Хамелеон или как стать сектантом на один день

День 1.

Осознав, что время не ждет и взять пару-тройку интервью в рамках учебы жизненно необходимо, я задумалась: «Кого же удостоить такой чести?!». Руки сами сориентировались и набрали в поисковой строке «секты Москва».
 
В одной из первых ссылок, вылезших на мой креативный поисковой запрос, была статья А. Дворкина о тоталитарных сектах. Список организаций, перечисленных в статье, достаточно обширен: и знакомая мне «Анастасия» и Кришнаиты, и харизматы , и т.п.

Не сказать, что я верю в компетентность сэра Дворкина, ибо есть поводы сомневаться в обратном, но огромного количества исследований и публикаций не наблюдалось. Что ж, пришлось выбирать.

Поскольку большинство названий было до боли знакомо (спасибо бывшей девушке брата, особо опасающейся подобных организаций), мой выбор пал на религиозное объединение «неопятидесятников»-харизматов (так их нарек автор статьи) под названием «Слово жизни».

Окей, выбор сделан. Осталось только понять, кто они? Как к ним попасть? И зачем вообще мне это нужно?

Один из лучших методов знакомства со всех незнакомым – соц.сети (имхо, конечно). Быстро нашла группу ВК – Библейский центр «Слово жизни» (http://vk.com/wolrus)

Полистав стену, не увидела в группе особой активности подписчиков. Точнее, отсутствие активности (за исключением лойсов на афишах различных мероприятий). И тут мой взгляд наткнулся на миленькую афишу с датой «25 мая». Хм, то, что надо! Это же завтра! Вот туда я и направлюсь.

Воздам хвалу Господу. Или не Господу. Я пока не выяснила, кому и чему мне предстоит поклоняться.

День 2.

Проснувшись рано утром, я осознала, что сегодня предстоит поход к каким-то непонятным людям. Чем они там занимаются? Как одеться? Кому они молятся?
Попробовав погуглить и почитать отзывы в интернете о «Слове жизни», ничего конкретного выяснить не удалось. Лишь споры батюшки на форумах о том, что все, кто не в лоне Церкви – ДИЯВОЛЫ (да ну?!), парочка постов об этой организации в других городах по типу: «норм ребята, вроде приличные люди туда ходят, молятся», «грешники одни! Воют песни утробные, толкаются…страшно к этому месту подходить».

Ближе к часу Х я начала нервничать, голову не покидали мысли о том, что надеть: платье? А вдруг у них нельзя ноги оголять? Платок?

Остановилась на длинных капри и закрытой футболке (ну зачем себя лишний раз подставлять голыми ногами, а вдруг батюшка прав?).

Решила позвонить приятелю, назовем его ССС. В религии он толк знает: верующий, православный, в Церковь регулярно наведывается, молится. И как я только с ним умудряюсь поддерживать хорошие отношения, с моими-то взглядами на религиозные таинства? Попросила составить компанию, Церковь все-таки, как он любит. Да и мне не так страшно, может успеет вовремя что-нибудь предпринять. МУЖИК ПОД БОКОМ – ДЫШАТЬ СПОКОЙНЕЙ.
 
Встретились с ССС на ВДНХ, оба опоздали. Терпеть не могу непунктуальных, но метро – дело ненадежное, добираться от АЭРОПОРТА 45 минут?! Где это видано. Я бы пешком быстрее дошла!

Настроение плохое: Формулу 1 пропустила, хоккей пропущу, устала, жарко, день неудачный, да еще эти идиотские штаны – в +30 только в штанах и расхаживать по улицам! В общем, ничего хорошего от вечера воскресенья я не ожидала.
Как оказалось, пешочком до этой Церквушки идти прилично. Да еще и закоулочками. Мой проводник (ССС) решил сбежать от жары и, проходив через дворы, нам пришлось перелазить через трубы, что плюсов в карму, конечно, не добавило.

По дороге обсудили стратегию поведения: с ребятками нужно подружиться, узнать, что у них происходит и взять парочку интервью.

Спустя час мы, наконец, добрались до нужного места. Выглядело оно, надо сказать, странно. Не Церковь, а ДК ЗИЛ, не иначе. На площади перед зданием маленький рыночек с фруктами и овощами (запахло черешней… обожаю запах свежих ягод и фруктов), на стоянке – приличные машинки: парочка БМВ, даже спорткары наблюдались. Около входа несколько людей стоят и переговариваются между собой, на ступеньках сидит девушка с длиннющими загорелыми ногами и мини-шортиках, над ней возвышается здоровый парниша – любовно поглядывая на разметавшиеся на крыльце ножки (но это же ЦЕРКОВЬ?! Какое мини??).
Прежде чем заходить внутрь, я решила, стоит обогнуть здание и посмотреть, что находится в близлежащих окрестностях.

ДК совсем немаленькое оказалось! Чуть поодаль стоянки наткнулись на прелесть на колесах. Это машинка насквозь пропитана любовью!
 
Обогнув здание и не найдя больше ничего интересного (кроме клуба и пары кафе в том же здании, с выходом на противоположную сторону) я решила: время пришло!

В тот момент, когда мы с ССС поднимались по лестнице, меня обуревали различные эмоции: непонимание, боязнь, предвкушение чего-то… Почему-то было страшно быть не «в теме», не понимать, что делают люди и что нужно делать мне. Не люблю чувство беспомощности и жутко не хотелось его испытывать, пусть даже в такой странной ситуации.

Попав внутрь, я бросила беглый взгляд по сторонам: слева – стол, за ним сидели двое ребят (парень и девушка), улыбались друг друга и мило о чем-то разговаривали. Рядом с ними лежали листовки, видимо, реклама этого центра или из другого мероприятия. Немного поодаль - лестница на второй этаж. Прямо по курсу – что-то вроде стойки администрации и даже охрана. С правой стороны – магазинчик, с книгами, снэками и специфической церковной атрибутикой.
Мне стало очень не по себе: куда идти, что делать… может подойти к стойке? Нет, там сидят люди постарше, кажутся не очень доброжелательными, да еще и образовалась небольшая очередь. Недолго думая, я поспешила поменять некомфортную для меня обстановку, потянула ССС за рукав и мы ретировались вверх по лестнице, вслед за небольшой компанией ребят, попавших в здание чуть раньше нас.

Поднявшись по лестнице, мы обнаружили кафетерий, до боли напоминавший Старбакс и ему подобные: чизкейки, тортики, печеньки, фраппе, капучино… и ВОДА! Вода! Как же сильно к этому моменту нам хотелось пить. Как назло, по дороге к СЗ (Слово Жизни) мы не заглянули ни в один магазин, а палящие лучи солнца – это вам не лучик света, проглядывавший сквозь шторку в 7 утра.
ССС взял две бутылки минералки и направился на кассу, я пошла присматривать нам столик, где можно было расположиться и спокойно отдохнуть, до начала Восхвалений времени еще было достаточно.

Людей вокруг было много, преимущественно молодых: лет с 15 и до 25. Как я узнала позднее,  вечер Хвалы и поклонения был с меткой «youth», т.е. для совсем молодых ребяток.  Направляясь в СЖ, я ожидала увидеть совсем других людей: скромных, необщительных, не с очень хорошим достатком, тех, кому в жизни не хватает общения и поддержки со стороны родных. А может, и самих родных. Стереотипное мышление налицо.

Получилось совсем наоборот: много разношерстных компаний, симпатичные девушки, парни, несколько семей с маленькими детьми. Одежда аккуратная, яркая, девушки в коротких платьях, юбках, шортиках – совсем не нонсенс для такого места, как мне казалось в самом начале. Я, с моими тщательно прикрытыми ногами\грудями\руками, даже немного не вписывалась.

Пока я с неприкрытым удивлением разглядывала людей вокруг, я почувствовала дружеское тыканье в бок, обернувшись, увидела улыбающуюся мне девушку, явно заметившую мой ошарашенный и немного смущенный вид. Девушка заметила, что кафе сегодня переполнено и предложила присоединиться к ней. Я с радостью согласилась, подумав, что мне представился неплохой случай завязать знакомство и узнать хоть что-нибудь об этом месте. Мою  блондинистую и веснушчатую соседку по круглому столу звали Виолеттой, но подошедшая спустя минуту подруга называла её ВИ, что они предложили делать и мне. Поболтав пару минут о том, как здорово, что Вечер перенесли на сегодня, и пообещав мне незабываемые эмоции, подруги убежали в туалет. Как и все девушки, парой. А я-то думала, что здесь люди ведут себя иначе…)

Тут ко мне подошел застрявший в очереди ССС, заинтересованно поглядывавший на удаляющиеся спины Ви и её безымянной подруги (ну не успела она представиться, а может, и не собиралась… да и зачем? Если ты можешь просто подойти к кому-нибудь и заговорить, не зная имен).

Посидев минут 5 за столиком и передохнув, мы сделали пару фото (ну все же любят СЭЛФИ, тем более из такого культового места) и обнаружили на подоконнике милое напоминание убрать за собой. Вот бы везде такие раскидали! Может, люди бы чаще вспоминали, что фантики стоит выкидывать, да и прочий мусор. Идея то неплохая!
 
Мы поняли, что стоит идти занимать места. А куда идти?
Метод, работающий всегда «Не знаешь, в какой стороне метро? Иди за толпой!» сработал и в нашем случае. Направившись за ближайшей кучкой людей, по пути свернув к важно стоявшей девчушке, продававшей какие-то билеты (так и не поняла, что она там продавала) и спросив: а что? Здесь только по пригласительным? Чем вызвали бурю улыбок и пожелание хорошего вечера вкупе с объяснением, в какую сторону нам двигаться и что нас ждет впереди.
Попав в нужный нам зал, я поразилась: огромное помещение, похожее на актовый зал, вместительностью пару тыс. человек уж точно.  Площадка перед сценой пуста, за ней – рядами мягкие комфортные стулья с подлокотниками, как в кинотеатре.
   
Недолго думая, я начала протискиваться поближе, таща за собой ССС, в итоге мы пристроились где-то ряду в четвертом, поближе к сцене (хотелось все видеть!). Хотя, как потом оказалось, нужно было не видеть, а слышать. И чувствовать происходящее.


Наступил тот самый момент, когда мне начало нравиться происходящее вокруг меня. Все напоминало концерт, посвященный юбилею чего-нибудь в школе или институте. Зал постепенно наполнялся людьми, через 10 минут, когда все началось, он был забит до отказа.

На сцене появился веселый бородатый парниша, поздоровался со всеми, отпустил пару шуток и решил сделать пару объявлений. ОБЪЯВЛЕНИЯ?! В Церкви? Нуну. Куда я попала?!)) Рассказав о предстоящий выездах в Израиль к Стене Плача, тур по Европе для молодежи и прочих развлекательных движухах, Алексей решил продемонстрировать пару видео с ним на фоне Садового Кольца. Каждая попытка это сделать заканчивалась зависшей картинкой на проекторе. На обоих проекторах сразу, хохоту зала (видимо, у него это всегда так) и наезд на некую Жанну, видимо руководившую этим делом.

- Жанночка, золотко, ну что ты мне показываешь руками? Я еще не выучил язык жестов, может, букварь с ними опубликуешь?
-Ну-ка, а следующее попробуй.
-Черт! Какой стоп-кадр неудачный (этот самый Алексей на картинке тянулся рукой к женским достоинствам) *одбрительное уууу зала*

Плюнув, на заготовленные «мегакрутые сюжеты», Алексей начал объяснять собственноручно, кого и куда он зовет летом. Не удержавшись, я взяла себе пару листовок. Не, ну я же хотела поехать отдыхать в Европу, компанию все еще не нашла… А этот паренек вроде ничего ;) Пару минут спустя, во время описания программы тура и присутствия в нем моментов «утреннего, вечернего и ночного восхваления Христа», мне захотелось отдать соседу все припрятанные буклеты с турами.

Покончив с программой-минимум на лето, А. прочел душевную молитву своим бархатистым голосом. Не заготовку из псалтыря, а что-то свое в духе: Скажем спасибо нашему Христу за этот вечер! Скажем, что мы любим Его и он любит нас. Сейчас он с нами. Он всегда с нами, но в этот вечер он особенно рядом. Особенно близок.

Закончив под «Аминь» зала, А., оказавшийся одним из пастырей молодежного СЖ (а что ж тогда все ржут над ним? Или смеются, значит, любят?!), он призвал подходить ближе. Через минуту все должно было начаться!

Я, затесавшись в толпу людей, вышла вперед к сцене, потеряв где-то не очень воодушевленного ССС. И тут из-за кулис выбежало несколько ребят, появилась ударная установка, несколько микрофонов, сформировала группа.

Проекторы по бокам сцены начали работать, на них появился текст. «Да это же караоке!», под аплодисменты и восторженные крики зала подумала я.
Парень начала петь. То, что я услышала, было похоже на что-то среднее между блюзом и роком, только тексты с религиозным содержаниям. Девушка со сцены сказала открыться Господу и петь вместе с ними, все так послушно и сделали. Ребята вокруг меня простерли ладони, открыв их в стороны и начали петь в унисон, раскачиваясь в такт музыке. Ну а я что? Раз уж пришла, нужно действовать! Посмотрев вокруг, я втянулась и начала петь.

Петь я очень люблю, особенно караоке, особенно подпевать. Это непередаваемые ощущения: быть в гуще толпы, ощущать в себе и вокруг себя потрясающие гитарные аккорды, юные голоса и радость, эмоции от стоящих рядом людей.
 
Музыка начала меняться с плавной на более быструю, танцевальную, люди начали прыгать, бегать. Немного прийдя в себя, я осознала, что и мне хочется так делать вместе со всеми. Что мне хорошо здесь и сейчас. В этот момент я испугалась. А что, если это гипноз? Я в трансе? В экстазе? Может, стоит уйти, пока не поздно?

Но ведь я же пришла для того, чтобы понять, что за люди вокруг меня, почему они это делают, для чего. Если уйду – сдамся, испугаюсь, никогда этого не узнаю.
 
«Я сильная. На меня такие вещи не действуют», - подумала Я и решила отрешиться от плохих мыслей и вернуться в происходящее.
Пока я размышляла о бренности происходящего, музыка стала все быстрей и быстрей, громче: басы, ударные… Начался слэм, мы прыгали, бегали и одновременно пели:

«Наш Бог целитель
Всё в Его силе
Наш Бог, Наш Бог
И если Бог с нами
Кто против нас восстанет?
И если Бог с нами
Кто может против быть?»

Я смотрела на отображавшиеся на проекторе слова, и подпевала, не вдумываясь, ЧТО я пою, о ЧЕМ это. Воспринимая только музыку и атмосферу, мне начало казаться, что я нахожусь на Рок-Ночи, играет Nirvana, люди кричат, отрываются, - все, как обычно.

Но это же ЦЕРКОВЬ! Это вечер Восхваления и поклонения.
Хм…а мне здесь нравится! Такая религия мне по душе!

Разные мысли сменяли одна другую, в голове не задерживалось ничего, кроме музыки, уши начало закладывать, но люди вокруг пели все громче и громче. Пела и я. Не слыша себя, почти не слыша других. Вокруг лишь музыка, сливающаяся в один аккорд.

Следующая композиция опять была плавной, она была о Любви. Любви к Богу.

«Каждым вдохом моим
Я Славлю
Каждым шагом моим
Всем, что есть у меня
Я славлю
По-другому нельзя»
«Ты, Ты - смысл нашей жизни
Ты, Ты - для кого живем мы
Ты, Ты - смысл нашей жизни
Ты, Ты»

Бросая взгляд в сторону, я видела людей в толпе, плачущих и бросающихся на колени, поющих сквозь слезы с закрытыми глазами и молитвенно сложенными руками.

Вместе с тем, в зале было несколько человек, скромно стоявших сбоку и тихо подпевавших (даже у некоторых из них на глаза виднелись слезы). Как я потом поняла, это были совсем свеженькие, пришедшие первый, второй раз в СЖ.
Вдруг музыка стихла и один из солистов, а их было шестеро: один парень с потрясающим голосом, чем-то напомнившим участника Евровиденья 2014 от Азербайджана и пятеро девушек, предложил прерваться ненадолго и поприветствовать новеньких.

«Я помню, как несколько лет назад впервые пришел сюда, в моем сердце была пустота. На протяжении всей жизни я пытался чем-то заполнить её, но только придя сюда, услышав и увидев вас, я понял, это место в Сердце не заполнишь ничем. Одно предназначено для Всевышнего.

Друзья, те, кто пришел к нам первый раз, у вас есть возможность принять решение. Возможно, самое важное решение в вашей жизни. Заполнить пустоту в Сердце. Заполнить её Христом.

Кто готов впустить Бога в свое сердце, поднимите свои руки!»
Стоявшие вокруг меня с улыбками на лицах начали озираться по сторонам в поисках смельчаков, в глубине зала показалась робкая рука худенького паренька. Зал бурно зааплодировал,  и его пригласили подойти ближе.
«Может, кто-нибудь еще готов впустить Бога в свое сердце? Не стесняйтесь! Мы сделаем это вместе»

Почему бы и нет? Раз уж пришла have fan, нужно идти до конца. И придав своему лицу смущенное выражение, я робко протянула руку.

Девушка, прыгавшая вместе со мной, обрадованно воскликнула и ободряюще потрепала меня за плечо.

Протискиваясь сквозь толпу, я подошла к Пионеру (вызвавшийся самым первым неказистый, худенький паренек с короткой стрижкой, в мятой футболке и с боязливым взглядом, явно нервничавший от обратившихся на него взглядов тысячи людей). Ведущий успокаивающе улыбнулся мне, взял за руку и повторил свое приглашение.

К нам присоединилось еще человек пять. Три девушки, маленький ребенок лет 5 и пожилая женщина, непонятно как попавшая на этот Праздник Жизни (он ведь был для молодежи, и людей старше 30 я до этого момента не наблюдала).

Мы все взялись за руку, симпатичный Арам (будем называть его как близнеца с Евровиденья) предложил всем вместе прочесть за ним молитву, обнять друг друга и тем самым впустить Христа в свое сердце.

В этот момент я испытала сомнение: а вдруг пути назад уже не будет? Я же все-таки крещеная, крестик есть, пусть в Церковь не хожу, да и верующим себя не причисляю. Тем не менее, бежать было поздно, да и неловко. И я неуверенно протянула руку Пионеру.

Арам начал произносить фразы по строчкам, мы повторяли за ним. Зал повторял за нами. В середине сего действа я осознала, что часть меня начинает действительно верить в то, что произносят губы. Эти слова действовали успокаивающе. Я перестала бояться, волноваться, на фоне – плавная музыка, в моей руке – другая рука. Тепло. Спокойно.

Я не заметила, как все закончилась и всю нашу новопосвященную компанию повели к боковой дверке около сцены. В комнатушке еще один парень с бейджем «Слово Жизни» вручил каждому пакетик с логотипом, внутри которого было несколько брошюр и несколько книг с Церковными заветами и символикой организации. Нам рассказали о Домашних Группах, где люди собираются вместе, общаются, делятся проблемами и поддерживают друг друга, предложили присоединиться к подобной, оставив свои контакты.

Оставив номер мобильного, записав приблизительный район, где мне удобно будет встречаться с другими ребятами, я вернулась обратно к сцене.
 
Караоке продолжалось с новой силой. Уже не несколько людей на коленях молились вокруг, больше половины зала периодически воздевали руки к сводам комнаты (благо, они были высокими) и падали на пол.

Перерыв в песнопениях и заполнение пустот в сердце моем подействовали отрезвляюще. Я вспомнила, что пришла не одна, а с ССС. Где же он?
Я даже не помню, где мы расстались и когда в последний раз я его видела.
Душно. Окончательно заложило уши. Хотелось пить. Я решила направиться на поиски сумки и выйти на воздух.

Сумка обнаружилась на том месте, где я ее оставила, но ССС там не было. Отыскав телефон, я выбралась в фойе первого этажа и позвонила ССС. Оказалось, он давно был не в здании и возвращался из магазина. Начал кричать, чтобы я немедленно выходила на улицу.

Выйдя из здания и встретив ССС, я удивилась его понурым и подавленным видом. По сравнению с моей улыбкой и хорошим настроением (заметим, до «караоке» оно было упадническим), это было очень контрастно. 

Попытавшись узнать, почему он ушел и где был, ничего подробного и конкретного я не добилась. ССС стало некомфортно, еще когда мы зашли в зал и сели.  Он сказал, что религия не позволяет ему посещать такие места и участвовать в таких мероприятиях. Собрался на исповедь.

- Тебе было некомфортно? Почему?
- Я не могу находиться в таких местах. Я не должен был заходить в это здание. Это табу.
Религия и вера – не то, что я здесь увидел. Я привык приходить в Церковь и молиться. Один. С Богом. Это интимно.
То, что было здесь – больше походит на шабаш. Петь песни, прыгать и толкаться – это их молитва?
Это неправильно. Я не должен здесь находиться. Нам пора домой.

Всю дорогу до метро мы прошли почти молча,  несмотря на то, что ССС в своем обычном состоянии – дружелюбный и общительный человек. Мои попытки поменять тему и поговорить об отвлеченных вещах закончились безуспешно. ССС заявил, что он не в настроении и предложил пройтись молча и подумать о том, где мы побывали и что теперь с этим делать.

Оставив все попытки наладить коммуникацию, я задумалась, насколько по-разному люди воспринимают происходящее.

Человеку, искренне верующему, происходящее показалось кощунственным. Неправильным.

Мне же, считающей религию одним из удачных инструментов воздействия на сознание (кстати, теперь и опробованным на себе), происходящее напомнило рок-концерт, караоке, посещение театрального кружка в юные годы, когда мы перед репетициями изображали различных животных и подобным образом отпускали напряжение и накопившиеся эмоции.

Интересно, как скоро мне позвонят?
Осознала, что жду.
Что же будет дальше?


Рецензии