Разговор с психиатром

Разговор с психиатром
(Мнение индивида)

В последние дни, примерно с месяц, усугубившись, конечно, с общим кризисом, во мне живёт тяжёлое, мрачное настроение. Я его констатирую как депрессивное.

Помрачнеешь тут: работы нет, денег нет, запасов нет, перспективы никакой. Личной жизни также почти никакой. Особенность характера – склонность к одиночеству. Разорваны связи, соединяющие с людьми деятельными, активными. Единственный двигатель хотя бы к какому-то шевелению – шестнадцатилетний сын, которого нужно как-то кормить, обувать, одевать, обухаживать, чтобы дать хоть какое-то образование, какую-то профессию.

Сын умён, охотно учится, жалко в таком возрасте выбрасывать на обочину. Хотя, знаю, некоторые его знакомые ребята в 16-17 лет где-то трудятся на производстве, за 500-400 рублей изготавливая бетонные плиты. Предполагаю, лет через пять эти хрупкие мальчишки могут изрядно подорвать своё здоровье на тяжёлой, вредной работе. Но для них – это путь выживания. Что поделаешь, если в такие условия поставил молодое поколение наш "гарант" Конституции, "монарх" республики, отгородившийся от всей России "королевскими стенами" президент, имени которого не хочется даже произносить, писать, - есть желание только плеваться в его сторону.

Итак, как выжить в условиях, не дающих тебе ни копейки дохода, тогда как расходы – хотя бы минимальные – естественно, быть должны? Хожу, и ломаю над этим голову дни и ночи.
Как будто всё у меня на месте: руки, ноги, голова ещё мыслит. За плечами два образования: университетское гуманитарное и бухгалтерские курсы, два диплома. При том более десятка лет стажа по основной профессии, шесть лет – опыт главного бухгалтера.

Всё вроде бы нормально, можно где-то пристроиться, если сделать рывок. Время от времени я и делаю этот рывок, но всё равно – так часты, глубоки разочарования от окружающего.
Неожиданно осенила мысль: - А если Господь всё же призывает меня к себе? Если всё-таки программа-минимум на земле уже выполнена, и пора, пора куда-то в иную обитель, для иных, новых целей?

Да, мне не нравится это выражение, применяемое к суицидальным натурам: - …дьявол водит… - Ну, а если не дьявол, а Господь шлёт мне освобождение от земных мук? Или Он бы избрал иной путь – естественного ухода, без моих помыслов о том? Всё может быть. Вопросы не простые, философические, они всегда противоречивы, имеют сотни "да" и "нет".

В моём роду водились слабонервные. Моя тётя, младшая сестра матери Надежда, подобно А.Карениной, вышла навстречу поезду в каком-то немецком городке, развязывая любовную историю. Разве это не выход для меня? Я ищу способы, а он давно известен. Разве что сын, сын… мысль о нём удерживает. Но удержит ли?

И всё-таки, всё-таки я решаюсь на разговор с психиатром на эти мои личные темы. Пока - с воображаемым врачом, но позднее, предполагаю, обращусь и к реальному. Мне интересны его мнение, советы.

- А-а, - говорю я себе, - в тебе есть интерес? Прекрасно! Значит, не всё утрачено. Ибо мысли о самоубийстве приходят тогда, когда ни к чему уже не испытываешь интереса, когда в тебе умерли все желанья, и он, этот самый двигатель всего живого – интерес.

И тут я прихожу к новой мысли: правы те философствующие, которые утверждают, что двигатель земного,  жизни, прогресса – Дьявол. Он сильнее, от него Пороки, а именно они питают желание жить, двигаться вперёд.

- И правда! – размышляю. – Вот я всегда думала о духовном – как высшем, сущем. Желала Любви, Красоты, Добра. Гонялась за ними, отстаивала. Принимала пинки за Правду и Справедливость. Не нажила ничего – ни денег, ни друзей, ни карьеры. А они? Они искали компромиссы с жизнью: лукавили, мстили, ловчили, - и всё с целью ну хоть какой-то личной корысти. Той самой, отвергаемой и христианством тоже.

И что же? Пришёл период доллара, потребительских ценностей – и они все на высоте, у них всё есть, им хорошо, они полны надежд и довольства.  Ты же? Едва выживаешь, пищишь, как птенец, а главное – ты не хочешь, – не хочешь рядом со всем этим не то, что иметь и процветать, - ты не хочешь быть! Ты живёшь через силу. Что это? Горе от ума? Ведь это Дьявол в них, но при них – Радость. А ты – с Божьими принципами, но в унынии?

О, нет, упоминая здесь Бога, - христианского, которого в целом не признаю, я не бросаю в него лишний раз камень. Он – ни при чём. Не он вовсе вселял в меня те порывы к Красоте, Добру, Любви. Он мне просто малознаком, чужак, я сроду не носила его в себе.

Я с рождения дружна с другим Богом, тем, который во мне, всегда со мной, а, может быть, Он –я. Он – моя природа, которой подчиняюсь, благодаря которой существую, живу, совершаю поступки. Который весь – из химии, физики, биологии, атома, эфира, кванта… Из тонкой, неясной мне ткани, на уровне Духа, вероятно.

Вот мой Бог, который ныне как бы во мне. Он – ещё не повергнут, но как бы повергаемый во мне. Повергаемый окружающей средой…

Но, думаю, и в этих размышлениях я не до конца права. Ведь есть простое возражение им:
- А разве не случаются самоубийства и с самоуверенными, богатыми?

- Ах, да! Да, да, случаются и с ними, хотя не часто. Что ж, это говорит и о другом:
………………………………………………………………………………………………

Но всё же, всё же – что ответит мне психиатр? Диагноз? Рецепт? Послушаем.
- Вы вступили в чёрную полосу вашей жизни. Депрессия диктует вам поступки и дискомфортное состояние души. Необходимо бороться с этим. Разве вы не помните, что жизнь – борьба? Такова реальность. Активнее боритесь за себя, и не только духовно, но и физически.

Мы живём сейчас в такое историческое мгновение, когда две материи – живая и мёртвая сражаются друг с другом, и каждая хочет отвоевать себе пространство на земле, в космосе, поболее. Мы – между ними. Но немалая мила есть и в нас самих, чтобы противостоять. Эта сила – наше здоровье, воля, иммунитет, инстинкты.

- Во мне, думаю я, и есть слабость инстинкта: хватать, рвать зубами, толкать локтями. А иммунитет истощился от старости.

- Нет, – говорит психиатр. – Это не так. Не от старости. В вас расслабленность от… - подумал, – от безволия. Иногда необходимо заставлять себя что-то сделать. Ведь привычки формируют характер. Необходимо вырабатывать их в себе. Каков у вас режим дня? То, чему нас учат с детства? Он должен быть чётким и выдерживаться постоянно. Хорошие привычки - …

- Извините, но моё ослабление Духа возникло не само по себе – оно усугублено окружающим, беспросветностью реальной жизни. Лечит - всё положительное, даже вера во что-то. Но во что можно верить сегодня? Даже в собственных детей невозможно, их завтра тоже мрачно.
Вы говорите бороться, – но даже на это необходимо желание. А нет уже ни-че-го вообще.

- Да, апатия вещь болезненная. Это уже диагноз.
- Я думала, вы посоветуете по-библейски: терпение, мой друг, остаётся только это.
- Терпение не беспредельно, в какой-то момент и оно подводит…
- Продолжу свою мысль о дьявольском начале движения вперёд: теперь мне ясно, почему некоторые поэты восхваляли, благодарили врагов своих. Те пробуждали в них желанья – спорить, драться, состязаться, ненавидеть, и т. д. Это всё-таки что-то в сравнении с ничем…
1998 г.                (Недописано)
Валентина Лефтерова


Рецензии