Тридцать три К. Из цикла Завод

Середина 80-х годов. Идет ежегодная конференция по качеству на Лениногорском приборном заводе. На трибуне выступает пожилой рабочий из механического цеха и рассказывает о работе цеха по повышению качества изготавливаемых деталей и узлов. Я, как представитель Альметьевского завода Радиоприбор, сижу в большом президиуме, рядом со мной мой Лениногорский коллега – главный контролер завода Сункишев Нариман Галейшевич. Все прекрасно организовано. И вдруг Сункишев начал ерзать, весь покраснел, готов был спрятаться под столом. Что же случилось?
Поясню, что в состав объединения Радиоприбор входили: головной Казанский завод Радиоприбор, Альметьевский завод Радиоприбор, Лениногорский приборный завод, Гродненский завод  Радиоприбор, Жигулевский радиозавод.  Это было мощное объединение с численностью работников 25 тысяч человек, выпускавшее очень широкий спектр как военной, так и гражданской продукции, обладавшее самыми современными на то время технологиями. В начале 90-х годов объединение распалось и каждый завод пустился в самостоятельное плавание. Не все удержались на плаву, позднее Лениногорский приборный завод прекратил свое существование.
Но вернемся на ежегодную конференцию по качеству. Надо сказать, эти конференции проходили на очень высоком уровне, туда приглашались делегации с самолетостроительных заводов-потребителей нашей продукции, представители воинских авиационных частей, эксплуатирующих нашу продукцию, и, конечно, специалисты предприятий, входящих объединение. На конференции делался подробный анализ проделанной заводом за год работы по повышению качества и надежности выпускаемых изделий, по техническому перевооружению, освоению новых изделий, внедрению новых технологий, анализировались все отказы и замечания к нашей продукции, намечались мероприятия по устранению недостатков, по внедрению новых технологий, по закупке более современного оборудования. На конференции присутствовали рабочие, бригадиры, мастера, начальники цехов, инженерно-технические работники. На планшетах вывешивались плакаты, диаграммы, таблицы с анализом состояния дел в области качества и надежности.
В то время широко внедрялась аттестация на «Знак Качества», для чего проверялся весь техпроцесс изготовления изделий, наличие и правильность конструкторской и технологической документации, наличие и надлежащее качество технологической оснастки, отсутствие возвратов продукции от ОТК и потребителей. Прежде чем присвоить «Знак Качества» изделию, должны быть аттестованы все входящие в это изделие детали, и им должен быть присвоен заводской знак качества, сокращенно ЗЗК.
  Но я отвлекся. Так почему так разволновался главный контролер Лениногорского завода? Я прислушался к выступлению на трибуне пожилого рабочего механического цеха. Он монотонно по бумажке зачитывает: «В первом квартале прошлого года столько то деталей были аттестованы на тридцать три К, во втором квартале – столько-то деталей аттестованы на тридцать три К ….». Он раз десять повторил это слово: тридцать три К. Я не сразу понял, о чем он говорит, а когда дошло, чуть не расхохотался. Так и сидели в президиуме рядом: - у меня рот до ушей, а мой коллега, весь красный, чуть ли не под столом. Оказалось, начальник цеха, написал выступление, и, вместо того, чтобы выступить самому,  уговорил выступить рабочего по подготовленной бумажке. А тот, вместо того, чтобы читать «Заводской Знак Качества, сокращенно ЗЗК», читал «тридцать три К, сокращенно 33К». На счастье моего коллеги, многие в зале не заметили оговорку.


Рецензии