Послесловие к повести Дед и Малыш. Глава 13

                Что лучше на ваш взгляд: когда у вас есть
                деньги, но в магазинах нет нужных вам
                товаров; или когда в магазинах все есть,
                но у вас  нет денег?

                Вопрос, заданный радио своим      
                слушателям в период перестройки.


       Хотелось ответить вопрошающим, как ответил Вовочка в известном анекдоте, когда учительница спросила его, сколько будет два умножить на три? Затем: «А сколько будет три умножить на два?»

       С тех пор прошло более двадцати лет, и можно сравнивать. Если раньше в какой магазин не зайдешь, увидишь очередь, то теперь магазины завалены товарами, но вот беда – исчезли куда-то покупатели. Продавцы скучают у своих прилавков и стараешься быстрей пробежать мимо их жалких фигур. Но есть и положительные моменты. В области образования можно с уверенностью сказать, что живем  в обществе равных возможностей. По крайней мере, при поступлении в ВУЗ. Деньги успешно уравняли глупого с умным; способного, талантливого с бестолочью. Существую фирмы, которые за деньги выполняют за вас любую работу. А если у вас очень много денег, то можно обойтись без помощников и лишних забот, выложить наличные на финише.

       Правда, не всем, окончившим ВУЗ, удается поработать по полученной специальности. Из пяти моих знакомых только один использует полученные знания. Другие или работают не по специальности, или заняты частным бизнесом, занимаясь своим хозяйством на приусадебном участке. Раньше подобное было просто невозможно. Каждый, получивший диплом любого учебного заведения обязан был отработать три года на государственном предприятии.

       Хочу рассказать для примера одну историю, услышанную мною в конце семидесятых годов в одной из дешевых гостиниц, где я провел одну ночь.

       Было это где-то в конце октября или в начале ноября. Погода была мерзкая. С моря дул резкий сырой ветер, рано темнело. Все это не располагало бродить по улицам северной столицы, разглядывая ее достопримечательности, и я, управившись со своими делами, поспешил в тепло  гостиничного номера.
Номер был общий, не меньше как на десять коек. Было еще рановато, прочие жильцы еще не пришли – нас было трое. Моя койка стояла сразу от двери, изголовьем к стене. Рядом со мной койку занимал мужчина лет пятидесяти с круглым, смуглым, добродушным лицом жителя Средней Азии.

       Он пришел раньше, и сидел на своем месте скрестив ноги. Я, не раздеваясь, растянулся поверх покрывала. Третьим в номере был молодой человек у противоположной стены. Он сидел на краешке кровати, перед ним была тумбочка с настольной лампой, рядом на кровати лежало несколько книг, и он, склонившись над тумбочкой что-то писал. Видно, он был студентом-заочником и приехал в город на сессию, или сдавать зачеты, а может и экзамены.

       В дешевом номере, видно, не положен был телевизор, ничего интересного для созерцания не было, и мы молча смотрели на студента. Видно, его склоненная с ручкой над тумбочкой фигура подвигла моего соседа к философским размышлениям, и он, обратившись ко мне, заговорил:

       - Я уже неделю здесь торгую на рынке сухими фруктами, и когда прихожу, он все пишет, пишет что-то, то книжки читает. Сколько можно? – выражая на лице удивление, спросил он. – И так пять, может шесть лет. Закончит свой институт и будет работать каким-нибудь маленьким начальником, получать в месяц 120 – 150 рублей. А другой ничего не кончает, а живет хорошо. Вот я окончил всего семь классов, а работал заведующим откормочной базы. Живу хорошо. И дом новый построил, и все дома есть, что надо. И ковер, и стиральная машинка, и телевизор – все. Дочку замуж выдал, сын в Киеве в институте учится, двое еще в школе, и один, совсем маленький, еще нигде не учится. Учеба – это ничего, главное голову надо иметь, чтобы жить хорошо.

       Пришел к нам из института молодой человек ветеринаром. Поработал, может три - четыре месяца. Встречает меня наш главный ветеринар, и говорит, что у меня за ветеринар? Я спрашиваю: «Что такое?», а он мне говорит: «Приходит вчера ко мне с заявлением, просит, чтобы я разрешил выписать за деньги в счет зарплаты одного барашка. Какой-то у него праздник и он хочет пригласить гостей. Я спрашиваю: «Ты что, совсем глупый? Ты же ветеринар! Напиши акт, что у тебя упали ( ну понимаешь, заболели и упали ) три барашка: одного мне, другого заведующему. Я подпишу, заведующий подпишет – и зови гостей». А он мне отвечает: «Нет, я так не могу». Недолго он у нас работал.

       После него приняли одного армянина. Он и два месяца у нас не проработал, приходит ко мне с актом, чтобы я подписал. Я посмотрел и, понимаешь, испугался. Сразу семь барашков упали! Никогда столько сразу не упадали. «Может эпидемия какой, что такое?»,  – спрашиваю его. А он мне отвечает: «Два барашка тебе, два главному». Этот будет хорошо жить.

       Раз я иду в городе по главной улице и встречаю старого товарища. Еще в седьмом классе вместе учились. Потом я ушел, и он все учился. Кончал десять классов, потом уехал в институте учиться. Я очень рад был, что встретил его. Зашли в чайхану, посидели, рассказали кто как живет. Ну мне и расспрашивать не надо было – вижу, что плохо живет. Сам худой и костюмчик старенький. Имеет жену, двое ребятенок и квартиру ему двухкомнатную дали.

       «Сколько ты получаешь?», - спрашиваю я. «Сто тридцать рублей». «Ай-яй-яй, - говорю, - как можно на такие деньги жить?»

       Жалко мне стало своего товарища, и говорю ему: «Бросай ты эту школу – переходи ко мне работать. Как раз у меня скоро кладовщик уходит на пенсию. Будешь хорошо жить».

       Он меня послушался. Поработал у меня три месяца – совсем другой человек стал.  Веселый такой. Ты не понимаешь, что есть такое заведующий складом на откормочной базе. Одному барашку, например, нужно выдавать по 1 кг фуража. Если ты дашь ему ни килограмм, а девятьсот грамм – он и не заметит. А если восемьсот грамм – он может и заметит, но не побежит жаловаться. А если барашка не один, а тысяча?! Две тысячи, три?

       Три месяца поработал мой товарищ, и тут беда приключился. Вызывает меня наш первый секретарь горкома партии. «Что такое?», - думаю я. Прихожу: он вежливо приглашает садиться, а потом спрашивает: «Ты понимаешь, что делаешь?». «Что такое?», - спрашиваю я. «Кто у тебя завскладом? Человек 5-6 лет учился, государство затратило на него большие деньги, а он теперь барашкам корм выдает? Немедленно увольняй его, пусть идет в школу ребятишек учить».

       Прихожу я к себе и говорю своему товарищу, что говорил мне первый секретарь горкома партии. Он, понимаешь, взрослый мужчина, чуть не плачет.
«Ай-яй-яй, - говорит, - только начал жить, только почувствовал себя человеком. Жену одел, ребятишек, костюм себе купил, стиральный машинка; уже с женой хотели телевизор себе покупать. Сколько лет проработал, а квартира пустая».

       Но не долго я после него проработал, и ко мне беда пришел. Вызывает меня к себе первый секретарь горкома партии. Пришел. Он вежливо так «садитесь» говорит, а сам такой скучный. «Плохо», - думаю сам в себе.
«Какое у вас, товарищ, образование?», - спрашивает. «Семь классов», - отвечаю. «Мало, - говорит. – Вы понимаете, в какое время мы живем? Все в стране развивается, а у вас как приняли – так все и есть. На этом месте должен сидеть человек с высшим образованием, понимаешь?"

       А что тут не понимать – я не совсем глупый. Понимаешь, так получилось. Надо было дом достраивать, а потом к сыну в Киев поехал – много денег потратил. А тут время пришло давать надо. Я, конечно, дал, но мало, мало, - заключил он.

       - Теперь торговлей занялись, спросил я.

       - Да это так – на время, - пренебрежительно махнул он рукой. – Я уже дал кому надо тысячу рублей – весной получаю новое место. Директором городской свалки буду.

       Он замолчал, выжидательно глядя на меня.

       - Свалки? - удивился я.

       Он радостно заулыбался.

       - Я тоже так удивился, когда этот человек сказал мне. Что можно иметь на городской свалке? Люди выбрасывают то, что никому не нужно. А он мне говорит: «Ты не спеши удивляться, послушай сперва, что я буду говорить. В магазинах всегда что-то портится из товаров. Что они тогда делают? Они делают комиссию  и пишут акт. Испортились, например, такие и такие конфеты в количестве 50 кг на сумму 200 рублей. Подписываются заведующий, человек от профсоюза, от партии. Потом они ставят ящик на машину и едут на городскую свалку, чтобы поставил свою подпись и директор городской свалки, что принял испорченный товар. Приезжают к тебе. Хорошо. Ты говоришь: «ставьте ящик на эти весы и давайте свой акт». Взвешиваешь и говоришь: «Ай-яй-яй, как жалко – такие хорошие, дорогие конфеты испортились. Целых 4 кг 120 гр!». Потом они будут сами знать, что делать. Не бойся – будешь жить хорошо. Один директор, когда его увольняли, плакал, понимаешь? Говорил, буду работать совсем за бесплатно, только оставьте.

       Продолжение следует...

       Глава 14.

Больных исцеляйте, прокаженных очищайте,
                мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте;
                даром получили, даром давайте.

                Евангелие от Матфея.


Рецензии