Верность

                Верность.

        Говорят, в Греции всё есть. Даже, для значения слова «любовь» в греческом языке имеется пять разных по произношению слов, выражающих, соответственно, различные оттенки этой самой любви…
        Чтобы придать особый оттенок, необходимо собрать анналы. Тогда, по одному из трёх основных законов философии - произойдёт переход количества в качество. И родится, тем самым, новое обозначение уже нового понятия старого слова.
        Возьмём, примерно, имеющиеся анналы. Первый – свидетельствует о концерте, ибо концерт есть не что иное, как соревнование музыкальных инструментов, а люди в данном случае являются пособниками тому, ряда скрипок. Из этих скрипок извлекаются звуки, естественно, в форме приятных пассажей, каких-то пьес. И скрипки – поют по очереди. Потому что надо выбрать одну, у которой звук превосходит все остальные. Скрипки сделаны выдающимися мастерами своего дела. Оценку ведёт эксперт, также непревзойдённый в этом отношении. Все скрипки хороши до одной. У всех звук идеальный. Все мастера постарались на славу. И выбрать первое место трудно. Но эксперт на свой идеально тонкий слух замечает недочёт у одной. В чём-то грешит вторая. У третьей звук немного режет. У четвёртой – несколько глух…Наконец, он обомлевает! Эти краски, эта страсть! Какой тембр – фантастика – вот, то, что надо! Эта скрипка, именно, этот мастер - волшебник всех грёз; что вообще возможно добиться от такого изделия из дерева и сопутствующих деталей. Ему лавры победителя! И только он достоин всяческих похвал! Всё – выбор сделан. Безоговорочное первое место. Мастеру – неограниченные контракты.
        Эксперт встаёт, чтобы удалиться. Служка вдруг сообщает, на конкурс выдвигается последний мастер, его рук скрипка – скрипка Страдивари. Зачем, что это ещё такое? Что может быть лучше той, которая до сих пор поёт у него в сердце! Её звук сладко растекается по всему телу, заставляя трепетать каждый нерв…Эксперта упрашивают, говорят, что мастер опоздал,…он садится, даже не собирается слушать, а только лишь затем, чтобы выпить бокал прекрасного вина, и затем удалиться к своей возлюбленной. Вердикт он уже вынес…
        Первые звуки скрипки Страдивари застигают его с открытым ртом и бокалом в руке. Некоторое время он сидит без единого движения. Затем, медленно встаёт (не путать со знаменитой миниатюрой И. Алейникова и Ю. Стоянова). Эксперт, потеряв ориентировку в пространстве, с бокалом вина, просто ошарашенный уходит в неизвестном направлении из зала прослушивания, забыв обо всём на этом свете…
        Следующий аннал – падение со стула известного гроссмейстера, получившего угрозу неизбежного мата уже где-то в районе 10-го хода от начала партии. Он встаёт и уходит за кулисы, даже забыв сдаться Бобби Фишеру… Беспрецедентный случай для игрока такого уровня в официальных соревнованиях.
        Читатель, надеюсь, уже уловил тенденцию в анналах. Теперь предстоит справиться с последним шагом. И этот шаг – уже в различии анналов.
        Для примера в различии анналов, мы опять используем только два. Первый – будет иллюстрировать одно значение, второй – другое, но одного и того же слова, или понятия, которое и предстоит различить. В первом – нами будет выбран довольно длинный текст из известного произведения замечательного писателя Бориса Агапова – “Шесть заграниц”.
        “Отправляясь в бандитские свои набеги на жителей Палестины, тамплиеры волокли с собой знамя с изображением Христа и тем самым как бы маскировали истинное своё лицо. Грабя золото и прочие несметные богатства Юкатана и Мексики, пиренейцы сжигали библиотеки и храмы, вопя, что они борются с язычеством…А здесь, в Японии?
        Ведь здесь был один народ, одна вера, одна история. Здесь никто никогда или почти никогда не нападал из вне, так что можно было спокойно жить, выращивать рис, создавать нужные вещи, вовсю пользоваться благодатным климатом и удобнейшим для судоходства, уютным, спокойным собственным морем. Что же можно было провозгласить как главную цель драки, если без драки существование самурайства и феодалов было невозможно?
        Вот тут-то и был придуман трюк, который можно смело назвать гениальным.
        Было изобретено нечто сразу решавшее все трудности. Это не была ни машина, ни прибор, ни метод возделывания почвы, ни даже оружие.
        Это было п о н я т и е.
        Понятие, которое должно было обеспечить феодалу безоговорочное послушание вассалов. Полное подчинение самурайства воле хозяина.
        Поскольку никаких оснований к покорности тому, а не другому начальству придумать было невозможно, то за основу всего сущего, за главное качество человека вообще была принята…
        Верность!
        Верность как таковая. Сама по себе. Независимо от того, кому и во имя чего человек верен. Или чему человек верен.
        Но как это может быть?
        А представьте себе, что в наши дни в Москве кто-то «болеет» за «Динамо», а кто-то – за ЦСКА. И оба вполне верны своим спортивным обществам и не жалеют глоток и ладошек, приветствуя выход любимых команд на стадион! Может это быть? Конечно! Но ведь это же игра? Это же не всерьёз?
        А там и тогда это было всерьёз. Только и всего. Это была сама жизнь, а вернее – сама смерть. Вот и вся разница. Теперь это шутка, а тогда это была трагедия. Говорят, так нередко бывает в истории.
        Верность была сделана колдовским заговором, она стала рыбьим словом.
        Ты верен не потому, что нечто, чему ты верен, хорошо, а ты хорош потому, что верен. Если ты верен, ты хорош, если ты неверен, ты негодяй.
        Ничего более полезного для хозяина нельзя было выдумать. Хозяин мог предпринимать любые нелепости, готовить любые подлости, применять любое коварство, ложь, обман – его подчинённые считали, что их первый и священный долг перед совестью – выполнить его требование. Убить сына, зарезать сестру, снять голову брату, украсть, надуть – всё можно и даже необходимо, если такова воля хозяина.
        Верность хозяину стала самодовлеющей идеей. Она была сделана моралью.
        И с точки зрения пользы для господствующего класса это было поистине гениальное изобретение!”
        Конечно, в этом контексте также можно провести аналогию. Практически, издание этого места почти гарантирует “плюху” в любой цензуре, и будет указывать на самое себя с принадлежностью к любой формации. Но это не нашего ума дело. А нашего ума – искать различия в анналах. Т. к. связь у нас уже есть.
        Следующий антипод – огромная псина. Наверное, немецкая овчарка. Она бегает по всему городу и норовит хватать любую проезжающую машину. Т. е. – охотится она только за этим видом транспорта. И абсолютно безопасна для всего остального…Длится это положение вот уже три года. Собаку эту все знают, и не обращают на неё ни малейшего внимания. Её трудовой день – от рассвета до заката…
        Однажды, я стою в магазине и слышу такой разговор. Одна женщина, приезжая, делится со своей знакомой новыми впечатлениями. Та ей коротко отвечает:
        - Я знаю, откуда эта собака. Её хозяину срочно потребовалось продать дом. И её не было возможности никуда деть. Вначале, он, было, пристроил её к кому-то. Но, она сбежала. То ли он вывез её из города на своей машине. То ли она сразу стала его – т. е. машину хозяина искать… Не знаю.
        Тут также приходит на ум сравнение с конём персонажа В. Высоцкого из фильма “Служили два товарища”…Но, я же говорю – не нашего ума это дело!
        Поэтому, раз Греция, судя по молве, считается индикатором всех достижений человечества, куда стекаются они все до одного, как все знания стекались в своё время в Александрийскую библиотеку, предлагается (возможно, по линии ЮНЕСКО) ввести в греческий язык ещё пять различных слов, обозначающих соответствующие понятия одного и того же явления – верность. Если в языке этих слов ещё нет…


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.