Шура

Под нами под родительской квартирой жила когда-то семья -
- отец соседки был повар у царя. Она мне это говорила.
- А муж её был командиром первой атомной советской подводной лодки, они все получили облучение - фильм про них снят. Я с этим командиром и его женой девочкой сидела за одним столом - мы все праздники вместе праздновали.
- А сын соседки работал программистом на Байконуре и он своей маме перед каждым запуском звонил оттуда и говорил:
- Ну, завтра жди! Будь у телевизара во столько то!
-- И мы все садились у телека и ждали сообщение о запуске космонавтов.
- Муж её, командир подводной лодки, после облучения 5 раз в день обливался холодной водой каждый день. Итог: все погибли, вся команда погибла, а он прожил дольше всех. Обливание холодной водой сработало.

Соседка всё пыталась научить меня готовить по царским рецептам своего отца. Учила отмачивать рыбу в молоке (щуку). Пыталась пирожки научить печь по-особому.

Говорила мне:
- Покупай все продукты и приходи ко мне, я тебя научу пирожки печь, по рецепту, что для последнего царя пекли.

Но я так и не пришла к ней.

У её дочери были эклюзивные платья из-за границы. И вот соседка мне их, поношенные и уже не нужные, пыталась продавать и что-то и продала.

Сама она не работала - вдова генерала.

Дала мне почитать книгу Стендаля. Я взяла её в баню, зимой, читать там, пока сохну. А книгу у меня там стянули, украли. И соседка подняла скандал:
- Это память от моего умершего мужа!

И заставила меня заплатить сумму в 6 раз больше цены книги.

И потому потом учиться печь у ней пироги я не пошла. Обиделась за Стендаля. Обиделась, что она ношенное мне продавать пыталась.

Хороший человек она была в остальном. Она меня от моей свекрови защищала. За своей старушкой-матерью ухаживала.

А я покупала продукты им и приносила домой, когда болели или погода была плохая.

Никого уж нет. Умерла и она, и её муж, и её мама.

Её дочь Татьяна очень сильно похожа на дочь последнего царя внешне. Есть фотки - копия и просто не отличить. Так похожи.

А свёкр её, отец её мужа, Директор Института по Изучению США и Канады был, академик и большой начальник. Не видела его никогда и не общалась с ним. Просто соседка хвасталась.

Я как то не догадалась соседку тогда расспросить, что её отец о жизни последнего Российского Императора Николая и его семьи рассказывал - как повар, работал во дворце, много что мог знать. А вот не догадалась.

Из всех секретов я в итоге только запомнила, что щуку надо вымачивать в молоке перед готовкой. И всё. Больше ничего. Соседка щуку вымачивала в молоке, потом её фаршировала, готовила. И пироги вкусные пекла. Мой отец покупал щуку. Шура нам её готовила, пекла пироги, моя мама и я готовили чт-то своё тоже, а потом мы все вместе собирались за одним столом и что-то там отмечали и праздновали.

Вспоминаю её иногда, тётю Шуру, как я её называла. Мы много лет жили рядом вместе соседями в Риге.


Инна Бальзина-Бальзин / Eanna Inna Balzina-Balzin


Рецензии