10. Путешествие в Иорданию

И вот он, ненавистный римскому прокуратору Понтию Пилату, величественный город Иерусалим. Так я думал, стоя на обзорной площадке, с высоты взирая на то, как утреннее солнце отражается в куполах храмов. Щурясь не то от ветра, не то от солнечных бликов, не то от предчувствия того, что древний город Иерусалим скоро станет «моим», я испытал необыкновенное волнение. И вот я стою у стены плача, мысленно прося у бога пополнения счастья и здоровья всем тем, кого я люблю. Ведь мысль материальна.

Потом я сделал несколько снимков на площади возле «стены», и наша группа проследовала по узким улицам к храму «Гроба Господня». Именно в этот храм исходит «благодатный огонь» каждый год на пасху.

Историческая справка:
Храм, построенный императором Константином
Еще первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившегося тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями раннехристианских авторов и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).

В храме было прохладно, мы спустились вниз за алтарь к тому месту, где после казни был похоронен спаситель.

Мы помолились на святом месте, зажгли свечи от благодатного огня, чтобы раздать близким и друзьям. Ведь эти свечи, не простые, они были приобретены на святой земле и зажжены в самом главном храме всех христиан. Свечи обладают чудодейственными силами. И я сам почувствовал, что, несмотря на бессонную ночь, как будто кто-то дал мне силы, спать абсолютно не тянуло, наоборот, бодрость какая-то появилась. Мы вышли из храма, солнце нас приласкало своими утренними лучами, на часах было 10-40.Что ж пора в путь, в Палестину, в город Вифлеем, в храм Рождества Христова.
Историческая справка.

Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. О происхождении названия Вифлеем существует несколько версий. В египетских текстах времен XVIII династии фараонов упоминается поселение к югу от Иерусалима под названием Бит-Лахам - дом богини Лахам. На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» - город хлеба. Название это не случайно: в дни царя Ирода, когда Римской Империей правил кесарь Август, в хлеву родился Младенец, который стал для всех живших и живущих Хлебом жизни. Вифлеем был и остается небольшим городком и располагается в 10 километрах от Иерусалима. В XII веке арабы почти совершенно разрушили город, восстановлением которого занялись крестоносцы.

Вифлеем разрушался еще дважды, в 1244 году и в 1489 году. Окрестности Вифлеема могут рассказать о многих Ветхозаветных событиях и людях той эпохи, могила прекрасной Рахили напоминает нам пророчество Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31.15). Это пророчество исполнилось в Вифлееме, когда были убиты по приказу царя Ирода четырнадцать тысяч младенцев. Самой главной и драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. Над пещерой находится храм Рождества Христова - самый древний храм Палестины.

До границы ехали меньше часа, палестинские военные остановили автобус.  Молодой солдат-полицейский с «калашниковым» (АКС-74) через плечо быстро прошёлся по салону автобуса. И, не найдя ничего интересного, спрыгнул с подножки. И всё, границу прошли!

На моей памяти это было самое лёгкое прохождение границы! Но между тем, Сектор Газа ограждён от Израиля четырёхметровым забором из колючей проволоки, не знаю, насколько он эффективен от обстрелов ракетами «Хасан», но выглядит очень убедительно. На территории Палестины сразу бросалось в глаза то, что улицы плохо убраны и много слоняющегося народу ( в большинстве своём арабы-мужчины и мальчики).

Нашим гидом по Израилю и Палестине была дама с греческим именем Лариса. Она и внесла ясность, почему так много трудоспособного народу бездельничает. Всему виной «пресловутый» кризис. Палестинцы для израильтян то же, что молдоване-строители для Москвы. Трудно представить палестинца- программиста, а палестинца, кидающего кирпичи, очень даже возможно.

В Израиле большинство строек заморозили, в связи с кризисом люди оказались на улице, но они давно попали под программу помощи ООН, и неплохо с этой помощью живут.

Когда мы вышли из автобуса, то оказались в плотном кольце торгующих всякой всячиной: от чёток до православных икон.

Историческая справка:
Храм на месте Рождества Христова был возведен по приказу Императора Константина Великого. Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился по сей день. Перед церковью находился атриум – широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах.

Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: “Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь”. На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены.

В 1852 году русским императором Александром 1-ым храму дарована была хрустальная люстра и несколько икон богородицы, которые украшают алтарь.
Лариса (гид) договорилась с православным священником (греком), чтобы мы помолились на иконы. Батюшка впустил нас.

Пообедав в местной столовой, я отметил качество предложенной еды, не в каждом кафе так вкусно кормят.

Далее наш путь лежал к Мёртвому морю. Там расположены несколько отелей и пляж. В море вода целебная. Я на себе испытал её свойства. И ещё: в ней невозможно утонуть, благодаря удивительной солёности. Вода Мёртвого моря лечит от всех кожных заболеваний, при нервных расстройствах и придаёт силы, чистит поры от шлаков и капилляры. Следовательно, улучшается кровообращение. «Мёртвым» назвали его потому, что в море из-за повышенного содержания соли не живут рыбы и другие обитатели морской среды. Но море кормит израильтян и без рыбы.

На побережье построили завод по производству фосфатных удобрений для сельского хозяйства, и мало того, что на своей не слишком благодатной суглинистой и песчаной земле применяют эти удобрения, а ещё и с успехом поставляют третьим странам с такими же неплодородными землями. А отели – здравницы, куда съезжаются люди со всего мира, чтобы набраться здоровья?! А им там и купание в Мёртвом море, и грязевые ванны, и косметика из солей Мёртвого моря. И кухня кошерная и неплохой сервис в местных отелях, в чём мне самому пришлось убедиться, когда я ночевал в местном отеле перед поездкой в Иорданию.

Название этой стране дала река Иордан, в которой Иоанн Креститель окрестил Иисуса.
 
Историческая справка:
Иордания изобилует археологическими находками, от руин неолитических времён до рассеянных по пустыне замков принцев из династии Умейядов. Однако даже для такого богатого дарами истории государства Петра является поистине бесценным сокровищем, крупнейшим самоцветом в короне Иордании, прославившим это восточное королевство на весь мир. Петра располагалась на перекрёстке двух важнейших торговых путей: один соединял Красное море с Дамаском, другой — Персидский залив с Газой у побережья Средиземного моря. Отправлявшимся от Персидского залива караванам, навьюченным драгоценными пряностями, неделями приходилось мужественно переносить суровые условия Аравийской пустыни, пока они не достигали прохлады узкого каньона Сик, ведущего в долгожданную Петру. Там путешественники находили пищу, кров и прохладную живительную воду.

Из «Естественной истории» следует, что туристический бизнес жителей Петры был очень прибыльным, потому что, кроме платы за жилье и за корм для верблюдов, требовались подарки для охранников, привратников, служителей храма и слуг царя. Но пряности и благовония, продаваемые в богатых европейских городах, приносили баснословную прибыль, поэтому купцы не скупились на расходы.

Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках. Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (18-2 вв. до н. э.), набатеи (2 в до н. э. — 106 г. н. э.), римляне (106—395 гг. н. э.), византийцы и арабы. В XII веке н. э. им владели крестоносцы.

Во время экскурсии я старался держаться на расстоянии от своей группы, чтобы поснимать. У нашей группы было два гида по Иордании. Первым гидом была представитель турагентства Анна, а вторым – гид-иорданец Магомед, смешно говорящий по-русски, обладающий быстрой походкой. Вся группа с трудом поспевала за ним. Миша (он так просил себя называть) время от времени делал по пути следования остановки, во время которых отстававшие могли его догнать, и давал историческую справку того места, где была остановка. Так как дорога на ущелье до сокровищницы постоянно шла под горку, мне поспевать за Мишей никак не удавалось ( я бодрее шагаю в гору). И я бросил погоню за Мишей и пошёл отдельно, продолжая снимать. Мой незамысловатый манёвр тут же обнаружила Анна, и мы часть пути прошли вместе. Она меня снимала на фоне Петры, амфитеатра и сокровищницы. Обратно я тоже шёл, закинув за спину рюкзак, один по каньону Сик, торопясь навстречу новым приключениям.


Рецензии