Исцеление. История одного храма

      Весна. Начало апреля. Солнце, сквозь стекло окна слепит глаза. На берегу Балаковки уже только кое-где остались небольшие холмики нерастаявшего снега, но на самой речке пока еще держится лед. Природа медленно просыпается после зимней спячки. Я смотрю на это через окно палаты, и это пробуждение природы словно проникает в меня, тоже рождает жажду жизни.


 Мое пребывание здесь, в кардиологическом отделении городской больницы, конечно, нуждалось в основательной порции оптимизма. Гипертония, стенокардия, загнавшие меня, сюда в больницу, конечно, плохо влияли на мое настроение. Большое многоэтажное здание кардиологии переполнено больными. В моей палате лежат двое соседей: подслеповатый щуплый старик и одноногий стриженный наголо мужик.


 День, с утра до вечера, заполнен опостылевшими медицинскими процедурами. Пытаюсь как-то отвлечься от этой больничной атмосферы. Моя больничная койка рядом с окном. Поэтому мое вынужденное занятие, как лежачего больного, это чтение книги, обзор окрестности в окно, наблюдение за природой и … размышление.

                Лучше всего в окно виден большой купол красивого православного храма Святой Троицы, расположенного буквально напротив больницы. В памяти всплывает история появления и существования этого уникального здания.Эта история основана  на сохранившихся народных легендах, возможно в чём то отличающихся от реальных исторических фактов, но она всё равно очень интересна и поучительна.


  Один из богатейших людей Балакова – купец-старообрядец Анисим Мальцев – задумал построить в Балакове такую церковь, похожей на которую во всей России было бы не найти. Но подсчитав капиталы, понял, что это даже для него слишком дорого, нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге – от Нижнего Новгорода до Астрахани.


 Необходимые деньги были старообрядцами собраны. Московское архитектурное общество, по инициативе братьев Мальцевых, в 1908 году организовало конкурс на составление проекта строительства храма в Балаково.Условием для участников конкурса было использование при проектировании нового храма образцов древнерусского зодчества до XVII века в формах, используемых до времени раскола Церкви.


 Однако в представленных на конкурсе проектах не была решена полностью поставленная Мальцевыми задача, поэтому они обращаются к председателю жюри Федору Шехтелю с просьбой выполнения нового проекта строительства храма. Образное решение храма, созданного Шехтелем, построено на использовании мотивов псково-новгородского зодчества в сочетании с чрезвычайно мощным шатровым завершением.



 Тема Троицы нашла отражение в трехкратном повторении формы шатра в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных арочных окон на фасадах храма и в других элементах архитектурного декора.Пожелания требовательных балаковских заказчиков были учтены талантливым автором нового проекта.



 Торжественная закладка храма в Балакове состоялась 28 июля 1909 года. Строительство храма, начатое в 1910 году, было завершено к осени 1912-го — в октябре подняли 17 колоколов. Строителем храма являлся, по сведениям местных историков, некий инженер Антонов, который работал под непосредственным наблюдением архитектора Федора Шехтеля.



 В течение 1912–1913 года Шехтель работал над завершением наружной отделки храма. Участок для строительства церкви архитектор Шехтель выбрал на высоком берегу реки Балаковки, так, чтобы храм просматривался с Волги, где он замыкал перспективу обширной Амбарной площади. В разлив с Волги подходили пароходы и хлебные грузовые баржи к балаковской хлебной пристани, примыкающей к Амбарной площади. Храм стал доминантой многолюдной площади и оставлял у приезжих самые благоприятные впечатления о Балаково.


 Пока шло строительство, Анисим Мальцев за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме. Иконостас и ризы выложены серебряной вызолоченной басмой. В храме имелись уникальные мозаичные панно — иконы «Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение».



 Анисим Мальцев всего несколько месяцев не дожил до освящения церкви. 10 февраля 1914 года, собираясь на свои хутора по хозяйственным делам, он скоропостижно скончался. Хоронили Анисима Михайловича с большими почестями всем городом. Его брат Паисий достроил храм. Он стал украшением города.


 Как утверждают старожилы, между церковью и двумя великолепными особняками братьев Мальцевых был подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по туннелю гнали тёплый воздух от котельной Паисия до особняка Анисима Мальцева и до церкви. Паисий Михайлович, чтобы попасть в храм, пользовался этим подземным ходом. В настоящее время туннель полузасыпан.


  Пять каменных церквей было в Балакове, который получил статус города в 1911 году. Колокольным звоном перекликались храмы, зовя прихожан на утреню, на вечерню, и тогда чистыми звуками благовеста, весёлым перезвоном оглашалась вся округа, но недолго звучали колокола, смолкнув под роковыми событиями 17-го года.



 Старики говорят, что когда бог хочет наказать человека, он лишает его разума и памяти, а тогда был наказан весь наш народ. Почти все балаковские храмы были разрушены новой властью. Единственная церковь, взорвать которую они не решились, была Свято-Троицкая, или Мальцевская, как называли её местные жители. Именно та, которая строилась на средства, собранные «со всей Волги» купцом-хлебопромышленником.



 Творение талантливейшего архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля, по проекту которого выстроен Русский выставочный павильон в Париже и Глазго, десятки зданий в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Таганроге, Москве и в родном ему Саратове. У церкви долгие годы была тяжелая судьба…


  Храм Святой Троицы сохранился в период разрушения церквей в 1932-1936 гг., благодаря наличию мозаик. Долго стоял он серой массой, обезглавленный, без уходящих в небо высоких шатров, увенчанных крестами, без сияющих мозаик, осквернённый и обезображенный, переделанный «под мирские нужды» храм Святой Троицы. Склад, народный театр, клуб дизеле-строителей, городской отдел регистрации браков.


  Как твердыня, устоявшая в огне и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов, кто позволил себе глумиться над святыней. В 1989 году здание было официально передано Русской Православной Церкви. И с первых дней началось активное восстановление храма под руководством отца Анатолия Шумова, который отдавал этому делу все свои силы.


 В этом восстановлении церкви участвовало много людей: представители администрации города, специалисты и руководители многих организаций и предприятий, архитекторы, строители, художники, прихожане. Восстановление оказалось многотрудным делом, оно было связано с бесчисленными проблемами. Каждое помещение, конструкция, узел, материал требовало единственно достоверного решения. В 1995 году неожиданно умер всеми почитаемый отец Анатолий. Как и Анисим Мальцев, он не дожил до окончания работ.



 Работу продолжил протоиерей Константин Фролов. В 1996 году восстановили шатер с главкой и крестом, затем звонницу колокольни. При содействии и участии благотворителей продолжается активная реставрация храма. Обновлены полы, окна, отреставрирована зимняя церковь, деревянные детали храма: дубовые резные двери, настил, антресоли хоров.



 В храме появилось новое убранство, утварь, иконы. До полного завершения остается много работы — выполнение иконостаса, росписи храма по эскизам автора и изготовление мебели. Но уже сейчас можно сказать: реставраторы приближаются к замыслу великого зодчего Шехтеля. Храм, словно птица феникс, восстает из пепла.



 Его купол с крестом сияет в лучах солнца и далеко виден горожанам. Я смотрю на него, и во мне рождаются мысли об неизбежности победы добра над злом. Массовое помутнение разума, постигшее наш народ, затянувшее в пучину гражданской войны и дважды к развалу государства, проходит. Время разбрасывать камни прошло, пришло время их собирать…


  Любая болезнь, хоть физическая, хоть нравственная, какой бы долгой и тяжелой она не была, обязательно излечима, если к этому стремиться, если в это верить, если этого желать.Ход мыслей нарушает звонок моего сотового телефона. Звонит мой старший сын Олег. Вместе со снохой Светланой и внуками Мишей и Пашей, они пришли меня навестить и просят спуститься в холл.



 Я иду им навстречу, и думаю, что им следует обязательно при первом удобном случае рассказать историю этого храма, особенно внукам. Они должны обязательно знать историю нашего народа, нашего края, прежде всего для того чтобы не повторять её трагических ошибок. История больно наказывает тех, кто не учит ее уроки.



 Пора выздоравливать, жизнь не потеряла смысл, если есть потомки, если есть кому продолжать наш род человеческий, если есть кому хранить наши духовные и культурные ценности.Жизнь – это борьба, и в первую очередь борьба с собственными недугами, борьба с самим собой за исцеление. Побеждают в этой вечной борьбе, только сильные духом, поэтому укрепление духа необходимо каждому человеку, всему нашему народу.


 После выписки из больницы обязательно зайду в храм Святой Троицы, прогуляюсь к изумительному дому-усадьбе Паисия Мальцева и, конечно, к дому его старшего брата Анисима Мальцева. Память об добрых делах братьев Мальцевых, их последователей, помогла и мне в тяжелую минуту.


Рецензии
Хорошо связал события сегодняшнего дня и историческую повесть.
Так держать!

Александр Белоус   19.06.2014 19:03     Заявить о нарушении
Валера! Продолжаем "графоманичать"? Я написал очерк о поездке в Черногорию, и вообще, жду от тебя рассказов, мемуаров.

Александр Курушин   19.11.2014 23:49   Заявить о нарушении