Эстетика универсализма и синтеза. Философия искусс

© Наталья Анатольевна Шлемова. Статьи по искусству. Москва

Опубликовано: Наталья Шлемова. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. - М.: МГПУ, 2005. - 150с.
Так же: Наталья Шлемова. Эстетика ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО: Эстетика Огня в "Живой Этике". Монография. - Международный Издательский Дом LAP Lambert Academic Publishing, Германия, 2011. - 328с.  ISBN: 978-3-8454-0917-7. (С дополнениями)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

       КОСМОЛОГИЯ ИСКУССТВА (в концепции "Космологических Записей" Е.И.Рерих)


Аннотация: в статье делается попытка эксплицировать новую универсальную методологию искусства, имплицитно присутствующую в Учении Живой Этики. Ставится задача вывести метафизические начала или основания новой универсальной эстетики синтеза, тезисно содержащейся в "Космологических записях" Е.И. Рерих. Рассматривается причинность эстетических законов, принципов и категорий, равно и принципов расширения эстетического сознания. Из Учения Живой Этики, как концепции миров, следует философия искусства как отражения эволюции миров в художественном творении. Таким образом, искусство в своей основе решает космологическую проблему. Искусство, как фактор грядущего Синтеза.

Ключевые слова: искусство, философия, эстетика, эзотерический, синтез, образ, символ, прекрасное, эстетическое, художественное сознание, форма, энергетическая структура образа, художественное целое как иеровдохновенный посредник между мирами, цвет, звук, духовное сознание, Красота как трансцендентный источник жизни.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

         Новая Универсальная методология Искусства имплицитно присутствует в Учении Живой Этики, представляющем собой не рационализированный вариант догматики, а живое развивающееся духовно-философское, научно-синтетическое Новое Космо-Пространственное Мировоззрение, в его Энергетическом Аспекте.

То есть, Живая Этика есть Синтез Основ Единой Универсальной Доктрины, дававшейся через Посвященных мира в разное историческое время в одном из своих Аспектов. Причем Единой Доктрины, существовавшей еще у истоков Земной Цивилизации. Сейчас это Единое Универсальное Учение говорит с нами языком Новой Науки Универсализма и Синтеза, данной через Живую Этику в 20- 30-ые годы XX века и рассчитанной на реализационное восприятие именно людьми шестой Расы, идущей на смену нашей пятой коренной Расе. Специально вопросами искусства Универсальное Учение не занимается, но эзотерика, так сказать, "Root giving Essence" ("Корень, дающий Сущность" (англ.)), может и призвана дать, сообщить базовые законы, принципы и методы эстетике как философской науке, субстрагирующей материю художественного и потому, универсального, сознания.

Подлинное Искусство утверждает себя только в сфере Энергетического Мировоззрения, приходящего на смену материалистическому мировоззрению науки последних трех столетий, имеющей дело с опытом и потому не несущей в себе эвристического протейного заряда. Будущая "Наука уявится на утраченном древнем методе изучения соответствий и аналогий между функциями Космоса и человека" (1,235).

Задачей науки Оккультизма (оккультизм есть наука восприятия и исследования Тонких энергий) на данном эволюционном этапе является необходимость низведения, или осаждения Универсальных Истин и Принципов Единой Жизни в план научного сознания, современной научной теории. Адаптация, по принципу аналогий и соответствий, Аспектов Универсального Учения к современной теории и методологии познания, инициирующей новые основания последней. Сегодня нужна новая универсальная эстетическая теория, содержащая в самой себе и вооружающая самое искусство критериями Истины Красоты, художественными принципами познания и самосознания, критериями анализа и отбора художественных феноменов и критериями их создания в свете духовных требований изменяющейся эволюции человеческой Расы. В этой связи эстетика сама должна стать метафизикой художественного символа-образа, мостом между художником и метафизическим учением, способом и условием их духовно-эстетического контакта. В противном случае, не разомкнув свои узко специальные рамки, наука останется отвлеченной абстракцией, не способной обобщать, прогнозировать и направлять тенденции в искусстве. Для того, чтобы наука осталась жива в Новом Веке, в ней должны работать Посвященные люди - Духовные Ученики, апостолы Нового Универсального Сознания: Энергетического Всеединства Вселенной или Космического Мировоззрения, носители огненных качеств активно - эволюционного или иерархического сознания, способные инициировать науку на Духовный Путь, но не замкнуть исследовательскую мысль на узкой научной методологии. Наука должна взаимодействовать с Ашрамом Учителей или Единой Духовной Традицией, а не вариться в собственном соку, достигнув собственного предела, становиться отрицанием самой себя. Итак, Новая Эстетика как Наука о Прекрасном должна найти ключ к Универсальным Духовным Первоисточникам, чтобы своей изменяющейся теорией оплодотворить искусство, стать его главным центром, сообщающим искусству импульс чувствознания как высшей формы сознания, а не потерять с ним вовсе связь.

В Основах Единого Универсального Учения, данного в Аспекте Синтеза через ЖИВУЮ ЭТИКУ (представляющую собой синтез эзотерической доктрины Востока и Запада, метафизики и науки), а не в формально-логических дискурсах и дефинициях эстетика должна, на наш взгляд, находить и трансформировать свой собственный инструментарий. Обретать координаты поиска и точки отсчета. Тогда и наступит почин синтеза для всех гуманитарных наук. Неспособность к синтезу (ВМЕЩЕНИЮ противоположений) есть начало гибели всякой науки. Синтез есть принцип вмещения на основе единого универсального корня: Духовной Воли, Духовного Сознания и Высшего Разума. Интуицию в человеке освобождает только работа с Духовными первоисточниками и медитация - как работа ума в Свете. Итак, искусство, инициированное Универсальной духовно-эстетической теорией, является не чувственно-астральным, но ментально-философским восприятием Духовной Реальности и должно воспитывать художественное сознание, способное влиять на Тонкие Миры и изменять их. И в плане нахождения связи с Душой, задавать принцип и способ выхода в Духовный канал. Ибо " не трактат, не разум, но канал духа приносит ощущение Космоса", - свидетельствует Живая Этика (2).

Первоочередная посвятительная задача эстетики XXI в. - выйти самой за пределы конкретного разума формы ( аналитического интеллекта). В противном случае, она будет откликаться только на формальные аспекты искусства, кое само есть прорыв в Реальность при помощи чувствительных свойств своей формы, организуемой Универсальным сознанием как аспектом Любви-Мудрости Духовной Триады. До сих пор же мы видим, что философская эстетика (как аксиологическая дисциплина) существует сама по себе, а искусство – само по себе, не черпая в первой источников вдохновения. Но их цели должны быть ЕДИНЫ и включены в План Логоса и отвечать Иерархическому намерению. (Если вообще можно говорить о том, что в России сегодня есть эстетика как развивающаяся наука. Если быть честным перед самим собой, то эстетики в России последних десятилетий нет. Разве что, история эстетики, комментарии к себе самой.)

Таким образом, эстетика сегодня должна искать не самоопределения, то есть индивидуализации и самоутверждения, а Пути: от самосознания к Космическому Сознанию (его знали и удерживали во все времена Сыны Света, а в христианскую эпоху - Святые отцы Церкви, Плотин, Данте, Фрэнсис Бэкон ( он же - Шекспир), Яков Бёме, У. Блейк, И.В. Гёте, Уолт Уитмен, Эдуард Карпентер, Сократ, Магомет, апостол Павел, Роджер Бэкон, Блэз Паскаль, Б. Спиноза, Ньютон, Р. У. Эмерсон, Сведенборг, Альфред Теннисон, Рамакришна, Вивекананда, Рамачарака, Ауробиндо, Д. Кришнамурти, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Ф. Тютчев, Р. М. Рильке, М. И. Цветаева, В. С. Соловьев, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, А. Ф. Лосев, Р. Генон, М. Хайдеггер и др., кроме уже известных Учителей Иерархии Света, давших миру новые Духовные Учения, а именно: Гермеса Трисмегиста, Орфея, Осириса, Зороастра, Моисея, Пифагора, Платона, Лао-Цзы, Гаутамы Будды, Иисуса Христа и Их Учеников: Е. П. Блаватской, Е. И. и Н. К. Рерихов, Франчиа Ла Дью, Анни Безант, К. Е. Антаровой, Б. Н. Абрамова и др.).

Освободясь от наваждения однолинейных понятий и ментальных иллюзий, не соответствующих новым формам самой жизни, философия, будучи синтезом взаимопроникновением понятия и образа-символа, сама станет преимущественно высшим типом искусства как способа духоразумения, выраженного в чувствознании или духовной интуиции. Эзотерическое философское направление представляет собой собственно философское знание. Ибо ни в одной форме сознания прямое восприятие и синтетическое интуитивное понимание не может быть так адекватно и универсально выражено как в собственно философском знании. Искусство - только одна из дифференциаций или объективаций Истины, которая СУБЪЕКТИВНА. Универсальная эстетика как раздел метафизики призвана дать новые толкования прежним категориальным понятиям (мимесису, платоновскому отражению отражения etc).

И таким образом сама, будучи продуцированием Универсальных Идей, сформированных человеческим иерархическим субъектом в момент отклика на иерархическое намерение, станет задавать, угадывать и направлять изменяющиеся эстетические законы и принципы, эволюцию художественного сознания в новой жизненной (трансформированной) форме. Искусство эпохи Водолея будет работать в Материи Души. Если философия есть рационализация созерцательного мышления, наука - рационализация эмпирического опыта, религия - рационализация духовного опыта Богопознания, то Искусство – чистое, или иррациональное (не обусловленное) самопознание. Художественное Начало имманентно природе Души. Механизмы творчества - это механизмы самопознания. Творческий акт делает нас интересными собственной Душе. Низвести законы Души в художественную ткань - в законы самого искусства. Вывести парадигму законов сознания формы и сознания Души в художественном целом, еще раз осознав иллюзорность природы Формы и трансцендированность из нее Истины - вот, очевидно, в чем могут быть эстетические чаяния нашей эпохи (имеющей выход в Ментал, в инферно мир и в Бесконечность - магнит духа укажет путь). Форма не может быть адекватной Душе, но Душа может полностью подчинить себе форму, сделав ее своим инструментом. Но ни одна форма в физическом проявлении не может хотя бы в половину отразить многообразное Целое Души, Единого. (Чем больше видишь, тем меньше можешь сказать. И потому Искусство на высотах своих говорит о Несказуемом). Форма иллюзорна, порождена нашими представлениями о ней, разумом самой же формы. Но здесь возникает следующая антиномия: Душа есть некий световой центр, стоящий за всеми формами и отвечающий за все, происходящее в мире форм. Следовательно, форма обусловлена сущностью. И обеспечивает ее опыт в мире форм. Могущество, магнетизм и цель Истины в ее способности к самоизменению. Истина живет на внутренних планах формы, собирая и удерживая вокруг себя форму как центростремительную систему, либо своим Светом разрушая закристаллизовавшуюся форму, не способную удерживать неизменно становящуюся жизнь, магнетически притянуть к себе новую жизненную мандалу. Истина созерцается в природе Души (и есть Материя Души). Она сквозит и самоосуществляется в находящихся один в другом срезах реальности. А в Реальности - сняты жизнь и смерть как начало и конец - но есть одно непрерывное изменение, возвышающееся до преображения. Встать на края Души и впечатлиться динамическим Светом Монады. Пусть Искусство станет откликом на Монадическую реакцию! Это реально, если изменить систему внутренних координат, победить жизненный шаблон, инертность формы! Освободив свои силы в творческом усилии - во вне равнинной местности! Вскрой свою суть, и в твою жизнь хлынет чистым потоком все, что тождественно тебе и равносущно. Найти магнит Сути и вскрыть его от напластований догматической формы - испив экстаз Духовной Любви и Лирической исповеди! Зависимость от всякой формы, а именно, конкретного разума формы, есть признак однолинейного развития. Эзотерический (универсальный) подход к искусству раскрывает сущностное в самом искусстве. Сила художественного образа, его магнетизм в том, что искусство способно творить не ментальный, в отличие от науки, тип цивилизации, а Духовный. Притягивая к себе и системообразуя духовные структуры сознания. Искусство, в основе своей, есть вид духовной практики или эзотерического опыта, сохраняющий и развивающий духовную традицию, создающий условия ее воплощения и развития. Задача данного исследования вывести метафизические начала или основания новой универсальной ЭСТЕТИКИ СИНТЕЗА, имплицитно присутствующей в "Космологических записях" Е. И. Рерих, выдающегося философа - эзотерика, Посвященного Шамбалы, носительницы Духа Матери Мира (Тары Урусвати - Духовное Имя Е. И. Рерих).

"Космологические записи" (сделанные в 40- ые годы XX в.) представляют собой метафизический концепт Учения Живой Этики и универсальные Основы для Новой Науки Синтеза. "В ближайшем будущем условия Науки откроют человечеству уявление полной связи с Надземным Миром. ... Нужен толчок к познанию космических воздействий на человека и на ярую взаимную зависимость человека от сил Космоса и космических явлений от человека. ... Истинная наука построена на явлении иллюзорности природы материи и на бесконечной делимости атома"(3,283-290).

"Мысль творящая - АУМ. (Истинная наука не преподает ограничений. Истинная наука не может расходиться с непреложными законами, следовательно, нужно при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ. Они дадут несломимое восхищение ученому, который идет, не ограничивая себя самостью, но честно исследует во благо других. Он почует волны Света и среди вибраций уловит новые энергии*. "Сила Мысли основана на силе сердечной энергии. Сила Мысли зависит от соответствия ее с силою сердечного устремления. Нельзя жить там, где связана Мысль. Сужение мысли есть грубое преступление. В Новом Веке Мысль есть ПРОСТРАНСТВО. Поэтому нужно мыслить не лично, но пространственно”(4,284).

Попытаемся и мы, последователи Учения Живой Этики, исповедуя Дух ее Красоты (на наш взгляд, именно восприятие Красоты как Источника Единой Жизни является критерием и мерилом истинной Духовности), осознать ПРИЧИННОСТЬ эстетических законов, принципов и категорий, находя в них корневую вибрацию, связанную с ядром Универсального Метафизического Учения. Эстетика должна увидеть себя в зеркале Основ, дабы осознать Красоту, которая спасет мир, - как учил Н. К. Рерих! Итак, возвращаясь к постулатам "Космологических записей" как принципам расширения эстетического сознания, читаем: "Однобокое сознание может принести небывалую катастрофу. Куда же направить сознание? Конечно, в реальную Беспредельность. Значит, пора от грубых слов материи перейти к исследованию тончайшей энергии"(5,237).

Искусство как факт духовного сознания, является исследованием тончайших энергий, уже само по своей сущностной природе являясь их фокусом в структуре образа.

Магнетизм образа и символа. "Магнитные токи являются каналами между планетами. Изучение общения между мирами должно пойти по каналам магнитных волн, но, конечно, духовно сознание не должно быть забыто" (6, 237 - 238). Магнитные волны - элемент энергетической структуры образа. Они являются и компонентом энергетической основы вдохновения. Таким образом, будучи проявлением канала духа и сознания и собирателем и отправителем магнитных волн - художественное целое есть иеровдохновенный посредник общения между мирами. Таким образом, искусство в основе своей решает космологическую проблему. Из Учения Ж. Э., как концепции миров, следует философия искусства как отражения эволюции миров в художественном творении. "Вмещение конечности Вселенной, при осознании беспредельного пространственного принципа" (8,238)- эту задачу самодостоверно решает художественный образ. Ибо образ - это явление конечного, но данного в осознании Беспредельного, т.е. это эмпирическая конкретно-предметная, вещественная структура, образующаяся вокруг Сознания Единого Божественного Принципа или Истины Беспредельности. Следовательно, конечное, но становящееся, явление физическое, но насыщенное касанием тонких энергий, и потому мощный фактор воздействия на сознание человеческое. Искусство - способ выразить Любовь к Высшим Мирам, к Высшему, которое оно знает напрямую, посредством вдохновения и озарения (ибо художественное - суть иеровдохновенное). (М.Чюрленис - ясновидящий планов Тонкого Мира, Астральных мыслеформ, Н. К. Рерих - планов Огненного Мира, Мира чистых идей. Н. К. Рерих обладал "призматическим зрением" ("чувственное дает призму" (8,156, 158)).

"Неразделенность судеб эволюции человечества от космических процессов" (9,238). Следовательно, и искусства. Думается, точнее, открывается, что Истина не познается, но переживается, она - сверхразумна, Она не есть знание, но Сознание Любви, данной в Красоте, Любви Единой, но Ипостасной, Волящей и Целеполагающей. Истина умонепостижима, но воспринимаема сердцем, которое интуицией или чувством знает. Уже - знает, изначально знает. Надо только открыть сердце. Этим и занимается искусство - открывает сердце. Одним ему свойственным способом. Очищая сознание, дом которого в сердце, "жидким, льющимся огнем" (дающим степень трансмутации огненных энергий открытыми центрами человека). Истина не познаваема, а узнаваема, интуитивно воспринимаема. Прямое восприятие или созерцание как высшая степень познания, понимания есть основной принцип в индийской философии, явившей величественную Философию Мироздания. Узнавание возможно только в образе. Узнавание равно откровению. Это охват явления целиком, полное принятие его сердцем - отклик сердца. Отклик есть реакция или акт воссоединения сердца с целым, Большим, тем иерархическим началом, с которым оно соединено (по карме). Ответ есть реализация духовной воли, форма воплощения, или освобождения Любви Эго в видимой материи. И каждый находит свой путь к истине, потому и существует искусство как выражение человеческого творчества, неповторимого и оригинального.

"Космический Магнетизм есть основной Закон, наиболее непреложный, и уявляет высшую космическую Справедливость. Космический Магнетизм есть Начало Ведущее. Начало Ведущее есть закон эволюции, или совершенствования. Гармония уявляется на законе Магнита". Художественный образ есть магнетизм проявленный. "Ибо "Космический Магнетизм" есть Красота проявленная. Красота – и основание, и иерархическая связь миров. Таинственная Сила - Начало всего. Материи не существует" (10,239). Источник символа образа – сверхматериален. На высотах истинного искусства духовное сознание образа может уявиться на уловлении мига Высшего Сознания планеты или даже Сознания Вселенной. Имманентная сущность искусства укоренена в Инобытии. Искусство есть предельное усилие воплощенной личности обрести связь с вневременным. "Оккультизм имеет своею целью земную жизнь в согласии с "НУС" ("NOUS") , или с нашим вечным воплощающимся "Эго" (11,240). В этом и состоит оккультное значение художественного образа. "Платон Монады называл Идеями". "Лейбниц учил о том, что им свойственно лишь чисто внутреннее развитие" (12,240-241).

Можно говорить о монадологической основе художественного образа, т.к. ему свойственно лишь внутреннее развитие. Притом, что сущность его всегда трансцендирована. "Каждая Истина в каждый век должна уявляться особыми путями, соответствующими данному веку" (13,241). Согласно Ж. Э., в Новом Веке, в эпоху Матери Мира, она (Истина) приходит через Искусство и Науку. "Слияние с космическим пульсом, или ритмом, есть основа всех трансцендентальных постижений и достижений, именно, самое чудесное действо есть слияние с Космическим ритмом". "Установка определенного ритма слияния есть древняя теургия. Теургия есть Божественная Магия" (14,241-242). В плане искусства это наиболее зримо. Духовно-художественное напряжение поэтического образа – в его ритмической градации. Так же и в живописи - ритм цвета создает образ и доминирует в нем. Ритм диктует тему, ритм рождает мысль и удерживает фокус смысла. А именно, слияние с Космическим ритмом рождает Образ, заключающий в себе теургическое действие искусства. Искусство есть мышление в образах.

"Космическая вибрация соотносится с магнитом притяжения" (15,242). В материи же художественного целого магнитом ее притяжения является сам образ, образ есть и материальная и сверхматериальная структура, основа и аура художественного целого. Следовательно, Художественное Целое как форма и качество духа раскрывает свои свойства Магнита. Но его качества как духа "развиваются со сменами и развитием форм его" (16,242). Под развитием форм мы имеем ввиду многоуровневую структуру образа, смену фаз его ритма. "Мировое устремление направлено к утверждению непрестанной явленной трансмутации. Сродство с тонкими энергиями дает человечеству новую ступень" (16,242). Искусство рождено Тонкими энергиями; оно их собирает, воплощает и отправляет обратно к Тонким мирам, тем самым изменяя мир физического сознания и влияя на жизнь Тонких миров, трансцендируя мысли образа к их первооснове и тем самым, как бы давая новое наполнение и комбинацию новых сил самой первооснове, проход Высшему – через низшее. Искусство - фрагмент Тонкого Мира, оно сообщает о нем, а наука, идущая вслед искусству, изучает формы Тонких Миров (опыт формы), добытые искусством. Искусство - путь сердца, а этот путь есть завершающий. По линии открытого сердца достигаются Высшие Миры. Искусство есть инструмент психодуховности как способности ассимилировать и трансмутировать Высшие огни. Огненное сознание, организующее и инициирующее собой весь творческий процесс, утверждает психодуховность и психожизнь. Т.е. суть искусства глубоко синтетична. Без основания синтеза в духе или канала духа нет истинного искусства. "Синтез, отвечающий всему огненному сознанию и содержащий все огни сердца и духа, может утвердить психодуховность и психожизнь.Творчество всегда напрягает центры" (16,242).
Только ответная вибрация, на которой основано возгорание центров, притягивая соответственный огонь, воспринимает силу напряжения Космического Мирового Луча. "Центры Агни-Йога вибрируют, как тончайшие струны, все на них играет, все на них звучит, все на них трансмутируется. Явление огней напрягает все центры ... слияние Агни Йоги с ярым пульсом пространства". "Истина представляет собою Бесконечный Свет невообразимой Глубины (17,243).

Произведение искусства, инициированное Истиной, соприкасающееся излучением своим с новыми тончайшими энергиями, несущими новое озарение, прявляющееся в сверхматериальной Гармонии художественного творения, является фокусом и магнитом этого трансцендентного Света как качества и субстанции Бесконечности. И потому цвет в таком иеровдохновенном творении трансмутируется в Свет.

"Осознав Беспредельность, мы поймем, что именно ступени сознания вводят нас в Беспредельность" (18,244). И потому искусство, как это происходит в " ПОСТ - культуре"(19, 111,213-216), должно быть не разрушением сознания, а защитой его от распада и воспитанием его огненных качеств, уявляющихся на новом понимании Огненного Мира. Т.е. художественное творение есть посвятительный процесс, результатом которого является расширение сознания, т.е. способность осознавать то, что существует в реальности. Дух, Сознание, Мысль есть синонимы и основаны на Психической, или Всеначальной энергии. (См.: "Дух есть энергия сознания, или Психическая энергия" (18,244)). Произведение искусства есть качество или дифференциация духа. И именно дух, сознание и мысль эквивалентны и проявляются как аспекты Духовной Триады - " неразделенно и неслиянно " только в художественном целом. Представляя собой как бы три уровня, плана его бытия, три тела проявления: дух - метаплан, сознание - субъективный план и мысль - внешняя форма его выражения. Или: трансцендентное, имманентное и объективное выражения его жизни. На примере живописи можно проследить, что художественное целое самоосуществляется на плане Мысли или сообщения посредством рисунка, сюжета и композиции, т.е. образного или символического ряда или рефлексии. В этом - познавательная ценность его образа, творческая активная деятельность самой формы. Колорит в картине отражает субъективный план духовного сознания образа, трансцендирующегося уже в его чисто эйдетическую экзистенцию: духовную вибрацию света, соответствующую ответной вибрации энергетической структуры света. Т.о. в произведении живописи протекает энергетический взаимообмен между тремя фазами развития изобразительного образа, совершается магнетическая работа синтеза трех планов творения в иеровдохновенное художественное целое, взаимодействующее с Лучом. И энергетические центры художественного творения напряженно притягивают пространственный огонь, трансмутируя его через себя и сливаются (как инструмент Агни-Йоги, или огненной связи с Высшим) с "ярым пульсом пространства". Так творится энергообмен между средой видимой и невидимой, центром которого является Художественный акт.

Т.о., произведение искусства является как рычаг трансмутации энергетических структур видимого и Невидимого миров. Каналом восприятия Акаши*, как "Матери всех миров, всего сущего"(21,241). И устанавливается факт Высокого (Духовного) Искусства как момента Истины, понимания Огненного Мира, как фактора и кристалла психодуховности или психожизни сердца, что миры творит. И творение искусства уявляется как органичное свидетельство Космического Магнита, его жизненный импульс. Красота - критерий Знания. Красота - Исход мира за пределы материи. "Знание есть история развития Мироздания" (22,286). Наука исследует известное, опираясь на опыт. Искусство открывает врата в Будущее, оно предсказывает только новое, что есть способ проявления Вечного. Искусство есть откровение Огня, Огненного Сознания в момент самосознания. Откровение Мира Высшего, сошедшего на Землю. Но только истинное Искусство, связанное с метафизическим Учением, укорененное в нем, инициированное им и прошедшее через него как через горнило Духовного Огня. Без связи с Единым Универсальным Учением искусства нет. По большому счету, искусство - МОСТ между Учением и миром. Между созерцанием и действием. И в этом смысле искусство есть Посвящение распятия, воскресения и вознесения. Других Посвящений нет. Есть этот один тип или алгоритм Посвящения, но на разных уровнях Космоса он проявляется по-разному. "Творчество основано на принципе Космического Магнита, Космический Магнит есть Любовь" (23,246). Искусство рождается от потребности утвердить и реализовать принцип Любви как принцип Жизни. Любовь в ее наиболее чистом, полном и не опосредованном проявлении, на наш взгляд, осуществима только в медитативном искусстве. Ритм как форма движения Материи, в концепции Ж. Э. "Цикл эзотерической Манвантары уявляется не на звездном Цикле, но на основе духовного ритма, который может замедляться или ускоряться" (24,247). Понятие духовного ритма.

*(Акаша - тонкая сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство, изначальная субстанция (санскр.)).

Сродство напрягает магнит. Духовное целое создает поле притяжения для напряжения Духовного Принципа, заложенного в нем. Красота есть критерий Истины. Красота - Венец сердца, тождество Духовной Любви. Красота - символ Дальних Миров. Факт сношения с ними. Ближе всего она к Музыке сфер, не имеющей аналогий в земном звукоряде. Облик Красоты соткан из тончайших нитей пространственного (Белого) Огня. Ядро Атома сердца скрывает Ее. В центре ядра - щель в Бесконечность. Основание Космической Любви - Красота. Она в ладонях Души держит ваше сердце, расцвечивая его звучанием сверхтонких кристаллов Праны (Дыхания Жизни). Красота на Земле существует лишь в отраженном от Света виде. Но она есть Матерь Вечности, Ее движение и Вибрация. Вечность в Движении и в Вибрации. Красота есть Сила Духовного Принципа, или Космического Магнита и "нарастает в напряжении при сочетании с однородными элементами" (24,247).

Эстетика Огня призвана стать основанием всех прочих наук. Ибо Красота - синоним эволюции, но превосходит последнюю. Так же как созерцание превосходит действие(25,93-102). "Созерцание превосходит действие, как неизменность превосходит изменение"(26,97). Согласно Рене Генону, созерцание равно метафизическому познанию. Созерцание как духовно-эстетическая категория есть принцип и метод познания и сознания Красоты, способ ее проявления в Светоносном образе искусства. Ибо искусство есть сношение с пространственными огнями, дающее "Науку Светоносную" (27,287).

В структуре Образа Красота раскрывает созвучие с Космическим Магнитом. Искусство способно повести за собой и Психологию, ибо оно уже есть Наука о воздействии Космических сил на психическую материю личности человека. Творение искусства есть момент Космического Сознания и его жизнь есть метод изучения или погружения в Психодинамику и механику Космоса. В Новом Веке- в эпоху Матери Мира - т.е. проявления Светоносной Материи Люциды, а значит, в эпоху внутреннего свечения сознания - Иной Светимости жизни, в которой интенсивность Света становится качеством жизни, в которой Любовь есть материя сердца. Искусство первым перейдет к Неземному творчеству. Искусство интересно проявлением в нем не физического сознания, трансфизического - оявленного в трансцензусе творчества. Когда работа в Надземной реальности становится убедительнее и индивидуальнее, чем в плотном мире.

Что предполагает эпоха Надземного в сознании человечества. Реально-близкое, родственное и каждодневное отношение с Надземным. Которое должно быть непрерывно и органично проживаться во внутреннем мире человека. Быть его реальностью, состоянием Души, более вочеловеченным и интимным, более конкретным и индивидуальным, чем его отношения с окружающим социумом. Т.е. Невидимое - безусловно, Ближе и понятнее, чем видимое, условное и формальное. Видимое - всегда опосредовано и вторично от Невидимого. Т.е. внутренняя жизнь станет приоритетом внешней и будет проживаться в искусстве и в творчестве офизичено - вещественно и со всей полнотой. Так Тонкое будет оплотняться, а физическое - разуплотняться, разряжаться и утончаться. Творческий, художественный акт только тогда созидателен, строителен и конструктивно-объективен, когда является результатом углубленной сосредоточенности в Надземный мир. Только в нем художественное и, шире, творческое самосознание может обрести свой корень, инициирующую Причину, вдохновляющий импульс и развитие, точнее, обрести реальность. Надземное, и только Надземное, может стать научным основанием Новой Универсальной Науки Синтеза. Только касание к Надземному и его освоение дает расширение сознания. "Урусвати знает неповторимость явлений надземного мира. Щедрое богатство необозримой области надземного мира должно дать различные аспекты Сущего, но для ученых среднего уровня именно такое качество мешает признать исследование надземного мира как науку. Уже давно Мы настаиваем на научном основании, но ученые хотят иметь точную науку. Они забывают, что такая точность вполне относительна и зависит от многих причин. Ученые предпочитают медленно двигаться по проторенной тропе и страшатся заглянуть в Неведомую Область. ... Они боятся неведомого проявления сил мироздания. Они не хотят понять, что сама неповторимость явлений должна быть для них увлекательна. Понимание неповторимости может заставить подумать о многих мешающих земных условиях. ... Мыслитель увещевал не бояться Беспредельности" (28,945).

Суть искусства в достижении и удержании Вибрации Высшего Мира, Вибрации Восходящей Духовной Эволюции, "в течение которой "Живой Огонь Оркус” разъединит наиболее нерасторжимое и вновь рассеет в Едином Изначальном" (29,249). "Гибель Планеты уявится от лени и неподвижности сознания ее человечества. Гибель Планеты утверждается из-за отсутствия устремления к высшим вибрациям, идущим от высших сфер. Гибель Планеты утверждается из-за отсутствия сотрудничества с дальними и высшими мирами" (30,256). "Искра высокой психической энергии уявляет новую ускоренную вибрацию. Только самая объединенная и напряженная высокая энергия дает толчок основной психодинамике планеты, и она начинает ускорять свое вращение"(31,290). Контакт с Высшими мирами, уявленный в истинном творении искусства, мгновенно преображает сознание человека, расширяя его. Искусство постольку остается Искусством, поскольку удерживает Вибрацию Высшего Мира. Синтез Философии (духоразумения, выраженного в понятии) и Искусства (чувствознания, выраженного в образе) даст новое осознание и обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого. Ибо только в Искусстве реализуется познание вне Времени и Пространства (безусловно, что только в Иеровдохновенном Искусстве, как, например, на полотнах Леонардо да Винчи или в образах Тонкого Мира М. К. Чюрлениса, или в архетипально-мистериальном творчестве Н. К. Рериха и глубинной психологии искусства Св. Рериха, уходящей в сверхсознательное начало, или в живописи современного художника-космиста Олега Высоцкого(Эстония, Таллин) - http://www.liveinternet.ru/users/2514669/ http://vysotski.gallery.ru/watch?a=Qpm-clBH .

В Духовной эволюции творчество Рериха - отца находится на инволюционной дуге (от центра к периферии или нисхождения духа в материю), творчество Рериха-сына - на эволюционной дуге: подъема материи в сферы чистого Духа, утвержденные на Единстве всего Сущего). И это Таинственное, непреложное и непознаваемое Единство, основывается на Принципе Свободы, равной Необходимости. "Свойство Свободы и есть Богоподобие. Прообраз Богоподобия победит и преобразит Мир в Красоте" (32,252).

Свобода есть условие и становление Закона, есть Закон в движении. И сегодня только в Искусстве сохраняется это экстатическое усилие Трансцендентальных достижений, основывающихся на слиянии с Космическим ритмом. Без подлинности этого слияния Искусства нет, а есть "ПОСТ", или вырождение. (Н. К. Рерих - антитеза "ПОСТ"). Наше время – время предельных метафизических понятий. "Символы необходимы для начертания Системы Эволюции Мощи Мира. Символы явлены, как вехи роста сознания человечества земного. Символы становятся не нужны, когда сознание утвердилось на ступени усвоения Единства всего Сущего" (33,257). Символ есть аспект знания. А "знание есть ограниченная ступень познания", хотя и достаточно высокий, но еще внешний тип материи формы. "Космос Непроявленный вне времени и Пространства не может быть познан, но лишь осознан. Осознание есть Синтез. Синтез есть обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого" (34,252). Понятно, что уровень познания есть способ и предел действия науки. Тогда как Искусство рождается из "Осознания" Непроявленного и в метафизическом созерцании черпает свою протейную и экстатическую силу. И когда освобожденная интуиция художественного образа касается "Единства всего Сущего", тогда необходимость в символическом ряде отступает и искусство переходит в духовно - мистический опыт, в непосредственную теофанию. Которая тоже есть Образный тип видения или созерцания. Образность ведь вообще есть корневое свойство человеческого мышления и познания. И субстанциональное качество Проявленного. "Красота Вселенной уявлена в многообразии ее Единства. Материя исчезла. Материалистическое Мировоззрение уступило место Мировоззрению Энергетическому.

Треугольник есть первое законченное геометрическое проявление формы или построение в пространстве" (35,269). Красота есть проявление сверхразумного Единства. Красота - становящееся Единство, и есть многообразие Единого в проявлении. Красота утверждается на иллюзорности природы Материи. Форма в Искусстве поглощается Красотой, становясь явной в момент перехода из внешнего во внутреннее, субъективируясь. Индивидуализация – как предельная выделенность (отдельность) формы, интенсивность ее выражения, явления, заменяется, или эволюционирует в субъективацию: поглощение явления внутренним качеством. Форма, утончаясь, возносится (сублимируется) к основе – сути, духу, или содержанию и сливается с ним. Т.о., в процессе эволюционной активности, основание треугольника трансформируется в вершину, объем становиться внутренним центром. Многообразие, преображаясь Красотой, утверждается Единством. Жизнь разрешается Красотой. Внутренние становится внешним. Высшее - низшим. Исток и Исход, уявленные Красотой, вотождествляются в Художественном Творении. Т.о. Художественное (как суть иеровдохновенное) Начало есть ускорение земной эволюции. И наступающая эпоха будет эпохой художественной, а именно: уявляющейся на восприятии вибраций из Высших сфер. "Нужно принять технократию как уловку темных. Много раз устремлялись темные на механические решения. У них была надежда занять человеческое внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами. У древних это была Майя, которая могла нарушиться от малейшего точка".(36,349)

Техника не дает Пути. Виртуальная реальность не есть Невидимое: Высшие миры. В которые проникают только путем самопознания. Виртуальная реальность - не выше мозга. Она не есть мысль - как самонаправленное и контролируемое воображение. Мысль больше, шире, глубже и выше, чем мозг. Форма мысли, удерживаемая умом, отражается на мозге. Интернет гасит энергию мысли, не передает ее вибрацию или жизнь и личность того человека, который эту мысль сообщает. Он не создает "места" или пространства, сохраняющего голос мысли. Он не может заменить книгу, говорящую о жизни автора и всех тех, кто с ним связан, больше, чем ее словесная фактура. Книга становится резервуаром и фокусом, притягивающим и отражающим из Вселенной подобные ей мысле-формы. Книга, текст, рукопись - есть живое существо, с которым мы вступаем в связь. Явление закона утверждается на магнетизме мысли. Виртуальный мир – охлаждает. Компьютер выдает информацию "из вторых рук", т.к. не есть живой ум, являющийся хранилищем всех форм, когда-либо виденных человеком. Десакрализуя жизнь текста в момент связи с ним. Проецировать мысль в интернет - обречь ее на незавершенность, все равно, что проецировать ее на слепого человека, поскольку он принимает только отражение спроецированное на него.

"Весь секрет эзотеризма лежит в контролировании ума и работе с ним, подобно тому, как художник работает с холстом и создает на нем всё, что ему нравится. Как может человек разрушить нежелательные мысли! Должны ли они всегда разрушаться тем, кто создал их! Да, именно создать мысли должен разрушить ее; но не каждому человеку это под силу. Только тот, кто достиг мастерства, кто может созидать так, как хочет, может также и разрушать. Когда мы способны создавать на холсте нашего сердца все, что пожелаем, и стирать все, что пожелаем, тогда мы достигаем того мастерства, которого жаждет наша душа; мы выполняем ту работу, для которой мы здесь. Тогда мы становимся хозяевами своей судьбы. Это трудно, но это тот предмет, к которому мы стремимся в жизни"(37,60).
Искусство призвано поднять этику и эстетику человеческих отношений, установить принципиально новый тип связи человека с самим собой и с Космосом, находя своего "Возлюбленного, спрятанного, подобно жемчужине, в раковине своего Сердца". Искусство учит жить на Земле – Надземным. Рождено Любовью к Надземному. Проявить Любовь - войти в Источник. Ибо Любовь - Источник Истины. Любовь триединство жизни и есть ТО.

Искусство не творится средним человеком, но способно удерживать высшую вибрацию, идти к всеединству, Целому. Два типа материи - материя понимания или ума, и материя сознания (души) – в структуре символа. В искусстве снимается условность, оно безусловно из точки "над "! Над-эгрегориально, над-социально и над-государственно! Сверх-обыденно! И потому, оно не может быть схвачено силами материи. Жизнь внешняя подчинена условности. Любовь в ней ограничена рамками ума формы. Когда искусство подчинено законам высшей жизни, в нем все возможно. И оно в этой точке принципиально гармонично, ибо реализует принцип связи как силы, приводящей к изначальному и искомому тождеству. Итак, Любовь как принцип жизни на планете, принципиально реализуема только в искусстве. Как законе трансмутации страдания в блаженство, боли – в радость. Искусство - способ работы в Тонком мире (а значит, работы над самим собой). И переводит внутреннюю субъективную жизнь в проявление посредством символической формы. Образ - есть внутренний человек в проявлении и развитии. Художественный образ всегда удерживает вертикаль смысла, его пространственную перспективу и потому интегрирует все планы проживания нами его - в один, в фокусе напряжения, сопряжения и натяжения субъективного и объективного, имманентного и трансцендентного. Тогда как философское понятие раскрывает суть в объем, удерживая смысл в горизонтальном срезе жизни.

Но именно образ, ударяющий по всем трем телам личности, становится средокрестием верха и низа, вертикального и горизонтального, горнего и дольнего. С одной стороны, философию искусства надо выводить из самого искусства, с другой - пока нет универсальной философии искусства как субстрата единой картины мира, искусства нового, реального не будет. Искусство ставит в точку выбора. Обуславливает тело обстоятельств. Художественный образ, художественное целое тем самым принимают решение о будущем, рождают и берут на себя ответственность за новую и альтернативную жизнь. Очевидно, художественное слово должно быть понятийным, дабы не скрывать сущность вещей. Любовь - это субъект и материя Души, тело ее проявления. Искусство - субъективная материя. Магия единения в Слове (вибрации и свете). Истину знает воображение, дарующее трансформу. Пусть искусство непрерывно и непоколебимо становится вестником, исполненным могущества, предваряющим приход великого мирового Деятеля на арену человеческой жизни. Критерий искусства Нового Века - синтез Универсальных Идей, преодолевающих духовный инфантилизм. Искусство должно предпринять следующие действия: стимуляция духовного сознания человека посредством эйдетического образа, пробуждающего духовный призыв в человечестве и раскрытие Христова сознания в человеческом сердце во всемирном масштабе. Пусть осознание станет целью. Задача искусства - преодоление инерции среднего стремящегося или духовно ориентированного человека. Реальность художественного образа рождается и обретает силу призыва в точке тождества имманентного и трансцендентного начал. Искусство пойдет по пути осознанной иррациональности, все большего разуплотнения формы, приближения ее выражения к свойствам и качествам материи Тонких миров, энергетических сущностей. Оно даст выход тонким энергиям в новом образно символическом ряде. Материализм как принцип формы уйдет. Духовная энергия художественного образа должна предотвращать и растворять в себе ползучую инерцию жизни. Инерцию не в смысле психологии, а в смысле качества самой материи, это ее наинизший аспект, который в Восточной философии называется тамасом. Она должна быть преобразована в более высокое качество, качество активности, или раджас, что на дальнейших стадиях ведет к обретению высшего качества - ритма, или сатвы. Создание ритма, который вибрирует в гармонии с волей Души, эволюционной человеческой потребностью и иерархическим образом как фокусом сознания импульсов души. Трансцендентное можно обнаружить только в имманентном. Они - одномоментны. Бог - имманентен в своем творении.

Интеллект - рациональный, аналитический аспект ума, связанный со знанием. Сознание - связь духа с материей. Под углом эзотерической психологии эволюция есть эволюция сознания, в ходе которой воплощенный в личности фрагмент Души постепенно распознает свой духовный источник и сливается с ним. Процесс эволюции представляет собой процесс расширения сознания к центру Единой Жизни, отождествляющего индивидуума со все более объемлющими сферами группового сознания: от семьи до планетарных центров. В начале века совершается главный поворотный момент в эволюции человеческого сознания от индивидуальных потребностей к нуждам человечества в целом, от личного спасения к мировому служению и от материальности к духовности. Эзотерический опыт, являющийся сущностью искусства, есть динамическое служение Мировому Плану. "В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой ответ наивысшему, который себя являет нам в мире беспредельной красоты, поверх бесцветного мира фактов". "Основа всего - спираль" (38,8).

Искусство происходит из мистерии; эпос, драма, лирика - синтез жанровых форм; лирика становится новым системо-образующим принципом или фактором, ибо организуется вокруг лирического субъекта самосознания. Путь к познанию, к Магниту Беспредельности – через самосознание. Из Учения Агни-Йоги как концепции миров следует философия художественного творчества как отражения миров, рефлектируемого в концепции художественного творения. Очередная тайна нынешней эволюции в субъективной встрече двух взаимонаправленных потоков: вочеловечивания Христа и вохристовления самосознания (Я есмь ТО) в художественном творении. Формальное и астральное будут трансцендированы.

В искусстве человек ищет самого себя. Искусство не стремится к медитации, оно ею уже является по существу. Наука же стремится к медитации, но вполне ею быть не может. Ибо в анализе искусства специалист-интерпретатор не ищет самого себя, но ищет смысла, удовлетворившего бы представлениям конкретного разума формы. И рассматривает он произведение искусства не медитативно – непосредственно проживая его, но опосредованно через сложную систему уже известного – внешнего знания, закристаллизовавшегося и догматизировавшегося в категориально-понятийном аппарате его науки. В живописи образ творит цвет, он же является основным смыслообразующим началом (или ментальным телом образа). Цвет есть вибрация. "Я полагаю, что цвет дает жизнь. Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас"(39,24). "Свет искусства окажет влияние на многочисленные сердца, озарит их новой любовью. Сначала это чувство будет неосознанным, но затем оно очистит человеческое сознание"(40,54).

Картины Святослава Рериха - Горы-Цветы, цветовые симфонии, волны и токи, световые поля, "поэмы цвета", где мысль, в плане анализирующего и дифференцирующего интеллекта, упраздняется переживанием и состоянием Красоты. КРАСОТА ЕСТЬ ИНОБЫТИЕ. Мысль поглощается и ассимилируется Красотой . Земля у Св. Рериха стоит на пороге Тонкого Мира. Он сквозит в ее образах и реалиях. Высвечивает ее, является ее световым духовным центром и, отражаясь в ней, ее преображает. Вибрация есть свет, ток пространственного огня, волны Люциды (Материи Света). Люцида - основа образа. Она - Любовь Света - есть природа и цель образа. Ее колебания, непрерывное движение расширяющейся жизни, исходящей из центра бытия в объем существования, создают неповторимый духовный ритмо-поток цвето-образа, цвето-свето - темы как первоосновы эйдосов. "Уже и не цветом, каким-то свеченьем светясь. Не в этом, не в этом ли и обрывается связь ..." (М. Цветаева).

И возникает предугадывание: Эйдос не имеет ментальной формы выражения. Его субъективный тип материи - цвет и звук. Цвет есть пролог Света. Цель искусства - предчувствовать, предугадывать Инобытие. Удерживая чистоту мотива, создавать и конструировать его. Преодолев земное, изобильно-страстное, густое, искушающе - жаждущее и всевластное, обрести Тонкое, где "Я есмь то, что я есмь" - "все в тебе и ты во всем, и все это - Одно", и где ничто не является твоим, но все есть Ты Сам. Картины Рериха - пролог Света, вершины Духа, Горы-Цветы, сообщающие о том, что нет знания выше Любви. Любовь есть Знание Света. Дух есть Любовь – как воля и цель Единой Жизни.

Главное интуитивное художественное открытие авангарда, выраженное Василием Кандинским, заключается в том, что материи не существует. Материя иллюзорна. В.Кандинский - ментальный ясновидящий.

Москва, 04.2001.


Список источников:

1. Рерих Е.И. Космологические записи.// Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М: МЦР, 2000. С. 235. (Содержание данного источника, на наш взгляд, является последним Словом в эзотеризме.)
2. Здесь и далее сокращенное обозначение названия Учения "Живая Этика".
3. Изучение свойств человека // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. Большая рериховская библиотека. М.: МЦР, 2000. С. 283 – 290.
4. Там же. С.284.
5. Космологические записи. // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М: МЦР, 2000. С. 237.
6. Там же. С. 237-238.
7. Там же. С. 238.
8. Там же. С. 156, 158.
9. Там же. С. 238.
10.Там же. С.239
11.Там же. С. 240.
12.Там же. С. 240-241.
13.Там же. С. 241.
14.Там же. С. 241-242.
15. Там же. С.242.
16. Там же. С. 242
17. Там же. С. 243
18. Там же. С. 244
19. Бычков В.В. Искусство нашего столетия, его же ПОСТ // КорнивиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998. С. 111, 213-216.
20. Там же. С. 284.
21. Космологические записи // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М: МЦР, 2000. С. 241.
22. Там же. С. 286.
23. Там же. С. 246.
24. Там же. С. 247.
25. Р.Генон. Дух Индии.// Полигнозис №3. 1998. Предисловие и перевод Т. Б. Любимовой. С. 93- 102.
26. Там же. С. 97.
27. Космологические записи // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М: МЦР, 2000. С. 287.
28. Агни Йога. “Надземное”, § 945. - М: Издательство “Сфера”, 2000.
29. Космологические записи // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. - М: МЦР, 2000.С.249
30. Там же. С. ,256.
31. Изучение свойств человека. // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 290.
32. Космологические записи // Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М: МЦР, 2000.С. 252.
33. Там же. С. 257.
34. Там же. С. 252.
35. Там же. С. 269.
36. Агни Йога. “ Мир Огненный”, кн. I, § 349.- М: Издательство “Сфера”,2000.
37. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: "Сфера". 1998. С. 60.
38. Агни Йога. “Беспредельность”, кн. I, § 8.- М: Издательство “Сфера”,2000.
39. Святослав Рерих. Священная флейта. Альбом. Самара: "Агни". 2000. Автор - составитель О. В. Румянцева. С. 24.
40. Там же. С.54.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

© ШЛЕМОВА Н.А., Москва

  Метафизические (эзотерические) начала науки о художественном творении. Введение



ЕДИНСТВО ПРИРОДЫ И ЗАДАЧ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА

Особенностью современного этапа развития философии и искусства является тенденция их синтеза. Философия тяготеет к художественной форме, к претворению понятия в эмпирическом переживании, к эссеистическому выражению, а искусство все более становится медитативным, раскрывая в образно-символической структуре мышления метафизические принципы бытия. Искусство на наших глазах становится все более ментальным по своей ориентации (таков вектор самой эволюции материи сознания нашей 5-ой коренной Расы) - искусством мышления, посредством интуиции создающего мысль и чувство.

Т.е. подлинная философия есть интерпретация Принципов. А истинное Искусство есть переживание эйдосов (первообразов, архетипов Бытия Единой Жизни). Т.о., эзотерическое знание является сущностью самого искусства. И искусство есть одна из наиболее адекватных интуитивных форм проявления эзотерического или архетипального. Ибо реализует сверхчувственное познание или чувствознание (внутреннее сознание) в формах предметно-логических, образно-понятийных, вещественно-символических, тем самым опредмечивая духовную реальность, солнечную световую материю Души.

Образное переживание, художественное сознание - суть овнутрение познания, переход к субъективации сознания, и авторского, и читательского. Именно внутреннее знание, делающее художественное сознание самосознательным и активным, вскрывающее внутренний источник как связь с Душой, способно наиболее полно материализовать себя, ибо вводит в реальность духо-материи, нерасторжимое единство духа и материи - как взаимообретаемых фаз Единой Жизни.

Где же находятся механизмы воздействия на самою материю - в глубочайшей точке ее слияния с духом. Т.е. духовное является имманентным свойством самой материи, ее сущностью, а материя, в свою очередь, есть качество, дифференциация духа.

Почему мы говорим, что искусство есть "достоверное явление духа", "непосредственное познавание Истины" (Живая Этика. Озарение.), ибо язык искусства есть язык духовной сущности. А форма выражения также наделяется качеством. Т.е. искусство есть форма, энергия Сущности. (Так же как и душа есть энергия и она преобладает над силами феноменального мира.) Искусство есть средство познания , заключенное, имманентно, в сознании самого человека. А именно, оно есть проживание сущности, или реальности Души, на плане интуиции - самопознание и выше, самосознание. ("Интуиция - это сверхчувство; она может быть названа шестым чувством; она является сущностью всех чувств" (Интуиция// Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: "Сфера". 1998. С. 85. С. 84-90.)).Самопознание как отношение к сущности в себе. Где сущность явлена как тождество внутреннего и внешнего, микро - и макрокосмоса. Т.е. союз формы и жизни, в идеале - личности и Монады. Искусство есть духовно-ментальная, образно-понятийная и интуитивно-логическая интерпретация Бытия, Истока и Существования Единой Жизни. На своих вершинах искусство Слова есть созерцание Душой Вдохновенного Художника мира Идей посредством интуиции или духовного восприятия (открытия Эсхила, Данте, Шекспира, Гёте, Мильтона, Блейка, Уитмена, Рильке, Гессе, Н. и Св. Рерихов, художников русского Ренессанса, современных русских художников-космистов, Олега Высоцкого, например.).

Ниже на план (ментальные подпланы Манаса) искусство есть просветленное видение посредством образной медитации просветленного разума художника. Искусство есть всегда воплощение (3-ий Логос) сущности, оформление света - в состояние сознания, логика или рационализация Света. И потому, искусство, как и Святой Дух, имеет двойственную природу, два имени, две направленности: имманентную и трансцендентную.

По выражению Гегеля: "предметом художественного изображения может быть не всякое содержание, а лишь то, которое мысль фиксирует как сущность". Т.е., по мысли Ф. Бэкона, "божественные первопричины".

Искусство есть умение быть, бытийствовать в ментально-буддхических планах чистого смысла Светософийности.

В художественном образе (как проекции Универсального Космического - в земном) сквозит свет эйдоса и его корня - Эроса (космической творческой силы). Реальность чисто эйдетических планов, архетипальных структур. Художественный образ-символ в своей высшей ипостаси есть чувствительная, особо восприимчивая настройка сознания на Универсальное Бытие, ключ к Смыслу, концентрация на центре, который сфокусирован на Божественном Духе. Так же как ограничения искусства есть в свою очередь отражение ограничений нашего планетарного Логоса, телом проявления которого является наша планета. Законы творчества есть преломление Универсальных законов Единой Жизни в тончайшей светоносной материи образа. Искусство посредством ауры образа смотрит на мир и видит через него себя. Искусство играет неоценимую роль творческого напряжения проектирующей мысли, творящей Путь. Там где оскудевает творчество, рождается утопия или парадигма виртуальной мнимой реальности, не создающая мысли и чувства, эффект от которых является результатом всего действа, совершаемого посредством искусства поэзии, живописи, музыки или танца. Искусство есть проектирующая и практикующая модель реальности, опыт взаимоотношений с развивающейся реальностью и механизм ее становления. Художественное откровение есть обнаружение источника Первореальности - в сознании, развертывание реальности
изнутри познающего объекта. Священный гносис и есть само-бытие или план проявления Самосущего. Нет отвлеченного философского бытия и познающего субъекта отдельно. Есть единство творящей мысли - самотождественной или равной самой себе. - Вечно изменяемое Пространство. Искусство - это глубокая Тишина соединенности с Учением или Источником Единой Жизни. На вершинах своих искусство - это реальность Имени, это искусство Бытия, бытийствующего внутрь самого себя. Искусство - это просветление или эволюция самой души, нашедшей свое адекватное выражение через творческий ум и мозг человека - творца. Искусство, посредством образа, жизнь выводит на свет, творя из Бога - Человека, в лоно первопричин Бытия. Искусство - это Праздник Возврата, хрупкий сосуд Белого Серебра, прозрачная ноша - быть, воля - дарить, власть - жертвовать. Искусство или смысл Любви, зов Души, состояние Бога. Семя Космической Любви. Она одна предрешена.


А. ЯЗЫК И ПОНИМАНИЕ.
Б. КРИТЕРИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ КАК СУБЛИМАЦИИ НИЗШЕЙ ТРИАДЫ В ДУАДУ, ИЛИ В ЕДИНОГО В ТРОИЦЕ И ТРОИЦЫ - В ЕДИНОМ.

Что есть переход слова из номинации - в понятие, значение? Из троичности - в двойственность: качество сознания Души? Когда слово становится из того, что оно означает, тем, что оно означает: внутренним субъектом сознания явления или вещи. Само становится сутью: "КТО" - "ТО", минуя качество, форму, выражение - жизнью или образом, принципом жизни.

Единственно возможный язык в художественном произведении - это язык интуиции: опускание буддхически-манасической реальности посредством вдохновения (как "более высокой формы интуиции, потому что она приходит как идея, как завершенная тема с импровизацией, как фраза, создающая поэму"(Вдохновение // Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1998. С.90.)) через сердце творящего в фокус сознания или динамический центр художественного образа.

Художественное Слово есть фокус и символ интуиции. Сочетание интуиции и ментальной активности производит гения. И в этом случае нет иллюзии, а есть катарсис чистого мышления.

ЯЗЫК ЕСТЬ ОБРАЗ ИСТИНЫ

Манвантара Синтеза предполагает рассмотрение феномена искусства как действия принципов Универсального Учения Единой Жизни, их экстернализации в план художественного сознания, создающего искусство как Этику нашего соединения с Боговдохновенной Душой, открывающейся через все, связь со всем в этом мире.

Задача интерпретации идей художественного целого состоит в "духовном чтении", искусстве чтения символов, дающем КЛЮЧ к буддхической активности сознания (на плане Духовной Триады).

В основе символа всегда лежит некое синтетическое понятие, производное от метафизической идеи или принципа. Идея выражается в Имени. Имя - это всегда аспект или принцип Субъективации - реализованного Самосознания, сила (или программа) воплощения. Значение символа содержит в себе больше, чем эмоциональное качество, и есть тип желания. Т.е. равно духовной воли и духовному могуществу - 1-ому аспекту Логоса. Способность интерпретировать символы всегда предшествует истинному откровению.
Что есть понятие "художественного хронотопа" как не последовательность состояний сознания, выстраивающих геометрию пути героя как субъекта эволюции.


МЕТОДЫ АНАЛИЗА
Анализ художественного целого есть синтетическое понимание, есть искусство духовного чтения символов. Для этого требуется некоторым образом отождествиться с природой символа (образа), с природой той реальности, которую скрывает символическая форма. Природа символа - это наивысшее соответствие буддхическому или интуитивному плану. Или выражение этого плана в художественной форме. Т.е., после должного изучения формального аспекта необходимо убедиться, что делает с нами символ, какое чувство он вызывает, какие устремления пробуждает и какие мечты, иллюзии и реакции сознательно регистрируются.

Символ - как резонатор самосознательной сущности в нас.
Это промежуточная стадия между эзотерическим чтением символа и концептуальным пониманием. Это читается эфирно. Отождествившись с формой, идем внутрь символа с целью пройти сквозь символ: став инструментом Души внутри сознания (что достигается в процессе медитации как сознательного строительства моста между Душой, умом и мозгом человека творящего).

Позже возникает другая промежуточная стадия - стадия между концептуальным (понятийным) пониманием и эзотерическим постижением и применением . Эта последняя стадия называется "синтетическим распознаванием". Работа с каузальным сознанием, с внутренней сущностной материей образа. Итак, символ - аналог Души или 2-ой Логос художественного творения. Также как искусство есть форма энергии Души. Изучая форму и становясь осведомленным о ее эмоциональном значении, мы приходим к стадии схватывания базовой идеи символа и отсюда к постижению ее цели. Это ведет к истинному эзотеризму художественного творения, который является практическим применением его жизненного синтетического могущества к источникам индивидуальной жизни и действия.

При этом надо помнить, что идея означает высшее или абстрактное намерение. Смысл - это то, что выражает такое намерение в понятиях конкретного ума; и что значение символа содержит в себе больше, чем эмоциональное качество, и должно быть выражено как тип желания, которое он пробуждает в нас. Итак, символ - это фокус интуиции в художественном целом.

Когда мы сможем распознать, где, в чем - на каком уровне художественной структуры или художественной материальности совершается переход, путем внутреннего разрешения конфликта двойственности в художественном образе - в единство символа, как явленного синтеза, разрешающего проблему деизма (т.е. материальной и духовной субстанциональности) - в переходе формы (триады), символа в дуаду - идею или понятие, дух, лежащие в основе всякого символа и стимулирующие его на преодоление самого себя, выход за пределы своей формы. Тогда жизнь художественной формы восходит в Исток художественного творения. Возвращается в его первичное манасическое сознание. Значит, символ есть становящееся в художественном творении.

Ведь смысл художественного творения в его продуцирующей, прогнозирующей и проектирующей функции.
Все формы являются символами внутреннего качества и жизни.

Посредством концептуального (понятийного) прочтения смысла мы схватываем цель, для которой форма была приведена в проявление.

Можно выделить несколько стадий в анализе символа:
1. Его экзотерическое рассмотрение: линии, форма и цвет. Т.е. с точки зрения внешних аспектов формы.
2. Восприятие его качества астральным или эмоциональным телом, реакцию чувствительного отклика на толчок его качественной природы.
3. Концептуальное рассмотрение лежащей в основе его идеи, того, что предназначено для посвящения, того манасического смысла, который ОН намерен передать.
4. Стадия синтетического схватывания цели символа, его роли на плане проявления, его истинного объединенного намерения.
5. Отождествление с качеством и целью символа, когда он прозревается просветленным умом, "устойчиво удерживаемым в свете". Эта последняя стадия приводит в активность мозг, а также и ум.

Становится ясным, что не существует установленной интерпретации символа и что для каждого человеческого существа этот символ - какой бы он не был - несет уникальный смысл. Отсутствие интереса к символам обычно предполагает отсутствие интереса к должной интерпретации форм жизни и их смысла. Также слишком академический интерес к символам может говорить об извилистом и запутанном уме, который любит узоры, линии, форму и числовые отношения, но который полностью упускает значение смысла. И потому необходимо помнить о равновесии, находящемся в уме, формы и концепции, выражения и качества, знака и смысла, которое жизненно для роста сознания интерпретатора. Интерпретатор не есть поставщик вещества (не есть медиум формы), но добытчик смысла. Так же как и сам образ есть условие смыслу быть, проявляться - не как смысл вещества, или формы, но вещество (точнее, сущее) смысла.

Вместе с интерпретацией символической реальности художественного целого растет и интерпретатор, инициируется текстом, и изменяется постоянное качество самого текста как интерпретируемого объекта. Субъект - это объект вовнутрь.
Интерпретировать - найти жизнь художественного объекта в себе, в субъекте - аналог объекта.

Т.о., весь сложный иерархический комплекс: метатекст или план Ума (высшего Манаса), автор-ученик или посвященный, текст (как групповое иерархическое сознание) и читатель (реципиент)-сотворец – есть архетипальное органическое Единство Иерархического Субъекта человеческого сознания, изменяющееся в своем постоянстве Неизменности. (Жить - творить - дышать Мыслью от Единого Дыхания - т.е. изменять Неизменное.)

Итак, за точку отсчета символа мы берем выражение им божественной идеи, или, говоря словами Ф. Бэкона, "Этику раскрытия соединения с боговдохновенной Душой". Т.е символ - это сгусток эволюционирующей цели на некоторой стадии творческого Плана Логоса.

Символ есть сама идея о божественных первопричинах, метафизических первопричинах Бытия.
Художественный символ разворачивает себя, самосознает и вотождествляет с самим собой по принципу художественной индукции - как своеобычной ментально-духовной чувствительности, которая одновременно и находит искомое и выносит суждение о нем. Символ - это самостоятельное и трансцендентно-спонтанное суждение о Мире.

Символ - это коррелят Логоического знания и самопознающий субъект или качество этого знания, его форма, синтез темы (вещества, "что") и идеи ("кто") - в художественном Целом.

Имеет смысл рассматривать текст как фактическое качество Группового сознания, проявление принципов 2-го Луча всеединства и связи. Текст как фокус или символ Духовного Пути. (Путь как восхождение в Исток.) Ключ к прочтению или интерпретации текста есть принцип взаимодействия, лежащий в основе, или буддхической природе, самого текста.

Что значит прочитать текст - вскрыть его метафизическую причину или осознать его эйдос, т.е. проживя и осмыслив весь текст - от пролога к эпилогу, через всю его имманентную структуру вернуться вновь к идее его зарождения, пройдя весь цикл его развертывания - от сотворения к завершению и вернувшись к его осевой идее - зиждительной точке Начала, что в 3-ем Логосе (активного познания) коренится - через весь цикл его существования, но в новом качестве на новом витке текстуального или художественного бытия по завершении его цикла.

Т.е. мы естественным образом приходим к выводу, что художественный текст - это архетип расовой материи сознания, ее качественно-выразительный, образный субстрат.
Прочитать текст - это развернуть его внутрь себя. Т.е. для исследователя только тогда объективируется содержание текста, когда он нашел его жизнь как реальность в самом себе.
Принцип 3-го Логоса или активного высшего Разума - это способность встать в точку ответственности перед жизнью посредством ее проявления в акте текста. Исполнить ее задачу как План Души, цель которой - славить.

Отсюда изначальная двойственность текстуальной реальности есть аспект ее связи, с одной стороны - с реципиентом, с другой - с первопричиной или творцом, целью, идеей, трансцендентными конкретному выражению текста - и есть принцип 2-го Логоса пространства. Гармония достигается через внутренний центр творения.

Итак, первопричина художественного творения есть творец, вдохновленный Божественным Умом, или Иерархический субъект - Христово сознание в нас: Душа.
Встать под задачу логоса текста - загореться его жизнью. Жить в нем, открыть его в себе как истину, "КТО". Принять крещение его смыслом - собрать сознание в его внутреннем центре и через центр взойти на крест его цели - исчерпать жизнь текста через себя.

Если идея текста не архетипальна - в нем нет Пути, текст не работает с Духовной Триадой. Архетип выполняет роль аннигиляции иллюзорной формы или малого "я" и раскрывает его в объем сознания Души.

"Групповое сознание" текста коррелируется в системе художественных образов. Фокус основной идеи или замысла текста отражается в центральном символе или символическом ряде, представленном, как в веществе, в стилевом строе текста. Композиция же текста всегда представляет собой определенный геометрический символ. Главная идея текста - имеет числовое выражение и значение. К именам и названиям - подбирается мантрический ключ. Структурные элементы формы текста, его архитектоника соответствуют семеричному принципу строения человека и Вселенной. Т.е., уровень муладхары - манипуры в энергетической структуре текста представляет срез: тема - проблема ("что - о чем - как"), уровень анахаты - "зачем" и "кем", "кто" проявляется в авторской позиции и в главных героях текста, лирических отступлениях, пафосе и тропах произведения; уровень вишудхи - сахасрары в тексте разворачивается на плане его центрального смысла, идеи, концепта.

Т.о., мы осознаем, что литературный процесс есть Иерархическое явление и качество. А родовые, жанровые признаки произведения в рамках того или иного литературного направления свидетельствуют о типе художественного сознания с его четкой расовой разновидностью (атлантической или арийской), а так же о ярко выраженной его поляризации и соответствующей ей ориентации: астральной или ментальной. (Мы знаем тип психологического и интеллектуального романа, знаем тип экзистенциальной прозы и "потока сознания", лирики суггестивной и медитативной etс.)

Путь развития литературного целого - путь синтеза родовых и жанровых начал литературы, медитативных и суггестивных элементов текста. Белый стих, стихотворения в прозе или ритмизированная, лирическая проза тому пример. Явно этот синтез будет явлен через философскую медитативную поэму, а так же жанр художественного эссе или лирику. Художественный вымысел должен быть равен знанию. Литература должна из системы образов или эмоциональной стихии стать учением в образе, осознать себя таковой. А художественный замысел должен выражать иерархическую задачу. Новый субъективный библейский стих в универсальном ключе, данный через тождество образа и понятия, сплав концепта и художественной практики.
До сих пор из истории литературы мы можем выделить два типа творчества: внешний, ограниченный формой конкретного ума, психологический тип творчества, описательный, и визионерский или эзотерический тип творчества, несущий иерархический протейный заряд и посвященческий импульс.

Т.о., литература как поэзия Слова (поэзия как эзотерическая философия жизни) или 2-го Логоса, проявляющегося через Любовь-Мудрость-Сына как Образа (качества) Отца (Цели, Воли, Могущества). Есть принцип взаимодействия, коренящийся в истоке самой жизни, и выражении 4-го аспекта Универсального Учения Жизни или Синтеза как изначального и искомого или становящегося в природе самой Истины.

Т.о., художественное есть принцип непреложной двойственности, коренящейся в природе самой Единой Жизни, и есть сама реальность - "интроспекция" первопричин бытия в существование - аспект сознания на проявленном плане. Образ - Сын становится Отцом и Единым . Следовательно, Сын это проявленный Единый в действии, также как наш Планетарный 3-ий Луч является под-лучом 2-го Луча.

Художественное есть принцип снятия тринитарности - в Дуаде: Отец-Мать. И метод рассеивания мировой иллюзии посредством искусства духовного чтения символов. Т.о., художественное суть смысловое, архетипальное и снимает проблему наваждения авторитета.
Новое понимание Красоты в искусстве как гносисе Универсального Бытия, всегда предшествовало духовной революции.
Самосознательное искусство - это преображение самой материи Манаса, самого плана Идей - в Атму!

Это искусство не только "схватить" архетип, но и материализовать - реализовать его в образе, в форме. Т.е. искусство - как мышление в образах - это реализуемое понимание. Образ есть духовное удвоение, умножение мыслеформ. Это их проявленное значение в речи - языке образа.

Интересна "женская сущность" искусства ("...Когда мужское станет женским, когда не станет ни мужского, ни женского", - утверждает апокрифическое евангелие от Филиппа.).
Искусство - это конец жизни формы путем утверждения ее жизни как формы духа, сущности - формы форм. Искусство как принципиально новая форма самой жизни.
Искусство должно стать тождеством Миру Идей, которые сами есть фрагмент большего Целого. И первоначальным тождеством или подготовкой к нему с Миром Покоя - Атмы. Духа Единого.
Пусть искусство будет антахкараной в План Идей (Буддхический План), реализуемой, ментально-чувствительной связью с иерархией Архетипов.

В заключении хотелось бы сказать о том, что до сих пор гуманитарная наука в XX в. в основном строилась на собирании знаемого, а значит, внешнего, количественном накоплении познания, расчленяющим конкретным умом формы Целое. Но не на самом познании в его качественной активности (т.е. познании изнутри).

Универсальная же наука Синтеза не может сводиться к технике интерпретаций и типологических классификаций. Она сама - и источник и инструмент познания в гностическом тождестве субъекта и объекта. Ее метод работает в материи знания не посредством конкретного ума формы, а через сознание исследователя и во имя сознания. С целью достижения качества Сознания Логоса, имманентно присущего самосознанию и групповому иерархическому сознанию.

Сегодня же на лицо понятийное бессилие и терминологический разнобой в науке. Феномены сами по себе не являются знаками, не обладают самостоятельным философским значением. Термины схватывают точность явления в точке его ограничения, обусловленности языком формы. Потому слово и бывает "рождающим" и "творящим". Но об этом - отдельный разговор.

Эстетику можно определить как науку о философских началах Искусства, как новое современное выражение метафизики и онтологии художественного образа. Науку о принципах и методах построения художественного целого и законах духовно-художественного бытия.

Новая эстетика универсализма и синтеза есть философское основание Прекрасного, Красоты как фактора космизации сознания, равно духовно-философская наука расширения эстетического или художественного сознания.

Использованная литература:
Алиса А. Бейли. Наваждение - Мировая Проблема./Пер.с англ. М.,1993.
_______________________________

Наталья Шлемова, март, 1999. Москва// Наталья Шлемова. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография. - М.: МГПУ, 2005. - 150с. (С)

Опубликовано: Наталья Шлемова. Эстетика ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО: Эстетика Огня в "Живой Этике". Монография. - Международный Издательский Дом LAP Lambert Academic Publishing, Германия, 2011. - 328с.  ISBN: 978-3-8454-0917-7.


Рецензии