Рельсы
Предопределённость вызывает в человеке ощущение неполноценности события: нужно просто переместиться отсюда – туда. Вся жизнь тела – это «рельсы»: от рассвета до заката, от рождения до смерти. Конечно, рельсы – это только образ. Реальность не вписывается в схемы. Основная характеристика отрезка времени длиною в жизнь – это качество. Мы можем жить полноценно, можем – в пол силы, можем – в четверть, и так до бесконечности. В рельсах не запутаешься, не заплутаешь. Рельсы – это объективность. Поезд не может вот так взять и сойти: раз, два… Сойти с рельсов – это авария.
Евангельское: «…попросит тебя человек пройти с ним поприще – пройди с ним два». Это, каким же смирением нужно обладать, что бы идти не по своей воле: туда, куда тебе совсем не нужно. Да и человек может быть тебе совсем не интересен. Опять проблема качества: с кем-то хоть на край света и по своей воле, а от кого-то хочется на другую сторону дороги перейти… Рыбак – рыбака, бандюк – бандюка… Да, мы почти безошибочно выбираем себе подобных.
Но на край света мы пошли бы не с подобными себе, а с какими-то другими: от которых дух захватывает, которых хочется понять – что в них такое? Откуда в нас эта тоска по неведомому, по тайне? Эта тяга к новому? И в противовес ей – консерватизм, традиционализм; обрядовость, доходящая до автоматизма.
Предположим, властьимущие загнали тебя на очередное мероприятие. Мероприятие – формальное и пустое (те же рельсы), но вдруг видишь умного живого человека, и всё преображается. Может быть, это скучное мероприятие было для того, что бы на контрасте явить живых людей.
Есть люди скучающие везде. Есть люди, попавшие не в свою компанию: не о чем… Есть люди, делающие любое мероприятие событием. Что это – лицемерие? Статус официального мероприятия измеряется наличием первых персон: был на нем президент или не был. Но многие значительнейшие события истории случаются без скопления народа: в тайне. Кто является свидетелем моления Христа в Гефсиманском саду? Кто может засвидетельствовать воскресение Христово? Ангелы…
Непредсказуемость жизни катится по рельсам предопределённости. Мы хотим знать будущее, но вряд ли смогли бы жить с подобным знанием. Церковь веками спорила об откровениях Иоанна Богослова, и это говорит, на самом деле, о здоровье Церкви. Апокалипсис – это откровение о будущем, а не страшилка для скучающих домохозяек, в которую превращается любая эсхатологическая фантазия. Остаётся только надеяться, что учение о конечном пункте назначения не будет восприниматься нами как схема движения пригородных электричек. К сожалению, идея просматривать варианты собственной жизни в «перемотке» уже оперилась в современном сознании. Но кинематограф создаёт лишь оболочки и не добавляет вкуса. Мы теряем качество жизни не потому, что есть «рельсы» – а, потому, что включаем энергосберегающий режим на время движения к цели. Умение жить полноценно "здесь и сейчас" – это высокое искусство.
Свидетельство о публикации №214053100848
Спасибо за интересные мысли!
Александр Багримов 31.05.2014 14:15 Заявить о нарушении
Михаил Обрубов 31.05.2014 15:45 Заявить о нарушении