Рельсы

Рельсы всегда вызывали во мне ощущение предсказуемости: рельсы проложены отсюда и туда… Ты выбираешь маршрут, конечный пункт назначения, и дальше ты – заложник прямого, проложенного кем-то пути. Не случайно, самые нетерпеливые из нас мечтают о телепортации. Страсть к перемещению – это эпидемия 20 века. Мы проводим в дороге много времени: конечно, меньше, чем спим, но всё же…

Предопределённость вызывает в человеке ощущение неполноценности события: нужно просто переместиться отсюда – туда. Вся жизнь тела – это «рельсы»: от рассвета до заката, от рождения до смерти. Конечно, рельсы – это только образ. Реальность не вписывается в схемы. Основная характеристика отрезка времени длиною в жизнь – это качество. Мы можем жить полноценно, можем – в пол силы, можем – в четверть, и так до бесконечности. В рельсах не запутаешься, не заплутаешь. Рельсы – это объективность. Поезд не может вот так взять и сойти: раз, два… Сойти с рельсов – это авария.

Евангельское: «…попросит тебя человек пройти с ним поприще – пройди с ним два». Это, каким же смирением нужно обладать, что бы идти не по своей воле: туда, куда тебе совсем не нужно. Да и человек может быть тебе совсем не интересен. Опять проблема качества: с кем-то хоть на край света и по своей воле, а от кого-то хочется на другую сторону дороги перейти… Рыбак – рыбака, бандюк – бандюка… Да, мы почти безошибочно выбираем себе подобных.

Но на край света мы пошли бы не с подобными себе, а с какими-то другими: от которых дух захватывает, которых хочется понять – что в них такое? Откуда в нас эта тоска по неведомому, по тайне? Эта тяга к новому? И в противовес ей – консерватизм, традиционализм; обрядовость, доходящая до автоматизма.

Предположим, властьимущие загнали тебя на очередное мероприятие. Мероприятие – формальное и пустое (те же рельсы), но вдруг видишь умного живого человека, и всё преображается. Может быть, это скучное мероприятие было для того, что бы на контрасте явить живых людей.

Есть люди скучающие везде. Есть люди, попавшие не в свою компанию: не о чем… Есть люди, делающие любое мероприятие событием. Что это – лицемерие? Статус официального мероприятия измеряется наличием первых персон: был на нем президент или не был. Но многие значительнейшие события истории случаются без скопления народа: в тайне. Кто является свидетелем моления Христа в Гефсиманском саду? Кто может засвидетельствовать воскресение Христово? Ангелы…

Непредсказуемость жизни катится по рельсам предопределённости. Мы хотим знать будущее, но вряд ли смогли бы жить с подобным знанием. Церковь веками спорила об откровениях Иоанна Богослова, и это говорит, на самом деле, о здоровье Церкви. Апокалипсис – это откровение о будущем, а не страшилка для скучающих домохозяек, в которую превращается любая эсхатологическая фантазия. Остаётся только надеяться, что учение о конечном пункте назначения не будет восприниматься нами как схема движения пригородных электричек. К сожалению, идея просматривать варианты собственной жизни в «перемотке» уже оперилась в современном сознании. Но кинематограф создаёт лишь оболочки и не добавляет вкуса. Мы теряем качество жизни не потому, что есть «рельсы» – а, потому, что включаем энергосберегающий режим на время движения к цели. Умение жить полноценно "здесь и сейчас" – это высокое искусство. 
    


Рецензии
Всё же, катясь по рельсам предопределённости, стоит помнить, что наш вагон в каждый момент может сойти с этих самых рельс. Конец-то - он непредсказуем. Только с этим памятованием, наверное, и можно жить полноценно, а не в полсилы, и не в четверть. Несмотря на всю предопределённость, устрашающая непредсказуемость всегда рядом.
Спасибо за интересные мысли!

Александр Багримов   31.05.2014 14:15     Заявить о нарушении
Авария - сбой системы. Спасает молитвенное правило и внимание к мелочам. Предупреждение поступает. Но здесь и происходит свободный выбор.

Михаил Обрубов   31.05.2014 15:45   Заявить о нарушении