Комиссар Бек - шведский Мегрэ

Май Шёваль и Пер Валё. "Швед, который исчез" (1966), "Человек на балконе" (1967), "Негодяй из Сёфле" (1971), "Подозревается в убийстве" (1974)

Если бы комиссар Мегрэ не испытывал сильной тяги к спиртному, курил не трубку, а сигареты, да вдобавок ко всему родился в Швеции, то он был бы Мартином Беком. Комиссар Бек — главный герой десяти романов шведских писателей Май Шёваль и Пер Валё и, честно говоря, я не вижу принципиальной разницы между ним и его более знаменитым коллегой Мегрэ. Не видели ее и создатели комиссара Бека, которые в одном из последних романов серии сами назвали его "шведским Мегрэ".

За пару-тройку месяцев я прочел несколько романов про Мегрэ и Бека — при всей разнице во времени, когда происходят события, в национальности персонажей, да и в писательском стиле авторов — Бек и Мегрэ у меня практически слились в один персонаж.  И ничего плохого в этом нет.

Мартин Бек, как и Жюль Мегрэ, — это образец следователя. Если представить себе  типичного российского следователя (фабрикация уголовных дел, взятки и другие коррупционные преступления, неумение расследовать мало-мальски сложные дела, презрение к людям и т.д.), то комиссары Бек и Мегрэ — это полные его противоположности. Поэтому читатель и сопереживает им, и даже — не побоюсь этого слова - любит. Оба героя не гиганты мысли, но достаточно умны. А главное - и Бек, и Мегрэ стараются хорошо делать свою работу — это люди, которым очень подходит определение "настоящие профессионалы". Действуют они не по какой-то чудодейственной методике, а чаще всего по формуле: если долго мучиться — что-нибудь получится. Профессионализм, желание работать, терпение, доброе отношение к людям — вот такими мы и хотим видеть следователей в реальной жизни.
 
Романы про комиссара Бека весьма разные по своему уровню. Вершина серии - четвертая книга "Смеющийся полицейский" ("Рейс на эшафот") — один из лучших детективов всех времен и народов. Хороши также "Розанна" (первый роман серии) и  "Человек на балконе" (третий) из этого сборника.

В данной книге представлены четыре романа, три из которых не относятся к лучшим образцам детектива. "Швед, который исчез" — второй роман серии и по сравнению с предыдущей книгой "Розанна" — большой шаг назад. Прежде всего, потому что первая половина книги невыразимо скучна: в Будапеште пропал некий шведский журналист и комиссар Мартин Бек летит в столицу Венгрии, чтобы разыскать его там. Действия как такового почти нет, никакой интриги тоже. Абсолютно ничего не понятно насчет пропавшего шведа и Бек не видит перспектив в этом деле — мы в этом вопросе вполне с ним солидарны. Ко всему прочему раздражает чрезмерно детальное описание в ряде моментов (комнат, содержимого шкафов и чемоданов). Местами книга напоминает протокол осмотра места происшествия. Вторая часть романа получше: в произведении наконец-то появляется детективная интрига - весьма оригинальная, но вполне предсказуемая для думающего читателя. Финал вгоняет комиссара Бека (как и читателя) в некоторую печаль — преступника просто жалко.

"Подозревается в убийстве" ("Убийцы полицейских") — тоже откровенно не удался. Здесь, в противоположность "Шведу", начало великолепное — следить за расследованием одно удовольствие. И вдруг все меняется: в линию повествования о расследовании убийства женщины в худших традициях Квентина Тарантино врывается совершенно самостоятельный сюжет о перестрелке воров с полицейскими. Эта сюжетная линия портит все — она, разумеется, связана с главным расследованием, но эта связь притянута за уши. Вдобавок ко всему авторы так увлеклись обличением капиталистических язв родной Швеции, что читать роман по-настоящему противно. Критика современного им общества проскальзывает у Валё и Шёваль во всех книгах, но здесь она совершенно разнузданная (еще похлеще, чем в предыдущем романе "Запертая комната", где Швеция начала 70-х изображена авторами крайне неприглядно). Все это портит неплохой детективный роман напрочь. Собственно детектив во второй половине романа уходит куда-то на второй план.
Интересно, что в этом предпоследнем романе серии появляются два преступника из предыдущих романов, которые отсидели свое, вышли на волю и вновь повстречались Мартину Беку. Один из них и стал главным подозреваемым.

Лучший роман в этом сборнике - "Человек на балконе". Это действительно классической детектив на современную тематику — Мартин Бек с помощниками ловит серийного убийцу, который охотится за девочками. Читать обязательно. 


Рецензии