Путь дикой лисы

Снежинки, медленно кружась, падали на кожаный лисий нос. Пушинка косила глаза и лениво наблюдала за их лёгким танцем, волшебным, чарующим. Она просунула лапы между двух чёрных перекладин, обозначавших конец их вольера, сверху положила острую рыжую мордочку. Так лисичка была наполовину на воле, и снег, укрывающий землю белым одеялом, тоже пах свободой.
- Эй, пушистая! Опять мечтаешь?
Пушинка не обернулась. Ей было неохота разговаривать с противными Маггой и Миккой. Эти две лисицы были сёстрами, вредными и занудливыми. Они не признавали соседку по вольеру и, пользуясь своим старшим возрастом, смеялись и издевались над ней. Конечно, у Пушинки было секретное место, куда лисицы забраться не могли, но всё же... сейчас они застали её врасплох.
- Язык проглотила, пушистая?
Лисичка слышала, как противные лисицы крадутся к ней, медленно переставляя лапы. Ещё немного, и они вдвоём повалят соседку на земь, перевернут кверху животом. Пушинка сощурилась. Сёстры были очень глупы и их приём всегда был одним и тем же. Ничего нового они не изобретали, да и к тому же их сердца принадлежали вольеру. Магга и Микка были п р и р у ч е н н ы м и. А Пушинка - дикой. Неужели она не сможет справится с двумя наглыми пронырами? Лисичка незаметно приосанилась и напрягла мышцы. Ещё немного...
- Получай!
Они прыгнули раньше, чем рассчитала Пушинка. Магга схватила её за рыжий загривок, а Микка больно пихнула в белёсый бок. Лисичка упрямо вцепилась когтями в землю - она не позволит гадким сёстрам повалить себя на землю!
- Сдавайся, пушистая! - рычала Микка, от пыхтя от натуги. - Всё-равно тебе нас не одолеть!
Но малышка крепко сжала зубы. Она чувствовала тупые клычки на своей шкирке, тянущие куда-то в бок... чувствовала упругую спину, давившую в сторону и вниз...
- Двое против одного, справедливо, да?
Пушинка узнала этот голос. И невольно воспрянула духом. Черныш! Он поможет ей!
Маленький, чёрный и юркий, лисёнок скользнул между передними лапами коренастой Микки, и та гулко шлёпнулась на холодный песок. В ту же секунду Пушинка рванулась в сторону. Тупые, неострые зубы Магги беспомощно лязгнули в воздухе, и лисичка оказалась на свободе.
- Бежим, Пушинка!
Черныш кинулся вперёд. Его чёрные лапы легко скакали по серым скользким камням, белый кончик хвоста словно служил маячком бегущей подруге. Пушинка мчалась за лисёнком, уже слыша за спиной тяжёлое дыхание Микки.
Только бы успеть!
Они успели. Черныш стремительно свернул в сторону, прыгнул, вцепился когтями в кору дерева и ловко вскарабкался наверх. Не долго думая, Пушинка взлетела вслед за ним и распласталась на одной из верхних веток.
- Нечестно! - крикнула рассерженная Микка, скалясь.
- А ну слезайте! - тяжело отдуваясь, просипела Магга. - Что вы, кошки какие?
- Лисы по деревьям не лазают! - подхватила её сестра.
Друзья не отвечали. Да и к чему, их слова только подзадорят вредных лисиц.
- Голубки-и! - пропела Микка, надеясь, что хоть это подействует на шустрых врагов.
Но Черныш и Пушинка даже ухом не повели.
Сёстры покричала ещё немного, но вскоре им надоело, и они пошли прочь, ворча и выплёвывая обидные ругательства.
Пушинка подняла голову. Черныш залез выше неё, а сейчас просунул мордочку между разветвлёнными ветками, чтобы улыбнуться ей.
- Ловко мы их, а? - весело произнёс лисёнок.
- Ещё бы! - ответила другу Пушинка. - Спасибо тебе. Они ведь почти победили меня!
- Двое на одного... что за подлость?
Впрочем, бесчестность сестёр не удивляла друзей. Всем была известна гнусность и несправедливость Магги, ало-рыжей, толстой, и Микки, персиковой, коренастой.
- Ладно, - Черныш спустился к подруге и, легко удерживая равновесие, сел рядом с ней. - Не расстраивайся. Мы им как-нибудь отомстим за все эти... гадости.
- Конечно, - улыбнулась ему Пушинка. - Разумеется.Они вдвоём непременно одолеют этих глупых, несносных лисиц!Сёстры ещё поплатятся за свою гордость и честолюбие! Ведь Пушинка и Черныш - команда, и ничто не сможет их остановить!

У Пушинки была мечта. С малых лет она грезила об одном и том же - стать дикой лисой. Ей хотелось самостоятельно добывать себе обед, охотится на мышей и кроликов, прятаться в норе, выхаживать крошечных лисят... Что бы был папа-лис, заботливый, внимательный, храбрый. И несколько лисичек-подруг - беззаботных и весёлых. Иногда эта мечта занимала малышку настолько, что она забывала обо всём другом. И часами сидела на своей любимой ветке, поглядывая вниз, на маленький участочек земли...
Так она сидела и сейчас. Неподвижно, с застывшим взором, она глядела прямо перед собой, чувствуя под лапами шершавую кору искусственного дерева. Ветер легонько ворошил её густую шерсть. Ласкал, ерошил... Перед глазами лисы отчётливо стояла зимняя картинка - вот она крадётся по твёрдой ледяной земле, легко и бесшумно переставляя лапы. Впереди, ничего не подозревая, занялся умыванием белый заяц. Кончики ушек у него чёрненькие, но зверька это совершенно не беспокоит. Как и то, что в зарослях притаилась опасная хищница.
Лисица сделала ещё один осторожный бесшумный шаг. Второй...
- Пушинка-а! Слезай скорее! Тут такое!
Малышка от неожиданности чуть не свалилась с ветки. Внизу, задрав хвост трубой, на неё смотрел Черныш, бешено вращая янтарными глазами.
- Лиса привезли! Дикого...
Пушинка разом забыла, что нужно наворчать на лисёнка за то, что он спугнул её воображаемый обед. Лис! Дикий лис!
Кубарем скатившись с дерева, малышка скачками понеслась вперёд.
Новый лис сидел у самого входа в вольер и задумчиво рассматривал столпившихся вокруг него Маггу и Микку. Сёстры так таращили глаза, что Пушинке стало за них стыдно.
Лис поднял голову и поверх лисиц посмотрел на пришедших друзей. Смутившись, Пушинка опустила мордочку. Черныш неуверенно улыбнулся:
- Добро пожаловать!
- Одного добра тут мало! - откликнулся тот, и Пушинка поняла по голосу, что он очень стар. - Надо же так поймать... так лис не ловят, вот что я скажу!
- А как вас поймали? - с любопытством спросила Микка, подаваясь вперёд.
- Не твоего ума дела, прирученная! - вздёрнул нос старик. - Вам не понять!
Пушинка с Чернышом переглянулись. Да, этот старый брюзга покажет сёстрам, где их место!
- Тут не так уж и плохо, - осторожно начала лисичка. - Соседних сусликов, к примеру, кормят семенами. А у нас настоящее мясо...
- А ещё есть деревья, - добавил Черныш.
- Лисы по деревьям не лазают! - вздыбилась Магга, убеждённая в своей правоте. Она распушила хвост и приосанилась, ожидая одобрения старшего лиса.
- Не позорь род лисий! - вдруг рявкнул старик, обдав лисицу презрительным взглядом. Затем он поднялся, как следует отряхнулся и демонстративно повернулся к сёстрам спиной.
- Сумасшедший, - прошептала Микка.
- Я всё слышу! - не оборачиваясь, прорычал лис. Потом поглядел на Пушинку с Чернышом. - Показывайте, где ваши деревья!

Лиса звали Полётом Орла. По крайней мере именно так он представился маленьким лисятам. Он явно симпатизировал друзьям, и даже рассказал о своей последней добыче - толстом глухаре.
- Я крался к нему, позабыв всякую осторожность! - говорил старик, ухмыляясь. - Он сидит себе, сидит и не слышит ничего. Не спроста ведь глухарей так называют! Глухие они, как пни! Чего смеётесь? Не верите?
Они верили. Но сидеть на дереве, плотно прижавшись друг к другу пушистыми боками, было так здорово! Лисята внимательно слушали мудрого старого лиса и улыбались, щурились от счастья. Их согревала дружба, а также такая близкая мечта - ведь разговор с д и к и м лисом, это уже первый шажок к свободе. Друзья свято в это верили и даже не думали предавать свою мечту.
- А однажды мы с Серым Пеплом устроили погоню за зайцем-русаком. Их на снегу увидеть легко, но какие же они быстрые, а!.. И вот мы...
Лисята слушали и слушали, не в силах оторваться. Этот счастливый лис видел свободу, лес, познал законы дикой жизни.А вдруг?..
- Полёт Орла? - тихо спросила Пушинка. - А вы научите нас быть дикими?
- А что толку быть диким за решёткой? - сварливо прошипел старик. Однако в его голосе лисичка расслышала нотки интереса.
- А мы сбежим, - вдруг решительно проговорил Черныш. - Далеко-далеко. Они нас не поймают.
Полёт Орла молчал. Лисята в страхе переглянулись - что он ответит?
- Что ж. Можно попробовать, маленькие безобразники, - наконец отозвался лис. И отвернулся.- Готова?
Полёт Орла улыбнулся хитрой острозубой ухмылкой. Пушинка стояла перед ним, рыжая, мягкая, неуклюже переминаясь с лапки на лапку. Готова ли она броситься на дикого лиса и показать, что она сможет сбежать из вольера? Вообще-то наверное...
- Нападай!
Размышлять было некогда. Оттолкнувшись от сырой земли, лисичка прыгнула, выставив передние лапы вперёд. Она ожидала глухого болезненного удара со стороны лиса, но тот и не шелохнулся. Пушинка врезалась в старика и упала на землю. Полёт Орла даже не пошатнулся.
- Я сильнее тебя, - произнёс лис. - Значит, силой меня не одолеешь.
- А чем тогда? - спросил сидящий рядом Черныш.
- Хитростью и проворством. Маленький рост - это большое преимущество, между прочим.
Лисята удивлённо переглянулись.
- Я стар, неуклюж. Заставь меня подвигаться, я быстро устану.
Пушинка глубоко вздохнула. Хорошо, вторая попытка.
- Давай!
Лисичка окинула старика внимательным взглядом. Как же сдвинуть его с места? Она напружинилась, прыгнула под живот лиса. Полёт Орла поднялся на задних лапах, пытаясь повалиться на Пушинку. Но лисичка выскользнула в сторону, укусила старика за хвост. Лис взвился, резко развернулся, схватил ученицу за шкирку и слегка встряхнул.
- Теперь лучше, - одобрительно заметил Полёт Орла. - Но действия непродуманны. У тебя должна быть стратегия. Действуй!
Лисичка вновь вернулась на своё место, постояла спиной, а потом развернулась и с визгом понеслась на старика. Прыгнула, целясь лапами в морду лиса, встретилась глазами с противником. Полёт Орла был явно удивлён, чему Пушинка обрадовалась. Но - изумление во взоре лиса было последним, что увидела лисичка. Потому что старик отклонился в сторону, а Пушинка врезалась в дерево за его спиной.
- Это стратегия весенней белки! - сухо проговорил Полёт Орла, когда лисичка поднялась и с оханьем вытянула ушибленную лапу.
- Стратегия Весенней Белки! - радостно завопил Черныш.
Подражая подруге, он разогнался, прыгнул на спину лису, ухватил его за шкирку и потянул назад. Однако быстро потерял равновесие и, не разжимая зубов, повалился на землю, увлекая за собой старого бродягу.
- Она работает, - удивилась Пушинка. - "Белка" работает!
- Стратегия твоего друга называется внезапностью, - проворчал лис. - Хорошая вещь, кстати сказать.
Черныш распушился и со смехом произнёс:
- Учись у мастерка, Пушинка! Подражай мне и будешь...
- Ах ты, чёрный зазнайка! - сощурилась лисичка и, прижав рыжие уши, стрелой метнулась на лучшего друга.
- Мда, - вздохнул Полёт Орла, с сожалением глядя на визжащий клубок у своих лап. - Лисята, они и у людей - лисята.
На небо набегали облака. Золотистые от заката, лёгкие, опрятные. Щурясь, Пушинка смотрела за их фигурами, скрываясь в широкой листве.
Малышка исполняла указание Полёта Орла. Старый лис рассредоточил лисят по вальеру и приказал следить за местностью. Целый вечер, до первьй звезды, Черныш и Пушинка должны были сидеть и не выдавать себя. Магга с Миккой оббежали всё вокруг в поисках соседей, но даже Полёт Орла спрятался на одном из деревьев.
Несколько раз рядом приземлялись воробьи. Пушинка вспомнила, что старик обещал научить охотиться на шустрых птиц, когда они научатся ждать. Часами сидеть на одном месте и не шевелиться.
Лисичка быстро облизнулась. Да, когда-нибудь она поймает свою первую дичь.
- Магга, ты идёшь?
- Да, да, я уже здесь...
Пушинка втянула голову в плечи. Полёт Орла оставил её лежать в сухой траве, кончик пожелтевшего папоротника щекотал спину. Но сёстры не должны её обнаружить...
- Тихо, не топай так! Я кого-то чую...
Лисичка прижала уши, боясь вздохнуть.
Магга подняла красноватый нос и шумно втянула в себя воздух. Сделала шаг к Пушинке...
Но тут сзади всколыхнулись ветви. Магга замерла. Медленно обернулась, переглянулась с Миккой. Сёстры пригнулись к земле и сделали плавный шаг. По дереву, наверх, скользнула скорая тень. Она промелькнула так стремительно, что лисы даже не успели её заметить.
Пушинка подняла глаза. На верхной ветке притаился Черныш. Перехватил взгляд подруги и весело ей подмигнул.
- Раз, - шёпотом скомандовала Магга.
- Два, - подхватила Микка.
- Три!
Сёстры неуклюже ввалились в сухой папоротник.
- Здесь никого нет! - обиженно крикнула светлая сестра.
- Уже смылись. Кажется, к востоку. Пойдём. Они всё равно не станут дикими!

- Всё это хорошо, - говорил Полёт Орла, щуря глаза. - Но вы умеете справляться только вдвоём. В одиночку вам не выжить.
- Но вы сами говорили, - напомнила Пушинка, поднимая рыжие уши, - что дикие лисы редко живут сами по себе.
- Верно, - согласился лис и чуть заметно улыбнулся. - Дикие лисы живут парами. Вы понимаете, что это значит?
- Да, - смутившись, согласился Черныш и отвёл глаза.
Пушинка удивлённо взглянула на друга и перевела взгляд на Полёта Орла.
- Нет...
- Правда не знаешь? - расхохотался старик, широко разинув розовую пасть. - Ну-ка, Черныш, объясни ей!
- Жить парами, - замялся лисёнок. - Ну, это... это когда...
- Любовь! - громко и хрипло выкрикнул Полёт Орла. - Когда между лисицей и лисом - любовь! А пока её нет, каждый живёт сам по себе. Неужто вы думаете, что попадёте в лес и сразу встретите хищника свой мечты, а?
Пушинка нахмурилась:
- Я никогда не думала об этом.
- И правильно, - внезапно посерьёзнел лис. - Рано вам ещё. Идите лучше, отлупите сестёр. Они свои жиры скинут, и вы боевые навыки отточите. Ну, чего уставились, вперёд!
И друзья дружно прыгнули с толстой ветки.- Пушинка... Роза.
Роза была пожилой лисицей, всю жизнь просидевшей в неволе. Каждое утро она выползала из своей пещерки и лежала на любимой полянке. Остальные не трогали её, играть с ней было скучно. И всё же она была неотъемлемой частью их жизни, старушка по имени Роза.
- Что? - поставила уши торчком лисичка, внимательно вглядываясь в янтарные глаза друга.
- Она... с ней что-то странное, - Черныш взмахнул хвостом. - Пойдём, сама увидишь.
Пушинка поскакала за лисёнком, напуганная его серьёзным видом. А малыш двигался неторопливо, робко, словно не был уверен, что идти вперёд безопасно.
Наконец, они остановились у груды переломанных ветвей, за которыми начиналась каменная поляна Розы. Черныш шагнул в сторону, позволяя подруге выглянуть из-за его плеча. Пушинка высунула мордочку и...
Роза металась по площадке. Непонятно резвая, она бормотала что-то себе под нос, подпрыгивала, махала хвостом и шипела. Шерсть, обычно гладко вылизанная, торчала во все стороны, уши стояли торчком, глаза ярко сверкали. На секунду Пушинка встретилась с ней взглядом. И не увидела знакомой, привычной тёплой доброты во взоре милой старушки...
- Что с ней? - шёпотом спросила лисичка у Черныша.
- Я не знаю... Посмотри налево, может причина в этом?..
Пушинка вытянулась, вглядываясь в тёмный комок у самого входа в пещеру Розы.
- Что это?
- Это... Это мёртвый ёж, Пушинка...
Лисичка вздрогнула.
- Откуда здесь ёж?
Черныш не ответил. Он не отрывал взгляда от мечущейся старухи и щурил жёлтый янтарь глаз.
- Мы должны ей как-то помочь, успокоить, - пробормотала Пушинка.
- Не думаю, что это хорошая идея, - тихо отозвался лисёнок.
- Почему?..
- Не нравится мне это. Я приходил, когда солнце было ниже - и она была спокойнее. Пойдём отсюда.
Пушинка кивнула. Не отрывая взгляда от Розы, сделала шаг назад, с хрустом сломав какую-то ветку.
Старуха остановилась. Лисята замерли.
Роза медленно повернула голову в их сторону. Встала в охотничью стойку. Медленно пошла на них.
- Пушинка, бежим! - слабо шепнул Черныш. Но они оба остались стоять на месте. Безумие в глазах старухи пробуждала невозможно сильный страх.
Лисица сделала ещё два шага. Всё стихло. Пушинка с Чернышом крепко прижались друг к другу, боясь вздохнуть. Лисичка слышала биение в своей груди, и, кажется, в груди Черныша. Она не успела об этом подумать, но на секунду ей показалось, что их сердца бьются одинаково.
Роза прыгнула. Не молча, а с каким-то резким, страшным визгом, в раз сбросившим с лисят оцепенение. Друзья кинулись врассыпную. Пушинка слышала, как Черныш, ломая сухие папоротники, помчался в сторону их дерева. А она свернула к сетке-забору, туда, где часто наслаждались вниманием людей Магга с Миккой. Лисичка не знала, почему лапы несли её именно в ту сторону, но подсознательно решила, что двуногие существа смогут её защитить...
Лапы заплетались в траве. Пушинка чувствовала, что бежит слишком медленно, что дыхание сбивается, что она вот-вот потеряет равновесие... Судорожный вздох. Давай, дикая лиса, давай!..
По лапам противно ударила коряга. Конечности лисички подкосились, и она завалилась набок. И только сейчас поняла, что Роза не гналась за ней.


Рецензии