Моржевание в Темные века и новое время

Сменившее античность варварство, называемое историками «темными веками», по очень многим аспектам способствовало деградации  европейской цивилизации. Что, впрочем, практически не коснулось культуры  холодового закаливания. Это связано с тем, что данные обычаи были нормой для завоевавших  Римскую империю "суровых северных" народов - германцев, славян, гуннов и так далее. К примеру, те же скифы,  по свидетельствам Геродота и Тацита, в обязательном порядке купали своих новорожденных в холодной воде, а также, как отмечено dsit, имели свои тысячелетние традиции банных процедур.
- Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - пишетт историк Ф. Бродель. - как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных.
Отметим, что в ряде скандинавских и немецкоязычных странах до сих пор сохранилась древняя традиция совместных бань для  мужчин и женщин. Причем они считались самыми священными местами после церкви.
Пример своим поданным показывали и правители. Так, у Карла Смелого (XV век) была серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений и где он принимал холодовые водные процедуры, включая обтирания льдом.
Врезка: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» (Чарльз Карлейли, XVII век)
В огромной степени сохранению традиций холодового закаливания способствовала христианская церковь. Это произошло во многом благодаря тому, что один из самых сакральных праздников, - связанное с омовением Крещенье Господне приходилось как раз на самую середину зимы. В результате чего массовое купание в прорубях стало делом исключительно богоугодным. Закаливание поддерживали своим авторитетом многие выдающиеся священослужители. Так, гуманист, писатель, епископ Чешскобратской церкви Амос Каменский (1592-1670) говорил, что человек, как и растение, нуждается в частом освежении при помощи ветров, дождей и холодов, иначе он слабеет и вянет
А с началом Возрождения  закаливание  как одна из главных задач, в том числе в деле воспитания детей, рассматривалось важнейшим делом уже всей, говоря современным языком, «прогрессивной общественностью». Что отражено в высказываниях Томаса Кампанеллы, Дж. Локка и многих других выдающихся деятелей и ученых той эпохи.
Позже властитель умов, выдающийся деятель Просвещения литератор и философ Жан-Жак Руссо устами героини романа «Юлия, или Новая Элоиза» так описывал идеальную систему закаливания ребенка: «Он привык бегать и в жару и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и он закален... ему не страшна простуда... Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими хлопотами и заботами они расслабляют, изнеживают ребенка... сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того,- что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти ребенка в детстве от безобидного насморка они заранее накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину».
Традиции закаливания поддерживались и в передней Азии.  Великий ученый, философ и врач Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Где приведены  в стройную систему все имеющиеся знания и практика по использованию закаливания, предпринята попытку создать основные правила закаливающих процедур. По мнению Авиценны, начинать закаливание нужно летом, а главным средством должно стать  купание.  Авиценна подчёркивал необходимость посильности и постепенности, предлагая пользоваться субъективными теплоощущениями: «Купающийся остаётся в воде, пока ему приятно и сносно и пока он не чувствует дрожи».

Врезка  «Купание в холодной воде… сразу же осаживает прирождённую теплоту вовнутрь тела, затем она заново приливает к поверхности тела, усиленная в несколько раз». (Авиценна)

- Что касается бань -  так писал о Сирии и Персии Ибн Джубайр в XII веке - то число их  несметно. Один из шейхов Багдада говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, - около двух тысяч. В Дамаске и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой (из холодных горных рек - Редакция).
В XIX веке серьезный вклад в популяризацию закаливания как одного из важнейших средств  профилактики внесли немецкий врач Х. Гуфеланд в труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) и житель Силезии  Винцент Присниц, чьи публикации и достижения  привлекли поистинее всеевропейское внимание.
Однако новую научную основу пропаганде закаливания и практике моржевания положил ученый и священник Себастьян Кнейп. В изданой в 1886 году книге «Мое водолечение» он писал: "Сильные народы, племена, роды были всегда верными друзьями холодной воды... Чем больше наш век приобретает название и характер изнеженного, тем скорее нужно возвратиться к здравым, естественным взглядам и основным принципам древних".  Сам  автор с детства страдал от частых респираторных инфекций, но избавился от них, начав купания  в холодных водах.  На основании изучения многих фактов и систематизации данных Кнейп заключил, что хождение босиком по росе, снегу, мокрым камням, купание в холодной воде предохраняют  от большинства болезней

Врезка
"Холодная вода это божественно восстанавливающие упавшие силы средство никогда не ошибающейся природы, действующее полнее и скорее, нежели какое-либо другое лекарство". (С. Кнейп)


Рецензии