О рассеянной Рассее

   Одна из моих заметочек об Украине завершалась словами: «Рассей, Господи, замыслы творящих вражду!»
Один из ответов на этот пост был такой: «Смерть врагам рассеянной Рассеи!»
Независимо от того, что имел в виду автор, выражение «рассеянная Рассея» мне понравилось. Я ответил ему: «Если бы удалось консолидировать усилия «рассеянной Рассеи», то это было бы немало. К сожалению, это получается пока лишь отчасти...» А сам стал думать о рассеянии и о Промысле Божьем.

   Рассеяние народов бывает по разным причинам, иногда по довольно трагическим. А иногда по коммерческим. Вот, Эллинское рассеяние — это чисто экономический проект. Выражаясь современным языком — это колонизация с целью обустройства и контроля торговых коммуникаций. Но роль, которую сыграло эллинское рассеяние в распространении и развитии эллинистической культуры просто неоценима.

   А вот Иудейское рассеяние. Начиналось оно так же, как эллинское — с открытия и обеспечения торговых путей. Ну, а потом последовали трагические восстания против римского владычества, Иудейские войны, разорение и запустение Земли Обетованной. После этого иудеи рассеялись по всей Ойкумене, сохраняя при этом свою национальную идентичность и религию. Процесс этот совпал по времени с расширяющейся проповедью христианства и сыграл важную роль в распространении и закреплении на мировых пространствах Слова Божьего. Собственно, это очевидно из «Деяний апостолов». - Всегда посланники Христовы первую проповедь произносили в местных синагогах. И хотя фарисеи яростно противодействовали им, но там они находили и первых союзников и пристанище для проповеди язычникам. Эта роль Иудейского рассеяния представляется мне поистине промыслительной.

   Русское рассеяние ХХ века было ещё более трагичным, чем иудейское. Оно связано с небывалыми до сей поры войнами и со страшнейшими потрясениями русской державы. Но, как мне представляется, и оно было не менее важным для истории, чем эллинское или иудейское рассеяние. То, что сразу бросается в глаза — русскому рассеянию были присущи черты цивилизационного «оплодотворения». Всегда говорят о женском характере России, но на протяжении ХХ столетия она трижды оплодотворяла мир семенами великолепного русского творчества и православной ментальности во всех областях науки и культуры. Этим своим результатом оно повторяет эллинское рассеяние, хотя и в более драматичных условиях.

   Однако я убеждён, что в этом рассеянии есть и промысительный христианский смысл.  Полагаю, что русскому рассеянию ещё предстоит сыграть немалую роль в предстоящих коллизиях и битвах ХХI века. Не думаю, что эти коллизии будут менее жестокими и судьбоносными, чем в веке прошлом. Снова будет решаться судьба человечества ввиду нового нашествия антихристова воинства. То есть, русскому рассеянию предстоит сыграть роль проповедника спасительной православной миссии России на порабощённом антихристом Западе. Дело в том, что после крушения СССР и установления однополярного мирового порядка, развитие человечества вступило в период почти неприкрытого духовного разложения, инспирируемого потерявшими всякие нравственные рамки властителями века сего. Только сейчас началась консолидация сил, противостоящих этому нашествию. И России предстоит занять место на пике этого противостояния.

   Позволю себе процитировать один знаменательный материал, на эту тему, найденный в интернете:

   "Из широкого набора идей, появившихся в интеллектуальном дискурсе о постсоветской идентичности России за последние 20 лет, в конце концов были выбраны те, которые представлялись наиболее подходящими для легитимации режима и укрепления независимости, силы и влияния российского государства. К таковым относятся в первую очередь две концепции. Первая – идея о том, что Россия должна быть мощной, самостоятельной великой державой, являющейся оплотом всех консервативных сил, борющихся против революций, хаоса и либеральных идей, насаждаемых США и Европой. Вторая – представление о существовании большого русского мира и российской цивилизации, отличной от западной и выходящей за государственные границы собственно России.
   Обе концепции не очень хорошо совмещались с доминирующими дискурсами на Западе и воспринимались там как своеобразная интеллектуальная архаика. Это не выглядело проблемой, имеющей прямое отношение к системе международных отношений и европейской безопасности. Именно поэтому поведение Москвы в марте 2014 г. стало большой неожиданностью для большинства зарубежных лидеров и аналитиков, не погруженных во внутренний российский дискурс, развивавшийся все более изолированно от глобальных тенденций.
   Решения, принимавшиеся в Москве в феврале-марте 2014 г., продиктованы особым мировоззрением и большими идеями, а не простым стремлением прирастить территорию. В связи с этим полезно вспомнить об изменениях в балансе сил между ведущими направлениями российского внешнеполитического мышления в последние годы, а также о концепциях «разделенного народа», защиты соотечественников за рубежом, русского мира и большой российской цивилизации".
(Игорь Зевелёв. Границы русского мира.

   Всецело поддерживаю эту оценку и позицию автора.

Май 2014.


 


Рецензии