Мцыри-2. Часть 1

На лавры славы Михаила Юрьевича не претендую, а тем паче на бессмертие.
Это всего лишь моя фантазия.
Автор.

Поэма в четырёх частях с прологом и эпилогом.



Часть 1.

 
В аул ворвавшись генерал
Вдали мальчишку увидал!
Под грохот пуль и шашек свист!
Сквозь неприятеля рвались!
Отряды горцев в бой стремились!
Все храбрецы отважно бились!
Они отчаянно драли/сь!
Но не смогли! Не дождались!
Освобождения своих!
Лишь только раненных двоих!
Что с поля брани унесли!
Их долго по горам везли!
В могилы свежие пришлось!
Сложить родных им довелось!
При свете дня, при плаче вдов!
Оставить мир без лишних слов!

Сквозь окруженья плотный ряд
Солдаты русские стоят!
И пленных уведут с собой!
Кто трусом стал?!! Кто стал герой?!!
От перемен успех порой
Зависит, кто уйдет живой!
А кто сраженным и убитым!
Останется лежать забытым!
Один лишь молчаливый взгляд
Напоры сдерживал атак!
Отдать ребёнка пленным рад!
Тот плачем нарушал парад!

И рядом меж атар овец
Несчастный лег его отец!
Лежал сраженный прямо в грудь!
Закончил жизненный свой путь!

Под бочкой сидя глядя вниз
С испугом он вращал глазами!
Такой у смерти был каприз!
Его живым оставить с нами!

В бою был грозный генерал,
Но лишь сраженье на исходе
Он становился добрым вроде!
Он всех простил и всех молил!
Не трогать боле никого!
Оставив только одного!
На растерзание шакалов!
Ему казалось это мало!
Но Нет! Он взял его с собой!
И с тем обрёл в душе покой!

***

Там, где Арагва и Куры!
Там горец жив без головы!
Там воздух славою пропитан!
И нет на свете лучше вида!

И вряд ли мог он это знать!
О том, что надо с собой брать!
Что, для чего и почему?
Та арба привезёт в тюрьму!

И видел он лицо средь глыб!
С венком из пёстрых дивных рыб!
И эти рыбы говорят,
Являя новый ей наряд!
Она прекрасна! Ты поверь!
Всю глубину её измерь!
Измерь её до самых струй!
В прозрачность вод её войди!
И никуда не уходи!

***
Затем умчался генерал
мальчишку в арбу передал.
Как будто это был щенок!
Или диковинный манок!
Котёнок или пистолет!
Знакомым передать привет!

***
И сжался мир двойным кольцом!
И Мцыри встретился с отцом!

Вдруг он увидел тех овец!
в тоске лежал его отец!
О, если б понимать он мог,
Что генералом был злой рок!
Он пристрелил своей рукой
Того, кто подарил покой!
Его отцу! Позор! Кляну!
И участь плена самому!
И генерала стервеца
Пустить в расход взамен отца!
Отдать огню и в пасть гиен!
И заменить победой плен!
И суждено кому лежать!
За жизнь от страха не дрожать!
В пыли аула положить!
Чтоб прекратилась его жизнь!
Он был бы рад! Он был бы рад...

Не осуждай меня, отец!
Ведь был и я, как ты храбрец!
И я готов был смерть узнать!
Её приветствовать и звать!
И я готовился узнать,
Что после смерти будет ждать...

Всех нас! В долине и поныне,
В той стороне родной меж гор!
Ты можешь за меня быть горд!
Я всё ж исполнил месть свою!
И сердцу жаркому в бою!
Я песню сладкую пою!

Не осуждай меня, отец!
Что ты лежал между овец!
Ведь я не гнулся пред врагом!
О смерти думал я потом!
Когда жар схватки поутихнет
Деревьям я читал молитвы!
и вспоминал, как страшен сон!
Которым для меня был Он!
И в те мгновенья бытия
Таким, как ты хотел быть я!

***

Там, где Арагва и Куры!
Бежит стремительно с горы!
Их почитаю вместо Бога!
Скрыт очертанием полога!

Пои/т козлов и горных коз!
Герой мой жил и там подрос!
И он другого не желал
Был смел и добр и это знал!
Лишь утром солнца диск взойдёт
Он будет верить и найдёт!

И вера с лаской в крепкий кнут
Любовь с надеждой там плетут!
И птицы сладостно поют!
Так будет верно и в раю!
Об этом песнь свою пою!
Где он познал в тени уют!
Где осы с пчёлами снуют!
И свой живительный родник
Не отпускает ни на миг!
Лесного жителя просторы!
И зверя дикого хоромы
Ему едины! Словно брат
Тот волк! И кров делить с ним рад!

Кто враждовал не жил здесь долго!
Вот очертания полога!
Кто молится траве и мхам!
Пусть преклонит главу горам!

Мать умерла ещё при родах
И стала матерью природа!
Лицо припомнить вряд ли смог бы!
Но девушку! Та, что была
Так миловидна и стройна!
Так удивительно покорна!
Так ослепительно вольна!
Пришла с кувшином из села!
Он никогда б забыть не смог!
Пусть пожелал бы даже Бог!
Стереть из памяти мгновенье!
Сильнее ветра дуновенье!
Скорее с жизнью он расстался б,
Но в сердце с образом остался!
Он предпочёл молчанью плен!
О том, что видел и узрел!

Вот, как монах стоит меж скал!
Он также чувствовал оскал!
Тот страшный зверь, что лёг к нему
На шею, словно был хомут!
Он скинул с лёгкостью на землю!
Поверг и сжал в объятьях нервных!
Клыки впивались глубже в руку!
И всё вертелось, как по кругу!
И до последнего дыханья
Держал, о смерти точно зная!
Когда с косой придёт к нему!
Он, как сейчас, возьмёт суму!
Увидит, как погаснет свет
В зрачках задушенных навек!
И все законы бытия
Когда-нибудь поймёт судья!

Конец 1 части.

*комментарий.-момент пленения Мцыри. Воспоминания из прошлой жизни по дороге в монастырь. Зрелые воспоминания о схватке с барсом.
...


Рецензии