Крестный ход

 На Руси всегда любили крестные ходы. Мы, дети безбожного века, имели очень смутное представление о них, пожалуй, только по картине Перова «Сельский крестный ход на Пасху», «обличающей пороки российского общества».
Прекрасно понимая, какое огромное организующее и воспитательное воздействие оказывают крестные ходы, безбожные власти заменили их демонстрациями. Портреты партийных лидеров, знамена и транспаранты, выпиленные из фанеры голуби и бумажные цветы, духовой оркестр, митинги - и речи, речи… речи о достижениях советской власти, о безграничных возможностях советского человека- строителя коммунизма… И смутное ощущение фальши.

  Но, как трава сквозь асфальт, проросло: «Без Бога ни до порога!»
Девяностые годы, шествуем мы рядом с нашим отцом Димитрием за Честным Крестом, за хоругвями и иконами, с молитвенными песнопениями – и с белыми розами и лилиями в руках, с настоящими, живыми! И окропляет отец Димитрий всё и вся – землю, здания, дороги, останавливающиеся машины, прохожих, выходящих из домов жителей посёлка, стайку любопытных и радостных ребятишек, присоединившихся к крестному ходу – окропляет святой водой, живой.
 «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» И чувствуем мы себя исповедниками нашей Православной Веры, чувствуем наше молитвенное единение и надежду на милость Божию, чувствуем, как освящается земля наша, вода, воздух!
  Отец Димитрий всегда открывал нам красоту и радость Православия, и крестные ходы не были исключением. Полюбили мы их всей душой, каждый крестный ход – праздник: на Светлой Седмице, а потом – каждое воскресение до Вознесения; на престольные праздники – Святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского – вокруг нашего храма; к Иордани на Неву для Великого освящения воды на Богоявление.

Незабываемы крестные ходы и в Дом ветеранов войны и труда, и в оба микрорайона нашего поселения.
 В первый микрорайон пошли мы 15 мая, в день святых мучеников Бориса и Глеба. Именно здесь, на Неве, два века спустя после своей гибели явились, по преданию, святые Борис и Глеб воинам Александра Невского перед Невской битвой со шведами, обещая свою помощь и заступничество. Явились они при восходе солнца стоящими посреди ладьи в червленых одеждах – именно так и изображены они на иконе в нашем храме.

 После этого крестного хода нами было подписано письмо-ходатайство о переименовании поселка имени Свердлова в Борисоглебское. Наверное, многих в тот день не покидало ощущение не только праздника, но и важности происходящего, своей сопричастности к истории России.

 Не пропускали мы и пасхальные ходы на Троицу во Всеволожске, куда приезжали делегации от всех приходов.А впереди, как всегда, наш дорогой батюшка Димитрий – всегда так радостно исповедующий Православную нашу Веру.
 
 И даже будучи тяжелобольным, не оставил отец Димитрий свою паству. Никогда не забудется тот Пасхальный крестный ход в 2010 году.
«Воскресение Твое, Христе Спа-асе, Ангели поют на небесе-ех», – раздавалось в ночи. Живой речкой из огоньков красных лампадок и свечей опоясывал храм крестный ход. Шли медленно, шли за нашим настоятелем, понимая, с каким трудом дается ему каждый шаг и что все это возможно только с помощью Божией и по Его великой милости к нам. А отец Димитрий поднимал глаза в ночное звездное небо…
«И нас на земли сподо-оби чистым сердцем Тебе-е сла-а-ви-ти-и», – пели мы, глотая слезы…
– Христос воскресе!
– Воистину воскресе! – на одном дыхании, с верой, с радостью ответила паства на Благую Пасхальную весть, провозглашенную на своем последнем земном крестном ходе митрофорным протоиереем Димитрием Амбарцумовым, нашим незабвенным батюшкой.
 


Рецензии