Восемнадцатый вопрос. Как устроен мой мир?

Сережа только что посмотрел уже не в первый раз старый фильм «Секрет», который ему очень нравится. В фильме так ярко видно, как могут происходить чудеса, когда о них мечтаешь и очень сильно хочешь, чтобы они сбылись. Но все-таки не всё  в фильме понятно до конца.
 – Мама, а почему в фильме говорят о том, что Закон притяжения действует всегда: о чем я думаю, то и притягиваю. А в жизни так не получается. И даже в фильме не получается. Помнишь, там клиент в ресторане опаздывал куда-то и очень нервничал, и его в конце концов супом облили! Он же об этом уж точно не думал?!
– Этот вопрос, Сережа, о том, как устроен твой мир.
– Он устроен так, как я решил. Потому что он не знает, что хорошо, а что плохо для меня! Это мы записали еще когда мне семь лет было.
– А теперь пришло время разобраться в устройстве мира поподробнее. У нас с папой есть очень простое и очень ясное объяснение этого устройства. Но времени это займет порядочно.
– А я как раз до пятницы совершенно свободен!
– Пожалуй, мы управимся пораньше. Но только вначале нам надо договориться об очень важной вещи.
– О какой вещи?
– Все, о чем мы с тобой говорим, все ответы на вопросы, все объяснения, все наши игры – это не какие-то заповеди или незыблемые истины. Такие истины, с которыми нельзя спорить или опровергать, называются еще догмами. Так вот, мы с папой очень не хотим стать догматиками. Наши ответы – это просто картинки, иллюстрации к общей картине мироздания. Каким мы его видим.
– Я понимаю… Одну и ту же книгу могут ведь иллюстрировать разные художники?
– Совершенно верно! Мы рисуем простые иллюстрации к устройству мира. Можно даже сказать, рисуем картинки. И это наши картинки. А любой другой художник может рисовать все, что захочет он!
– Это понятно, мама… Но ведь мир изобилия – он есть сам по себе?
– Мы его видим, ощущаем, пользуемся его подарками, живем в нем – и для нас он есть. А кто-то его не видит, может быть ему даже нравится жить в мире ограниченных ресурсов и конкуренции – и он живет в этом мире, мире нищеты, как мы его называем. Но для этого человека, может быть, это никакой не мир нищеты, а просто – его реальность. И он рисует свои картинки, которые эту реальность проясняют для других.
– А какая реальность – реальная? Про которую я так решил?
– Именно! И сейчас разберемся, почему. Итак, начнем. Представь, что это – граница между твоим внутренним и внешним миром. Снаружи к тебе поступают самые разные события. Как ты на них реагируешь?
– По-разному. В зависимости от того, хорошие это события или плохие.
– Оказывается, еще до того, как мы начинаем как-то реагировать, событие проходит в нашем мозге через специальное устройство, «черный ящик», который открыл философ Виктор Франкл и назвал его «между стимулом и реакцией». Франкл был учеником другого философа, Зигмунда Фрейда, который как раз первым и открыл подсознание. Главная идея Фрейда сводилась к тому, что бессознательная часть мозга полностью управляет человеком.
– Значит, мы тоже его ученики! Мы ведь тоже так считаем.
– Но Фрейд не был в концентрационном лагере, а Франкл туда попал. И, как настоящий ученый, увидел, что погибают в концлагере те, кто считает случившееся с ними несправедливостью и незаслуженным наказанием, а выживают те, кто относится к этому как к испытанию для того, чтобы извлечь какой-то урок. И Франкл выжил, потому что извлек из своего заключения урок: создал опровергающую Фрейда теорию о свободном выборе человека, свободе сознательного принятия решения: как относится к любому событию еще до того, как оно произошло.
– Отношение – это и есть реакция. А что такое «стимул»?
– Стимул – это причина реакции. Событие. Но такие слова требуют объяснений, поэтому в просторечии открытие Франкла «между стимулом и реакцией» называют еще «коробочкой принятия решений». Событие еще не случилось – а мы уже решили, каким оно будет и что принесет.
– А как эта коробочка устроена?
– О ее устройстве – чуть позже, а пока посмотрим, что такое реакция на событие. Скажи, что в первую очередь испытывает человек в ответ на воздействие какого-то события?
– Ну, он его видит… Слышит. Чувствует.
– А как чувствует?
– Глазами, ушами… Пальцами.
– Говорят, что органы чувств испытывают…
– Раздражение!
– Правильно, раздражение! Свет раздражает сетчатку глаза, звуковые волны – барабанные перепонки, а лимон – вкусовые сосочки языка. Раздражение – самое первое звено в цепочке реакций. Всего их семь. И для каждого такого звена мы будем находить слово-индикатор, которое обычно произносит человек в момент раздражения. Как реагирует обычный человек на внезапное раздражение? Яркий свет? Горячий утюг?
– Каким-нибудь ругательством, наверное. «Блин!». Или даже круче.
– Согласна! Теперь допустим, что одинаковые события случались с нами уже много раз. Например, мы прикладываем руку к утюгу, а он, оказывается, горячий! Раз приложим, два, а на третий он и в розетку не включен, но будем мы его трогать?
– Нет, конечно!
– Потому что у нас есть что?
– Старый опыт?
– Ну да. Только мы будем говорить иначе. Вот, например, мы с тобой в Индии не были, но наверняка знаем, что там нельзя пить воду из открытых водоемов, потому что в них полно кишечной палочки. Этого факта в нашем опыте нет, а в понятиях опыта есть. Поэтому мы будем говорить не «старый опыт», а «старая жизнь».
– Значит, все, что я узнал в старой жизни, я считаю для себя нужным и полезным?
– Не просто полезным, а правильным! И люди всегда стараются в незнакомом, новом событии найти черты и признаки какого-то знакомого, старого.
– А когда нам кажется, что нашли, мы говорим: «Ну вот, Началось!».
– Именно так! И со временем набирается все больше и больше таких событий, в которых понятно, как надо реагировать. И у тебя возникает уверенность, что в любой ситуации ты знаешь, как надо реагировать, и ничего нового жизнь уже показать не может. Как можно назвать такое состояние?
– Может быть, самоуверенность? На самом-то деле я про все события знать заранее не могу!
– Не можешь, а своим накопленным опытом и знаниями все-таки гордишься! Считаешь их правильными…
– Тогда, может быть, это можно назвать гордыней?
– Молодец, именно гордыней! А что говорит человек в гордыне в ответ на предложение чего-то нового?
–  «Я знаю!».
–  Отлично! «Я знаю!» для гордыни – слово-индикатор. А раз ты все знаешь, зачем тебе твой опыт пополнять чем-то новым? И  постепенно ты начнешь избегать новых ситуаций, новых предложений и новых игр.
– Мне это совсем не нравится!
– Еще бы! А что это за состояние? Как его можно назвать?
– Может быть, лень?
– Точно, лень! А слово-индикатор здесь: «Неохота!».
– Но в школу идти, уроки делать, маме с папой помогать надо, и поручения надо разные выполнять. Ведь надо же за это отвечать!
– А лень! И какое тогда приходит состояние?
–  Когда я не хочу ни за что отвечать? Безответственность!
– Верно, безответственность! Индикатор: «А мне это надо?».
– Как всё интересно связано!
– Но разные события не дают тебе забыть об этой ответственности, и по отношению к каждому такому событию ты, конечно,.. что?
– Сопротивляюсь?
– Правильно, сопротивляешься! Они вызывают твое сопротивление. Что ты говоришь обычно, сопротивляясь кому-то?
– «Отстань!».
– Именно «Отстань!». А когда такое событие повторяется раз за разом, то какое чувство к нему возникает?
– Не знаю… Может быть, оно становится противным?
– Ну вот к тому, что ты не любишь есть, что тебе противно, что ты чувствуешь? Так и хочется оттолкнуть!
– Отторжение какое-нибудь?
 – Как раз отторжение! Обычно говорят: «Достали».
– Да, точно…
– А результатом такого отторжения будет… ненависть! К тем событиям и их источнику, которые происходят вопреки твоей гордыне. Причем ненависть, как медаль, имеет оборотную сторону: к тому событию, что слабее нас, мы чувствуем ненависть, а к тому, что сильнее, что нас подавляет, испытываем что?
– Наверное, страх?
– Конечно, страх! Ненависть – к одному комару в палатке, страх – к туче комаров.
– Получается, что ненависть и страх – это одно и то же?!
– Представь себе!
– А я ни ненавидеть никого не хочу, ни бояться!
– Вот поэтому мы и будем искать какую-то другую цепочку реакций: реакций изобилия! Хочешь?
– Еще бы!
– Но сначала посмотрим, что у нас получилось. Итак: событие – раздражение – старая жизнь – гордыня – лень – безответственность – сопротивление – отторжение – ненависть/страх. Так?
– Так! А ты говорила, что в цепочке семь звеньев, а тут восемь!
– Потому что ненависть и страх – это не звенья цепочки реакций, а результат, к которому эта цепочка приводит. Смотри: ненависть и страх, уже безо всяких внешних причин, замыкаются в твоем внутреннем мире вновь на раздражение, и реакции самостоятельно, безо всяких событий, циркулируют внутри нас.
– Это когда я заснул в ненависти к кому-то, то утром просыпаюсь раздраженным?
– Точно! И это – реакция большинства обычных людей.
– А как же, мама, все-таки можно реагировать по-другому?
– По-другому? А к какому результату, противоположному ненависти или страху, ты хотел бы прийти?
– Может быть, к любви?
– Конечно! Именно любовь и противоположна и ненависти и страху!
– То есть, чтобы не бояться ничего, надо обязательно влюбиться?!
– А разве ты нас с папой не любишь? Своих родных? Своих друзей?
– Это тоже считается любовью?
– Любовь, Сережа, –  это такое твое внутреннее состояние, когда ты чувствуешь в себе очень много чего-то хорошего, просто изобилие. И очень хочешь этим изобилием поделиться с другими!
– Правда! Я вспомнил, что такое любовь – ответ из нашей старой ответной тетрадки! Значит, чтобы не было ни ненависти ни страха, надо, чтобы в душе было изобилие?
– Молодец! И мы будем с тобой считать, что и тот и другой результат, и ненависть и любовь, находятся в самой глубине твоего внутреннего мира, в его ядре.
– А почему?
– Потому что это – первичные ценности, «неделимые», как атом. А теперь, почему бы не поискать противоположности к каждому из звеньев цепочки обычных реакций? Может быть, есть путь, который приводит не к страху, а к любви? Поиграем?
– Конечно!
– Итак, что может быть противоположностью раздражению?
– Спокойствие?
– Конечно, но не только! Такое состояние, при котором мы заранее готовы радоваться любому событию. Есть такое очень хорошее выражение: «У меня на душе всегда хорошая погода!». Вот так мы эту противоположность и назовем: «Хорошая погода».
– А слово-индикатор?
– «Классно!». Или «Класс!».
– Что противоположно старой жизни?
– Новая жизнь!
– А старому опыту?
– Новый опыт!
– А у кого никакого старого опыта нет?
– Наверно, у детей.
– А что дети постоянно делают, как они набирают новый опыт?
– Играют!
– Точно! И когда дети играют, они…
– Счастливы!
– Поэтому счастье и игра для детей – это одно и то же!
– А слово-индикатор?
– Ну, в какие игры ты больше всего любишь играть?
– В новые!
– Значит, «В такую игру я еще не играл!».
– Отлично!
– А что противоположно гордыне? Неужели догадаешься?
– Конечно же, смирение!
– Молодец! Значит, смирение – это состояние уверенности в том, что в любом событии есть что-то новое, повод для того, чтобы чему-то научиться. И быть вместе «с миром». Какое здесь может быть слово-индикатор?
– Раз эта игра для меня новая, то, наверное: «Примите меня!».
– Прекрасно! Конечно, противоположность лени – действие. А слово-индикатор пусть будет: «Поехали!».
– Ну, про безответственность мне понятно! Ей противоположна ответственность! А индикатор, наверное, «Я отвечаю!».
– Замечательно! Дальше просто. Что противоположно сопротивлению?
– Наверное, принятие?
– Лучше скажем: приятие. Когда люди становятся приятелями. И слово-индикатор здесь «Мы вместе!».
– А вместо отторжения?
– Были порознь, а стали одним целым, одной командой. Назовем это единением. «Мы – команда!».
– А теперь все приходит к любви!
– А любовь безо всяких внешних причин создает в душе состояние «хорошей погоды» – и круг замыкается! Скажи, Сережа, откуда началась первая цепочка?
– Снаружи! Из внешнего мира.
– А куда она пришла?
– Внутрь, в мой внутренний мир, и там осталась!
– И называется такой образ жизни «снаружи внутрь». А во второй цепочке – где ее начало? Откуда все началось?
– Конечно, изнутри! Все началось от любви!
– Которая первопричина всему. А куда ушло, Сережа?
– Наружу, ведь любовь – это состояние дарения, желание поделиться тем, чего у нас много!
– Например, состоянием «хорошей погоды». И это – образ жизни «изнутри наружу». Из нашего мироздания все уходит во внешний мир!
– Класс!
– А на что похожа картинка?
– Она похожа… Ну, конечно, на круги кровообращения из моего учебника биологии!
– Смотри, слева как будто венозный круг (снаружи внутрь), а справа – артериальный круг (изнутри наружу).
– И правда!
– Именно поэтому мы с папой и решили  дать этой схеме название «Сердце Мироздания». А вот как как перейти от одного маршрута к другому? Ведь нельзя же крови из вены в руке перейти в артерию в руке же? От гордыни – к действию, а от действия – к сопротивлению?
– Может быть, в ядре?
– Да, говорят, что от любви до ненависти один шаг. Но разделяет их «великая китайская стена»! Попробуй перешагни!
– Значит, в коробочке принятия решений! Как она устроена?
– Очень просто! Вот какое решение там принимается. Либо: «Внешний мир давит на меня снаружи (давление среды)» либо «Я давлю на внешний мир изнутри (давление ядра)». Что на самом деле? Я давлю на стену или стена давит на меня? Мир давит на меня или я давлю на мир?
– Как я решил, так и будет!
– Точно! Ты принимаешь решение заранее, до наступления любого события – и реакция на него идет либо по венозному, либо по артериальному кругу! Как будто делаешь щелчок специальным тумблером, у которого только два положения: «снаружи внутрь» и «изнутри наружу» –  и переключаешь картину мироздания!
– А чем переключается тумблер?
– Конечно же, твоей волей, волевым решением – и больше ничем! Решил – и изменил мир!
– Значит, получается, что мой мир не просто устроен так, как я решил. А я своим решением этот мир создаю!
– А зачем тебе самому создавать свой мир?
– Чтобы жить «изнутри наружу» и всегда быть в любви!
И тут, наконец, пришло время нашей ответной тетради:


Восемнадцатый вопрос:

КАК УСТРОЕН МОЙ МИР?

Ответ:

 Я СОЗДАЮ ЕГО СВОИМ РЕШЕНИЕМ!

А зачем?

ЧТОБЫ ЖИТЬ «ИЗНУТРИ НАРУЖУ» И ВСЕГДА БЫТЬ В ЛЮБВИ!

 

Новая игра    Как устроен мой мир?
Я создаю его своим решением!

Конечно, схема, которая у нас получилась, поначалу выглядит сложновато, но зато, когда ее освоишь как следует, все становится так просто! Мы так ее и называем «Сердце Мироздания». А чтобы с самого начала увидеть в ней практическую пользу, надо проверить, как все это работает.

– Скажи, Сережа, а вот когда ты своим решением, своей волей переключаешь тумблер на артериальный круг, то какой мир ты создаешь: свой внутренний или еще и внешний? – спрашиваю я.
– Во-первых, папа, ясно, что внутренний мой мир становится совсем другой. Раз я иду другим путем в своих реакциях на все события, и приводит меня этот путь к изобилию и любви, то, конечно, весь внутренний мир меняется.
– А как насчет внешнего мира?
– Наверное, он тоже меняется для меня. Только я пока не могу этого доказать.
– Хорошо, мы научимся это доказывать завтра. А пока представь такую невозможную ситуацию: у нашей мамы в годовщину нашей свадьбы почему-то тумблер оказался в венозном круге.
– У нашей мамы? Не может быть!
– Да мы просто поиграем: что было бы, если бы? Итак, ждет-пождет она меня вечером домой, думает: вот сейчас папа придет, сделает мне подарок, принесет цветы, и мы, наконец, отпразднуем нашу годовщину! А меня все нет и нет. И тут я прихожу и приношу вместо цветов… селедку!
– Папа! Ты разве так делаешь?
– Ну мы же играем!
– Тогда ладно…
– Теперь очень легко посмотреть, что скажет мама, если будет в венозном круге. Поехали? Ты будешь мамой и будешь говорить за нее слова-индикаторы. Итак, открывается дверь, и мама видит меня с селедкой…
– «Блин!»
Сережа включается в игру неохотно.
– «Началось!». А что началось-то?
– Наверное, разочарование. А дальше?
– «Я знаю!».
– Наверное, мама знает, что ей сейчас придется селедку чистить…
– «Неохота!»
– Ну, это и так понятно…
– «А мне это надо?»
– Да уж, в такой день точно не надо…
– «Отстань!»
– Придется самому селедку чистить…
– «Достал!»
– Да чем же я тебя достал?
– Все! Дальше ненависть…
– А наутро?
– А наутро снова: «Блин!» – и раздражение…
– И мир мрачный на целый день как минимум… А теперь: та же годовщина, та же селедка, то же событие, но тумблер у мамы в правом круге. Читай одни слова-индикаторы!
– «Класс!» - «В такую игру я еще не играла!» - «Прими меня!» - «Поехали!» - «Я отвечаю»…
– Наверное, мама за селедку отвечает, а я за картошку.
– «Мы вместе!» - «Мы команда!»… И потом любовь!
– А наутро?
– А наутро снова: «Класс!». Я понял! Весь мир меняется, когда тумблер в положении «изнутри наружу»!
– А вот как и, главное, почему он меняется, мы посмотрим завтра.

Первым делом мы находим с Сережей в папином ящике подходящий тумблер для выработки привычки самому создавать свой мир в артериальном круге. И Сережа то и дело щелкает им, произнося волшебные слова: «Класс! В такую игру я еще не играл!».
Конечно, все время щелкать тумблером необязательно. Достаточно просто привыкнуть ловить себя на том, что как-то сами произносятся какие-то слова-индикаторы венозного круга, и тогда уж осознанно переключаться в состояние творения своего мира!


_____________
1. Ронда Берн, «Тайна», http://c-portal.ru/books/read/703/0.
2. Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла»,
 http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/frankl/0/.


Рецензии