Олег Видов - 30 лет спустя

              Олег Видов – 30 лет спустя.
 
  Перед Вами на фотографии человек, которого в 1960-е – 1970-е годы знали
  многие советские кино-зрители. Открытки с его фото в киосках Союзпечати               
  всегда были нарасхват. Многочисленные поклонники вырезывали его фото из
                библиотечных журнальных подшивок.

         Его имя - Олег Видов – заслуженный артист РСФСР (1974г.).
   Кино пришло в жизнь Олега Видова, как и у миллионов советских мальчишек,
   еще в детстве, когда в послевоенные годы на экраны страны выходили трофейные    
   западные фильмы. И среди них такие как «Тарзан», «Багдадский вор», а так же
             отечественный «Овод», «Остов сокровищ» и другие.   
             Романтика кино-приключений увлекла юного Олега.
   
  Он родился 11 июня 1943 года в больнице небольшого поселка, недалеко от
  деревни Филимонки, где жила его мама Варвара Ивановна Видова – школьная
  учительница, направленная в эту деревню после окончания Московского
  педагогического института. В самих Филимонках не было тогда возможности               
  рожать и её на подводе повезли в соседний поселок.
 

  Отец будущего актера – Борис Николаевич Гарневич в то время был военнослужащим.
  И так сложилось в его жизни, что он не смог жить вместе с ними. И первое время
  не знал о рождении сына. К этому времени он  был отозван со службы в армии и
  вернулся в Москву на работу в министерство финансов СССР.

   Олега воспитывала мама - Варвара Ивановна и ее сестра Анна Ивановна - тетя,
  которую он всю жизнь будет называть моя тетя Нюта. 

  С трех до пяти лет Олег с матерью жили в Монголии в Сухебаторе.
  Она работала учительницей в школе, где занимались дети советских специалистов
  и дипломатов. А с пяти до семи лет Олег с мамой находился в Германии – в 
  Лейпциге, где мама работала корректором в издательстве, которое выпускало
  книги для советских школ. Когда мама не имела возможности взять его с собой
  в командировки в Китай и Румынию, он жил у тети Нюры – Анны Ивановны в Алма-
  Ата. Жизнь в разных странах, детские впечатления только распаляли его
  воображение, мечту о приключениях, о далеких заморских странах, которые он
  видел в кинофильмах.
 
             И с самого детства он не переставал мечтать о кино.
  Кто только в детстве в те послевоенные годы не мечтал о далеких странах и
  приключениях, как в кинофильмах и романах Жуль-Верна, Майн Рида, Фенимор
  Купера Детская мечта, так бы и осталась в детстве, если бы в 1960 году
  случай не привел его на студию Мосфильм.

    В вечерней школе, в которой он тогда занимался, его увидели ассистенты
  режиссера и предложили приехать на студию на пробы в фильм о школьниках.
  На роль главного героя он оказался «староват» - ему было 15 лет, на год
  больше, чем хотели режиссеры. Но директор фильма взял его рабочим в съемочную
  группу кинофильма «Друг мой Колька». А еще его сняли в одном из эпизодов,
  который, к сожалению, не вошел в окончательный вариант фильма.         

  В съемочной группе его называли «не дрожащая рука». Он был совсем юным и   
  конечно не пил. Операторы привлекали его быть им помощником. Именно на съемках
  этого фильма он познакомился и подружился на многие годы с Савелием Крамаровым. 
  Именно Олег Видов будет тем человеком, который проведет с Савелием Крамаровым
  последние недели его жизни, будет с ним до самой последней минуты.
   
    Ну а тогда в 1961 году они были еще совсем юные и полны оптимизма.
  Именно неуемный оптимизм и его детская мечта привели его во ВГИК.
  Перед тем как поступить в институт, Олег уже несколько лет, после окончания
  8-го класса, работал и одновременно занимался в вечерней школе.

  Когда же Олегу исполнилось 18 лет, судьба начинает преподносить ему свои
  сюрпризы. В январе 1962 года во ВГИКе объявляется дополнительный набор
  6-ти студентов на актерский факультет. И Олег отправляется на экзамены.
  Во время экзамена на него обратили внимание Макарова и С. Герасимов,
  входившие в приемную комиссию..

    Он сдал все экзамены - был принят и начал учебу.      
  И происходит это очень и очень интенсивно. Его творческая судьба начинается
  с очень мощного старта. Еще будучи студентом ВГИКа он снялся в 8
  кинофильмах. Из них в 3-х главных ролях.               
               
 
  В 1963 году студента 2 курса на роль Владимира в свой фильм по Пушкинской
  Метели приглашает Владимир Басов. Случайно встретив его в коридоре Мосфильма,
  Басов спросил у незнакомого ему молодого человека: - «Вы актер?». И когда Олег
  ответил, что занимается во ВГИКе, Басов обрадовался и сказал:
  «А вы согласитесь подкрасить волосы в белый цвет?». Олег ответил, что если
  надо, то согласен. –«Тогда идите на пробу и за разрешением в институт.».

  После пробы, придя в деканат за разрешением, Олег услышал, что надо или
  заниматься или сниматься, что-то одно. На что начинающий актер заявил:
  « Пушкин бывает один раз », и отправился сниматься. Тогда его отчислили из
  института. Но через два года пришло распоряжение Госкино СССР
  разрешающее студентам сниматься в фильмах, и его восстановят в институте.
  Ему придется срочно сдавать все задолженности за пропущенные семестры.
  И он это с успехом сделал, не переставая при этом сниматься в фильмах.

  Вслед за Владимиром Басовым на него обратил внимание режиссер Эраст Гарин.
  Вместе с Хесей Локшиной они решили взять Олега на главную роль – Медведя в
  свой фильм «Обыкновенное чудо» по пьесе Шварца. Это была первая экранизация
  этой сказки.

    После этого Олега приглашает в свой фильм еще один советский режиссер-
  сказочник Александр Птушко. И опять встреча с А.Пушкиным, с его «Сказкой о
  царе Салтане». Олег создает образ князя Гвидона.Его партнерами в этом фильме б
  были Владимир Андреев и Лариса Голубкина.

  Знаменательно, что у Олега Видова в этом году исполняется не только юбилейная
  дата его жизни, но и 50 летие его творческой жизни в кино - 24 июня 1963 года
  на экраны вышел фильм «Конец света», в котором он сыграл сына героини Татьяны
  Пельтцер. Эту эпизодическую роль можно считать первой его экранной ролью.
 
  Работа с такими мастерами кино и театра, как Эраст Гарин, Владимир Басов,
  Александр Птушко, Владимир Андреев, Вера Марецкая, Татьяна Пельтцер, Юрий
  Яковлев, Станислав Любшин и другими много дала начинающему актеру. Эраста
  Гарина и Хесю Локшину актер считает тоже своими учителями, давшими не
  меньше, чем преподаватели ВГИКа.

  В 1966 году Олег заканчивает учебу в институте и его принимают на работу в
  Театр-студию Киноактера. А его творческая судьба продолжает быть к нему
  благосклонной.

     В Москву приезжает датский режиссер Габриэль Аксель собирающийся снимать
  фильм по скандинавской саге о средневековых Ромео и Джульете – «Хагбард и
  Сигне». Увидев Олега, которого ему посоветовали знакомые, он заявил: «Это наш
  настоящий викинг». И Габриель Аксель пригласил Олега сниматься в роли Хагбарта,
  несмотря на то, что в Скандинавии многие были удивлены режиссерскому выбору 
  советского актера на эту роль. Все сомнения исчезли, когда фильм под названием
  «Красная мантия» вышел на европейские экраны. Съемки этого фильма проходили в
  Швеции и Исландии.
   
    Насколько сложно было сниматься в совершенно незнакомой языковой среде и
  многом другом знает только сам актер. Надо было и учить роль, и
  понимать режиссера, и других актеров, и просто жить не один месяц в незнакомой
  стране. Со всем этим он справился отлично, оставив о себе у всех самые лучшие
  воспоминания. Роль Сигне – его возлюбленной играла очень популярная тогда в
  Скандинавии певица – Гете Хенинг.

     Сложным, как вспоминает актер,была съемка сцены, где он совершенно голый
  должен был лежать со своей партнершей, под шкурами. Проблема в том, что его
  в СССР   
  предупреждали, чтобы он ничего не имел с иностранными женщинами.               
  На его возражения режиссер резонно ответил, что к сожалению у викингов в те
  времена не было нижнего белья. Как уж пришлось в этой ситуации выкручиваться
  самому Олегу, знает только он сам.      
      
  После выхода на экраны, этот фильм номинируют на Канский кинофестиваль.    
  И в мае 1967 года с этим фильмом 23 летний советский кино-актер впервые
  попадает в Канны. Именно там его впервые увидели и оценили иностранные
  коллеги и режиссеры. В последний день кинофестиваля на торжественном банкете
  одна из членов жюри, известная американская актриса Ширли МакЛейн сказала
  Олегу, что если бы датчане были умнее и сделали ему хорошую рекламу, как
  первому советскому актеру снимавшемуся в Скандинавии в главной роли, то он
  мог бы получить главный приз. Но для самого Олега даже такое о нем мнение
  многого стоило.   

  А потом как снежный ком - 3 фильма в Югославии из них две главные роли:
  советский киноактер в фильме «Есть любовь – нет любви» и немецкий офицер-
  комендант в фильме «Причину смерти не называть». И одна роль второго плана. но
  зато какая - Никола в фильме "Битва на Неретве"
 
           Эти два фильма были неизвестными советскому зрителю.

  Третий - 2-х серийный военно-исторический фильм «Битва на Неретве»
  демонстрировался в СССР, хотя и в черно-белом варианте. Именно на съемках
  этого фильма Олег познакомился и общался с замечательными актерами из разных
  стран. Самым первым, кто произвел на него сильное впечатление был американский
  актер Юл Бринер, выходец из России, а также Орсон Уэллс, известный советским
  зрителям по «Великолепной семерке» и итальянец Франко Неро. И не маловажным
  было то, что вместе с ним снимался и такой прославленный советский актер, как
  Сергей Бондарчук. Молодого актера интересовало все: и как они ведут себя на
  съемочной площадке, как играют, как общаются с коллегами и прочее. Это была
                хорошая школа для него.
                * * *
  Я не буду перечислять все 38 фильмов, в которых он снимался за 20 лет, скажу
  только, что 7 из них были зарубежные, снимавшиеся в Скандинавии, Югославии,
  Венгрии, Германии. А в двенадцати фильмах сыграл главные роли.      

  Как никто другой из советских актеров кино, Олег Видов привлекал к себе
  внимание зарубежных режиссеров. Вот как о нем написала его бывшая соученица
  по ВГИКу Нина Шорина:

   « Конечно, Олег  имел, как  говорится, «не совковое» лицо, и нетипичное
   для советской жизни умиротворение, не суетное внутреннее, 
   одухотворяющее его облик, отчего и привлек Запад какой-то универсальной, 
   наднациональной красотой, без тени злобы или агрессии, в те сложные
   времена, когда  почти никто из наших не снимался за рубежом ».

   В 1969 году в Югославии он познакомился с известным советским режиссером
   Владимиром Вайнштоком. Напомню Вам - это был тот самый режиссер, который
   еще в предвоенный 1936 год снял знаменитый фильм по Жуль Верну «Дети
   капитана Гранта». Молодой актер понравился режиссеру и тот предложил Олегу
   сниматься в его будущем кинофильме по Майн Риду – «Всадник без головы».
   Олег дал свое согласие. И в будущем, через несколько лет, когда режиссер
   приступил к осуществлению своего замысла, то большинство исполнителей он
   подбирал в соответствии с образом Джеральда – Олега Видова.      

   Снимаясь в этом фильме Олег не думал, что именно этот фильм станет его
   визитной карточкой, что его ждет всесоюзная известность, как "Всадника без
   головы". И в дальнейшем, какие бы роли он не играл, он все равно оставался
   благородным, мужественным, справедливым мустангeром Джеральдом.
 
   Многие люди, тогдашние его зрители в разговорах со мной рассказывают, как
      они многократно ходили смотреть этот фильм и играли в его героев.

   Во время съемок «Всадника без головы» Олег снимался еще в одном фильме.
   Это был телевизионный художественный фильм - «Стоянка поезда две минуты».
   Центральное телевидение показало этот фильм, снятый режиссером Александром
   Орловым, в Новогодний вечер 1972 года. Партнерами Олега Видова в этом
                фильме были Валентина Теличкина и Юрий Белов.
               
   В этом фильме он впервые запел, исполнив совместно с В. Теличкиной, которая   
   пела голосом Алы Пугачевой, песню «Предчувствия». Песенный дебют получился
   и сегодня в интернете можно свободно смотреть и слушать эту прекрасную песню.
               
               
   Еще были всеми любимые «Джентльмены удачи», совместный советско-японский
   фильм «Москва –любовь моя ». В этом фильме Олег Видов снимался вместе с
   популярной японской актрисой Комаки Курихара. В фильме «Рудин» по Тургеневу,
   его партнерами были Ролан Быков, Армен Джигарханян, Олег Ефремов, Светлана
   Переладова, Жанна Болотова, Владимир Коренев. Интересно, что в один из
   съемочных дней, когда снималась очень важная для сюжета совместная сцена с
   Олегом Ефремовым, тот сказал, что Видов переиграл его сегодня. Это было
   лестное мнение опытного актера и режиссера.
         
     И в любых ролях, даже не главных, он умел сыграть именно то, что было
   необходимо по образу, по сюжету. Режиссеры снимавшие Олега Видова, ценили его
   за то, что он умел точно соответствовать задаче, играть в ансамбле с другими
   и всегда быть именно на своем месте в сюжете. Даже снимаясь в главных ролях,
   он умел не перекрывать других исполнителей. Это ценили и режиссеры и его   
   партнеры. А среди них были многие известные советские актеры театра и кино.
   Их имена Вам хорошо известны. Не буду называть их всех. Среди них Евгений
   Леонов, Сергей Бордарчук, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нона Мордюкова,   
   Владимир Андреев, Евгений Евстигнеев, братья Соломины, Маргарита Терехова,
   Людмила Савельева, Елена Коренева, Валентина Теличкина, Светлана Томма,   
   Эмануил Виторган, Николай Караченцев и многие другие.

    С Владимиром Басовым они встречались на съемочной площадке несколько раз.   
   Басов был режиссером «Метели», а как партнеры в фильмах «Я шагаю по Москве», 
   и «Срочно, Секретно, Губ-Чека». Евгения Евстигнеева Олег снимал, как режиссер
   в своем короткометражном фильме «Переезд», и два раза снимались как партнеры:
   в Казахстане в фильме «Кровь и пот», на Свердловской студии в фильме
   «Демидовы».
          
  То, что в определенный момент Он пришел в кино-режиссуру, было не случайно.
  У него было желание сказать через кино, что то очень важное людям. 
  К сожалению, осуществить это не получилось
 
     Последним советским фильмом, в котором снимался Олег, был двух серийный
  исторический фильм «Демидовы», снятый на Свердловской киностудии в 1982 году.
  В нем актер создал образ капитана лейб-гвардии, осуществившего дворцовый
  переворот, в результате которого на императорский престол взошла Елизавета
  Петровна - дочь Петра-I. 

     В 1983 году в жизни Олега произошло важное событие – 24 февраля он
  зарегистрировал свой брак с гражданкой Югославии Верицой Иованович. 
  Он познакомился с ней за некоторое время до этого в одной из московских
  больниц. Когда Верица весной 1983 года уехала в Югославию, Олег подал
  документы в ОВИР для поездки к жене. И через несколько месяцев получил
  разрешение на пребывание в Югославии сроком 72 дня. 
                * * *

  Информация, что приехал Олег Видов, сразу стала известна его знакомым на
  киностудии в Белграде, где он снимался еще в 1968-1969 годах.               
  И они начали приглашать его сниматься у себя. На экраны Югославии выходит
  фильм «Оркестр моей молодости». Фильм о событиях второй мировой войны, когда
  небольшой сербский городок, где при пожарной команде существует духовой
  оркестр, оккупируют немецкие войска. Судьба участников этой команды и оркестра
  и некоторых других горожан и находится в центре сюжета. В этом фильме партнером
  Олега был актер Мариан Сренц, который станет его близким другом и сыграет
  немаловажную роль в судьбе самого Олега.

   Почти за 2 года Олег снялся в трех фильмах и в 2-х телесериалах. Один из
   них -6-ти серийный – «Тайна черного дракона» был по заказу и с участием ТВ
  Германии. Это был чисто приключенческий сериал, не имевший никакого отношения
  к реальным историческим событиям 17 века.

  Сериал снимало немецкое телевидение совместно с Югославей. Съемки проходили в
  Югославии и Финляндии, где снимали русскую Сибирь. Олег Видов во всех 6-ти
  сериях сыграл роль запорожского атамана Ивана Самойловича. 
 
  когда он развелся с югославской женой, его вызвали в полицию и сказали, что
  он должен в 72 часа покинуть Югославию. Возможно была и другая причина.
  Между СССР и Югославией все послевоенные годы были не стабильные отношения.
  В 1985 году в СССР происходили разные изменения на политическом уровне.
               
                * * *
  Это была экстремальная ситуация. Олег позвонил человеку, с которым мог
  говорить на эту тему. Мариан сразу прилетел из Любляны в Белград. Поняв, что
  происходит, Мариан предложил пойти в Австрийское посольство и попросить
  гостевую въездную визу. Чем черт не шутит. Они так и сделали. Когда они
  пришли в посольство, там была своя неординарная ситуация – умер посол.       
  Иначе говоря – было не до них. Но в этот момент в комнату в которой они
  находились вошел один из работников посольства Он видит Олега и, с улыбкой на
  лице, произносит: «Олег Видов! Что вы сдесь делаете?». Оказалось, что он
  когда-то работал в посольстве Австрии в Монголии, а там часто показывали
  советские популярные фильмы, и среди них многие с участием Олега.
  Он его хорошо помнил по этим фильмам. Услышав просьбу Олега о гостевой визе,
  он взял паспорт Олега и удалился. Друзья с волнением ждали его. Когда он
  вернулся, в руках Олега оказался «серпастый - молоткастый» с австрийской
  въездной визой. Радости не было придела.
  Но это было только начало. Собравшись они отправились в аэропорт
  и вылетели в Любляну. Там их встречала жена Мариана.
   
      Было решено ехать через небольшой пограничный пункт в горах.
  До него было 65-70 километров. В машине кроме жены Мариана - Морицы была их
  маленькая дочка. Для семьи Мариана это была привычная дорога. Мариан очень
  хорошо знал этот пограничный пункт. Через него он неоднократно ездил в
  Австрию сниматься, и где у него недалеко от границы в горах был свой дом.
  Туда он и вез Олега. Но и пограничники хорошо знали этот красный мерседес
  и его хозяина. Мариан знал, что в это позднее время, был уже двенадцатый час
  ночи, на границе никаких машин не будет. Так и произошло. 23 мая они пересекли
  Австрийскую границу.

  Когда австрийский пограничник взял в руки паспорт Олега, он с удивлением
  констатировал: «Первый раз в жизни держу советский паспорт!».               
  Вполне возможно, что это был и последний раз.

  Попав в Вену, друзья отправились в разные инстанции выяснять ситуацию.
  И оказалось, что Министерство культуры имеет полномочия оформлять специальные
  паспорта для людей официально находящихся в Австрии. Олег же имел официальную
  визу на месяц. Необходимости просить политическое убежище у него не было.
  Этот документ позволял получить въездную гостевую визу в итальянском и
  американском посольствах. Они этим воспользовались, и когда все необходимые
  формальности были решены и виза получена, на том же самом красном мерседесе
  отправляются в Италию. Ехали они в Рим к американскому киноактеру Ричарду
  Харисону, с которым Мариан был знаком

                *  *  *
 
  Ричард Харисон является американским –итальянским актером, который начал свою
  карьеру в 1960-е годы в Голливуде. Но многие годы он жил и снимался в Италии.               
  Советскому зрителю он был знаком по многочисленным итальянским фильмам и в том
  числе «Подвиги Геракла» 1963 г., «Два гладиатора» 1964 г. и по другим фильмам
  В Риме у него в 1985 году был свой дом. Вот в этот дом Мариан и привез Олега
  Видова. 

  Там же, в этом домена ходилась приехавшая из Америки корреспондент газеты   
  «Лос-Анжелес Таймс» Джоан Борстен. Олег немного говорил на английском и общение            
  с ней в то время для него было очень важным. Не смотря на его скромные
  познания в ее родном языке, она оказалась отличным слушателем. Она была
  журналисткой, которая писала о кино и впервые слушать советского киноактера
  ей было интересно. Это было то, в чем он больше всего нуждался в тот
              период его пребывания в Италии.
               
  Олег в Италии пробыл несколько месяцев пока оформлялись его документы на         
  въезд в Америку.

    А осенью 1985 года он прилетает в Нью-Йорк, а затем в Лос Анжелес.
  Начинается новая, совсем не знакомая ему жизнь. Все прошедшие эмиграцию, знают
  что это такое, а всем остальным лучше этого никогда не знать.

     Он оформляется на работу простым рабочим на стройку. Один из русских
  эмигрантов, имевший строительный бизнес, предложил ему немного поработать
  у себя, пока Олег сориентируется. Его друзья - киноактеры, жившие в Лос-
  Анжелесе начали его стимулировать сниматься в кно. Среди них были Савелий
  Крамаров и Борис Сичкин, Лариса Еремина и ещё Илья Баскин, с которыми Олег
  снимался, или был знаком еще в Москве. Вернувшаяся в Лос Анжелес через четыре
  месяца Джоан тоже присоединилась к этому мнению. Через некоторое время она
  стала инициатором создания совместной с Олегом компании «FILM BY JOVE». В 
             название включили их инициалы –Джоан и Олег Видов.
                * * *
  Первым детищем их компании стал короткометражный детский фильм, «Легенда об
  Изумрудной принцессе», к которому они вдвоем написали сценарий. 
  Это был фильм о том, как двое американских детей: брат и сестра попадают в
  русскую сказку. Там есть и царь с царицей. Их сыграли Олег Видов и Лариса
  Еремина. Там есть принцесса, которая попадает в руки коварной Бабы Яги,
  разная Нечистая сила с Кикиморой и прочие традиционные атрибуты русских
  сказок.  Фильм был мало-бюджетным, деньги на него дали разные спонсоры из
  русской эмиграции, среди них Людмила Бесс, а также помогала община русской
  православной церкви на ул. Аргайл. Многое в этом фильме пришлось делать
  самому Олегу. Кроме того, что он исполнил роль царя, спасающего принцессу
  и был режиссером фильма, он делал и другую разную работу.
  Сниматься в этом фильме Олег пригласил не только американцев, но и своих
  знакомых русских актеров и среди них Ларису Еремину, с ней он был знаком
  еще по работе на Мосфильме, Раису Данилову и других.

   Показанный на Нью-Йоркском кинофестивале, этот фильм получил один из призов.

   Как и другие русские актеры, Олег участвует в озвучивании фильмов. Его   
   начинают приглашать на пробы и в итоге начинают приходить предложения
   сниматься в больших фильмах. От некоторых таких предложений он отказывается –
   не хочет играть русских, которых в фильмах изображают с негативной стороны,
   так называемых «плохих русских». Да и его внешность и типаж не очень
                соответствовали таким образам. 
 
                * * *
  Через три года после приезда в Америку он снимается в большом американском фильме.
  В 1988 году на американские и мировые экраны выходит фильм «Красная жара».               
  В этом фильме снимались Арнольд Шварценеггер, Джеймс Белуши.
  Олег сыграл роль советского милиционера – партнера Шварценеггера.
       
            После съемок Арнольд Шварценеггер сказал:               
             «Олег, с тобой было здорово работать».

   После этого фильма Олег был принят в Американскую гильдию киноактеров.

 А уже в следующем году на экраны выходит еще один фильм с его участием.
 Это был, если можно так сказать, культовый фильм «Дикая Орхидея».
 Партнерами были такие актеры как Микки Рурк и Керри Отис, Ассумпта Серна.   
 
 Фильм снимали в Бразии. Именно это обстоятельство и оказалось главным для него,
 что бы участвовать в этих съемках. С ними была связано одно происшествие,
 сказавшееся на Олеге через некоторое время. Снимали эпизод в котором Олег на
 мотоцикле Харли–Девидсон едет за Мики Рурком. И вот вдруг на повороте Олег
 перестает видеть дорогу. Его мотоцикл съезжает на обочину и останавливается
 прямо над обрывом.. Сбежалась вся группа. Но понять, что с ним тогда произошло,
 он не мог. Было только ощущение, что его покидают жизненные силы.

  Причина обнаружилась после, уже в Лос Анжелесе. Врачи определили, что это 
 опухоль на гипофизе, которая сказывается на зрении. Ему сделали очень сложную
 операцию. Без преувеличения, можно сказать, что тогда его выходила после
 операции верная Джоан. Через некоторое время - 28 ноября 1989 года они поженились.
                * * *
 И здесь в Америке за 25 лет он снялся в 25 кино и телевизионных фильмах.
 Среди них полнометражные фильмы, такие как «Красная Жара», «Дикая Орхидея», и 
 такой как «Тринадцать дней» с Кевином Костнером. В этом фильме об истории
 Карибского кризиса, когда все человечество стояло на грани атомной
 войны, Олег создал очень яркий образ советского представителя в ООН В.Зорина,
 его выступление на сессии ООН. Перед съемкой Олегу принесли и показали 
 документальные кадры того выступления, которое он должен был сыграть. Посмотрев
 это, Олег сказал, что сегодня это уже надо сыграть иначе. И показал режиссеру
 как. Внимательно посмотрев игру актера, режиссер Роджер Дональдсон сказал:
                « Играй так, как ты показал.»
  Когда на съемочной площадке, имитировавшей зал заседаний ООН, закончилась
  съемка этого эпизода, то вся присутствующая массовка и съемочная группа
  разразились аплодисментами в адрес Олега Видова. Для этой роли его так
           загримировали, что узнать практически невозможно      

  Говоря о его участии в большом американском кино, хочется объяснить, что это
  связано с многими сложностями. Американская киноиндустрия не любит приглашать
  актеров имеющих определенный акцент, плохо говорящих по английски. Это первое,
  а второе, что сложился определенный характер подбора исполнителей. Как правило
  сценарии пишутся и подбираются под конкретного главного исполнителя – героя,
  актера или актрису. И остальные исполнители подбираются под них. И эти
  исполнители второго плана или даже эпизодических ролей не могут своей
  внешностью перекрывать типаж главных. А именно так и происходило с Олегом.
  Он оказывался по уровню и типажу выше, чем главный герой. Как пример фильм
  «Любовная история», где Олег должен был играть капитана советского корабля.
  Но когда его посмотрели на пробах, поняли, что он может быть контрастом
  главному герою. Ему предложили участие в эпизоде за столом ресторана на
  корабле. Олег хотел отказаться от этого. На что ему Савелий Крамаров, тоже
  снимавшийся в этом фильме, резонно сказал: «Тебе деньги платят, вот и сиди ».   
  Но после съемок этого эпизода исполнитель главной роли Уоррен Битти сказал
  Олегу: « Я сегодня видел перед собой настоящего русского аристократа ».
 
 Ну и к слову сказано, что гильдия киноактеров стремиться, что бы даже на 
  эпизодические роли приглашали ее членов. Даже эпизодические роли создают
  определенный рейтинг у актеров в самой Гильдии. Гильдия получает отчисления
  и может оказывать материальную помощь самим актерам в последующем, когда их
  не снимают.
                * * *
     Кроме художественных и телевизионных фильмов Олег снимался и в   
      короткометражных – мало-бюджетных лентах - по 10-20 минут.   
  В Америке такие фильмы, которые чаще всего не выходят в большой прокат, снимают
  по нескольким причинам. Многие начинающие свою деятельность в кино, таким
  образом стремятся заявить о себе. Это относится и к сценаристам, режиссерам,
  операторам, актерам и продюсерам. Они иногда объединяются, находят спонсоров и
  снимают такие фильмы. Потом отправляют их на разные кино-фестивали, ТВ- каналы.
  И если фильм привлечет к себе внимание, их начинают приглашать в большое кино.
  Для съемок этих картин они стремятся пригласить кого нибудь из актеров опытных,
  членов гильдии. И порою выбор падает на Олега Видова. Но он не всегда на это
  соглашается. Когда сценарий и роль его устраивают, он с удовольствием это
  делает. В результате появились такие фильмы как «Линия на песке», «Счастливый
  номер», «Американская чайка», и  «Танго может все».
 
  Из 28-ми лет жизни в Америке почти 15 лет Олег и Джоан, можно сказать их детище 
  компания «Film by JOV», занимались старыми советскими мультфильмами. Если
  вначале они собирались быть только их дистрибьюторами за пределами бывшего
  СССР, то на практике, после получения первых копий фильмов бывших в плохом
  состоянии, пришлось заниматься и их реставрацией и озвучиванием на разные
  языки и многим другим, без чего не могло иметь место распространение этих
  старых советских мультфильмов по всему миру. Как правило дистрибьюторы -
  прокатчики всем этим не занимаются. Тогда ни Джоан, ни Олег не представляли,
              что их ожидает и через что им придется пройти.

        Расскажу об этом коротко. Из России они ничего не вывозили.
  Самое первое, что им пришлось решать, это выяснение всех обстоятельств с
  прокатом советских мультфильмов во всем мире до подписания договора, ведь
  теперь все права на прокат за пределами СНГ перешли к ним, за что они и
  заплатили большие деньги, еще собственно не имея того, что можно прокатывать.
  Оказалось, что многие годы Союзэкспортфильм продавал советские мультфильмы в
  разные страны, не говоря уже о разных незаконных вариантах времен перестройки.
  Более 40 тысяч долларов потратили они тогда на выяснение всех обстоятельств с
              этим связанных и на информацию о своих правах.. 

   Второе - это то, что на свои деньги они в Госфильмфонде заказывали копии тех
  мультфильмов, которые Олег отобрал, как те, которые будут понятны американскому
  зрителю на первом этапе.. Когда же эти копии начали получать в Америке,
  оказалось, что фильмы в ужасном состоянии. Как пример – фильм «Снежная
  королева» пришел вообще без голубого цвета – весь зеленый. Пленка производства
  Шостки в некоторых местах потеряла первоначальный цвет, повреждения, разрывы
  пленки, как следствие, повреждения звука, не говоря уже о загрязнении, и других
  дефектах от времени. Хотя на самой студии при подписании договора,
  гарантировали, что все фильмы в экспортном варианте – идеального качества.
  А это значило, что будут раздельные пленки со звуком и музыкой. Этого им никто   
  не предоставил. Была надежда, что не все фильмы в таком состоянии. Нооказалось,
  что об отличном состоянии можно забыть. Встал вопрос о необходимости их
  физической реставрации.

  За изготовление этих копий – около 60 часов демонстрации они заплатили
  Госфильмфонду тоже очень боьшие деньги. Копия одной части (мильтик 10 минут)   
  с доставкой в Америку обходилась примерно в 500 долларов. Один час -3 тысячи.
 
  Они даже подумывали отказаться от договора. Но уже были потрачены большие
  деньги, взятые в банке и надо было продолжать, что бы получить результат.
  Благодаря личным контактам самой Джоан, нашлась одна единственная небольшая
  студия «ФИЛЬМ РОМАН», которая согласилась участвовать вместе с ними в
  реставрации. Потом стало ясно, что без озвучивания некоторых мультфильмов на
  английский, испанский языки, в Америке с ними делать нечего. К озвучиванию
  привлекли прекрасных американских и других актеров. Их перечень вызывает
                удивление, как такое могло быть.
 
  Рассказывает сам Олег Видов: « Джессика Ланг у нас была Царевной Лебедь,
  Билл Мюррей - Котом Базилио, Тимоти Далтон, один из Джеймсов Бондов,
  - Князем Гвидоном, Катрин Денев - Снежной Королевой, Хулио Иглесиас пел в
  «Щелкунчике». А еще Ширли МакЛейн, Сарра Джесика Паркер, Джейс Адам Белуши
   и много других. Все они согласились с нашим предложением »
               
  Но оказалось, что реставрация и озвучивание – это только пол дела. А как
  сделать, что бы американские ТВ каналы и кинотеатры и не только американские
  взяли эти мультики для показа, не знал никто. И опять журналистский опыт,
  знания, настойчивость Джоан делали свое дело. Начали привлекать разных людей,
  которые в этом могли помочь. И в том числе Михаила Барышникова, которого в
  американской театральной и кино среде хорошо знали.
  Америка не привыкла, как в СССР, смотреть отдельные мультики по 3, 5 - 10
  минут. Нужны были целые сериалы. Вот тогда и появились первые комплекты:   
              «Истории Моего детства» с участием М.Барышникова,
  А потом « Мастера Русской анимации ». А как вершина их деятельности – комплект
  из четырех пропагандистских дисков: Американский империализм, Фашистские 
  стервятники, Акулы капитализма, Коммунизм – светлое будущее. Подобного даже в
  СССР не было. В этот комплект вошли такие прекрасные советские мультфильмы как:
  « Мистер Твистер» 1963г., «Горячий камень» 1965г., «Музыкальная шкатулка»
  1933г., «Тебе Москва» 1947г., и среди них самый первый советский мульт –
  «Советские игрушки» 1924г., который снял Д. Вертов.

      Кроме  озвучивания на разные языки (всего более 30) начали выпускаться   
  видео-кассеты, а потом и ДВД диски для русскоязычного зарубежья. В конце 90-х
  годов русскоязычные диаспоры уже существовали во многих странах  и по всей
  территории США. Чем более серьезно этим занималась их компания, тем больше
  они сталкивались с самым примитивным пиратством в этой области. Пришлось
  начинать судебные процессы по фактам незаконного изготовления и продажи всей
  этой продукции. В этом оказались замешанными некоторые фирмы не только в США,
  Франции, но и в самой России, которые снабжали заграницу незаконной продукцией.
  Сам этот факт не только мешал деятельности американской компании, но и не давал
  возможность эффективно и в полной мене оплачивать причитающуюся прибыль самой
  киностудии Союзмультфильм. Ну а на самой киностудии в это время происходили
  такие процессы, что там стоял вопрос просто о физическом существовании ее
  самой. Шли постоянные тяжбы, разбирательства между «законной» и «незаконной»
  администрацией, физический и юридический захват ее помещений, прав, и прочего.
  В некоторые моменты ее единственным активом и был тот договор с американцами и
  на него как раз и шла охота. Чего только не придумывали желающие получить в
                свои руки этот лакомый кусочек.   

   В чем только не обвиняли американскую компанию и самого Олега Видова в   
  нечистоплотной прессе. Пришлось выдержать несколько судебных разбирательств,
  которые длились почти 10 лет. В результате все судебные разбирательства
  компанией Видова и Джоан были выиграны. Везде: и в Париже и в Нью Йорке была
  доказана законность их право-обладания. Но они очень устали и от травли в
  прессе и от всех этих разбирательств. Чего стоит одно только обвинение, что
  Олег Видов украл у российских детей Чебурашку. Хотя сама «Чебурашка» (сам
  мультик), как вообще все полторы тысячи советских мультиков никогда не
  покидали пределов России. А две трети всех советских мультфильмов вообще не
  были в руках американской компании. Они оставались в распоряжении студии   
      Союзмультфильм, которой до своего фонда просто не было дела.
               
  Когда же в 2007 году поступило предложение от российского бизнесмена продать
  ему этот договор с «Союзмультфильмом», Джоан и Олег не приняли
  это предложение. Кроме самого договора – бумажки, они отдали все ими
  отреставрированное, то во что они вложили почти 15 лет жизни.   
  Они смогли полностью рассчитаться с банками все время их финансировавшими,
  заплатить юристам, которые многие годы вели судебные разбирательства,
  заплатить налоги и начать спокойно жить.
                * * * *
                Оговорился!
  Спокойно жить ни Олег, ни Джоан не умеют. Новый их родственник — Маршак
  сагитировали заняться реабилитацией людей попавших в алкогольную и
  наркотическую зависимость.
 
    Они участвовали в создании небольшой клиники на 6-8 человек по лечению
  наркозависимости, не думая, что делают это для себя. Но в результате им, 
  вернее самой Джоан, пришлось этим заниматься. «Malibu beech recovery centr»
  находится в 5 километрах от океана в горах, примерно на высоте 600-700 м.
  в Маливу. Этот центр имеет очень высокий процент невозврата к вредным
  привычкам. Но справедливости ради, следует уточнить, что основная забота об
  этой клинике лежит на самой Джоан. Она и «капитан» и «двигатель» этого
  процесса. Сегодня эта их благородная миссия заслуживает всяческого уважения.
  Уже десятки людей, в том числе из русскоязычной диаспоры, вернулись к
  нормальной жизни
                * * *
  Ну а Олег остался таким же добрым, отзывчивым и общительным человеком,
                каким и был еще в советское время.
  В марте 2005 года он стал дедушкой. У него родился внук. Ему сейчас уже 8 лет.               
  Когда Олег жил в Студия Сити, рядом с Западным и Северным Голливудом у него в
  доме устраивались русские вечера. Хорошо были известны встречи на Старый Новый 
  Год. Иногда вместо 50-70 приглашенных, приходило и 100, и 150. А однажды пришло
  более 200. И сегодня не смотря на то, что добираться к нему уже не просто, дом
  находиться высоко в горах в Малибу, у него по-прежнему собираются друзья.
  Он продолжает понемногу писать стихи и любит для друзей музицировать и петь
                романсы на свои стихи. 
 
  В его доме всегда царит приятная, дружеская  атмосфера. Олег всегда, когда
  есть свободное время, с радостью принимает гостей. А Джоан, как гостеприимная
  хозяйка, умеет с любого мероприятия сделать для гостей праздник. Такой день – 
  вечер в гостях у Олега Видова многого стоит. С таких мероприятий никто не
  стремиться быстро уехать. Ну а заканчивая рассказ о жизни Олега Видова в
  Америке хочу напомнить, что в июне этого года он отмечает свое 70-ти летие.   
  Пожелаем же ему здоровья, и успехов во всех его делах. Пусть еще не раз он
           сможет порадовать нас, своих зрителей новыми ролями. 
 
                11 мая 2013 года Лос Анжелес.


Рецензии