Горцы пьеса

Я,не знаю, понравилось бы моему другу, если бы его имя было в посвящении,поэтому я не пишу его имя, но эта работа была сделана для него,и , еще потому, что я его подвел, не желая этого. Я написал эту работу, потому что был в восторге от обычаев, от обращения друг к другу горцев Северного Кавказа.
 К сожалению,я не нашел ни одного чиновника,в среде горцев,которые бы помогли мне поставить эту пьесу.Можно много о чем сказать, но будет лучше, если Вы ее прочитаете, и, может быть, Вы увидите новых горцев, и лучше начнете понимать их и себя. Мне кажется, что, если , что то нам и не хватает, то это стремление понимать, а не судить. Я, надеюсь, что Вы получите удовольствие.

Автор: Аракелян Алексан Суренович




                Горцы
               
                Музыкальная  трагедия

                2 действия

Магомед            
Асет  - Сестра  Магомеда
Ахмед
Зарина
Кровник
Старейшина
Отец Магомеда
Друзья  Магомеда (танец)
Подруги Асет  (танец)

               
                Действие первое

Дерево, около дерева стол, стулья , сзади каменный забор, сидит отец М.

Отец М – Опять деревья покрылись желтизной, но год вот этот был не такой плохой, кончилась, наконец война, настало время свадеб, но только сын мой, что то не спешил вернуться , и, наконец, сегодня будет здесь, сыграть бы мне свадьбу, чтоб внуков подарил мне на старость  и скорее.

Асет-  ( подходит сзади и закрывает ему глаза) Ну угадай, кто это?

Отец М – ты у меня одна, кто может сзади подойти, чтобы не слышал я, или услышав, ждал твои я руки. Когда приедет твой брат, нам надо сразу думать о невесте, ты поищи в кругу твоих подруг, чтобы была красива и скромна, чтоб  в дом ко мне войдя, она бы радость принесла.

Асет – ты мог бы сам жениться . Я не против. Мать умерла давно и твоя верность лежит на мне тяжелым грузом, когда нибудь и я уйду, тебя невесте не доверю, отец, отец твое тепло для меня было солнцем все эти годы.

Отец М-  я люблю тебя, взять  снова мне жену?!

Асет –ну почему бы нет. Была война и много вдов, которые достойны войти к нам в дом,  я взрослая , она бы стала мне подругой, и я бы рассказывала ей, какой ты славный мой отец, которого когда нибудь покину.

Отец М- давай об этом после, я более всего жду сына из Англии, быть может и не стоило мне туда его отправить  учиться. Нельзя им отрываться с этих мест. Здесь горы говорят словами наших предков, и воздух  здесь чист ты знаешь почему?

Асет- Отец…

Отец – Э нет послушай. Он чист  и потому , что сотни лет, мы отправляли души  всех к вершинам и старались, чтобы они там нашли покой.  Так  мы хранили наши горы, они хранили нас, и мы должны остаться здесь, здесь, где наши могилы, и души тех которые ушли , но все таки они следят за нами оттуда с высоты.

Асет – Да, что с тобой?! Тебя таким не видела давно, наверно с дня смерти мамы.

Отец М – Не знаю, тревога, непонятная со мной и с каждым часом сердцу тяжелый.

Асет –Встряхнись отец ты не такой уж старый, чтобы пускать тревогу в сердце. Осень , а за ней весна и потому прошу тебя ты прежде чем мне сыграешь   свадьбу ,  ты запусти и сам туда весну. Там места много.

Отец М – мне нравится твоя подруга Зарина и род их славен, что если, когда приедет Мага  мы познакомим их.

Асет –нет никого красивей чем она, за ее руку могли бы биться сотни юношей, но она верна осталась одному,  к сожалению отец, она давно уж занята и в ее сердце только он один. Ты помнишь был у нас соседский мальчик Ахмед.

Отец М – да, помню, но он всегда болел и был такой весь слабенький и носил очки.

Асет –очки он носит и сейчас. Нет он хороший парень. Умный . Не так красив, не для Зарины. С другой же стороны как знать, кого нам свыше  судьба готовит встречу.

Отец М – Да жаль . Твой брат он должен был уже приехать?

Асет-Да.

Отец М. – Кто будет его встречать?

Асет – полгорода у него в друзьях. Кортеж там будет слава Богу.

Отец М- он слишком горяч мой сын, и как он в Англии, там же всегда сыро мог оставаться  так долго.

Асет-я его люблю больше всех, боюсь и люблю, его шутки и его смех. За то, что не знает слов покоя, горяч как ветер,  и вокруг него всегда горит костер от шума, который он может делать из ничего. Мой сумасшедший и мой любимый брат.
Ты слышишь, кажется они. Они. Точно, я побегу на встречу.
Заходят Магомед и Асет

Магомед – Отец, я , все таки тебя хочу обнять, не то сейчас разорвется мое сердце(обнимаются).
Как дышится здесь , как мне легко, мне хочется летать , и завтра полечу. Асет , скажи друзьям, что я устал, я посижу с отцом, а завтра с ними. Отец, ты постарел, наверно, трудно так долго одному. Асет писала мне, что ты грустишь все чаще.

Отец М – да это правда. Ты расскажи как там.

Магомед – нет ничего там , чтобы ты не знал. Чего там не хватает? Вот этого всего.  Там нету наших гор, и нашей тишины. Нет наших песен, чтоб ноги сами шли, там нет друзей, которые за тебя на смерть идти готовы , и девушек,  которые чисты , как наших родников вода, и жажду могут страсти утолить.
Нет ничего такого там отец, за что ты мог бы биться. Скоро я закончу учебу и вернусь, чтоб к старости я мог бы стать тебе опорой. О той же жизни вряд ли буду я грустить, мое сердце здесь, где  кружат наши птицы.

Отец М – ну что ж, я рад, что все вы здесь, иди поспи. Да , прошу тебя, когда с друзьями будешь ты гулять, не допускай ты оскорблений, не лезь  без причины в драки, будь осторожней- ты у меня один и род наш на тебе: корням нужна вода, но также нужно солнце, которую дают им ветви рода. Случись с тобой беда и дерево мое засохнет, и предки наши будут позабыты, и некому их будет поминать.

Магомед- о чем ты отец, я из сырой страны, которая как ты не говори, но и в характер мой достаточно подбросил гнили, чтобы гореть и сразу, уже я не могу. Теперь я думаю, чаще чем, горю.

Асет- я буду с тобой рядом, мой брат, который может считать, что кровь может остыть, или можно остужать. Из всего, что ты сказал , я поняла одно, что научился говорить и даже убеждать, но я тебе никогда не поверю.

Магомед – ну почему?

Асет – ты в моем сердце целиком, и из горячей лавы, которым был ты, и как я могу представить, что ты остыл. Нет мой дорогой , ты, как всегда опасен. Поэтому предупреждаю сразу, к моим подругам не подходить. Ты можешь шутить, но только с оглядкой на меня.

Магомед -  все как скажешь моя любимая сестра, сестра, сестра…


 Асет – завтра придут гости ,и подруги, чтобы мне помочь, накрыть столы. Твои друзья, чтоб танцем  горячим зажигать  и  радостью начнет дышать наш дом, который то в тоске, то в ожидании. Как , я люблю тебя Мага.  Как ты хорош. Иди поспи. Здесь воздух смешан с тем теплом, который называется твой дом  .

Песня Маги

Здесь еще пахнет тем теплом
Которая осталась с детства
И руки матери кругом
Которые меня так грели
Она ушла и нет тепла
Того, что было раньше
И только здесь могу сказать
Что не хватает тебя мама
И только у моей постели
Могу  в поклоне наклониться
И звать тебя
И сном забыться
Зная, что утром поднимешь ты меня
Пора идти ты скажешь мне
О мать , о мать моя.
Утро

Асет , Зарина,  накрывают стол у дерева. Спускается Мага. Увидев Зарину останавливается,.

Асет – с Добрым  утром и как тебе спалось.

Мага – привет Асет .

Зарина – здравствуй Мага.

Мага – привет. Зарина ты. О , нет, не видел я тебя всего лишь года два. Какой ты стала.

Асет- Эй без рук, а то останешься без них, и головы своей, ты здесь в тисках обычаев наших,  чуть коснешься ты ее и это уже смерть.

Мага – я умереть готов, за эти вот глаза газели
             В их омуте готов я утонуть
            Зарина , видел много я красивых женщин
      Но рядом с тобой они ничто.
     С кем биться мне за эту вот корону
    И белой кожи сладкой надежды
   И алых губ , которые теперь
  Мне будут видеться везде.

Зарина – Асет, ты останови его, не дай бог, еще кто то услышит эти шутки, и не так поймет, что это всего лишь шутки Маги, которого все знают,  что он без них ,  не может.

Мага – Зарина , я ведь не шучу, ты слышала сейчас удары грома, смотри на горы видишь сход лавин, река  смотри сейчас она вся вздулась и готова порвать всю цепь воздвигнутых плотин.

Зарина – да где же Мага. День светел, ты приехал и солнце наверху нас  греет.

Мага – Нет, нет , неужели ты не видишь, что  в моем сейчас все это закипает теле.

Асет – Мага остановись. Ты пошел немного дальше, чем можно. У него есть любимый и давно, с тех пор как они родились они дружили, и такими остались , до сих пор.

Мага – Сестра ( лезгинка) похожа ли его любовь хоть немного на то, что я сейчас сказал.
Скажу я нет.  Твоя красота, меня прожгла, как молнии стрела, я устоял и только потому, чтобы сказать, что я тебя люблю. Поверь, что люблю тебя и больше жизни, что я готов на смерть и за тебя, а без тебя мне жизнь моя не мила, я не смогу уже Зарина без тебя.

Асет- ну хватит, хватит, уходи… Иди наверх оденься, должны прийти твои друзья. Ее прошу тебя забудь. Зарина  мне сестра, а Ахмед, был мне братом столько лет.
Мага опомнись, иди наверх и дай мне слово, что будешь сдержан ты, и не отпустишь  ты страсть свою к нам в праздник, который покраснеет сразу от крови. Здесь не прощают никого, когда задета честь…Ее я попрошу уйти, чтоб не смущать тебя и всех нас.

Мага- только не это. Даю тебе я слово, что не буду смотреть я на нее , ни слова не скажу, но только, пусть она , как солнце дня останется у нас , чтобы я понял, что есть праздник
И , что есть звезда, которая на нем и я буду рядом. С сегодняшнего дня меня уже не оставит жажда и буду тихо засыхать , если ее я не буду видеть каждый день  .

Зарина – мне лучше уйти.

Асет- да нет. Ты его знаешь он горяч, но все таки он брат мой и просил, чтоб ты осталась. В тебя не трудно не влюбиться Зарина ,  ты знаешь это, ты лукава, хотя кому из нас   может не нравится внимание таких мужчин.
В  горах рождаются со словом
В котором истина всегда
Нет места там сомнениям в слове
В горах все это болтовня
И ,если ты герой
То значит ты герой
А, если трус  то трус
И эхо разнесет об этом
С вершины на далекие хребты
И , если любят здесь
То любят как мужчины
Один раз и на смерть
За них готовые  идти
Друзья должны стоять стеною
И потому бояться нас
И друг не предаст
Потому что
Там с высоты весь род его
Проснется от проклятья
И души их тогда останутся в покое
Когда наследники земные
Будут хранить  давнишние заветы
Итак из века в век
Они остались
В своих обычаях и чести
Которые как скалы эти
Проверены ветрами войн
Поражений и побед.
(заходит Ахмед) Ахмед - Привет Асет. Вы смутились меня увидев, да, что случилось, ты покраснела Зарина, что скрывает моя любовь, от того, кто столько лет, как верный оруженосец  как тень всегда ходил за ней и знает каждое ее движение, и погоду он вычисляет по ней. Она нахмурена в ясный день и для меня уже нет солнца. Она с улыбкой в холод вышла , и для меня кругом весна, и от жары, которым только счастье дышит готов я в танце закружится. Зарина так люблю тебя.
Да, что с тобой.

Зарина – нет ничего, ты и в травинке можешь увидеть бревно, когда я рядом, да

Ахмед. Тебе все кажется, ведь ты видишь не только своими черными глазами, но сердцем, который иногда, может не то тебе  вдруг показать.

Ахмед. Пускай , что так.

Асет, а где твой брат ?..  Друзья его, уже готовы в пляс пуститься, а его нет, и девушки , торопятся смотря на них. Давно уж не было праздников у нас.
(Лезгинка) Спускается Мага. Танцуют девушки и парни (жесткий ритм барабанов).

Мага подходит к ним. Я запыхался дай мне воды. А это кто Асет? Не говори догадываюсь я, тот у кого в руках моя судьба. Нет не пытайся, что то мне сказать , я слово дал, что к Зарине я не подойду , или не покажу, что со мной творится.

Ахмед – Привет ты Мага. Много слышал, тебя тут ждали все.

Мага- а, о тебе , не знал я ничего, ведь странно мы с тобой почти одного года.

Ахмед – я , был почти всегда в горах, и помогал отцу, но иногда спускался с гор, пока не встретил я Зарину.
С тех пор вся жизнь моя –это она, и мои горы, и тишина. Ее я люблю также как и тишину.

Мага- да видел я ее. А, что у тебя с глазами?

Ахмед- да это с детства.

Мага – дай твои очки я посмотрю.

Ахмед – возьми.

Мага – нарочно роняет  под ноги танцующим.  О прости я был неловок, и они разбились. 
 Я закажу тебе гораздо лучше этих.

Ахмед- да спасибо, но я не вижу сейчас и все как будто ходят в тумане.

Зарина ( смотрит , как Ахмед беспомощно и нервно двигает руками и без очков) Что случилось?

Ахмед – я уронил очки .

Зарина- давай уйдем отсюда.

Ахмед –да нет же ты танцуй. Я постою и посмотрю. Не обращай внимания , я здесь.

Мага ( друзьям)- теперь давайте танец от души, скажу вам честно,  жизнь моя сейчас не так уж много значит,  и, если она не будет моей, зачем мне жить, когда не буду с ней. Не будет больше никого в моей еще недолгой жизни, я не смогу, я знаю это и дня прожить без Зарины.
(Девушки входят в танец)

Мага – Я не смогу , я знаю без тебя
             Весь мир к твоим ногам я положу
             Если захочешь…
             Там за горами океан
             Моя любовь   похожа на него
            Не сможешь сердцу ты сказать
            Как и волне, которая на ней
            Постой
            Корабль мой на высоте волны
           И без тебя нет у него пути
          Друзья быстрее в круг
          И хочет она  иль нет
          Она будет моей

Асет – Мага опомнись!

Мага –решение принято и нет пути назад
             Вся моя жизнь в ее руках

Зарина – Нет , нет и нет
Все замирают только играет ( барабан).

Асет- что делаешь, ты осквернил наш кров  бесчестьем, ты оскорбил  мою подругу, теперь он должен кровью смыть позор.

Мага – пустое , зачем ему Зарина, когда он с трудом ее может различить,  пускай найдет себе другую, и разницы он не заметит. Пусти меня.

Асет -
 Нет не ходи, хотя здесь твои друзья, но не вижу Ахмеда.
Он где ?

Мага- Наверно, убежал, собрать друзей, и род поднять, я за нее готов и с миром биться.

Асет – не говори, прошу тебя ты помолчи. И род у них большой и они люди чести.

(Асет поворачивается и видит  как Ахмеда нож  вонзается в Магу). Ахмед держит падающего Магу :Ты слишком быстр, чтоб я тебя простил, тебе немного будет трудно  и тяжело, и , если бы ты не разбил очки, я мог сердце твое быстрее найти. Прощай, наверно, и я приду туда, жди наверху у родника, я , чувствую, что мало мне осталось до  нашей встречи –жди. О моя Зарина! За   что  меня ты оскорбил?! Я знал и сердце шептало мне, что моя безоблачная жизнь, и мой цветок , которую по жизни я любил, останется когда то без меня. Долго длилось счастье видеть мне тебя Зарина, и уйти и не вкусить плода (убегает).

Зарина – Беги. Я перед тобой чиста. Теперь Беги.

Ахмед . стучится в дверь  кровника (за ним слышна погоня).

Кровник – кто?

Ахмед – твой враг.

Кровник – что надо?

Ахмед – защиты.

Дверь отрывается  и он заходит.

Кровник – входи коль так. За что они хотят тебя убить ?

Ахмед – убил сейчас, единственного их сына, которого не видели давно, всего лишь день, как он приехал и я убил его.   И на руках моих еще и кровь его не успела остыть. Дай мне скорее я прошу воды. Мне надо их отмыть.

Кровник – ты думаешь отмоешься сейчас, но кровь и лезвие ножа уже изменили круг жизни, и ты почти такой же труп, и можешь скоро встретиться с ним на  высоте заснеженных вершин.

Ахмед-  о чем они кричат.

Кровник – чтобы ты вышел (танец ).  Сюда они  не войдут и ты можешь жить здесь долго, мне будет легче от того , что будет с кем мне говорить, хоть ты мне враг и , если б я тебя убил, то души моих предков  нашли бы наконец покой.

Ахмед – что сделал я тебе?

Кровник – не ты - твой род, а это одно и то же, у нас в горах, за кровь обязан платить ты кровью, и , только эта плата нам может принести мир в семьи и покой.

Ахмед – я знаю. Моя судьба, она  хранила , до сих пор меня,
                И думал я, что мир так просто сложен
                Как мои горы, как ее глаза
                Как бурные потоки и синева реки
                Все это было в радостном потоке
                Моей такой стремительной судьбы
                Осталось мне последняя награда
                Которая была уже моей
                Моя любовь, и мне надо расстаться
                Со всем, что было и не стало с ней.

Кровник – кто виноват был в этой драке?!

Ахмед –
               Я слышал только его слова
               Которые дышали страстью
               Такой, что понял  , что  теряю
               То, что хранил я до сих пор:
               Родник , с которого питался
              И солнце, что будило по утрам
              Все эти годы, и имя ей Зарина
             Он мог уйти с ней…
             И с чем бы я остался?
            Без солнца,  без воды
           Без  чести и без жизни
          И моя жизнь была бы вся как ад.
            
               
 

Кровник – ты поступил по чести, по закону гор, которые решат… Ты был прав, но кровь всегда за кровь, а этот счет тебе могут простить , но только кровники твои или отец убитого тобою сына.

Ахмед -  я не могу , как я смогу просить того, кого лишил я радости и в горе, он будет уже каждый день , того чей родовой костер, который должен был пылать наследниками его сына я потушил… И его род,  останется без крыши и снегом с вершин могилы заметет. Такая боль, что я готов вонзить в себя вот этот нож, чтобы не думать мне об этом.

Кровник – а, как же твоя любовь и твоя невеста. Она красива, видел я ее .


Ахмед – Я мог бы жить в темнице, и купаться в лучах света
                Когда  она рядом со мной
               Я мог бы жить без воздуха
               И дышать только ею
               Если  она была со мной
               Когда я слышал смех ее
              Зимой , я думал , что пришла весна
          Моя любовь лавина с гор
         Или судьба
        Которая меня под ней и погребла.

Кровник -  ты так любил?

Ахмед – а можно по другому?

Кровник –я тоже думал, что любил, но  клянусь, что не было  таких вот чувств и я не знал, что они есть.

Ахмед –а , я не знал , что есть другие.
Кажется шум на улице стих.

Кровник – да. Теперь твоя судьба в руках Всевышнего и мудрости старейшин. Поспи, здесь никто не потревожит твой сон и жди решения судьбы.
(танец, в черных сорочках танцуют мужчины)   Асет  в белом платье, и Отец Магомеда.

Асет  - ну вот и все отец, закончился наш праздник , еще не успев начаться, и теперь ночь  будет светом днем, а ночь сама, как темень ада,   ушел мой брат, быть может там ему светло, и оставил ночь нам.  Я , что могу скажи отец, его душа уже в пути, нам надо отправить за ней душу того , кто помог ему , от радости земной , от красок его мира, который был таким же бурным, каким весной бывает наша речка, которая  становится рекой и сносит все со своего пути, теперь …, не знаю я он мечется , пока кровь не отмщена. Или кровь, или мы с тобой отец должны уйти за ним, чтобы себя в могиле запереть , но мы там будем с ним. И будем вместе ждать весточки от рода нашего и его друзей, которые отправят нам  послание такое же , как он оставил нам ( рубашка с кровью Маги). О брат мой.

Отец М- все в руках судьбы, и смерть его и все мои желания и внуки которые больше не родятся, и в печали я  проведу остаток дней своих, в  которых будут только холода и никогда уже ни с кем, не зайдет туда весна.  Он был горяч , как клинок, который еще в огне у горна, он был стремителен как ветер, который налетает к нам с вершин. Мой сын, мой сын, и это все мой сын. Какая месть заменит мне потерю.  В моем разбитом сердце одна печаль , не нахожу я место мести, о котором так громко все кричат.
Смерть, смерть , смерть ( танцующие , бой барабанов и лезгинка).

Асет – что мне сказать тебе отец, но его душа там не найдет покой, пока не встретиться с душой его врага, и там они помирятся, а Зарина найдет другого жениха. А в вышине  будут вздыхать  две страстью ослепленных и молодых орла.
Отец М – но оскорбил мой сын.

Асет – он забылся. Его так долго не было у нас, что он забыл наш мир на миг, и получил награду, такую он не заслужил, мир изменился за этими горами, он там давно и он забыл, что здесь другое все…
Старейшина идет  сквозь  танцующих, бой барабанов , к отцу Маги ( ему вслед ) Смерть, смерть…

Старейшина – молчать, не вы решаете , а тот у кого право, а право у его отца,  и я иду, чтобы узнать, его решение. Поэтому  постарайтесь ненависть свою пока оставить.
Мир дому твоему, пока  мир есть… Я посланник рода моего. Твой сын оскорбил нашу честь , ты знаешь это и он был награжден. Но кровь за кровь, и это наш закон, который как скала в горах нас хранила веками и мы должны решить судьбу того , кто был и не был виноват. Не буду говорить я долго, но наш сын , он наш единственный и наш кормилец, мы ждали долго, чтобы накопить приданое для нашей невесты, чтобы она зашла к нам в дом и радость принесла, как, и , наверно, ты хотел, но твой сын, на эту простыню, которая сверкала белизной их отношений бросил грязью, за  что и поплатился. Тебе решать сможешь ли простить, за что он был и не был виноват.

Отец М – слова уже мне не вернут того, кто сам был как праздник, с ним небо сверкало синевой,  вершины гор  искрились  радостью. Я знал его горячий нрав и потому послал в далеко, чтоб отвести мне от него беду, и не пустить в эту странную войну. Мой мальчик был умен, и был  горяч, и внуков я в мечтах уже видел лица. Но теперь  нет ничего, и дома моего почти что нет. Итак с рождения судьба готовила мне его смерть.
Старейшина –это так . Тебе решать.

Асет – Отец, а как он там  один будет скитаться , и его душа ,  не будет знать никогда покоя,  в мучениях и в позоре, всего лишь потому, что он не смог, и только потому, что он забылся, ведь так долго не было  его у нас, ты посмотри , ты видел Зарину , ее красота сжигает сердце как огонь засохшую траву на склонах летом. Он забылся и получил забвение, но мы , еще мы живы, чтобы покой дать ему в том мире, и наши предки сам ты говорил,  их души также будут смущены, если не будут отомщены.

Отец М ( обращаясь к старейшине) – прости ее сестру,  ее слова это крик боли и потерянной надежды, которым был наш сын для всех нас. (обращаясь к Асет) Молчи, мне решать, нужна ли снова смерть.
Две  жизни на весах судьбы, один нашел ответ, второй же ждет , но правда перевешивает в его пользу, я буду ждать , когда он придет сюда,  я , думаю Всевышний мне подскажет. Вот мое решение , и большего сказать я не могу.
Старейшина – ответ понятен. Я передам ему.
Песня друзей
Никто не скажет , что его друзья
Оставили его
И каждый из нас готов рискнуть
Сразиться с тем
Кто отнял жизнь его
Пускай уйдет и наша жизнь
В достойном поединке
Так будет длиться до тех пор
И может мы умрем
Но друг наш все равно
Найдет покой
И мы готовы биться

Старейшина – не вам решать, слепые в ярости своей, в горах закон один и он написан жизнью наших предков, и потому здесь он один лишь господин. Решать отцу здесь Магомеда.

Зарина – Я верю в милосердие, и в его мудрость. Мы жили , до сих пор , в покое , и знала я , что там в горах мой дом с Ахмедом, где уже скоро должны мы были жить вдвоем, и этим счастьем и покоем наслаждаться день за днем. Зачем пошла вчера туда я, ведь чувствовала сердцем, что может быть беда, Всевышний, зачем мне эта красота, которая внутри вот так черна, что отнимает жизни, и несчастьем будет жизнь моя.
Пойду к Асет, быть может ее слово о прощении ,перевесит чашечку весов в глазах ее отца, и моему Ахмеду будет жизнь дарована, хотя она уже не будет так светла, и здесь везде моя вина.
Я дам обет , что больше никто , не сможет лицо мое увидеть, кроме детей моих и моего Ахмеда. Я слово дам , что каждый день я на могиле Магомеда буду просить прощение за колдовство моей красоты, в котором не виновата я . О господи , вот идет она одетая вся в красное , а это плохо, она пылает и горит  лишь местью. Аллах дай силы убедить ее, ведь она знает, что он был прав, когда убил его.
Асет привет, я слышала  о решении твоего отца и , что может быть Ахмед будет прощен.

Асет – Да. Да Зарина. Вы будете жить , у Вас будут дети и дерево рода вашего расцветет, мой брат в могиле, а отец, я думаю, что он его недолго переживет, и он засохнет в тоске, зачем ему остаток жизни у пустого очага, около  которого не бегают внуки, сын  в двери не зайдет, чтобы принести им пищу, невеста суетится у огня. Зимними длинными ночами – одна лишь пустота.

Зарина.
Небо было синим стало черным
Солнце дарило мне тепло
Сейчас огонь, в котором мне гореть
Сгореть бы мне о Боже
Если бы я могла вернуть его
Печали может и уйдут
И в радости забьется снова жизнь
Но , если любимый мой умрет
То мне уже не жить
Если любимый мой умрет
То мне уже не жить

Асет – Что ты хочешь от меня Зарина, чтобы я просила отца, сохранить жизнь убийце его сына, и моего брата, когда прошел всего лишь день и тепло его постели  мне говорит, что он пошел помыться , а я стою у  дверей, и прошу скорей, оденься внизу собрались гости, а он молчит.
Его красивый смех. Ты помнишь как смеялся он Зарина , а над шутками его, полгорода смеялось и повторяла их.  Но все уже случилось. Я не могу просить за Ахмеда, прости,  рана открыта и черна на моем сердце,  в дом к нам пришла беда, которая оставит только меня, как  одинокий лепесток, осенью с потерянных деревьев, помается и уйти под чужой кров. Дверь дома нашего будет открыта ветрам , снегам, жаре, но только не человеку , там некому будет его принять. Ты понимаешь это все Зарина. Что даст мне смерть твоего Ахмеда и не смотри молящими глазами, на меня .Нет ничего, кроме того , что осталась вера , что там наверху, ему будет покойнее в сто раз, когда он будет не один. Схожу с ума прости Зарина, смотрю я на тебя , но все равно я ничего не вижу, кроме крови и ножа в руках, и удивленных глаз моего брата, которые не веря спрашивали меня, что это, он не мог поверить , что его праздник закончился раз и навсегда.

Зарина (песня)

Я с облаками   как с парусами
Теперь буду летать
И слезы с осенними дождями
Им землю буду поливать
И холод путник вечный
Меня к огню уже не пустит
И мои гости
В ночи снежной
Это тени прошлых дней
Глаза , которые ласкали
Так долго меня в своих мечтах
Которые так и не узнали
Как ждали их мои глаза
Снежинкой буду я кружиться
На лица теплые ложиться
Теперь и снег и дождь
Мои подруги ,и ночь.

Кровник (Ахмеду)
Вот весть пришла тебе решать, или уйдешь ты в горы и будешь вечно кочевать, но у тебя останется надежда, твоя любимая тебя так может ждать,  и охотники за твоим телом. Или пойдешь ты завтра в дом к нему и там  решат твою судьбу.

Ахмед- спасибо тебе за все. Я знаю, ты выручишь меня и сквозь них проводишь в горы. Там мой дом и знаю каждую тропинку я кругом, чтобы меня  поймать им надо годы потерять. Я не знаю, что решить,  ведь я был прав и может быть судьба даст мне награду снова жить, хоть жизнь не будет уже так светла.

Ахмед (песня) Я буду жить,
         Я не хочу идти во тьму
        Я хочу жить
       Хочу  я ждать снова весну
Чтоб запах трав  , с цветами гор, которые покроют долины
Увидеть их и звать свою любовь
Зарина, Зарина
Хочу я синеву реки, которая клинком
Прошла сквозь горы
К ее прозрачной чистоте склониться
Хочу оттуда снова я напиться
Хочу я в бурю в дом  зайти
Найти тепло там очага
И, чтобы ждала меня с пути
Моя любимая
Любимая моя
Всего я этого хочу
Но все в руках судьбы
И потому,  пойду к ним в дом
Я не смогу по другому  жить

Моя любовь , моя любовь
Похожая на мои горы
Моя любовь,
Моя любовь,
Я не смогу сказать тебе прости
Если меня моя судьба
Отправит в дальнюю дорогу
В дорогу, где нет обратного пути
Я попрошу  , ты не забудь
Те дни…
Ты поминай, Ты поминай
Как я тебя любил
Твои слова - звон ручейка
С которого я пил
Твой смех
Как  песни соловья
Который в доме нашем жил
Твоя  улыбка солнца луч
Меня будила по утрам
Ты не забудь,  ты  не забудь
Как я любил тебя.

Зарина - Вот скоро утро. Он пойдет. Мне проводить его в дорогу ,никто не пустит. Что найдет?! и как мне ждать … Как мне сказать ему - ты ветер, который дружен с нами был отправь ему мои слова, что я люблю его, что, если он умрет, то жизнь моя будет только тенью, которая будет одной подругой, домом, другом,  и с тенью только буду говорить и вспоминать , делиться мне с мечтами, которые мы иногда дарили скупыми словами друг другу.
Скоро утро и ты пойдешь, чего мне ждать, могу сойти с ума , но вдруг ты вернешься вдруг, ведь может быть, ведь это же судьба, меня безумной ты найдешь,  что делать тебе тогда… Ахмед, прости, я сердце прижимаю, которая готова выйти из груди и слезы, если я их отпущу, мне кажется река станет соленой. Я буду ждать, здесь у скалы, ты знаешь, если ты придешь, куда идти.

Отец М. Что мне сказать и как решить.  Два человека, которые свою любовь и чистоту несли годами, чтобы подарить потом друг другу все то, о чем они мечтали. И мой сын, и вера наша, и его любовь, которая могла быть только такой похожий на ураган, лавину с гор, он был таким и так ушел,  и я пойду за ним по дороге, что скажет мне он там, когда его душа не будет здесь отомщена, и встречу ли я его.
Он отвернется от меня. Что делать мне , что мне решить,  оставить здесь  двоих любить,  а в небесах  душа моя не встретит сына никогда, если решу и успокою его я память , то придет покой и наверху  мы будем снова вместе и его мать и весь наш  род.

Асет – Светает. Я хотела бы, чтобы ночь не кончалось, но слышен уже шум,  отцу решать,  и тебе мой брат, я , все таки спрошу, как холодно, наверное тебе, там одному. Я буду слушать небо и тебя.

Бой барабанов. Между танцующим в балахоне , закрыв голову идет Ахмед к  дереву. Асет  входит в танец, и между танцующими.
 
 На секунду все замирает, и слышится резкий крик орла.
Асет подходит к Ахмеду,- Он одинок и Он зовет тебя. Прости и передай ему привет. Прости Ахмед (Ахмед хватается за нож и падает).

Старейшина – ну вот и все, река зайдет в свои обратно берега. Долг , долгом уже оплачен. И , будет мир, они же в вышине найдут друг друга и  простят , а мы останемся пока на время здесь, чтоб нести мир, жизнь наша коротка, и все мы будем там, но надо , чтобы нас не забыли и помнили, чтобы роды  не засыхали и очаги пылали кострами в голосах наших детей, и потому любите и прощайте, и берегите вы любовь свою, а вы обычаи наши, они хранят  лишь чистоту, ушел виновный и не виноватый, но кровь за кровь, так дом его решил, и может они правы, судья не мы и не они . Мир вам , мир всем.
Лезгинка.
3.10.2013.


Рецензии
Несколько раз останавливался ...Тяжело и легко становится...
Хорошо,от души и правдиво,молниеносно разворачиваются события....
По описанию похожи на нормы адатов вайнахов..
Есть и у меня кровинка вайнахская по Отцовской линии...
Единственное,Алексан,замени "привет" на "Салам" ....
Всё-таки,горцы-мусульмане...

Махирбек Низамович Еминов   02.06.2014 13:00     Заявить о нарушении