Насилие в танце самба

Возможно, история танца ни чуть не короче истории человечества. Даже если и так, то остается только догадываться, каким был танец в ранние эпохи. Первые воспоминания про танец сделал Гомер в своей «Илиаде», описывая chorea (греч. хоровод, пляска). У древних греков задачей танца было выразить разнообразные страсти. К примеру, танец под названием «Фурий» наводил ужас на зрителей. Философ Аристотель даже приравнял танец к поэзии и говорил, что танцоры своими движениями могут передавать различные манеры, страсти, действия. Скульпторы изучали танцоров, их позы, имитируя в своих произведениях те или иные состояния.
История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими  хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека .
Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.
Историческая основа танца – это танцы при религиозных ритуалах и праздниках. Про это говорится во многих документах доисторической эпохи. Многообразие форм танца включало в себя социальные, народные, бальные, религиозные и даже экспериментальные формы. Одной из крупных ветвей этого искусства был Театральный Танец, появившийся в Западном Мире. А современный балет, с которым мы так хорошо знакомы, возник в Франции шестнадцатого века – в Эпоху Возрождения.
Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта. Первые бальные  или светские танцы возникли в эпоху средневекового Ренессанса (в XII веке), – во время расцвета рыцарской культуры.  До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.  Бальные танцы тех времен не отличались большим разнообразием движений, а исполнялись они в сопровождении небольшого оркестра.
В XVII веке был начат выпуск самоучителей по бальным танцам, написанных танцмейстерами и педагогами того времени. В 1661 году в Париже, по указу Людовика XIV, была открыта первая «Академия танца». Ведущую роль в развитии танцевального искусства России сыграл Пётр Первый. Первые публичные балы в России возникли после указа об ассамблеях изданного в 1718 году.
Бальные танцы, такие как мы их знаем сегодня, возникли в Англии в конце XVIII - начале XIX столетия. Вначале бальные танцы были привилегией высшего общества и неотъемлемой частью великосветских балов. В конце XIX - начале XX века бальные танцы стали популярны среди среднего класса, их стали танцевать в публичных танцевальных залах или "общественных ассамблеях".
В каждую эпоху набор танцев, которым отдавалось предпочтение при проведении балов, менялся. При этом в европейскую танцевальную культуру проникали латиноамериканские и африканские традиции, что существенно изменило зрительный и ритмический ряд, не говоря об особенностях движений. Европейские танцы обогатились особой чувственностью латиноамериканской танцевальной культуры и оригинальностью африканских танцев. Искусная шлифовка европейской школы не уничтожила самобытные корни, а лишь придала им элегантности и изящества.
В 1924 году при Имперском Обществе Учителей Танца в Англии возник специальный Совет по бальным танцам. В задачу этой организации входили: стандартизация музыки для бальных танцев, унифицирование шагов и техники исполнения бальных танцев. Возникновение Совета привело к тому, что были стандартизированы такие танцы, как вальс и танго, быстрый и медленный фокстрот, стали проводиться конкурсы по специальной программе, а бальные танцы разделились на спортивные и социальные. В дальнейшем, помимо европейской, возникла еще одна программа, включившая пять латиноамериканских танцев. Для проведения соревнований в программы были отобраны те танцы, которые были интересны эмоциональным и ритмическим музыкальным сопровождением, и с помощью которых можно было создать неповторимый и оригинальный художественный образ.
Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления - спортивный и sotial dance. В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Танец – это не просто ритмичные движения в такт музыке. Танец – это выражение неповторимости и индивидуальности каждого танцора, это история жизни, рассказанная с помощью движений. Танец – это эмоции, выражение чувств и настроения. Что может быть прекрасней, чем выражение отношений между мужчиной и женщиной с помощью страстной румбы, зажигательной самбы или чувственной ча-ча-ча.
Термин «бальный танец» произошло от латинского слова ballare, означающего «танцевать». Изначально они были предназначены для привилегированных, но со временем границы стираются и бальный танец стал доступнее.
На рубеже XIX-XX веков африканская и латиноамериканская культура вдыхают в бальные танцы новую жизнь и закладывают фундамент танца ХХ века. Большинство современных бальных танцев берут истоки из Африки, но сегодня они уже хорошо спрятаны под технической обработкой европейской школы танцев. Так и всеми излюбленная «Самба» имеет африканские корни. Самба – это чувственное слияние африканских ритмов, завезенное в Бразилию вместе с африканскими рабами в XVI веке из Анголы.
Рабство – это исторически первая и грубейшая по сей день форма эксплуатации. Состояние общества, в котором человек, наряду с вещами, является собственностью хозяина. Раб совершенно не принадлежал себе и не имел права распоряжаться собой. Рабы не имели никаких стимулов и работали исключительно по прямому принуждению «Господина». Зачастую, узнать, чья собственность данный человек, можно было определить по конкретному признаку: клеймо, ошейник и т.д. О том, что раб захочет избавиться от «особых примет», никто и не задумывался. Ваш подсвечник дома ведь не пытается стать вазой.
Из-за жестокости колонизаторов Испании и Португалии, продолжавшейся в течение мучительных десятилетий, число коренных жителей стремилось к нулю. Расцвет рабства в Америке был обусловлен развитием колоний в Америке: большое количество свободных земель, недостаток рабочей силы, огромные плантации и т.д. Но основным рычагом было то, что на землю Америки ступила нога уголовников, не желающих работать самостоятельно, а всего лишь стать собственником земли.
Но, как говорится, надежда умирает последней. И огонек надежды на что-то хорошее и искры воспоминаний о родной земле и свободе не угасали в душах рабов до последнего вздоха. Отдушиной для «черной слоновой кости» был танец. Первыми танцами, которые они распространили были Embolada (танец, в котором изображалась корова с шарами на рогах), Catarete и Batuque (танцующие образовывали круг, внутри которого танцевала пара). Позже эти танцы инквизиция признает греховными, ведь исполнение, в котором танцующие прикасались друг к другу, слишком выбивалось из тогдашних стандартов, и было слишком откровенным. Позже Embolada пришел и в Испанию, набрав там такую популярность, что королю пришлось издать указ, запрещающий этот танец. Но искусство было не остановить и постепенно высшие слои общества так же приобщились к танцу и ввели определенные ограничения в исполнении и стал называться Zemba Queca, что означает «изящный бразильський танец». Так, модернизируясь и заимствуя многие движения из разных танцев и объединяя их, рождается Самба.
До 1914 этот танец был известен под Бразильским названием "Maxixe". Это бразильский круговой танец, описанный как Two Step. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия. Maxixe стал популярным в Европе после шоу в Париже в 1905. Он танцевался, как шаги польки, исполняемые под музыку хабанеры (Cuban Habanera). Сейчас в самбе есть движение maxixe, состоящее из шассе и пойнта (chasse and point).
Вариант самбы под названием Carioca (из Рио-де-Жанейро) стал известен в Великобритании в 1934. Он исполнялся Фредом Астером в фильме "Полет в Рио" ("Flying Down to Rio"), его первом фильме с Джинджер Роджерс (Ginger Rogers). В США Carioca появилась в 1938, популярность ее достигла пика в 1941, после исполнения Кармен Мирандой (Maria do Carmo Miranda da Cunha) в художественных фильмах, особенно в фильме "Той ночью в Рио-де-Жанейро"("That Night in Rio" )
Повышенное внимание к самбе в Европе появилось 1950-ых, когда ей заинтересовалась принцесса Маргарет, которая играла ведущую роль в Британском обществе. Самба была стандартизирована для международного исполнения Pierre Lavelle в 1956. Танец в существующей современной форме все еще имеет фигуры с разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца, например ботафога (Boto Fogo) выполняется в ритме "1 & a 2" - в "четверть счета", а правые роллы (Natural Rolls) в более простом " 1 2 &",в "половинном ритме". Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название - " samba tic ", вес находится впереди, большинство шагов делается с носка.
Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Различные варианты самбы - от байона (Baion или Bajao) до Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро.
Танец Samba бразильского происхождения и изначально был духовным танцем во время ритуалов при вызове благословения бога. Это говорит о том, что само понятие «Samba» «молиться Богу» или вызов святого благословения. Следовательно, этот танец всегда выполняется с духовной искренностью и его вклад в культурное развитие бразильцев очень большой. Музыка для танцев Samba была полна мира и
божественности. Однако происхождение танца  Samba , также приняло избиения со стороны европейцев, которые запрещали людям танцевать Samba , называя его как греховный
танец. Несмотря на подавление , Samba выжил и позже стал популярным среди всех других культур.
В начале восемнадцатого века бесплатные танцы Samba превратились в нечто более сложное, чем просто танец. Samba танец в сочетании с деятельностью африканского танца негров с качающимися движениями тела и вращений танца
Lundu. Постепенно  в Samba пояивились шаги  де enredo, которые являются более живыми и быстрыми. Впоследствии Samba, как и многие другие танцы получил
изменения в соответствии с географическими районами и культурами и европейский стиль танца, также было добавлено закрытое положение . Почти через пятьдесят лет после
оригинального танца Samba , он был принят в высоких социальных кругах Рио-де-Жанейро и стал известен как Zemba Queca, а затем с дальнейшей модификацией стал известен как
Mesemba.
Благодаря Пьеру Лавелю танец самба входит в латиноамериканскуюю программу спортивных бальных танцев.
Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся неприличными движениями таза с различными интерпретациями. Если же этого нет, самба теряет очень многое.
Точной трактовки этого термина не существует по сей день. Основным вариантом принято считать, что название «самба» происходит от «Zambo», означающего  «мулат».  Рождение Самбы в общепринятом варианте принято считать 1956 год.
Пульсирующий и страстный ритм самбы сопровождается вертикальным раскачиванием бедер – баунсом. Эффектно выглядят движения мягкие и плавные, сменяющиеся резкими и порывистыми. Возможно, именно из-за этих порывистых движений, самбу считают танцем насилия. На самом деле он в точности отражает характер народа-создателя танца: грубость, обуславливающая неукротимую мужскую силу, из-за которой африканцев забирали в рабство, пугая их смертью, и нежность, которую подарили бразильские женщины пленникам. Дерзость сменяется мягкостью, а мечтательность сменяется строптивостью.


Рецензии