Яли

Принятие яли христианства еще не означает, что они полностью расстались со своими привычками и ритуалами. Племя яли все-таки no-прежнему живет по законам и своих предков.

Даже те яли, что приняли христианскую веру, не расстаются со своим привычным образом жизни. Некоторые гимны яли, которые они поют в церкви, основаны на мифах племени. В них воспевается покорность судьбе, безропотность.

В одном из мифов говорится о том, что поедание врага не является актом жестокости, дикости, варварства. Это ритуал, имеющий глубокое значение. Сегодня яли верят в Христа и больше не едят людей с белым цветом кожи. Однако не едят они их потому, что белый цвет кожи ассоциируется у них с трауром. Яли кажется, что белые люди - слуги смерти. Людей с темным цветом кожи есть не возбраняется.

Людоедство воспринимается в племени яли не только как наполнение желудка, но и как магический ритуал, во время которого победитель, забирая себе силу побежденного, может проникнуть в мир духов и общаться с ними на равных. Между тем, один из миссионеров, который работал с племенем яли в деревне Мониба, расположенной в центре Ириан Джая, имеет на этот счет иное мнение: "Когда я прибыл сюда впервые, каждый молодой туземец старше пятнадцати лет уже был убийцей. Разве можно назвать такое положение вещей лишь древней традицией, которая никак не является оправданием местного людоедства?"

Разумеется, миссионеры всегда старались привить туземцам гуманную христианскую веру. Они, впрочем, были не единственными, кто пытался изменить образ жизни яли, хотя контакты с внешним миром племени были затруднены. Сейчас миссионеры все больше "внедряются" в жизнь племени, выстроенную по закону предков, привозя медикаменты, обучая детей, строя маленькие гидроэлектростанции, посадочные площадки для вертолетов, мосты на реках...

Живя в контакте с местными общинами, миссионеры лучше узнают проблемы аборигенов, однако перед решением правительства Индонезии о переселении 30 тысяч местного населения, в том числе и 20 тысяч яли, из центрального высокогорья Ириан Джая в долину миссионеры беспомощны. Мотивируя свое решение, правительство говорит о том, что это станет благом для аборигенов: они больше не будут страдать от частых землетрясений. Последнее землетрясение в августе 1989 года унесло жизни 96 человек коренного населения острова. При этом территория, на которой сейчас проживает племя яли, странным образом объявлена национальным парком, где запрещена охота, что лишает это племя пропитания.

Однако переселение племени яли в долину несет для него еще одну напасть: здесь яли начинают болеть малярией. На высокогорье же этой болезни нет. Первые триста переселенцев заболели почти поголовно, и 18 человек умерли через несколько месяцев. К тому же свободного места в долине для этого горного народа практически нет, так как хорошие плодородные земли уже давно разобраны живущими здесь народностями.

Странно, однако правительство Индонезии намеревается перемешать в долине четыре этнические группы, которые постоянно воевали друг с другом на протяжении многих веков.

Мы видели представителей правительства Индонезии, прибывших в горы на вертолете. (Любопытно, что яли сравнивают шум двигателя вертолета со срубленным священным деревом.) Чиновники пообещали яли предоставить запасы риса на год, материалы для постройки жилищ, а также дать в каждый дом бесплатный телевизор. Они рассказали о райской жизни, которая ожидает яли в долине, если те переселятся с гор добровольно. Ведь здесь, в горных районах, находиться опасно из-за частых землетрясений. Однако старики племени не поверили чужакам и отвечали, что не боятся землетрясений, потому что в случае чего их защитят, духи. Молодежь, наоборот, прислушивалась к увещеваниям властей. Кому же не хочется иметь телевизор?

Первые люди племени яли, переселившиеся в долину, были разочарованы. Выделенная им земля оказалась бесплодной, а многочисленные деревянные дома - гнилыми. К тому же это переселение разбило семьи и сделало отношения между поколениями племени яли напряженными. Поэтому сейчас заметно усиление оппозиции решению правительства о переселении из высокогорных деревень яли. Племя чувствует ответственность за сохранение тех земель, на которых они живут с незапамятных времен, и хотят передать их по наследству молодому поколению. Как нам сказал один из яли, эту землю племени дал Бог для того, чтобы оно заботилось о ней, и если люди уйдут в долину, то потеряют навсегда божье покровительство...
Галина Остякова,
Слава Орлов


Рецензии