Лейтенант Виницкий. Из цикла Армия

Он появился в нашей роте через год после начала моей службы, или за год до ее окончания. Был он высокий, худой, слегка сутулый, с большими немного выпуклыми глазами, любил одиночество. Только много лет спустя я понял, что лейтенант Виницкий был личностью, сильной, неординарной, талантливой.
 Было лето. Лейтенант Виницкий ходил после смены на берег Енисея загорать. Один. Но кто-то из военнослужащих увидел, что у него на шее висит крестик на цепочке, и донес замполиту нашей роты майору Лукьянову. В то время это было ЧП. И лейтенанта Виницкого решили проработать на комсомольском собрании роты. Это было большой ошибкой замполита, но он  это понял только во время собрания. Комсомольское собрание вели комсорг части, кадровый старший лейтенант (не помню его фамилии) и майор Лукьянов. Собрали всех солдат, сержантов и офицеров роты в красном уголке. Вопрос лейтенанту Виницкому: действительно ли Вы носите крестик? Ответ лейтенанта Виницкого: да, ношу. Вопрос: почему Вы носите крестик? Почему это от всех скрываете? Почему загораете один? Ответ: я верю в бога. А загораю один, так как стесняюсь своей внешности. Вопрос: как! Вы верите в бога? Почему? Ответ: потому что бог есть. И я вам могу это доказать.
И лейтенант Виницкий в течении 10 минут доказал всей аудитории, что бог есть, что природа очень совершенна и подчиняется каким-то законам, управляемым сверху. Я сейчас жалею, что не законспектировал эту речь. А организаторы комсомольского собрания оказались в очень затруднительном положении. Они ничего не могли аргументированно возразить лейтенанту Виницкому, интеллект не позволял. А лейтенант Виницкий приводил конкретные цитаты из трудов В.И.Ленина, из программы коммунистической партии Советского Союза. Он бил организаторов собрания их же оружием. И через 20 минут вся рота, в том числе и я, начали верить, что существует бог, как совершенные законы природы, как какая-то высшая сила, управляющая всем миром и природой. Пришлось майору Лукьянову срочно замять комсомольское собрание. А лейтенанта Виницкого через день отправили обслуживать самую отдаленную станцию в части, которая работала в автоматическом режиме и в принципе не требовала присутствия человека. Таким образом его полностью отгородили  от личного состава. Я встречал его после этого в офицерском общежитии, где он жил в своей комнате также один, хотя даже кадровые неженатые офицеры жили по два человека в комнате. Как раз пошел второй год моей службы. Я после службы начал встречаться с лейтенантом Виницким в общежитии. Для меня он был интересной личностью, я же, насколько я понимаю, скрашивал его абсолютное одиночество. Он предложил мне читать лекции по схемотехнике, и это были очень интересные лекции. Я тогда понял, что лейтенант Виницкий был не только сильной личностью, но и гениальным инженером. Он уже на момент призыва в армию имел более 10 изобретений по схемотехнике, был до призыва одним из разработчиков системы ПВО страны, и, благодаря его изобретениям, несмотря 10-20 летнее отставание от США в области микроэлектроники, была создана современная система ПВО, самые быстродействующие на тот момент ЭВМ для системы ПВО, которые до сих пор, спустя 30 лет, не устарели и продолжают нести службу. Я много лет хранил общую тетрадь с моими конспектами лекций лейтенанта Виницкого. Я настолько заинтересовался схемотехникой, что после армии вернулся на оборонный завод «Радиоприбор» только потому, что к этому времени на уникальном заводе, выпускавшем антенно- фидерные системы для всех видов самолетов СССР, как гражданских, так и военных, был организован цех по выпуску азимутально-дальномерных приемников для системы навигации самых современных самолетов, напичканных микроэлектроникой по современной на тот день схемотехнике. На этом заводе я проработал 20 лет, познакомился со своей будущей женой, родились трое замечательных детей, мы получили квартиры, сначала малосемейку, потом однокомнатную, потом трехкомнатную. А ведь было желание уйти после армии в нефтяники. И тогда жизнь сложилась бы совсем по другому. И тогда я не был бы созидателем, ведь нефтяники не созидатели. Так что лейтенант Виницкий сыграл определенную роль в моей судьбе. С тех пор прошло 30 лет. Из них почти 20 лет разрушения промышленности страны, образования, науки, нравственных ценностей.
Я так хочу увидеть Енисейск, хочу узнать, жива ли моя часть, не разворованы ли для сдачи в металлолом те космические системы, которые я обслуживал. Сохранилось ли техническое великолепие солнечных семидесятых годов, или все это уже уничтожили разрушители Ельцины, Гайдары, Чубайсы, Горбачевы. Я очень хочу это  увидеть.


Рецензии