачены безналично.


- Давайте доверенность, копию платёжного поручения, - попросила директор фирмы.


- Сначала покажите паспорта, - в ответ сказал Сергей Галинович.


- Да чего их смотреть, мы их десятками оформляем, - возразила руководитель.


-  Да фамилии у нас, да даты рождения редкие, путают часто, - пояснил Вячеслав.


Паспорт взял Сергей.


Дело в том, что один из них родился в День Советской Армии - 23 февраля, второй – в день рождения российского вождя мирового пролетариата – Владимира Ильича Ульянова (Ленина) - 22 апреля. Да и загранпаспорт они видели впервые – оба были “невыездными”.


На открывшейся страничке красовался штамп: “Выезд разрешён”. В нём от руки мидовский чиновник заполнил дату: “До 1 апреля 1991 г”.  Дата в паспорте предвещала веселье. Выезд разрешался до первоапрельского дня смеха. Или дня дурака – кому как нравится. Рядом стоял штампы :“ЧССР”, “Служебная АВ”. Всё заверяла круглая печать консульского отдела Министерства иностранных дел Советского Союза.


Фамилии, имена и даты рождения были указаны верно. Правильно впечатали и место рождения – Ростов-на-Дону. Только, глядя на Сергея, Вячеслав спросил:


- Что-то не так?


Ответить Сергей смог не сразу. В паспорте с его данными была вклеена фотография компаньона. А паспорт с именем Вячеслава украшал бородатый портрет Сергея. Приехали. Точнее, прилетели. Вылет завтра, паспорта по срочному тарифу делали за неделю.


- А почему вы не вклеили нам женские портреты?, - только и смог спросить Сергей у директора. Та сразу нашлась:


- Мы оформляли все паспорта в капиталистические страны. Только два паспорта в социалистическую страну. Это оформляют разные отделы. Мы всё переделаем.


- Когда? Вылет завтра! - хором возмутились друзья.


Директор опять нашлась:


- Вас на границе никто в лицо не знает. Так пройдёте. А потом мы всё переоформим бесплатно.


Одну ночь не спали – нервы. Потом перелёт по обычным советским паспортам до Москвы. Вторая ночь без сна – спать в аэропорту Шереметьево было негде. Все скамейки, подоконники заняты. В три часа утра прошли таможенный и пограничный контроль. Никто ничего не заметил. Забылись от усталости в мягких аэрофлотовских креслах. Дальше почти всё как планировали – поездки по издательствам, типографиям, бумажным фабрикам. Всё удачно. Не удалось только подписать договор о совместном предприятии да открыть счёт в банке. Партнеры долго не могли поверить, что такие паспорта могут выдать в серьёзном министрестве. Да и деньги поменять не удалось.


Обратно вернулись без проблем. Предъявлять официальный документ с чужой фамилией , именем и датой рождения стало уже привычным.
Паспорта в фирме поменяли. Права, деньги взяли всё равно. Пояснили, что свою ошибку исправили бесплатно, а за новую визу нужно всё равно платить.
Через два года отец Вячеслава пригласил Сергея на анкет по случаю своего юбилея. Пояснил это просто – ты ведь целую неделю был моим сыном. По паспорту.


Рецензии