Тени великой любви часть1 глава3

БОЖЕСТВЕННАЯ ГЕТЕРА ФРИНА


Красота — это вечность, длящаяся мгновение.

Альбер Камю



В Древнем мире были прекрасные женщины, которые, стремясь к независимости, выбирали профессию, обеспечивавшую свободу и высокий социальный статус. Гетера. Источник этого явления – Древняя Греция.

Гетеры были спутницами сильных мира сего или очарованных поэтов, художников, ваятелей, ибо союз красоты и искусства рождает совершенство мира. Гетера не то же самое, что порнайя – проститутка, хотя в современном мире эти понятия уравновешены.

Гетера должна была обладать не только красотой – ум и образованность ценились во все эпохи. В то время, как вульгарные блудницы торговали своим телом, гетера служила объектом поклонения, вдохновения и желаний. Свободой по тем временам гетера пользовалась неслыханной, она сама выбирала для себя партнеров, и если мужчина ей не нравился, могла отказать ему в благосклонности.

Героиня этого повествования – прекрасная Фрина из Афин.

Современники Фрины восхищались ее красотой, она была звездой, соскользнувшей на землю, живым воплощением Афродиты. При рождении ей дали имя Мнесарет, но позже, в Афинах, она принимает другое имя – Фрина, подчеркивающее ее исключительность. В переводе с греческого «Фрина» означает «белокожая». По свидетельству современников, у нее и в самом деле была светлая кожа, что для гречанок являлось редкостью.

Родина Фрины город Феспии в Беотии, один из древних городов, основанный афинянами. Раскинувшийся у подножия Геликона, обители муз, древний город рождал стойких воинов и прекрасных женщин, и он явил миру жемчужину Греции – Фрину.

Будучи дочерью состоятельных родителей – отец девушки был врачом – Фрина получила хорошее образование, отличалась умом и красноречием. Но главным достоинством девушки была ее совершенная красота.

Насыщенная событиями, свободная жизнь гетер привлекала многих женщин. Но не каждой это было доступно. Поклоняться женщине как божеству люди могут в одном только случае: если она обладает божественной красотой. Мерцающие брызги красоты отражаются на многих людях, но лишь в некоторых она воплощена в полной мере.

Фрина рано осознала свою исключительность. Она думает о будущем, о девушках, рано вышедших замуж, быстро теряющих свою привлекательность в ежедневной тяжелой работе и родах, следующих одни за другими. Как может она допустить такое, бросить красоту, подаренную ей богами, в пыль? Фрина оставляет родной город и отправляется в Афины.

В этой обители ценителей прекрасного по достоинству оценили девушку. А она быстро научилась обращаться с мужчинами. Вскоре ее любви добивались уважаемые и знатные мужи, готовые отдать состояние за созерцание безупречного тела девушки. Время шло и росла слава прекрасной гетеры. Здесь, в Афинах, у нее есть все, о чем только можно мечтать. Но нет любви. Мужчины для нее – источник ее благосостояния, инструмент удовлетворения личных амбиций, и только. Сердце ее холодно, сон спокоен, и душа по ночам танцует с музами у священных озер.

Однажды царь Лидии воспылал к ней страстью, но Фрина была совершенно к нему не расположена. И тогда, чтобы привести поклонника в чувство, она назначает ему плату за любовь, столь огромную, что она легла бременем на всю страну. Вряд ли Фрина желала разорить цветущую приморскую Лидию, но всего лишь охладить горячего «лидийского льва». Однако царь заплатил Фрине столько золотых статеров, сколько она пожелала, и она приняла эту плату, ведь, в конце концов, личные чувства не должны мешать делу.

Она ведет светскую жизнь, полную любовных приключений она богата, независима, и может позволить себе играть со своими высокопоставленными любовниками, как кошка с мышами. Завоевав status quo «самой желанной женщины Эллады», прекрасная гетера совершает экзальтированные поступки, поддерживавшие ее популярность в обществе. Например, свое восхищение философу Диогену Фрина демонстрирует тем, что оделяет его своим вниманием без всякой платы.

В городе Фрина всегда появлялась в пеплосе из плотной ткани, украшенной богатой вышивкой. Складчатая одежда до мысков золотистых сандалий укрывала тело обольстительной гетеры. Фрина не признавала прозрачных одежд, в отличие от других гетер. Существует мнение, будто Фрина была стыдливой женщиной, что мне кажется нелепым. Совлекая с себя одежды, женщина совлекает и стыд, а Фрина эротику сделала своей профессией. Что же касается непрозрачного пеплоса, то здесь все просто: как можно всем показывать то, за что с избранных берешь большие деньги? Ведь от обычной проститутки гетера тем и отличается, что ей платят не за половой акт, а за красоту. Фрина была умна, и поэтому посторонние взгляды не проникали в райские сады.

Но в праздник, посвященный Посейдону, в сопровождении своих рабынь, приходила прекрасная Фрина к морю. Толпы людей собирались на берегу, чтобы только увидеть ее, и здесь, под звуки лир, флейт и кифар, олицетворявших божественное вдохновение, она сбрасывала свои покровы и входила в пенящиеся волны. Прелесть богини Афродиты и земное начало сочетались в этой женщине, облик ее вызывал восхищение и страсть, таящую в себе разного рода опасности.

Однажды, выходящей из пены морской, Фрину увидел Апеллес, художник, чье имя было известно в Афинах. Он загорелся идеей написать ее обнаженной. Но Фрина гневно отвергла его предложение.

- Довольно и того, что в праздник Посейдона все созерцают мою красоту, - сказала она. – Только не ради них я снимаю свои покровы, но ради божества. А смертные бессовестно пользуются моим даром!

- И разве тебе не жаль их? – возразил Апеллес. – Многие часы простаивают они на берегу в ожидании твоего появления.

- А мне-то что с того? – нахмурилась Фрина. – Никто из них не платит за лицезрение моего тела.

- Да разве поклонение – не плата? – И, видя, что красавица все еще хмурится, художник пустил в ход самый весомый аргумент. – Ты восхитительна. Но, молодость не вечна, а годы исчезают, как роса под солнцем. Я же не позволю тебе увянуть. На моей картине ты предстанешь не смертной женщиной, а самой богиней Афродитой!

- Ты забываешь, мастер, что и богинь изображают в пеплосе.

- Да! Легкий покров, готовый соскользнуть к ногам. А на моей картине ты предстанешь как Афродита в день рождения, сотворенная из пены. 

Фрина задумалась. Художник не таков, как другие смертные, он видит больше и чувствует острее, и уж если он говорит, что она подобна Афродите, значит, так оно и есть. К тому же, став музой мастера, она приобретет еще больший авторитет. И она дает свое согласие позировать, но Апеллес должен заплатить. И художник заплатит, ведь, в конечном итоге, в искусстве важна страсть, а не чеканные монеты.

Апеллес написал картину «Афродита Анадиомена»,  что значит «Выходящая из моря». Фрина предстала обнаженной, в ослепительном сиянии своей красоты. Эта картина в древности была чрезвычайно популярна. Никаких складок одежды; совершенно обнаженная женщина смотрела с картины, и она была прекрасна.

Примерно в это же время Фрина обращает внимание на одного афинского скульптора, который самозабвенно трудится в своей мастерской. Зовут его Пракситель, и в Афинах о нем говорят, как о мастере, обладающем незаурядными способностями.

Пракситель был родом из Афин. Отец его был скульптором, и Пракситель с юных лет обучался искусству ваяния. Он не мог не слышать о Фрине; с Апеллесом он был знаком и, вероятно, его «Афродиту Анадиомену» увидел раньше других. Мечтал ли он о такой модели для своих работ? Безусловно. А почему бы нет? Ведь он – мастер, и единственный для него образ жизни – это творчество. Он трудится каждый день, думает о своих скульптурах, только о них; но настал день, перевернувший всю его жизнь.   

Фрина часто вспоминала Феспий, его сады и белые домики у подножия горы. И вот, в знак признательности, она решает подарить родному городу статую. Но, какую? Конечно, самую прекрасную. Из всех афинских ваятелей она выбирает Праксителя и приходит к нему в мастерскую.

Скульптор в это время заканчивал работу над статуей стройной молодой женщины в струящихся складках пеплоса. Он шлифует мрамор, его хитон в мраморной пыли, даже борода и волосы кажутся седыми, и на ресницах все та же пыль. Мастер удивлен, обескуражен, сбит с толку визитом знаменитой гетеры.

Молча она обошла прекрасную статую. Это Афродита. Лицо ее безупречно, губы слегка приоткрыты, легкий завиток лег над ухом.

- Мастер Пракситель, - вместо приветствия произносит Фрина. – Ты не находишь, что твоя Афродита похожа на меня?

- Это правда, - отозвался Пракситель. Он вдруг застеснялся и этой мастерской, где всюду разбросаны куски камня и инструменты, и своего бедного хитона. -  Я думал о богине, а видел перед собой тебя. Твоя красота так же совершенна, как красота Афродиты, ты ни в чем не уступаешь ей.

- Вот как? – усмехнулась Фрина. – Ты повторяешь чужие слова.

- Нет, божественная Фрина. Язык мой произносит слова, которые нашептывает сердце. Я рад, что другие громко превозносят твою красоту.

- А ты?

- Я? Я сделал это, как смог, безмолвно выразил все, вот… в этом камне.

Удивленно Фрина смотрела на него. С ней еще никто так не говорил. Так просто и проникновенно. Потом Фрина сбросила оцепенение и холодно сказала:

- Я к тебе по делу.

Потом был еще визит. И еще… Всякий раз Фрина находила повод, чтобы посетить мастерскую скульптора, а Пракситель каждый день вслушивался в голоса за воротами. Рабы Фрины громко возвещали о ее прибытии, и старая служанка Праксителя спешила отодвинуть засов. Сердце Праксителя падало в бездну, а через минуту в мастерской появлялась она. Сердце вновь начинало биться, медленно и тяжко.

Они не говорили о любви. Пракситель был женат. Имел детей. Фрина не хотела, чтобы он забыл свой долг, не хотела навлечь несчастье на его семью, хотя раньше не обременяла себя столь тонкими нравственными вопросами. Однажды она спросила:

- Хочешь увидеть меня обнаженной?

- Если ты сама желаешь этого. Я смотрю на тебя не как на простую женщину, в тебе заключено совершенство мира. Я был бы счастлив запечатлеть твою красоту в мраморе. 

- Я стану твоей музой. И сама заплачу тебе.

- О какой плате ты говоришь?

- О такой, чтобы ты не потребовал большего, как Апеллес!

Пракситель ничего не сказал. Но улыбка его померкла.

Потом было много дней… Фрина позировала ваятелю, и пыльный луч солнца окутывал ее наготу. Вот так и случилось, что на свет появились две статуи Афродиты. Одна в ниспадающих складках одежд, как требовали каноны, а другая – обнаженная, что было новым словом в искусстве. Каноническая Афродита отправилась в город Кос, а обнаженная – в Книд, что в Малой Азии.  Жители Книда восторженно приняли статую богини, построили для нее павильон. И там, среди колонн, она стояла, поражая всех своим совершенством.

Об Афродите Книдской вскоре стало известно на всем Средиземноморье. Взглянуть на это чудо люди приезжали из разных городов. А с популяризацией статуи возросла и слава скульптора и его музы.

Фрина стала спутнице Праксителя, именно теперь в полной мере соответствуя образу гетеры. Они жили в разных домах, занимались каждый своим делом, и все-таки они были вместе. Фрина собиралась даже оставить свое ремесло, чтобы принадлежать только Праксителю, только с ним проводить свое время, но именно теперь в ее жизни произошло драматическое событие.

Близкого общения с Фриной пожелал оратор Евфий. Он имел твердые позиции в обществе, высокий статус, поскольку в Греции возможности оратора, порой, превосходили возможности самих политиков. Это были одни из главных игроков политической арены. Надо ли говорить, что Евфий обладал немалым состоянием? За благосклонность Фрины он готов был дать любые деньги. Мало этого, он пошел на определенные жертвы. В надежде выглядеть моложе и привлекательнее Евфий сбрил бороду. И это в то время, когда борода считалась гордостью мужчины, свидетельством его успешности, активной жизненной позиции! Страшно подумать, что стоил ему, человеку публичному, этот шаг. Но Фрина жестоко высмеяла Евфия.

Евфий изумлен, разозлен и обижен. Он не понимает – почему? Почему она отвергла его? Сомнения такой женщины в его мужских качествах больно ранило. Но было кое-что еще, пострашнее личной уязвленности. Он мог бы, наверное, со многим смириться, но только не с тем, что отныне он смешон. На его безупречной репутации пятно, и виновна в этом Фрина.

Евфий решает найти баланс в покачнувшемся равновесии. Он подает иск в дикастерий, обвиняя Фрину в нечестии, кощунстве и неуважении к богам. Основанием послужили дошедшие до него слухи, что в Книде, в святилище Афродиты, где находится статуя обнаженной богини, стекаются паломники и поклоняются статуе, ваянной рукой Праксителя, для которого позировала Фрина. И это ей, афинской гетере поклоняются люди, а не Афродите!

Такое обвинение влекло смертную казнь или вечное изгнание. Столь жестокой мести от Евфия Фрина ожидать не могла.

Обвинения Евфия звучали нелепо, но это были тяжкие обвинения, нельзя было оставить это дело без рассмотрения. Назначили день суда. Эта новость быстро облетела Афины. Со всего города стекались толпы к зданию дикастерия, суд над знаменитой гетерой был для них желанным зрелищем. Еще вчера они с восторгом приветствовали ее, а сегодня ждут над ней расправы.

Фрину защищал оратор Гиперид, ученик Платона, сторонник Демосфена, имевший репутацию убежденного демократа и воина. На суде так же присутствовал и Пракситель выступивший в защиту Фрины. Но, несмотря на красноречие Гиперида и слова Праксителя, настроение судей было сурово. Дело принимало опасный оборот.

Глядя на происходящее, Фрина трепещет; она не понимает, как можно ее обвинять в нечестии, когда одной Афродите она служит. Они сами назвали ее идеалом красоты, а теперь готовы лишить жизни или изгнать, как преступницу!

- Кто из вас, благородные судьи, - услышала она голос Гиперида, - осмелится предать смерти ту, чья красота столь совершенна, что сама Афродита выбрала ее с тем, чтобы инструмент мастера мог воплотить ее божественный облик в камне? Евфий говорил о нечестии, укоренившемся а Афинах, но не там вы ищите, уверяю вас. Вы же не станете спорить с тем, что в совершенном теле может быть только совершенный дух. Так разве идеал может быть перед кем-то виновен?

Гиперид сделал эффектную паузу. Все ждали, чем же он закончит свою речь.

- Радуйтесь, благородные судьи, в Афинах есть женщина, чей облик воплощает саму идею красоты, как Афродита воплощает эту идею среди богов! Смотрите!

Гиперид подбегает к Фрине, стоявшей поодаль, и срывает с нее пеплос. Все вскрикнули. Такого хода от оратора не ожидал никто. Идеал, божественная женственность открылась их взорам. Все, кто были в зале, застыли в восхищении. Суд вынес Фрине оправдательный приговор.

С Праксителем Фрина не расставалась до конца своих дней. Их любовь пережила тысячелетия, она и сейчас жива, иная любовь, сотворенная красотой и искусством. Они вместе где-то там, где морские волны набегают на песок, Тритоны трубят в раковины, и дымкой курятся пологие горы Греции под восходящим солнцем.


Рецензии