Лицо отделывается изнутри душой, снаружи – жизнью. В каждом лице можно различить и то, и другое. Жильбер Сесброн. // Внешность человека отражает его внутренний мир. Джавахарлал Неру. // Интеллигентные лица всех рас похожи друг на друга. В них на задний план отступает сама раса. Освальд Шпенглер. // Знаменитые люди, которым даровано прижизненное долголетие, переходят в память потомков лишь в старческом образе. Юрий Нагибин. // Посмотри на портреты всех великих философов и попробуй после этого отрицать, что мышление старит! Янина Ипохорская. // Черты моего лица ещё не одухотворились. Ведь они с годами приобретают выразительность и гармонию. Николай Гумилёв. // «Жизнь в горку и с горки». Одна из удивительных мыслей Рцы, и я догадывался. Биография человека и лицо его, – его физика и вместе дух, – имеют фокус, до которого всё идёт, расширяясь и вырастая, а после, умаляясь и умирая. Этот фокус приходится то на молодые годы, и тогда человек недолго проживёт; то лет на сорок, проживёт нормально; то даже за пятьдесят, и тогда он проживёт очень долго. Это выражается серией меняющихся лиц человека, из которых только об одном, кульминационном, можно сказать, что тут он «достиг себя». Василий Розанов. // Пора написать портрет Ильи Репина. Я его давно наблюдаю и слежу за его физиономией. Она долго не формировалась, было всё что-то неопределённое. Теперь физиономия сложилась, надолго пребудет такою. Вероятно, напишу. Иван Крамской. // Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою. Михаил Лермонтов. // Не понимаю, что происходит с Шолоховым. Изменился не только стиль, язык Шолохова. Изменился он сам. Раньше портрет его изумлял своей высокой интеллектуальностью, сейчас на тебя смотрит заурядное лицо приказчика с выхоленными усами. Неужели и этот отступился от правды? Жаль, очень жаль! Фёдор Абрамов. 1954. // Иные люди до неприятного быстро меняют свои лица и быстро изнашивают их. Сначала им кажется, что лиц хватит на всю жизнь, но им едва стукнуло сорок, а они уже донашивают последнее. Райнер Рильке. // Лицо и душа находятся в совершенно определённой зависимости. Лицо человека – это его совесть. Кобо Абэ. // Душа формирует внешний облик человека. У человека с открытой душой и лицо открытое. Фридрих Шиллер. // У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. Александр Солженицын. // Какие лица у поэтов! Ксения Некрасова. // Пастернак всегда выглядел юношей. Мандельштам всегда казался стариком, взрослым. Варлам Шаламов. // Я очень бодрый старик. Осип Мандельштам. // Лицо Эразма Роттердамского – одно из самых красноречивых и выразительных лиц, какие я знаю. Иоганн Лафатер, автор трактата по физиогномике. // Это было самое прекрасное и тонкое, самое одухотворённое человеческое лицо, которое мне приходилось встречать в моей жизни. Александр Куприн – о Чехове. // Лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Любовь Белозерская – о Михаиле Булгакове. // Лицо тогда бывает прекрасным, когда оно изображает прекрасную душу. Пифагор. // Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес. // Красота – это только сверху, на толщину кожи. Важно отыскать баланс между умом, телом и душой. Дженнифер Лопес. // Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. Виктор Гюго. // Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение. Уильям Шекспир.
Пассаж Ф.Абрамова о М.А.Шолохове спорен, необоснован и неуместен в устах Ф.А.
"Не понимаю, что происходит с Шолоховым. Изменился не только стиль, язык Шолохова. Изменился он сам. Раньше портрет его изумлял своей высокой интеллектуальностью, сейчас на тебя смотрит заурядное лицо приказчика с выхоленными усами. Неужели и этот отступился от правды? Жаль, очень жаль!"
Тоже мне, нашёлся физиономист.
Зная, как много боролся, именно боролся (с риском для собственной жизни) М.А. с перегибами 30-х годов, как не боялся и потом выступать за правду, защищать невинных, можно только посокрушаться, видя такие нападки осмелевших после смерти вождя-тирана деятелей филологического фронта (у которых рыльце в пушку и диссертации были на темы животворного влияния сталинизма на совлитературу).
Абрамов "провидчески" разглядел заурядное лицо приказчика и готов упрекнуть титана в отступлении от правды, а впереди была "Судьба человека", "Поднятая целина"(2 том), "Они сражались за Родину".
Оправдывает Ф.А. только молодая(на то время около 30 лет) горячность и то ообстоятельство, что Абрамов развился в хорошего писателя шолоховской школы.То, что у него-Абрамова- с годами физиономия не стала тоньше и интеллигентнее, а огрубились черты ещё более,- нас не должно, по большому счёту интересовать. Шолохов -гений и титан, Абрамов- талант и большой писатель. Хотя внешность имел пьющего плотника или биндюжника грубомордого.
Кстати, небезызвестый Бенедикт Сарнов, шолохофоб и столп либерального литпроцесса, писал, что и в молодые годы видел в Шолохове, именно в его наружности,- совершенное ничтожество. И что же, нам идти на поводу таких физиономистов?
Впрочем, подборка эта Ваша, уважаемый Анатолий, очень хороша, как и все другие
Она будит мысли, в том числе и ту, что можно благородными мыслями и делами чуть скорректировать неумолимую природу и старение уравновесить некоей печатью просветления и духовности.
Ибо безжалостно время, и "сморщенное лицо старика уподоблю груше, вынутой из компота"(Козьма Прутков)
С искренним уважением, Евгений Прокопов
Аплодирую Вам, Евгений!
Шолохов - это высоченная скала, о которую многие уже разбились.
Гляньте, сколько всякого мусора и дерьма валяется у её подножья.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.