12. Путешествие неформата

….Мой 11-й скорый – Алма-Аты – Шымкент.

Проводники деловито подсовывали «зайцев» на третью полку. Выдавали им матрацы, все было налажено!!! И проводники все под стать «батыры»! Луна светила всю дорогу желтая-желтая, как конское сало.

Задремал я только под утро…

– Шымкент. (Утром в 07:30 по Астане) – Скользко кругом!

Кто знает, как пахнет новая «кирза» (то бишь ботинки)? Мне этот запах знаком с армии. Этот храп тоже. За дверью, откуда раздавался этот храп, было без ошибок на латинице! - выделено слово Policy. Вот тебе и «здрасте»!!! Policy, Policy. А храпят как у нас в родной милиции.

Я постучался, поздоровался громко, тем самым господину полицаю помог пробудиться. И рассказал, что у меня в Шымкенте раньше жил друг, на одной заставе вместе служили на Дальнем Востоке. Отчество не помню. Или Серекбаевич, или… Но появился напарник героя полицая. Тот уставился на меня пустыми глазами и спросил –  в какой редакции я работаю?

После чего мне предложили навести справки в адресном бюро и не стали задерживать. Из полиции я направился на привокзальную площадь, чтобы как-то найти выходы на квартирное бюро, а этой информацией далеко не каждый располагает.

А вот тут мне свезло на жизненном пути, очередной раз свезло. Я познакомился с хорошим человеком, имя которому Авас. Он узбек, таксист, лет ему около 45, имеет старенький «Фольксваген-Пассат». А товарищ мой уехал, аж в 2002г., вот так. Сам Шымкент для меня никакого интереса не представлял. До границы с Узбекистаном осталось 80 км… и один-единственный поезд в неделю – 321 Алма-Аты – Нукус, и тот позавчера ушел.

Авас обещал мне «подсобить», т.е. подсадить меня на трассе на какую-нибудь машину своего «земляка», но только под утро, до прихода утреннего поезда из Алма-Аты – 07:30.

Работа! Для этого мне нужно было остаться у него в гостях. Приглашение повторять не потребовалось. Поселок находился в 20 мин. от Шымкента. Поселок большой, с очень узкими улицами, но широкими дворами.

Дом у Аваса большой, как и семья. Я для истории предложил им сфотографироваться.

Короткий сон прибавил мне сил. Мы с аппетитом позавтракали, я тепло попрощался с семьей Аваса. Короче в путь! Наполним легкие дорогой! По дороге Авас подсаживает меня в попутную газель, и мы прощаемся с ним. Мир дому твоему!   

Граница с Узбекистаном.

Расстояние между постами метров сто, а посты такие добротные, на века! Рядом платный туалет, сколоченный из досок, тут же на ветру сидит ребенок – кассир, лет 9-10, собирает по 100 сумов (4,4 рубля), это уже узбекская деньга. Ведь «сопляк» пограничную службу несет!

Дальше шли «писаря», т. е. умеющие правильно заполнить таможенную декларацию (500 сумов).

И вот я нанял «писаря» и подготовился к прохождению последнего рубежа таможни, и вдруг кто- то с писклявым голосом здоровается со мной. Поворачиваюсь – стоит невзрачный молодой «коротышка», и начинается хитрый узбекский «развод пассажира» на деньги. Я из себя представляю, очевидно, очень лакомый кусок. Один, инвалид, плохо говорит. Раз путешествует, значит, с деньгами! Одет прилично.

Я неожиданно быстро согласился, то ли устал, то ли поверил, не знаю. Когда подошли к машине, там за рулем оказалась огромная «горилла» за 120 кг. Изначально разговора о ней не велось! Вот так узбеки встречают! В общем, я заподозрил подвох. В Узбекистане автостопом ой как не просто! Все только за «бабло». К тому же мне зависать в Ташкенте явно не с руки было. Я уже в мыслях был в Самарканде. Автобусом туда 6-7 часов, да трудно будет с билетами, а «коротышка» меня туда и отвезет, и вещи погрузит, прям как «бэтмен» какой-нибудь! А на вокзале поезд отходит фирменный «Рикистан», и ускоренная электричка вечером. Так мягко попросил их не утруждать себя проводами меня на автовокзал, где у них было, а попросил отвезти меня на ж/д вокзал.

До отхода поезда оставалось 4часа.

За те три часа, что я гулял по городу, только раза- два слышал русскую речь и несколько раз видел славянские лица. Неужели все, все уехали отсюда?

На перроне я услышал из громкоговорителя информацию о посадке на поезд, но барышня, по-видимому, забыла на русский перевести, или не сочла нужным. Поэтому мне пришлось опять обращаться, так сказать, к народу «Простите, а эта электричка на Самарканд идет?» и тут, как двое из ларца, лет 25, да! Можно, мы вас проводим? – Хм, да!

А может быть, не все так живут, у кого-то в душе бог есть? Подходим к вагону. Мои добрые друзья из местных предлагают мне освободить меня от вещей перед вагоном. И сами весело с одним рюкзаком на двоих; фотоаппаратуру я оставил себе.

Когда все было упаковано, и настала пора прощаться, то вдруг что-то в глазах переменилось. В общем, опять тот же узбекский «цирк» - отблагодарить надо! Сколько? По 100? И что, каждому? Хм... я дал им по 20 рублей, чтобы не видеть их лиц. И сел возле окошка.

На этот раз мне явно повезло, моей соседкой оказалась русская дама 28 лет из Самарканда. Приехала получать посылку из Германии, которая почему-то находилась в Ташкенте уже месяц.

 – А мы уже привыкли, тут правды нет, - с сильным узбекским акцентом говорила Кристина.

По-моему, оба были рады соседству. Я – тому, что Узбекистан меня, мягко говоря, заставил насторожиться не на шутку, и мне в качестве разрядки требовалась добрая беседа, тем более, что меня интересовала информация о некоренных народах, а в Самарканде таких много.

Из разговора с Кристиной я почерпнул для себя много ценного.

Я заметил, что она утомилась, да и сам я не прочь был покемарить, так как в пути сон первое дело. Он прогоняет усталость и хвори. И мы, как могли, свернулись колечком в полужестких креслах общего вагона.

– Андрей, вставай, скоро Самарканд, через 10 минут.
 – Спасибо, а где мне тут остановиться ночью? Меня бы устроил какой-нибудь душ, кровать. – Так вам мотель «Ленинград», в центре и недорого, 10 тысяч Сум, 220 рублей в сутки.

Таксист-частник обрадовался не меньше, чем я ему, потому что кроме нас персонажей не было. Я завозился с рюкзаком, не свезло ему с пассажиром. Хорошее начло, как и все мое последующее пребывание в этом городе.
На утро я отправился на фотосессию, решил начать со славной достопримечательности, великолепного ансамбля Регистан (XV в.). Я давай снимать! Раза три объяснял непонятливым молодым «дылдам», что если мне нужна будет их помощь, то я их позову. А некоторые попадались с хорошим знанием французского языка. «Пардон, мсье!» – но я одарил его таким взглядом, которому позавидовал бы матерый гестаповец.

До обеда меня никто не беспокоил. Но тут сзади раздался мягкий мужской голос с приятным акцентом. Голос принадлежал мужчине 50-55 лет. Я дал ему высказаться. Включая расценки на те услуги, которые он мне предлагал. Где я найду гида, чтобы с авто, куда хочу, на весь день, и всего за 20 тысяч Сум?
Что-то мне подсказало, что я нашел себе товарища. Я без колебаний согласился. Назвался он Геннадием. Армянин, родился и вырос в Самарканде, а вообще, рассказывал он, пока мы направлялись на окраину города снимать ансамбль Шахи-Зинда (XI-XV вв.), раньше в Самарканде жило более 100 национальностей. «Всем хватало места», – с дрожью в голосе, я бы сказал, с укором, произнес он.

Я ему вкратце рассказал историю своего появления в Самарканде. «А сам ты откуда?» – «Из Красноярска!». При этих словах он чуть не выпрыгнул из-за руля (помешала «фигура»)

«Слушай, у меня два брата в Красноярске живут!» – и он как на духу выложил мне последние новости из Красноярска, начал с аварии на гидроузле, закончил аномальным похолоданием..
– Понятно…
– А если бы ты приехал осенью, то 18 октября попал бы на день города, большой праздник на следующую осень 2750 празднуется!
– Неужели 2750!?
– Только доказанных 2750!!!И Геннадий рассказал словами гида-историка, о священной книге зароастрийцев - «Авеста» сообщает о том, что Согдиана (центром, которой был Самарканд) уже в 5 веке до н.э. было развитым образованием землевладельцев. А что означает название Самарканд? Существует много версий, по одной из них город был выстроен по приказу Македонского. У него была возлюбленная по имени Самар, вот, в четь нее такое красивое имя Самар- канд (приставка «канд» это произошло от «кент», что означает «селение, «город»)
– Он стал бурно развиваться, через город проходили крупнейшие караванные пути, в том числе Великий Шелковый путь из Сирии, Турции, Персии, Индии, Китая. До середины 5 века на селении Самарканда были преимущественно скифы, белых гуннов когда-то разгромивших армию Кира, а потом в 565 году кочевые тюркские племена пришедшие,- как ты думаешь откуда?! Из Алтая!
– Ого!.
– Все, видишь за стеной Ансамбль? Это и есть Шахи - Зинда. Это целый дворец! Красиво!

Над главной аркой с улицы виднеется следующая надпись: «Это величественное здание основано Абоул – Азиз-Ханом, сыном Улугбек Курагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура Курагана в 838 году». Значит нам сюда. Гид из Геннадия оказался просто отменный – мало того, что он знал «на зубок» всю историю Самарканда, счел «за своего». Мне снова «мой» человек попался на жизненном пути. 
               
Мы обошли Ансамбль, зашли в небольшую мечеть, построенную на месте казни двоюродного брата пророка Мухаммеда, такая история тоже в голове не укладывается! Следующий наш «памятник» обсерватория Улугбека. Этот самый Мирзо Улугбек – был великий ученый, астроном, сын Тимура, внук великого Чингисхана, 40-летняя эпоха правления которого пройдет под девизом «стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина». 
– А разве Тимур сын Чингисхана?
– А у него много жен было и сыновей тоже много, - рассмеялся в ответ Геннадий. По замыслу Тимура величие и красота Самарканда должны были затмить все столицы мира…
– Ну, на вкус и цвет товарища нет, давайте вернемся «к нашему» Улугбеку. Легкий кивок был мне ответ. Во время его правления был создан университет и обсерватория, не имеющая равных себе ни тогда, ни позже, в которой производились наблюдения за звездным небом. Улугбек составил точный атлас небосклона из 1018 звезд. Вместе с Улугбеком трудился его ученик и соратник Али – Кушчи также внесший свой вклад в развитие математики, высчитав, к примеру значение числа «ПК» с точностью, которого правда узнают только через 250 лет!       
– А Улугбека знаешь, кто убил?
Я без промедления ответил:
– Сын!
– Правильно, а откуда знаешь?
Простой ответ: там, где власть и деньги мало кому удается сохранить жизнь. Там бурным цветом нажива, предательство, лесть, убийство. Только у нас на Руси в основном отец убивает сына: царь Петр - Алексея, Иоанна. А на что доброе, хотя бы на искусство – нет, так, через одного монарха.

Мы осмотрели обсерваторию Улугбека, зашли в музей, все для нас бесплатно. Тепло поблагодарив работников музея, мы поехали на могилу святого Даниила XIV в. Когда в 2005 г. Святейший патриарх Алексей II совершил паломничество на могилу св. Даниила, в нескольких метрах стояло фисташковое дерево, его возраст оценивается более чем 300 лет. Святейший окропил его и уехал, а она по весне дала новые всходы?! То есть «ожило»!

Наслаждаясь дорогой и теплом, пусть относительным (+8 +10 днем), жмурился от радостного солнца, вертя шеей то влево, вправо, подставлял щеки под еще сонное, январское, Самаркандское солнце.

Геннадий провожал меня на вокзал. Самый современный поезд «Рекездан» стоял под парами на первом пути.

– Хороший ты человек Гена-Джан, Бог даст, свидимся! Пора, великий город, я постараюсь обязательно вернуться.

Пока активная часть моего путешествия закончена, тропа моя завернула на северо-восток, домой. Южной красавицы утрите слезу – вспомнилась песня группы «Секрет». И вдруг в купе входит дама лет сорока, по манере одеваться – скорее всего не из Азии, тогда не из Турции, где то из Апеннин. Тут зазвонил ее телефон, она взяла трубку и говорила на чисто итальянском. Очевидно, все мои размышления в ее адрес, вызвали пристальный ее взгляд. Мне пришлось представиться журналистом из Красноярска, путешествующим автономно. Мы обменялись визитками. На ее визитке было написано «преподаватель итальянского языка Джаванна Пьера Виале».

Как рассказала Джаванна, у итальянского правительства есть такая международная программа «популяризации итальянского языка». Так как они с мужем преподавали итальянским студентам русский, а за сдельную зарплату, где-то в 2 раза больше, почему бы себя не попробовать себя на новом месте и заодно еще один язык изучить. А как Джаванна владела русским, я был потрясен. И поговорили о… многом.

Об Италии, об их с мужем жизни в Самарканде, о России, конечно же. Пять часов пролетели незаметно. Вот и Ташкент так же нелюбезно меня встречает. Я тепло попрощался с Джаванной, накинул на спину рюкзак и сошел по мокрому перрону навстречу новым приключениям. До отхода моего поезда оставалось 2 часа, а обратная моя дорога лежала через Уфу (Башкирию), а так же через Алтай, там нужно было одного художника повидать.


Рецензии
Андрей!
Когда я читаю твои очерки, у меня ощущение, что я где-то рядом и вижу, и чувствую то же самое, что и ты.Часто говорят, что автор , мол, пишет "живым" языком, так вот ты, как раз, к ним относишься. Тонкий юмор, красочный слог, ироничность и непосредственность отличают все твои произведения. Спасибо тебе за то, что не сидишь на месте и делишься с нами своим вИдением мира.

Людмила Имамбаева   09.07.2014 08:03     Заявить о нарушении