5. Моё открытие Америки

В самолёте мне не спалось, а снотворное по ошибке сдал в багаж.

Изучив список предложенных к просмотру фильмов, я нашёл их неинтересными для себя, поэтому попросил у соседа, сидевшего через проход, русскую прессу и углубился в чтение. Но тут по правому борту самолета началось какое-то движение, люди заглядывали в иллюминаторы и имевшие с собой фототехнику, бросились снимать. Мы пролетали над Гренландией.

До чего же красиво - высоченные горы и бескрайние снежные поля, изумительной белизны снег, сверкающий на солнце, - от этой панорамы захватило дух!
Вашингтон встретил нас хорошей погодой +19 С (30 сентября) и разницей во времени с Красноярском - минус 12 часов.

А теперь всё по порядку:
Я оказался в США по программе «Открытый мир». Сначала меня «разыскал» «Ротари Клуб-Енисей», а затем презентовал мне поездку в Америку по социальной программе для того, чтобы я смог поделиться своим опытом и посмотреть, как решают проблемы реабилитации инвалидов в США.

Собрав все бумаги и получив рекомендации от заместителя главы города г. Красноярска по социальной политике Василия Васильевича Куимова (который является моим номинирующим лицом), я отправился «открывать Америку». Но я отправился не один. Со мной в группе была представитель «Ротари Клуба Енисей» Ирина Казина, заместитель директора дома-интерната для умственно отсталых детей Прокопенко Елена и старший воспитатель этого учреждения Гаврик Наталья, а также заместитель директора Тинского психоневрологического интерната Братченкова Елена и, конечно, наша переводчица Череповская Евгения (Женя) из Уфы (Башкирия), которой от лица всех передаю сибирский привет!

Два дня мы провели в Вашингтоне, знакомились с городом, у нас была встреча с двумя сенаторами и молодым человеком по имени Джон Браун, которому пророчат большое будущее. Думаю, что, если он в свои 35 лет «угнездился» на должности заместителя мэра округа Колумбия, он, действительно, далеко пойдёт. Когда его изначально представили как будущего президента, он улыбнулся своей ослепительной белозубой улыбкой и целый час неутомимо рассказывал нам про три ветви власти США, о судебной системе и выборах, всё очень интересно. Вроде бы многое устроено так же, как у нас, так, да не совсем так… Например, в США нет Министерства культуры. Сама культура есть, а Министерства нет! Дело в том, что культура есть, мы воочию смогли убедиться в Minnesota Orchestra города Миннеаполиса, где 9 октября давали Четвертую Симфонию Чайковского, и это было потрясающе!!! И Министерства Образования тоже нет - в каждом штате просто работает свой Департамент Образования. Я заметил, что специалисты в области высоких технологий - на 80% эмигранты из бывшего СССР, Индии, Китая. В принципе, Америка состоялась как эмигрантская страна.

Теперь что касается бездомных: как утверждает глава Департамента Федерального округа Колумбия (окружным центром которого является сам Вашингтон), сотрудники Департамента социальной помощи знают каждого бомжа по имени и на каждого заведен документ, типа карточки. Помимо этого, их каждый день снабжают горячим супом и на ужин дают какой-нибудь гамбургер. А еще есть бесплатное койко-место и душ! Утром их вежливо просят покинуть ночлежку, но они могут вернуться сюда вечером, вот такая у них, у американских бомжей, жизнь. Всего таких разгильдяев и лоботрясов в Вашингтоне на 1 октября 2009г насчитывалось 853 человека!!!

Вы спросите у меня, почему я так строг в оценке этой публики? Я отвечу - потому что в отличие от нашей страны среди них нет ни одного инвалида, ни одного!!! В основном, данную категорию составляют наркоманы, отсидевшие или готовящиеся в тюрьму. А инвалиды в Америке представляют собой особую касту (в хорошем смысле этого слова), они окружены мощной поддержкой государства – там настолько хорошо развита сеть реабилитационных центров, оснащенных самым современным оборудованием, что просто диву даёшься! Но я несколько забежал вперёд - реабилитационные центры мы увидим в Миннеаполисе, куда мы прилетели транзитом через Чикаго вечером 2-го октября. В аэропорту нас встречали представители принимающей стороны - Грег Бартц и Джим, его коллега по «Ротари Клуб» г. Уайт-Бэр-Лейк (Озеро Белого Медведя).

Короткая историческая справка:
В начале 19-го века штат Миннесота и район Сент-Пол Миннеаполис развивался в результате экспансии США на Запад. В 1858 г. штат Миннесота стал 32-ым штатом США, а город Сент-Пол стал его столицей. Регион в основном населяли фермеры и мелкие торговцы. В конце 19 века в регионе начали развиваться горнодобывающая и лесозаготовительная промышленность. Наличие реки (Миссисипи) и железной дороги привело к быстрому процветанию торговли. В начале 20 века в штате был основан ряд крупных предприятий сельскохозяйственной, лесозаготовительной, горнодобывающей и обрабатывающей отраслей. В середине 20 века произошёл переход от традиционных отраслей к новым видам деятельности, таким, как финансовые услуги, высокие технологии, медицинские исследования и производство оборудования.

…Грег и Джим встречали нас в зале прилета с российским флагом как на каком-нибудь параде, и лица у них были торжественными. Увидев наше легкое замешательство, Грег тут же нашелся, как начать знакомство. Пока они с Джимом 2 часа ожидали наш задержавшийся самолет из Чикаго, они думали-гадали, в какую сторону должна быть обращена белая полоса российского флага. Они перевели это в шутку, ну на самом деле, откуда им знать про то, в каком порядке должны располагаться полосы на российском флаге!? Ведь никто из них или их знакомых в России не бывал, и вряд ли кто-то из города Уайт-Бэр-Лейк бывал в нашей стране.

Американские СМИ на 80% вещают только про Америку, а местные СМИ - и подавно, т.е. они о нас знали самый минимум…. О том, что наши в хоккей играют хорошо, о Путине, о Ельцине, Горбачеве, перестройке и т.д. Да, но в Миннеаполисе, прогуливаясь с Джимом и его женой Дэб возле центра искусств «Уокер», я заметил вдруг знакомый профиль - на большом матовом стекле был изображен портрет А.П. Чехова. Я даже присвистнул и засвидетельствовал свое почтение великому русскому писателю, сфотографировав его изображение несколько раз. Добравшись до места, где нас ждали представители принимающих семей, мы, уставшие и слегка смущенные обилием внимания, старались держаться поближе друг к другу. Тем более что у нас на всех был только один «язык» - и этим языком была Женя. Я американский английский первые два дня вообще не понимал, (тот английский, на котором я общался, будучи в Эмиратах в 1994 – 95 г. в корне отличается от того, на котором говорят американцы). Наши дамы в ответ на дружеские приветствия и на не менее дружеские расспросы американцев мило улыбались, кивали и косились в сторону Жени, как единственного «спасательного жилета». Я же стоял, несколько обескураженный столь теплым приемом, и «дружественно» молчал. Женя металась, как пчелка. Еще бы, ей приходилось не только переводить наши ответы, но и одновременно рассказывать о России.

…Есть мне особо не хотелось - сказывалась и большая разница во времени (13 часов), и усталость от перелетов и ожиданий отложенных рейсов в аэропорту. Но было поздно, я принял от улыбающейся официантки меню, ответил ей кивком головы и коротким thanks.

Конечно же, я углубился в перечень предлагаемых блюд, так как совсем отказаться от ужина было неудобно. Я заказал себе салат из овощей и в качестве основного блюда - запеченную в сыре куриную грудинку. Эти блюда показались мне наиболее легкими с диетической точки зрения, бокал красного вина был прекрасным дополнением.

…Не успев доесть салат, я с ужасом увидел куриную грудинку, которую несла для меня уже знакомая официантка - мне бы этой порции хватило на 3 дня!!! На огромном блюде разместилось не менее кило курятины и что-то на гарнир, я уж и не помню что. Так…. Нужно есть медленно, как можно медленнее. Я надеялся только на то, что когда официантка принесет кофе, то заберет недоеденную мною грудинку. Так и произошло. От десерта я вежливо отказался, только кофе…только кофе…. Но так как в Америке пьют кофе без кофеина, то у меня после ужина начали слипаться глаза.

  Наконец-то нас «разобрали» принимающие семьи. Меня принимала семья Джима Ханта и Дэб Лауэр. Джим (Jim) – крепкий мужчина шестидесяти лет, занимающийся парусным спортом и работающий где-то в обрабатывающей промышленности. Дэб (Deb) – учительница английского, в свободное время крутит педали велосипеда и прогуливается по заповедным местам и паркам. Так как у нас на субботу был назначен день отдыха, то я предложил Дэб свозить меня в какой-нибудь национальный парк. Возражений со стороны Дэб не последовало, она сама любительница активного отдыха на природе, да и погода благоприятствовала нашей вылазке - +18 С, тихо, пасмурно, идеально для фотосъемки. Рано утром мы подъехали с Дэб к берегам реки Миссисипи, где и расположен парк. Ехали мы не меньше часа, но я в дороге не скучал, под шум колес на радиоволне звучал хороший джаз, и за окнами машины проплывали незнакомые пейзажи. Под знаком «через 20 м стоянка» мы свернули направо и оказались на пустой парковке. Припарковав машину, Дэб рассчиталась за стоянку, а потом обратилась ко мне с довольно продолжительной речью, из которой я понял, что сегодня суббота, и поэтому народу будет много, что очень хорошо, что мы приехали рано, пока никого нет, и я могу неспешно поснимать. И, правда, в первый час нашей прогулки нас никто не беспокоил. Я сделал несколько удачных снимков, которые вы можете посмотреть на сайте www.kraisveta.com. 

В общем, прогулка наша удалась. Живые краски осени, воздух, наполненный ароматом увядающего леса, река с красивыми берегами. Произошёл забавный случай: увидели компанию людей, говоривших по-русски, но с южным акцентом. «Или восточные украинцы или кубанцы» - , подумал я. Догнав мужчину лет тридцати пяти я, по-моему, задал не тот вопрос: «Простите, вы туристы?». Он ответил не сразу, внимательно посмотрев на меня и оценив мой акцент (а мой акцент больше похож на прибалтийский), мужчина ответил мне сухо: «Что вы, мы давно тут живем». И неожиданно перешел на английский. Мне тут же расхотелось с ним общаться. И ему, по-моему, тоже. Что-то отталкивающее было в нем, бывшем соотечественнике, почему так? Впоследствии я рассказал про эту встречу в парке нашему переводчику Юрию, который в Америке уже 18 лет. И вот что он на это ответил: после распада СССР многие его граждане волной устремились в сытую, благополучную Америку. Кто обладал престижной профессией и знанием языка, сразу получили на работу, прочему же люду пришлось, кому «таксовать», кому посуду мыть. Все через это прошли. Юрий сам до получения «гринкарты», «вкалывал» на стройке чернорабочим. Почти все эмигранты, кроме русских, основали в Америке национальные диаспоры, чтобы помогать друг другу и поддерживать связь с исторической родиной. Только у русских такой диаспоры НЕТ. У армян, у евреев, у украинцев есть. А у русских НЕТ! Неужели нас так оболванили коммунисты со своей идеей интернационализма, что мы сами себе признаться боимся, что мы единый русский народ? Я под словом «русский» имел в виду не национальную, а скорее духовную принадлежность, т.е. тех людей, для которых русский язык стал родным, кто думает и творит на русском языке.

Но тем временем подъехала Дэб, и я отбросил грустные мысли в сторону, уселся на переднее сиденье и включил музыку. Время приближалось к ужину, в этот день нас ждал «приветственный ужин», который готовился в доме Грега и Сэнди Барти, так как Грег является руководителем «Ротари-клуба» г. Уайт-Бэр-Лейк, и ему сам Бог велел начинать. У Грега (Гриши) оказались немецкие или австрийские корни. И он тянул на себе 80 % всей нашей программы, а программа нашего визита была ой как не легка. Полбеды, чтобы нас надо было вовремя накормить: дело в том, что нашим дамам постоянно требовалось время на посещение «маркета». Ну, и, конечно, основная цель нашего визита – обмен опытом в области «Образование – специальные потребности».

Во время «приветственного ужина» наши дамы и я, ваш покорный слуга, чувствовали себя более раскованно, чем накануне, и отвечали на вопросы с помощью карманных переводчиков, которые оказались у многих американцев. Наша Женя чувствовала себя как рыба в воде - ещё бы, она год проучилась в американской школе по обмену и свободно владела языком. За ужином Грег рассказал о том, что нам предстоит сделать по программе, и о том, какие изменения могут быть. Следующий день был объявлен выходным. Мы были предоставлены в распоряжение принимающих семей. С утра дамы «двинули» в торговый центр (Mall of America), а я с Джимом и Дэб отправились на экскурсию по Миннеаполису, решив, что по дороге заедем мне за джинсами. Во время экскурсии я с удовольствием отметил, что между нами налаживается языковой контакт. Я уже немного понимал речь, и из меня выскакивали короткие фразы и формулировки на английском. Я не молчал, как «партизан», и, хоть и с трудом, но осваивал новую ситуацию. Вернувшись домой, я познакомил Дэб и Джим с Красноярском по фотоальбому, записанному на диск. Их восхищению не было предела, они и представить себе не могли, что в центре Сибири процветает такой город, как наш родной Красноярск! Затем я познакомил их с сайтом www.kraisveta.com, рассказал о своих путешествиях по миру. Вот так прошёл мой первый выходной в Америке.

Рабочий день Америки начинается в 8.00, а для многих и того раньше. Для нас сбор назначался, как правило, в 7.30, чтобы принимающие семьи, доставляющие нас на место, могли успеть на работу. В понедельник мы посетили школу №624 в городе Уайт-Бэр-Лейк. Это не простая школа, там учатся и развиваются проблемные дети, те, кому уже назначили группу инвалидности, и те, у кого есть предрасположенность к таким заболеваниям, как аутизм, шизофрения, болезнь Дауна. Нас встречал доктор Майкл Лаветт (dr. Michael Lovett), управляющий школой, и Кэтлин Дэниэлс (Kathleen Daniets), координатор специального образования. И вот там во время первого посещения я нутром ощутил, насколько велика пропасть, отделяющая американское общество с его отношением к инвалидам от российской действительности. Нет смысла описывать материально-техническую оснащенность их учреждений для инвалидов или пытаться сравнить ее с нашей: здесь повсеместно используются коляски с электроприводом разных типов и размеров, компьютеры со специальными обучающими программами, умные доски с компьютером, тренажёры и игровые площадки и т.д. Мне больше всего хотелось бы сказать о том, что мне удалось увидеть в этих центрах, а именно: один преподаватель занимается не более чем с тремя – пятью ребятишками, и если ребенку требуется отдельный педагог, то с ним проводятся индивидуальные занятия!

Про волонтеров. В Америке почетно быть волонтёром, то есть, добровольно трудиться на благо общества и вообще не брать денег за это! Состоятельные граждане предпочитают делать пожертвования. Так у них повелось. А родители детей, нуждающихся в специальном образовании, не тратят ни цента - все оплачивает государство и фонды.

Визит в специализированную школу занял весь день. Вечером мы были приглашены на вечеринку с пиццей к Майклу и Линнет Кэмпбелл (Make and Lynnette Campbell). Вечеринка была посвящена матчу по американскому футболу, местная команда «Миннесота Вайкингс» (Minnesota Vikings) противостояла команде «Грин-Бэй Пэкер. Я не фанат американского футбола (не успел-таки стать), но культ этой игры в Америке я почувствовал - болеют все. Наша команда, то есть «Миннесота Вайкингс», к удовольствию наших друзей, вышла победителем, и их радости не было предела.

Далее я несколько отойду от хронологии дальнейших событий и остановлюсь на наиболее запомнившемся мне дне. По моим многочисленным просьбам 6 октября мы поехали на матч НХЛ (Национальной хоккейной лиги) между командами «Minnesotan wild» и «Anaheim Mati Ducks». Новый хоккейный стадион вмещает 18 500 человек, есть стоячие места и VIP- места, как они у нас в России называются, удобные такие, немного выдающиеся вперёд, с перилами… Но кто, вы думаете, их занимал? Не губернаторы и приближенные к ним, а инвалиды на колясках. Мало того, что кругом пандусы и лифты для «колясочников», куда ни посмотри, никто даже не станет рассматривать проект здания, который не предусматривает доступности для людей с ограниченными возможностями. И еще один момент. Тот, кто по невнимательности или намеренно занял парковочное место, предназначенное для инвалидов, должен будет заплатить крупный штраф, и никакие разговоры с «копом» типа «…командир, давай договоримся», там не проходят, да никому и в голову не придет «договариваться» на месте нарушения.

Я много думал, почему, и в Америке, и в Европе такое внимательное и уважительное отношение к инвалидам? И не только государство, но и простые граждане относятся к инвалидам, я бы сказал, бережно? А потому, что каждый из них понимает, что с любым человеком может случиться беда, в любой семье может родиться ребенок с патологией.

Сильнейшее впечатление на меня произвела экскурсия в корпорацию «Меррик», которая принимает на работу людей с ограниченными умственными и физическими возможностями, предоставляет им посильную работу и транспортировку от дома до работы и обратно! Экскурсию проводил для нас директор Джон Баркер (John Barker). Компания достаточно крупная и за то, что у них трудятся люди с ограниченными возможностями, они не получают от государства никаких льгот по налогам или других послаблений. Это их частная инициатива - помочь людям с ограниченными возможностями почувствовать себя частью общества!

Кто-то, возможно, думает, что я так нахваливаю Америку за то, что Американское правительство полностью оплатило мой проезд и расходы по пребыванию в Америке. Нет, это не так! Я описываю то, что вижу – как американцы относятся ко мне, за все время я не ощутил ни одного «косого» взгляда, они вежливы и предупредительны друг к другу. Их отношение к инвалидам, к детям, к старикам в корне отличается оттого, что мы часто привыкли видеть на Родине, и вызывает у меня искреннее уважение. Что же касается внешней политики США, которая продолжает подвергаться жесткой критике, то с приходом в Белый дом Барака Обамы и в ней наметились перемены. Но не все зависит от президентов, мы, простые граждане, сами способны на нашем уровне наладить отношения между США и Россией, приложить усилия к тому, чтобы лучше понимать друг друга. И Грег (Гриша) для этого столько усилий приложил, и остальные «роторианцы» тоже. Гриша нашел адрес в Миннеаполисе того самого тур-клуба «Wilderness inquiry», который более 30 лет занимается реабилитацией инвалидов через туризм! И мы, Гриша, Женя и я, отправились к ним в гости. Нашли тот клуб, и я просто был шокирован их материальной базой и возможностями. Они путешествуют по всему миру и не прочь по сибирским просторам прокатиться в будущем году (в 2010г. ждем их на слет!) Посещение тур-клуба не входило в программу нашего визита, но Гриша нашел время, я там оказался и рад был, что нашел их! Спасибо Грег! В четверг, 8 октября 2009года, нам представилась возможность посетить Капитолий штата, и эту экскурсию организовал снова Гриша. Он позвонил тому сенатору, за которого отдал свой голос (Кэрол Молнау) (Carol Molnau), вице-губернатору штата, и с ней напрямую договорился о нашем визите в Капитолий. Более того, Кэрол была лектором-экскурсоводом, все нам показала и рассказала, и по ней было видно, что ей это не в тягость. Мы слушали ее часа полтора. Она подготовила лекцию по вопросам регионального финансирования специального образования, и по окончанию лекции она 20 минут посвятила ответам на наши вопросы. Честно сказать, я такую ситуацию у нас в Красноярске затрудняюсь себе представить. После рабочих встреч состоялось еще одно событие. Нам была предоставлена возможность посетить концертный зал (Minnesota orchestra), где давали русское представление. В афишах было написано: Великая Четвертая симфония Чайковского. Вот так подарок меломану! Как радостно мне было! Музыка переполняла меня. После концерта мне показалось, что во мне продолжает звучать симфония, благостно так было!

Вся наша группа возвращается домой с чувством благодарности к тем американцам-«роторианцам», которые нас столь гостеприимно приняли, и я думаю, что наши отношения продолжатся…


Рецензии
Прекрасное повествование.Я инвалид и мне интересно читать, и узнавать что-то новое.

Татьяна Зюнькина   11.07.2014 16:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.