За грибами. Из цикла Завод

 
1981 или 1982 год, сейчас точно не помню. Перед нашим заводом была поставлена задача в кратчайшие сроки освоить выпуск антенно-фидерной системы для сверхскоростных истребителей МИГ-31. Ситуация  была такая, что сами самолеты были уже практически готовы, а система навигации и антенно-фидерная система запаздывала. Только сейчас по интернету я читаю, что МИГ-31 является до сих пор непревзойденным истребителем перехватчиком именно по параметрам антенно-фидерной системы. Может одновременно сопровождать 10 целей, из них 4 одновременно уничтожить на расстоянии до 250 км. Все это благодаря фазированной антенной решетке. Система была очень сложной, требовалось в кратчайшие сроки внедрить много новых технологических процессов.  Первые пять комплектов установочной партии проходили испытания по специальной программе в объеме периодических испытаний, то есть каждый блок проходил испытания по полному параду – температурные воздействия от минус 80 градусов Цельсия до плюс 300 градусов Цельсия, вакуум до 5 мм. ртутного столба, вибрационные и ударные нагрузки до 20g, термоудары, воздействия «иней-росы» и дождя.
Я в то время работал начальником лаборатории  типовых испытаний - ЛТИ, поэтому все организационные вопросы легли на мои плечи. Все испытательные термокамеры, термобарокамеры, вибростенды и ударные стенды должны быть исправны и аттестованы, все передатчики, присоединительные разъемы, приспособления для закрепления антенн на стендах должны были своевременно спроектированы, изготовлены и опробованы. И все это в кратчайшие сроки, работали в подготовительный период без выходных. А ведь никто не снимал план серийной продукции, а это антенно фидерные системы для всех выпускаемых в стране самолетов, как военных, так и гражданских, это товары народного потребления- телевизионные антенны, как комнатные, так  и наружные, телевизионные приставки дециметрового диапазона, товары производственно технического назначения, литье по выплавляемым моделям, радиокерамика. Разработчики этой уникальной антенно-фидерной системы «Поток-НКР» из Ленинграда дневали и ночевали на заводе весь период испытаний, как и мы – заводчане. А изготовление и испытания первых пяти комплектов АФС длились больше трех месяцев. Давление сверху было колоссальное, совещания проходили три раза в сутки – в 8 утра, в 5 вечера, в 12 ночи, рассматривались все очень подробно, вплоть до каждого винтика. Не дай бог задержать какую нибудь мелочь, тут же головомойка вплоть до освобождения от должности. И в этой обстановке были отказы на испытаниях, я тут же выписывал извещения об отказе и разносил в необходимые службы - директору, главному инженеру, военпреду, начальнику цеха, техническим службам. Тут же собиралась комиссия по исследованию причины отказа с участием разработчиков из Ленинграда и военпреда, выявлялась причина отказа, намечались меры по устранению причины отказа,  без проволочек вносились необходимые изменения в чертежи, отказавшие блоки восстанавливались, проходили приемо-сдаточные испытания на этапах ОТК и военпреда и поступали на повторные испытания ко мне в испытательную лабораторию. На отгрузку шли изделия, прошедшие с положительным результатом все положенные испытания. Несмотря на колоссальное давление от вышестоящих инстанций, на меня ни разу не оказывалось давление смягчить условия испытаний, например, вместо минус 60;С испытывать при минус 58;С, или вместо ударных нагрузок 20g испытывать при 18g, все блоки прошли положенные испытания, несмотря на то, что все устали за три месяца практически круглосуточной работы. И вот, наконец, ранним туманным осенним утром – где-то в 4 утра, когда машина с  только что сданным на склад последним комплектом изделия уехала в аэропорт, мы с Котиным Анатолием вышли с проходной завода. Город еще спал, а мы почему-то пошли через Зай в лес за грибами. Конечно, ни одного гриба мы не нашли, но это было неважно. Важно было, что мы молоды и ощущали, что сделали что-то хорошее и важное. Когда в прошлом году по одному из центральных каналов телевидения я увидел передачу про истребители перехватчики МИГ-31, что они до сих пор являются лучшими в мире, и что первые пять истребителей поступили на вооружение в 1982 году и до сих пор в строю, я почувствовал гордость за то, что и я принимал в этом участие и не зря мы так РАБОТАЛИ. Сейчас так не работают. Сейчас на первом месте деньги, а на все остальное всем наплевать.


Рецензии