Самолет Горбачева. Из цикла Завод

 

Был конец 1988года или начало 1989года, сейчас точно не помню. Помню, как не взлетел самолет Горбачева. Дело было так. Я только недавно начал исполнять обязанности заместителя директора по качеству, а мой предшественник, Котин Анатолий Петрович, с которым мы дружили с детства, был назначен главным инженером. Я привыкал к новому кабинету, к множеству телефонов на тумбочке. Каждый телефон обладал своим голосом. Самый громкий и требовательный звонок звучал из прямого директорского телефона. Прямой телефон главного инженера звучал чуть потише. Дальше по порядку шли пультовский телефон, городской телефон, местный внутризаводской телефон. Была еще громкая связь с техбюро ОТК. Одним словом, я был весь в телефонах, зачастую одновременно звонили два или три телефона, приходилось разговаривать коротко и быстро принимать решения. По городскому телефону приходилось связываться со многими городами страны по качеству поставляемых нами изделий и по качеству поставляемых нам изделий. Это многие города Белоруссии, Украины, Ташкент, Новосибирск, Горький и многие многие  другие города. А еще непрекращающийся поток посетителей с документами на согласование. Скучать было абсолютно некогда, только успевай принимать решения, давать указания или советы и т.д. и т.п.
И вот однажды зазвонил телефон главного инженера. «Рафаилыч, у нас неприятность. К нам везут на исследование азимутально-дальномерный приемник, отказавший при предполетной проверке в самолете Горбачева. Горбачев полетел на резервном самолете».
Из белорусского города Борисово к нам приехал начальник отдела надежности, привез под мышкой на исследование наш запломбированный приемник. Срочно собрали комиссию с представителем военного заказчика и начали исследовать блок. Мы с главным инженером уже начали прощаться с должностями, ведь, если выявится производственно-технологический дефект, для нас последствия могли быть печальными. Время было еще суровое, наказания следовали незамедлительно. Ведь в первую очередь мы отвечали за качество и производственно-технологическую дисциплину на заводе.
Комиссия работала, мы тревожно замерли в ожидании. Причина отказа оказалась в дефекте конденсатора производства Новосибирского завода. Обычно в этих случаях составлялся рекламационный акт, и отказавшая радиодеталь отправлялась по почте на исследование поставщику. Но в этот раз белорусский товарищ взял наш рекламационный акт с отказавшим конденсатором и, в тот же день, полетел в Новосибирск. Я думаю, что он там тоже навел шороху, и не исключаю, что он полетел еще дальше, к поставщикам материалов для этого конденсатора. Таким образом, в кратчайшие сроки была установлена истинная причина отказа самолета Горбачева, по всей длинной цепочке был наведен порядок. Больше этот конденсатор не отказывал. Так работала система качества и надежности летательных аппаратов. Раньше работали инженеры. Сейчас работают менеджеры. А там, где встревают менеджеры, добра не жди.


Рецензии