Филармония

    На улице солнце, +20... А я мерзну дома в спортивном костюме. В валенках с окоченевшими ногами, с ледяным носом, несмотря на одетый поверх костюма махровый халат. Ледяными пальцами стучу по клавишам... Но я рада, что мои руки и ноги, да и нос тоже, ощущают холод. Что они еще что-то способны чувствовать. И что голова перестала кружиться. Всё налаживается, отогреюсь.

   Как быстро дряхлеет организм под натиском болезней... Реагирует на всё — на перегрузку, на эмоции, на погоду.  И погода мне не подвластна). На нее моя воля не распространяется.


   Почему-то часто последние годы врачи стали требовать от меня помощи. Иногда прямо кричат на меня:»Помогай нам, помогай нам...!» А как я им могу помочь?! Я знаю, что в моих желаниях очень много силы и энергии, но если нет абсолютно никаких желаний, только безразличие ко всему... И потом, я знаю, что есть высшая воля, от которой зависит всё гораздо больше, чем от моей. И мои «хотелки» этой высшей волей учитываться вряд ли будут.
 

    А всё жара +32 не один день. Выматывает. А потом за сутки  до +8. Такие перепады и для молодых ощутимы. Помню, года четыре назад, когда лето было аномально жарким, и наступила долгожданная прохлада, то мой любимый кот, продержавшийся всю жару, не выдержал именно похолодания. Я, конечно, не тороплюсь за котом, но по стариковской привычке немного поворчала на погоду, пожаловалась на здоровье, а теперь могу спокойно писать свои воспоминания, которые одолели меня, пока я возвращалась из безразличного состояния к думающему.
 

   Когда возвращаешься из безразличного безмолвия, то хочется услышать хорошую музыку в первую очередь. Глаза еще не только не видят, но и открываться не хотят. А внутри уже начинают звучать знакомые мелодии, отрывки мелодий. Не торопишься включать плеер, боишься вспугнуть внешними звуками музыку в душе. И плывет в тебе эта музыка и разливается вместе с воспоминаниями о Капелле и Филармонии, о жизни, молодости... Как давно это было! Как будто... , да, нет, не как будто, а на самом деле в прошлом веке.
 

   Капелла. Светлый зал, небольшой орган. Народу всегда много, будь то концерт или абонементный вечер. Мы с однокурсницами не пропускали ни одного органного концерта. Разных исполнителей слушали. Но, почему-то, слушая орган в Капелле, всегда хотелось вдохнуть поглубже. Небольшой красивый орган извлекал прекрасные знакомые и не знакомые мелодии не так мощно, как орган в Филармонии. Небольшой прекрасный инструмент извлекал звуки так, как будто ему не хватало дыхания. Хотелось помочь своим).
 

   В Филармонии орган более мощный и акустика зала другая. Там звуки органа захватывали не только твое дыхание, но и твою душу. Полностью растворяешься в звуках, как в красках. Кстати, там и звучание оркестра другое.

   В молодости трудно было достать билет на концерт в Филармонию. Чаще у нас были просто входные билеты. То есть без места. Партер и ложи, с красивыми, обитыми, ворсовым материалом брусничного цвета, стульями, нам, как правило, не доставались. Приходилось стоять весь концерт. Иногда удавалось пристроиться у колонны и опереться на нее. Вдоль стен по одну и другую сторону от сцены тоже стояли стулья в один ряд. Они и были предназначены для тех, у кого были входные билеты. Но желающих послушать концерты было гораздо больше, чем стульев. Поэтому на этих стульях устраивались пожилые любители и любительницы музыки. Молодежь еще могла разместиться на балконе, который обрамлял весь большой зал Филармонии. Там было несколько скамеечек, а в основном, тоже все стояли.


    Во времена перестройки желающих и имеющих возможность наслаждаться музыкой значительно поубавилось. Билеты с местами продавались только в партер, а ложи стали заполняться слушателями с входными билетами. Да и по входным билетам желающих слушать музыку стало гораздо меньше, так что всем хватало стульев. У стены ли или в ложах, сидели все.


   Если в молодости предпочтительней было ходить на концерт с друзьями, чтобы потом поделиться впечатлениями и было бы с кем разделить восторг и радость услышанного, то с возрастом мне всё труднее было найти друзей, разделяющих мое увлечение. Одно время по-привычке и желанием делиться прекрасным, брала с собой на концерты подруг, а потом поняла, что гораздо спокойнее и с большим удовольствием проводить такие прекрасные моменты, ставшие не частыми в моей жизни, лучше одной. Даже спектакли, эстрадные концерты, не говоря уже о классической музыке или посещение цирка, приносили больше удовольствия, если на них не накладывались капризы моих подруг.


   Но всё таки хочется рассказать о разных концертах.


   Филармония. Оркестр исполняет произведения Вагнера. Дирижер — Евгений Светланов. За собой мало замечаешь изменений временем. Следы времени на других заметнее. Светланов весь белый от седины, но держится хорошо. При виде так постаревшего дирижера, невольно сжалось сердце. Но весь большой концерт, оба отделения, да еще учитывая, что произведения Вагнера не короткие, восхищаешься его мастерству и выдержке... Потом оказалось, что этот концерт, это выступление было у Светланова последним...


   Я пришла на концерт со знакомой, которая, прожив всю жизнь в нашем городе, первый раз оказалась в Филармонии. Так тоже бывает. Зато ей было чем гордиться. Она любила повторять, что мама была бы ей довольна, так как у нее в семье три квартиры, две машины и дача. У меня таких достижений не было. Зато я знала, что в Филармонии лучше сидеть не в партере, так как он находился как бы в яме, да и стулья с ворсистой обивкой скопили за долгие годы много пыли и там было тяжело дышать. Я предложила знакомой занять места в ложе, которая была далеко от сцены (собственно, концерт ведь слушают), но зато напротив ложи, высоко под потолком находились окна, где как раз напротив этой ложи окно всегда было открыто и свежий воздух позволял легко дышать, несмотря на множество людей и длительность концерта. Но знакомая предпочла ложу у самой сцены. Пришлось уступить, так как человек первый раз и хотел получить все удовольствия от посещения Филармонии и концерта.


   В антракте я предложила показать знакомой Филармонию, пройтись по фойе, где публика прохаживалась кругами по паркетным полам, рассматривая зал и друг друга. И еще изредка останавливалась у столиков с программками и билетами на другие концерты.


   А еще хотелось заглянуть в буфет купить воды. Очень хотелось пить. Но знакомая отказалась подниматься со своего места из-за боязни того, что наши места могут занять. Я сказала, что здесь такого не бывает. Даже если те, кто стоя смотрят концерт и присядут на твое место во время антракта, то когда ты придешь, они тут же встанут. Обладательница трех квартир в это не могла поверить.  Пришлось идти за водой одной. И разминать ноги — тоже одной. Спрашивается, зачем идти на концерт со знакомой? Чтобы сидеть не там где тебе комфортно? Лучше одной.


   С другой знакомой концерт немецкого струнного оркестра, в котором только скрипок насчитывалось 40 штук, и играли они превосходно, превратился для меня в пытку. Знакомая считала, что престижно слушать концерт только в партере, ближе к сцене. В результате уже к антракту я задыхалась и пылала от аллергии на пыль не хуже, чем сами брусничного цвета стулья в Филармонии.

   Вот так, постепенно, я стала посещать концерты и спектакли одна. Меньше проблем другим и себе.


   И еще об одном, памятном для меня концерте в Филармонии, я хочу рассказать.
Творческий вечер Зары Долухановой. Ее юбилей. Она сидит с левой стороны от сцены, где обычно сидят почетные гости. На сцене, сменяя друг друга, выступают артисты наших театров. В первом отделении — разные авторы. Во втором отделении — только произведения Чайковского. Каждый выступающих поздравляет Зару Александровну. Моя ложа находится тоже с левой стороны от сцены. Мне хорошо видно и артистов, и юбиляршу, и ее гостей, которые расположились рядом с Зарой Александровной.


   Мимо меня проносят огромные букеты и корзины с цветами для поздравления. Таких редких и необычно красивых цветов я даже не видела никогда. Рядом с певицей сидел Михаил Швыдкой (кажется на тот момент он уже не был Министром Культуры, не помню...). Швыдкой сердечно поздравил певицу. И опять пронесли красивый букет. А вот консул Армении пришел специально поздравить, а потом остался слушать концерт. Было всё так торжественно, сердечно и красиво. И всё сопровождалось такими красивыми ариями, которые исполняли артисты на сцене, что уже к  концу первого отделения, даже и желать больше было нечего. И в конце первого отделения Зара Александровна поблагодарила всех, и не вставая со своего места, не выходя на сцену, запела. Несмотря на возраст голос у нее был прекрасный и сильный. Пела она а капелла армянскую песню.

   Кто хоть раз слышал армянские песни, тот знает насколько они мелодичные и печальные. Пела она на армянском языке. Не знаю о чем там в песне пелось, но мелодия и голос переворачивали и терзали душу. Невольно накатились слезы. Не хотелось щелкать замочком сумочки, доставая платок, чтобы их смахнуть. Поэтому вытирала слезы пальчиками из-под очков. Потом певица запела еще одну песню. Тоже а капелла, тоже на армянском. Слезы из-под очков уже не капали, а текли ручьями.... Губы стали дрожать... Чтобы как-то сдержать эмоции, я отвернулась от сцены . Взгляд невольно пробежал по залу.  Оказалось, что многих эти песни тронули до слез. В ложе передо мной какой-то русский пожилой мужчина вытирал глаза платком. Мужчинам проще, у них платки в карманах). А среди гостей певицы был очень красивый представительный пожилой мужчина армянской внешности. Он плакал не стесняясь своих слез, изредка промокая их платком.


   Во время антракта я пошла в туалетную комнату смывать свои размазанные слезы. Таких умывающихся оказалась не я одна.)  И пока длился антракт, я думала, что смогла совладать с эмоциями и взять их под контроль. Но это только показалось.


   Началось второе отделение. Исполнялся Чайковский. Знакомый и любимый с детства. Столько его произведений было сыграно на рояле! И комок подкатил к горлу. Я поняла, что сейчас разревусь по-настоящему. И, хоть я и пошла на этот концерт ради музыки Чайковского, да еще отдать дань уважения самой певице Заре Долухановой, которую слышала еще с малого детства, так как у нас соседями и хорошими друзьями была семья, где мама моих друзей была армянка и песни Зары Александровны часто слушались на пластинках и исполнялись самой соседкой.


   Музыка разрывало мое сердце и душу. Я встала и тихонько вышла из зала … и из Филармонии.


   Вот такие разные воспоминания навевает музыка, которая возникает в душе после безразличного безмолвия. Я уже смыла холодной водой слезы, вместе с живыми еще образами от концерта Зары Долухановой. И даже согрелась.


   Как жаль, что я не обладаю даром писателя, чтобы красочно описать те образы, которые рисуют мне  воспоминания...


Рецензии
Вы обладаете даром тонкого, умного, эмоционального слушателя - первичным даром, без которого ничего не напишешь.
Здоровья Вам и творческих успехов!
С уважением

Галя Елохина   01.06.2014 05:51     Заявить о нарушении
Галя! Спасибо Вам за отзыв и поддержку! И Вам творческих успехов.

Иванова Татьяна 99   01.06.2014 22:22   Заявить о нарушении