Изгоев. Базис

 Чем вызваны те войны, при которых жил Изгоев? Чем спровоцированы те безобразные переделы географии, которые мы наблюдаем ныне? Есть нечто мистическое в том, что объяснение этому публицист дает в шестой главе статьи "Социализм, культура и большевизм".

 В головы уходящего, "социалистического" поколения идеологи от КПСС в решении этого вопроса крепко вбили марксовские пунктики: базис и надстройка. Говорят, что сейчас вновь стали читать Карла, но уже не по принуждению. Возможно, некая тоненькая и мыслящая прослойка пытается сопоставить действительность и диалектические законы марксизма-ленинизма.

 Сам Арон Соломонович с опасной для себя прямотой клеймит почем зря взявших власть большевиков. Судя по тексту, он довольно поверхностно знакомился с "Капиталом", зато крепко привязал его к происходящим экономическим переменам в России. В прологе рассматриваемой главы:овладевшие экономическим фундаментом, перестроившие его-те и настоящие революционеры, создающие новые формы жизни. Эта мысль, возникшая задолго до свержения монархии, превратилась в символ социалистической веры. Очень быстро эта святая мысль о прогрессивном развитии производительных сил, справедливости производственных отношений подверглась проверке.

 Отступлю немного от текста и с упорством тупого дилетанта, осмеянного и оплеванного местной братией, выскажу собственные мысли. Очевидно, на переломе прошлых веков возник некий внутренний дисбаланс в паре базис-надстройка. С одной стороны он был связан со стремительным отрывом производственных отношений в промышленности от соответствующего в сельском хозяйстве. Не случайно же Ленин делает опору на пролетариат. И после Октября молодое руководство страны уделяет передовому отряду главное внимание. Тут-то и возникает некий перегиб "на местах", который приводит к катастрофическим для крестьянства последствиям и выбору стиля руководства, ставшего фактически рабовладельческим.

 Вернемся к тексту. Изгоев тут же пишет, что крах русского социализма в этой области (базис и надстройка-Авт.) наиболее серьезен и бесспорен. И тут, свалив всю вину на взявших власть, Арон Соломонович, как мне думается, смещает акценты. Он сам приводит примеры, заложившие дисбаланс между городом и деревней.  С его слов:стимул новой экономической программы, выдвинутой интеллигенцией связан с предыдущими действиями. Но сами действия большевиков более неумелы.

 Примеры, кстати, характерны для форс-мажорной ситуации. Во время царизма, пишет Изгоев, выпуск бумажных денег достиг двойной суммы металлического запаса. Напомним, начало Мировой войны отметилось и отменой конвертации ассигнаций и принятого не так давно золотого эквивалента. Согласитесь, какой хозяин будет менять реальный червонец на стремительно худеющую бумажку?  Хлеб, пишет далее автор, вздорожал на пять копеек за фунт. Для сопоставления с нынешней ситуацией представим, что нынешняя четырехсотграммовая буханка стала стоить в два раза дороже.

 Далее автор упоминает ритиховскую разверстку, давшую "лишь половину ожидаемого подвоза". Постсоветскому поколению, думаю, мало о чем говорит и имя, и сам термин. Уходящему-фамилия чиновника тоже мало известна. А вот разверстка, благодаря учителям единого учебника "той" истории, крепко слилась с продналогом. И это правильно. Но получается, что основу, или как завещал Маркс, базис заложило царское правительство. Не пытаясь экономически стимулировать крестьянство, оно пошло по наиболее простому пути. Да и личность "реформатора" у меня лично не вызывает доверия. Детали его биографии явно диктуют логику действий и его ведомства.

 Итак, не слишком известный советским школьникам А.А. Риттих. Именно с именем этого человека и берет старт продразверстка в современном понимании этого слова. После начала Мировой войны, столетие которой мы отмечаем в этом году, дисбаланс между городом и деревней усиливается. Экономический базис, продовольственная часть которого заложена деревенским жителем, начинает крениться в сторону тяжелой промышленности. Тут же чудовищная инфляция, вызванная дисбалансом реального эквивалента и бледного бумажного отражения. Бывший чиновник МВД Александр Александрович Риттих очень быстро поднимается по служебной лестнице. По воспоминаниям генерала Брусилова "...был человек, по видимому, умный и энергичный, распорядительный. Он мне говорил, что попал в министры совершенно для себя неожиданно, и этого поста ни в каком случае не хотел занять; почему его выбрали в министры, он понять не мог, ибо с Распутиным никаких отношений не имел и даже никогда его не видал, никакой протекцией не пользовался, да и царя лично знает очень мало".

 Судя по приведенным строкам, "старец Григорий" играл большую роль в распределении министерских портфелей. Так или иначе, но в конце трудного шестнадцатого попадает Александр Александрович в руководство российским земледелием. Возглавив министерство, энергичный чиновник тут же подписывает постановление о хлебной продразверстке. Через неделю определены нормы губернских поставок с конкретным расчетом по уездам и волостям. Сейчас стоит только гадать, как после двух лет войны работники министерства рассчитали эти нормы. Важная деталь, производители, читай, крестьяне, сдавали обязательную, установленную в чиновничьем кабинете, норму по фиксированной цене. Получается, что руками Риттиха государство рассчитывало получить некую сверхприбыль, несоответствующую стремительно обесценивающемуся рублю.

 Естественно, что чрезвычайная мера не дала того эффекта, на который рассчитывало царское правительство. Уже через два месяца Временное правительство вводит хлебную монополию. Эта мера подразумевала передачу государству всего объема выращенного крестьянином зерна с вычетом установленных норм потребления и хозяйственные нужды. Нетрудно представить, как вели себя в этой ситуации "противоборствующие" стороны. После Октября вместе со всеми проблемами Временное правительство передало Советам и хлебную монополию. Но сомневаюсь, что в естественно возникшем правовом вакууме крестьяне кинулись выполнять подновленное распоряжение Риттиха. ВременнАя пауза, думаю, не только заставила крестьянство запрятать выращенный им урожай подальше. Неясность ситуации с властью отбили окончательно всю охоту к производству. А распространившаяся на остальное сельхозпроизводство разверстка окончательно добила и без того ослабленное село.

 Нечто подобное, но раньше случилось и с самим материальным стимулом-золотым червонцем. Объясню, почему возвращаюсь к этой теме,определяющей взаимоотношение базиса и надстройки. Здесь интересна дальнейшая биография бывшего министра земледелия.  Временное правительство, принявшее хлебную монополию, отвергло самого Риттиха. Александр Александрович даже был арестован, но тут же отпущен. В восемнадцатом году он отбыл на юг России, где к этому времени формируется "белая" Россия. И вновь примечательная деталь, связанная с парой золотой червонец-ассигнация. В ряде материалов, объединенных общим заголовком "Платов на ассигнации" я пытался разобраться в ситуации, складывающейся в финансовой сфере Белого движения. Многие пишут о так называемой "донской" валюте. В отличии от Советов руководство той "единой и неделимой России" очень быстро наладило выпуск ассигнаций. Оговорюсь, дабы вновь не подвергаться нападкам нынешних патриотов, по поводу приведенных эпитетов. Определение "той" России давалось самими руководителями и было отражено на бумажных знаках. Именно "единая" и "неделимая". Суть сейчас не в том.

 В отличии от остального производства лишь одна отрасль работала здесь сверхуспешно. Деньги печатались в Ростове в четыре смены. После бегства белых из Крыма осенью двадцатого, эта продукция казначейства ВСЮР ещё долго помогала согреться жителям Севастополя. А Риттих к этому времени уже возглавляет русский банк в Лондоне. Думаю, символична эта новая должность бывшего чиновника МВД царской России. Да и "успешное" печатание "донской" валюты, повторюсь, похоже больше связано с "обналичкой" чудовищно обесцененных бумажных денег.

 Одна деталь в биографии Александра Александровича все же дает надежду на некое раскаяние в конце трудовой карьеры этого незаурядного человека, несомненно сыгравшего роль в бедах России. Являясь руководителем банка, Риттих явился одним из организаторов помощи голодающей России. Хотя допускаю, особенно глядя на нынешних, что это была некая коммерческая схема.

 Вот такой непростой разговор о базисе и надстройке. И здесь вынужден не согласиться с Изгоевым, обвинившем в сложившейся ситуации российскую интеллигенцию и большевиков в быстром крушении идеалов. Думаю, господин Риттих приложил к этому не меньше усилий. Да и Гришка Распутин, похоже, мешался деловым людям под ногами.

Фото из интернета. С большой долей вероятности можно утверждать, что это именно "наш" Риттих, "пионер" первой российской продразверстки. Дело в том, что одновременно с министром жил и другой Александр Александрович Риттих, больше напоминающий образом Иисуса Христа. Но это другая история, мало относящаяся к теме взаимодействия базиса и надстройки. Да и зачем "нашему" надо было возвращаться из Лондона в Одессу после окончательной победы большевиков?


Рецензии
Привет, Евгений. Продолжаете знакомить с творчеством Арона Ланде? Похвально. Мне нравится. Даже не знаю, чем вас порадовать. Ну разве что маленьким экспромтом на тему панков. Исключительно для вас

Дневник панка на Проза.ру

День первый.
Сегодня мой первый день на сайте. Не желаю описывать свою первую беседу с местным автором, потому что хотя я ещё слишком юн, чтобы разбираться в педиках, но, думаю, он один из них. Псевдоним у него соответствующий - Харви Милк. По-моему, маме мне лучше про такое не рассказывать. Чтобы отвязаться спросил какое ухо он мне посоветует проколоть под серьгу. Он ответил, что правое, и ,в свою очередь, поинтересовался, почему я спрашиваю очевидные вещи. Я сказал, что мочка уха это проекция мозга, я не хочу портить мозг, он мне дорого как память о предках. После этого он скис и ретировался с моей странички.

День второй.

Сегодня первый раз ходил в Рейтинг для супер-крутых авторов сайта. Долго пытался врубиться, что я там делаю, потому что более глупой куйни я не читал ни на одном форуме и вообще в Интернете. Потом я прикалывался на еврейских авторов, вдохновенно восхваляющих свое превосходство в интеллектуальной сфере над остальными авторами, которых они за глаза называют гоями. А какой-то старый маразматик требовал, чтобы я присоединился к нелепому литературному фонду и перечислил свои прозабаллы, но я продолжал лениво посылать его в администрацию, к владельцу сайта, в общество благотворительности для графоманов и наконец послал туда, откуда он не смог вернуться из-за гордости и обиженного самолюбия. Перед этим я познакомился с одним неплохим парнишкой по имени Iggy Pop. Выяснилось, что он клево играет на барабанах, но особенно меня поразила его фотка на страничке с обнажённым торсом и расстёгнутой ширинкой и резюме всего с одним словом - ХОЙ!!!

День третий
Единственное, чем мне нравится Проза.ру так это гигантским количеством графоманов. Тут есть сказочные экземпляры со всякими длинными уёбищными романами, их черта с два прочитаешь даже, если потратишь всю свою жизнь. Сегодня я познакомился с жирным чуваком, утверждающим, что он боксер, но груша на фото и его потное лицо меня не убедили. Понадобилось пять минут, чтобы понять, что он полный отстой, джанкойский барыга. Смешное зрелище. А еще здесь каждый день ошивается дед по имени Анатолий Бешенец. Он дарит всем свои бездарные стихи, от которых я блевал два часа. Но к нему сбегаются восторженные поклонницы, словно белки или птицы, а он бросает им хлебные крошки и орехи, в виде скупых ответов: "Пасиб. С теплом". Он ****ько. Мой знакомый Игги, утверждает, что он был на сайте еще в те времена, когда персональный компьютер занимал половину комнаты в студенческой общаге, а в качестве дисплея использовали телевизор. Как давно это было! Динозавры еще только готовились к зиме и вымиранию, а Крым уже тогда был русским.

День четвёртый.

Один старожил сайта намекнул мне насчет того, что самые клевые чувихи на сайте пишут эротику. . Я знаю одну телку на сайте, звать Дебора.
Окуеть можно. Но эротика дело тонкое и не каждому автору под силу. Но все мнят себя гениями. Все эти авторессы, писательницы или поэтессы с ума посходили из-за своего творчества и каждая моя новая знакомая интересуется, чем я по жизни занят и о чем мечтаю. Чем я, блин, занят? Я играю в писателя, но я реальный парень, слышите, вы, глупые бабы?! А чуваки на сайте и того хуже... все мысли лишь о своей гениальности и исключительности, а сами, в большинстве своем, мудаки с претензиями. Вот, к примеру, один кекс, спятивший после того, как стал победителем в номинации " Народный писатель" дописался до такой степени, что любого автора не похвалившего его, сразу же включает в Чёрный Список! Настоящий литературный уёбок!

День пятый

Скоро я это сделаю. Пора на сайте устроить бойню. Я имею в виду виртуальную резню публицистов. Я не знаю чем, эти дебилы раскумариваются и ширяются непадецки, но знаю, что потом они пишут свои статьи и размещают их в анонсе на главной. Я вообще сначала не понимал, в чем тут фишка. Но потом, почитав отзывы других авторов, въехал, что этот " вброс говна на вентилятор" доставляет многим удовольствие, когда все авторы в дерьме. Терпеть выходки пидоров, публикующих свои публицистические высеры становится всё труднее.

День шестой.

I did it!!!!!!!!

День седьмой

Мою страницу закрыли и отказали в праве публикации. Без объяснения причин, сославшись на какой-то долбаный пункт долбаных Правил сайта. Сегодня я "пробудился" впервые за шесть дней виртуального плена и могу выйти порадоваться солнцу и наступившему лету, могу посидеть в кафешке “Место встречи изменить нельзя", и взять себе любой завтрак. Я заказал салат " Счастье", и мясо, которое напоминало по вкусу литературу классиков. Мое пребывание на сайте напомнило мне тюрьму... грязную тюрьму, где по страницам ползают во множестве мыши и крысы. И вот настал миг, который я так страстно ждал и еще больше проклинал - свобода от виртуального рабства. Но вот моя мечта передо мной, а я вдруг понял, что проклинать Проза.ру несложно... куда тяжелее отказаться от нее. Система не сломала меня и чтобы доказать это я открыл новую страничку " Сетевой панк 2". Мы еще поборемся, чуваки!

Александр Секстолет   01.06.2014 21:54     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр.
Оторвался я от нета. Понимаешь, у этих чуваков, что писали сто лет до нас, над каждой строчкой можно думать каждый день. А сейчас в тему с Изгоевым пошел сериал на "Первом" о Куприне. И так в тему, то невольно и сам задумался. А здесь, как трава в степи. Сейчас есть, а завтра-выгорит.
ЕС.

Евгений Садков   05.06.2014 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.