Украинский торг, большой и местечковый

Один из определяющих моментов развития ситуации в Украине – политический торг с Киевом, который ведут местные административные и финансовые магнаты. Происходит это практически на всех уровнях, от мэра (наиболее яркий пример - градоначальник Харькова Геннадий Кернес) до губернатора (в том же Харькове это пытался делать бывший глава областной администрации Михаил Добкин) и даже в «трансрегиональном» формате. Последний вариант нагляднее всего демонстрируют Ринат Ахметов и Сергей Тарута.
Прежде положение региональных и финансово-промышленных боссов гарантировали договорённости с президентом Виктором Януковичем. Его уход обрушил эти гарантии. В условиях бедственного финансового положения страны у правительства возникает соблазн поправить экономику за счёт некоторых олигархов. Или перепоручить управленческие функции своим людям. Сложность ситуации, в которой оказались новые киевские власти, вынуждает заново строить отношения с теми, кто реально влияет на ситуацию.
Примечательно, что даже Ахметову не удалось выторговать у Москвы индульгенцию на дальнейшее существование частных бизнес-империй». Ахметов не получил от Кремля никаких гарантий. Российская «вертикаль» предполагает более жесткую регламентацию олигархов, чем требовала украинская система Януковича, уже переставшая существовать. Закономерно, что почти все они (единственное исключение – до определённой степени – составляет влиятельный в своё время политик Виктор Медведчук) в итоге заняли антироссийскую позицию.
Тот же Ахметов - наиболее уязвимый для Москвы в силу чисто географических причин – после длительных колебаний склонился к отстаиванию «неделимой Украины» и вступил в серьёзный конфликт с «Донецкой народной республикой» (хотя поначалу антикиевские выступления в Донбассе казались сильным ходом с его стороны). Однако этот конфликт пока что остаётся в основном словесно-символическим. Реальных действий против «сепаратистов» ни он, ни большинство других олигархов и региональных политиков не предпринимают. Исключение – Игорь Коломойский, превративший Днепропетровск в силовой форпост нового режима. Но в его случае налицо непримиримая вражда с государственным руководством РФ, не оставляющая выбора.
Ахметов шёл иным путём. Он пытался «заморозить», оставив для себя роль стабилизирующего арбитра и главной определяющей фигуры. В условиях фактической гражданской войны такая двойственность закономерно привела к столкновению с обеими сторонами. Дошло до объявления о национализации его собственности властями ДНР и формирования охранных патрулей на ахметовских предприятиях. Однако заметим, что 25 мая самопровозглашённый «премьер» Александр Бородай лично защитил резиденцию олигарха от штурма и возможного разгрома. Характерно, что в речи перед собравшимися Бородай противопоставил «уважаемого человека Ахметова» «конкретному врагу Бене Коломойскому».
Так или иначе, лавировать между воюющими сторонами – Киевом и ДНР – становится всё труднее.
Продолжение читайте на сайте: http://www.vkrizis.ru/news.php?news=4977&type=world&rub=gov


Рецензии